Научная статья на тему 'Модель становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества'

Модель становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / MODELING / MODEL / WORLDVIEW FORMATION / VALUE ORIENTATIONS FORMATION / STUDENTS OF TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабитова Галина Валентиновна, Зубенко Наталья Юрьевна

В статье представлены основные этапы моделирования процесса становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества. Охарактеризованы структурные компоненты модели: целевой, субъектный, содержательно-регулятивный, критериально-результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабитова Галина Валентиновна, Зубенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of forming worldview of teachers’ training university’s students in the context of the sustainable development of the Russian society

This article presents the main stages of modeling the process of forming worldview of teachers’ training university’s students in the context of the sustainable development of the Russian society. The authors characterize the structural model components: target, subject, content regulatory, criteria and effective ones.

Текст научной работы на тему «Модель становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества»

УДК 378.1:140.8(470+571) Сабитова Галина Валентиновна

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Зубенко Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.13 Sabitova Galina Valentinovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Preschool Education Department, Institute of Education Science and Educational Psychology, Moscow City Teachers' Training University

Zubenko Natalia Yurievna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Preschool Education Department, Institute of Education Science and Educational Psychology, Moscow City Teachers' Training University

MODEL OF FORMING WORLDVIEW OF TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY'S STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация:

В статье представлены основные этапы моделирования процесса становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества. Охарактеризованы структурные компоненты модели: целевой, субъектный, содержательно -регулятивный, критериально-результативный.

Ключевые слова:

моделирование, модель, становление мировоззрения, формирование ценностныхориентаций, студенты педагогического вуза.

Summary:

This article presents the main stages of modeling the process of forming worldview of teachers' training university's students in the context of the sustainable development of the Russian society. The auth ors characterize the structural model components: target, subject, content regulatory, criteria and effective ones.

Keywords:

modeling, model, worldview formation, value orientations formation, students of teachers' training university.

Объектом моделирования является процесс становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества.

Основными подходами к разработке модели становления мировоззрения студентов вузов в контексте устойчивого развития российского общества выступили системный и деятельност-ный, исследуемые как динамическое явление в формировании и развитии мировоззрения личности студентов [1].

Моделирование становления мировоззрения студентов вузов в контексте устойчивого развития российского общества проводится в три стадии:

Первая стадия - подготовительная, обусловлена определенной психологической готовностью к реализации модельных представлений преподавателя и студента. С преподавателями необходимо проводить методическую подготовку, заключающуюся в актуализации представлений об устойчивом развитии российского общества, осознании тех модельных представлений, которые им необходимо преобразовывать.

Подготовительная работа со студентами заключается в выявлении их интересов, потребностей, определении степени индивидуального жизненного опыта и др.

Вторая стадия - непосредственное моделирование становления мировоззрения студентов педагогических вузов в контексте устойчивого развития российского общества, которое осуществляется по следующим направлениям: а) определение цели и задач, принципов и закономерностей данного процесса; б) моделирование форм, методов и средств; в) выбор критериального подхода к результативности данного процесса.

На третьей стадии сложившиеся в процессе моделирования представления используются для создания прогнозируемой модели становления мировоззрения студентов педагогических вузов в контексте устойчивого развития российского общества. Данный процесс требует четкой последовательности и ясности выполняемых операций. Происходит апробация использования модели [2].

Структурная модель становления мировоззрения студентов вузов в контексте устойчивого развития российского общества, на наш взгляд, должна включать следующие компоненты:

I. Целевой. Цель отражает планируемый результат - аккумуляция представлений человека об окружающем мире и детерминация специфики дальнейшего поведения в нем в единстве неразрывно связанных между собой компонентов: ценностно-потребностного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-практического и рефлексивного, системообразующим элементом которых являются аксиологические основания, определяющие особенности восприятия и структурирования личностью окружающей действительности и устремления к достижению сбалансированности между прогрессивным социально-экономическим развитием российского общества и сохранением окружающей среды. Также цель определяет ориентацию на интересы выживания человечества в сложившихся кризисных условиях и его полноценное будущее развитие [3].

Обозначены закономерности, принципы, подходы, факторы становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества.

II. Субъектный. Модель предполагает взаимодействие следующих субъектов: студенты, преподаватели, учащиеся общеобразовательных организаций, общественность.

III. Содержательно-регулятивный. Представляет собой подсистему, составляющую содержание процесса становления мировоззрения студентов вуза в контексте устойчивого развития российского общества и механизм реализации модели.

Практическая реализация обозначенной модели находит свое отражение в авторской педагогической технологии, направленной на становление мировоззрения студентов вуза в контексте устойчивого развития российского общества.

Основные направления деятельности по становлению мировоззрения студентов вуза в интересах устойчивого развития российского общества, их содержательное и инструментальное наполнение:

1) аналитико-прогнозное - выявление и учет ценностных ориентаций и направленности личности студентов; потенциал образовательной, информационной и социокультурной среды вуза для формирования мировоззрения студентов в интересах устойчивого развития российского общества; прогноз изменения существующих параметров;

2) диагностическое - анализ существующих проблем формирования мировоззрения студентов в интересах устойчивого развития российского общества, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, превенцией экстремизма, национализма; исследование проблемного поля социальной ситуации в студенческом социуме;

3) системно-моделирующее - определение форм, методов, приемов, средств формирования личности студентов вуза в интересах устойчивого развития российского общества;

4) проектное - алгоритмическая разработка проекта;

5) активационное - побуждение к организации развития самопомощи и взаимопомощи, тренинги, консультации по созданию комфортных взаимоотношений в студенческом социуме;

6) организаторское - подбор и расстановка кадров, координация усилий и действий структурных подразделений вуза, общественных организаций города, молодежных центров;

7) эвристическое - приращение знаний в области социально-экономического, культурного и экологического развития страны; углубленное понимание проблем устойчивого развития; улучшение общекультурной и профессиональной подготовки будущего учителя в области формирования мировоззрения личности.

