УДК 378.14 ББК 74.4
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-СТАДИ
I Н.М. Нужнова
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки учителей начальной школы к решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, осмысление которых представляется одним из приоритетных направлений в деле развития Российского государства и ее национальной безопасности. Автором показано применение активных и интерактивных форм и методов обучения в высшей школе, эффективно действующих в качественном развитии, формировании компетенций студентов, создании условий для обогащения их знаниями, в частности, в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников. Обоснован потенциал кейс-тестов с использованием практико-ориентированных педагогических ситуаций, направленный на их осмысление, актуализацию комплекса профессиональных знаний, необходимых для разрешения той или иной проблемы, расширяющий кругозор студентов. В статье также представлена важность структурированного владения алгоритмом действий в це-180 лях повышения качества выполнения кейс-заданий. Описан методический опыт организации ситуационного обучения (кейс-стади), один из фрагментов кейс-теста из общего цикла, ориентирующий будущих учителей к развитию интеллектуальной, духовно-нравственной сферы личности, обеспечивающий мировоззренческое осмысление изучаемого направления воспитания в начальном образовании.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, начальное образование, метод ситуационного обучения, профессиональная подготовка учителей, профессиональная компетентность.
TRAINING TEACHERS TO SOLVING THE PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL USING THE CASE STAGE
I N.M. Nuzhnova
Abstract. The article deals with the problem of training primary school teachers to solve the problems of spiritual and moral education of the younger generation, the understanding of which is one of the priorities in the development of the Russian state and its national security. The author shows the use of active and interactive forms and methods of teaching in higher education, effectively acting in the qualitative development, the formation of students ' competencies, creating conditions for boosting their knowledge, in particular, in solving the problems of spiritual and moral education of students. The potential of case-tests with the use of practice-oriented pedagogical situations, aimed at their comprehension, updating the complex of professional knowledge necessary for solving a particular problem, expanding the students' horizons is substantiated. The article also presents the importance of structured knowledge of the algorithm of actions in order to improve the quality of case studies. The article describes the methodical experience of the organization of situa-tional training (case-study), one of the fragments of the case-test out of the General cycle, orienting future teachers to the development of intellectual, spiritual and moral sphere of personality, providing ideological understanding of the studied direction of education in primary education.
Keywords: spiritual and moral education, primary education, method of situational education, professional training of teachers, professional competence.
В условиях новой социально-культурной ситуации, сложившейся в XXI веке, усиливается значимость и ценность духовно-нравственного воспитания человека для развития российского общества и государства [1-4]. Только духовно-нравственный человек в полной мере способен формировать свою жизненную мировоззренческую позицию, достойно жить, творить и реализовывать ценности Красоты, Истины, Добра, быть духовно богатой и зрелой личностью. Важна взаимосвязь духовности и нравственности в человеке, где нравственность является основой и проявлением духовности.
181
Развитие и формирование духовно-нравственной сферы личности осуществляется на протяжении всей человеческой жизнедеятельности, однако в период школьного обучения и воспитания, на начальных этапах Детства, на наш взгляд, наиболее значимо и благоприятно закладывать нравственную базу и, поддерживая позицию профессора Л.И. Акатова, тем самым «.. .повышать заботу о подрастающем поколении, о подготовке таких людей, которые бы стремились не только к обеспечению своего благополучия, а трудились и действовали во благо России и её граждан» [5].
182
На современном этапе развития российского общества, с учетом направленности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на обеспечение «..духовно-нравственного и социокультурного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности как основы развития гражданского общества, на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6], возникает особое понимание необходимости формирования способности растущего человека «выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов» [7].
Духовно-нравственное воспитание в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» представляет «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [7], где решение его многих проблем особо актуализируется в современных нормативно-правовых документах образовательной системы Российского общества, в том числе в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [8].
В начальной школе учебный и воспитательный процессы, следуя принципам гуманизма, диалога, куль-туросообразности, осуществляются в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности как основы гражданского общества. Направляя
работу с младшими школьниками на развитие их способностей к позитивному ценностному отношению и осмыслению разных культур, учитель начальных классов, владеющий муль-тикультурной компетентностью (а она сегодня является, пожалуй, одной из ключевых в структуре профессионально-педагогической компетентности), организовывает конструктивное межнациональное взаимодействие в детском сообществе [9, с. 189].
Вместе с тем, новые вызовы времени, задачи образования, ФГОС НОО нацеливают учителя начальной школы на понимание того, что воспитание и становление личности обучающегося, «уважающего и осваивающего в деятельности традиционные духовно-нравственные и социокультурные ценности семьи, общества и народов Российской Федерации», необходимо осуществлять совместными усилиями педагогического сообщества, родителей и специалистов социально-культурной сферы.
Подготовка учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании представляется достаточно сложным и ответственным процессом в системе вузовского обучения, нуждается в его научном, методическом и технологическом обоснованиях. В данном контексте речь идет о «способности будущего педагога решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучеб-ной деятельности», как это прописано во ФГОС ВПО [10], актуализируя важную профессиональную компетенцию в подготовке студента-бакалавра к педагогической деятельности.