Формирование и развитие мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества осуществляется в несколько взаимосвязанных последовательных этапов: ценностно-смысловой, творческо-поисковый, педагогический и рефлексивный.

Важную роль в процессе становления мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества играет педагогическая практика в образовательной организации, в результате которой происходит формирование ценностных ориентаций учащихся [4]. В процессе педагогической практики студентами были организованы определенные виды форм, направленных на формирование ценностных ориентаций личности учащихся (перечень форм внеурочной работы приведен в таблице 1).

Педагогическими условиями эффективного становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества явились:

- общие, обеспечивающие эффективность становления мировоззрения студентов вузов: формирование мотивов, идеалов, ценностей, ценностных ориентаций студентов; развитие через социально полезную деятельность социально ценных эмоций: дружбы, сочувствия, взаимопомощи; приучение к законным нормам конкуренции в любой работе; включение студентов в социально полезную деятельность;

- частные, обеспечивающие эффективность становления мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества: включение студентов в индивидуальную проектную деятельность; личностно ориентированное взаимодействие с преподавателем в образовательном процессе; мотивация к самообразованию и саморазвитию студентов в профессионально-педагогической деятельности.

Таблица 1 - Основные виды форм внеурочной работы, направленные на формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных организаций_

Формируемые ценностные ориентации Виды форм внеурочной работы

Жизнь, счастье, гуманизм, свобода - беседа «Вверх по лестнице жизни»; - классный час «Вверх по лестнице жизни, или Мои жизненные ценности»

Внутренняя позиция человека (отношение к действительности, окружающим, самому себе); смысл и назначение жизни человека(нравственная позиция, эталоны нравственности, умение поддерживать жизненные процессы, сохранить свою жизнь, жизнь окружающих) - классные часы «Личность», «К чему люди стремятся в жизни»; - ролевая игра «Планета друзей»; - КВН между классами; - предметные вечера; - дискотеки к праздничным и памятным датам; - концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства; - выставки картин, коллекций, изделий, поделок, изготовленных собственными руками

Природа как естественная среда обитания человека; единство внутреннего мира человека и гармония природы; экологические проблемы; мое место в мире природы - классные часы «И станет мачехой земля», «Природа не прощает ошибок»; - конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»; - экскурсии в приюты для собак, зоопарки, конные школы, фермерские хозяйства; - коллективно-творческое дело «Здоровый образ жизни»; - классный час «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»; - конкурсы спортивного ориентирования; - конкурс на лучшее исполнение туристской песни

Патриотизм, традиции и обычаи, уважение суверенитета, терпимость, гражданственность, ответственность, право и обязанность, чувство собственного достоинства - тематические классные часы «Гражданственность», «Государственные символы России», «Мои права и права других людей, мои обязанности», «Святые заступники народа русского», «Дорогая моя Москва», «Твое русское имя»; - классный час - экскурсия по Москве; - деловая игра «Гражданином быть обязан»; - конкурс патриотической песни; - конкурсы на лучший рассказ на тему «История страны - в судьбах людей», «Военные истории моей семьи»; - походы по местам боевой славы; - встречи с ветеранами и помощь им, встречи с представителями правоохранительных органов; - праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края

Нравственность, нравственный выбор, жизненные ценности, нравственные законы и заповеди,поведение, категории: долг, порядочность, ответственность, скромность, духовная и душевная красота - классные часы «О красоте души и сердца» (ко дню пожилого человека), «Еще раз про любовь...»; - конкурс-праздник «В королевстве кривых зеркал, в королевстве добра и света»; - литературно-музыкальная композиция «Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя.», «Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон.»; - акции помощи ветеранам, детям в детских домах, больницах; - конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция», «Мой нравственный идеал»; - праздник «День рождения школы»

Культура мира, диалог культур, культура поведения, экологическая культура, культура умственного труда - классный час «Культура Мира»; - классный час «Культура личности - духовная ценность»

IV. Критериально-результативный.

Эффективность формирования мировоззрения студентов вузов в интересах устойчивого развития российского общества устанавливается с помощью критериально -оценочного аппарата.

Определив теоретические положения формирования мировоззрения студентов вузов в интересах устойчивого развития российского общества, мы разработали критерии, показатели и уровни сформированности мировоззрения и предполагаемый результат - высокий уровень сформированности мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества.

Представленная модель становления мировоззрения студентов педагогического вуза в контексте устойчивого развития российского общества может быть реализована в вузе соответствующего профиля, а также как одно из направлений воспитательной работы в вузах иного профиля.

Использование образовательного пространства организаций высшего образования позволит расширить возможности решения задач формирования мировоззрения студентов.

Ссылки:

1. Власюк Н.Н. Образование как фактор адаптации общества к устойчивому развитию: методологические основания проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2011. Т. 4, № 4. С. 7-15 ; Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя // Магистр. 1994. № 6. С. 34-41 ; Пидкасистый П.И. Методологические основы формирования у студентов - будущих учителей опыта трансфера целей образования в систему педагогических и учебно-познавательных задач // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М., 2002.

2. Бармина В.Я. Через технологическое образование к устойчивому развитию общества // Школа и производство. 20014. № 1. С. 7-11 ; Пидкасистый П.И. Указ. соч.

3. Jacquet P., Sachwald F. Mondialisation: La vraie rupture du XXe siecle // Politique etrangere. 2000. No. 3-4. P. 597-612.

4. Никандров Н.Д. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.