В условиях динамично изменяющихся параметров образовательной
среды и многовекторного характера ее развития для будущего учителя становится особенно важным овладение комплексом компетенций, направленных на их личностное саморазвитие, самообразование, на готовность к постоянному проектированию профессиональной карьеры и личностного роста [11]. Арсенал образовательных технологий, методов и приемов обучения [12] в педагогическом вузе призваны не только качественно развивать, формировать компетенции студентов, но и создавать условия для обогащения их знаниями, в частности, в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Активные и интерактивные формы и методы обучения становятся действенными в формировании системы общекультурных и профессиональных компетенций студентов, готовности их к определенным видам профессиональной деятельности. Речь идет о профессиональной подготовке учителей в ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург) по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» в профиле «Начальное образование» к педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
Практико-ориентированные занятия со студентами включают проблемные семинары, семинары-исследования, групповые дискуссии (обмен мнениями), разбор и анализ практических педагогических ситуаций (кейс-стади), проектирование и другие формы, в ходе которых обогащается интеллектуальный, духовно-нравственный, эстетический, профессиональ-
ный личностный потенциал. Формирование готовности будущего педагога к профессиональному виду культурно-просветительской деятельности реализуется в ходе изучения дисциплин «Организация досуговой деятельности младших школьников» в модуле «Художественно-эстетическое образование в начальной школе», «Проектирование досуговых программ для младших школьников», «Организация дополнительного образования (начальное образование)» в модуле «Дополнительное образование».
В перечне планируемых результатов обучения по названным дисциплинам наряду с другими компетенциями включена компетенция, направленная на способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3). В этой связи студент-бакалавр должен:
• знать цели и задачи, принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
• уметь проектировать досуго-вую деятельность и культурно-просветительские мероприятия с учетом задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
• владеть способами отбора материала с учетом задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся при проектировании досуговых программ для младших школьников.
Вместе с тем, важным в решении профессиональных задач в области культурно-просветительской деятельности для студентов становятся:
• изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
183
184
• организация культурного пространства;
• разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Успешность реализации духовно-нравственного воспитания в начальном образовании видится в многоаспектном содержании подготовки студентов — будущих учителей к решению задач данного воспитательного направления в начальной школе. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучеб-ной деятельности (ПК-3) — это одна из важных компетенций студентов-бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» в профиле «Начальное образование» при освоении вышеперечисленных учебных дисциплин. В процессе подготовки будущих учителей начального образования к реализации духовно-нравственного воспитания целесообразно использовать интерактивные формы и методы обучения.
Для нас особенно привлекательным становится метод ситуационного обучения (кейс-стади), позволяющий использовать значительные деятель-ностные ресурсы для решения тех или иных практико-ориентированных заданий, расширяя кругозор студентов, обеспечивая мировоззренческое осмысление педагогической деятельности. Наряду с выполнением вариативных и инвариантных заданий для студентов, нами разрабатываются кейс-ситуации к практическим занятиям, а также кейс-тесты для текущей аттестации. Отметим, что метод case-study является методом активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем реше-
ния конкретных задач — ситуаций (решение кейсов) [13] и включает поиск, осмысление того или иного материала, тем самым становится достаточно привлекательным для студентов, повышая их интерес к тому или иному учебному курсу.
Кейс-тест в процессе обучения используется не случайно, поскольку широта его потенциала кроется в «совокупности ситуационных моделей, включающих проблемные задачи, предлагающие студенту осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых для разрешения данной проблемы [14]. Заметим, что форма кейс-теста впервые была разработана Е.Б. Моргуновым в качестве «методики оценки и развития потенциала профессионала, сочетающая в себе преимущества и преодолевающая недостатки традиционных кейсов и тестов» и стала новым классом психолого-дидактического инструментария [15]. Для нашей работы данная методика также представляет определенный интерес, продуктивность использования которой очевидна в работе со студентами.
В процессе разработки разного рода кейс-тестов для студентов особое внимание мы уделяем вопросам духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Нам представляется важным нацелить будущих учителей на понимание значимости духовно-нравственных ценностей для подрастающего человека; ценностей семейной жизни, усваиваемых ребенком с первых лет жизни; традиционных источников нравствен-
ЕК
ности; воспитательных традиций литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры; форм и видов организации внеурочной деятельности для достижения цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении; участия школьников в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений [16]. Важным в этом процессе актуализировать внимание студентов на то, что первый школьный учитель возлагает на себя особую ответственность - вести ребенка в мир знаний и культуры, воспитывать духовно-нравственную личность, и поэтому ответственность в этой работе его достаточно высока.
В качестве примера приведем фрагмент одного кейс-теста из общего цикла, разработанных нами для студентов-бакалавров.
Цель кейс-теста — развитие профессиональной компетенции (ПК) «способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеу-чебной деятельности».
Задачи кейс-теста — решение профессиональных задач в области культурно-просветительской деятельности:
• изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
• организация культурного пространства;
• разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Решение кейс-теста должно быть структурированным, а именно: сначала выдвинуть гипотезы, объясняющие развитие ситуации именно такой, а не
иной, далее предложить варианты методов проверки своих предположений и затем уже выбрать способы воздействия на ситуацию и ее участников.
Общий фрагмент. Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов охватывает весь педагогический процесс и реализуется в условиях обучения, внеурочной деятельности и вне учебной деятельности. Учитель 3 класса в целях реализации духовно-нравственного воспитания учащихся включила в план воспитательной работы многообразие форм (этические беседы, экскурсии, чтение книг, праздники, просмотр кинофильмов (в том числе учебных), встречи, игры, викторины, участие в детских исследовательских конкурсах и др.), формируя тем самым нравственный уклад жизни классного сообщества, объединив воспитание и обучение в единый процесс. Важным в этом процессе для учителя являлось соблюдение основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
В рамах духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов на родительном собрании было принято решение организовать и провести конкурс при взаимодействии с родителями «Традиции семейного духовно-нравственного воспитания». Поскольку организация конкурса представляло собой многоэтапный процесс, учителю, как организатору культурно-просветительского мероприятия, предстояло учесть многочисленные детали (организационно-содержательный алгоритм: постановка целей, задач, разработка Положения, организация конкурсных заданий, организация жюри, оформление класса, анализ досугового мероприятия и пр.).
В конкурсе учащиеся совместно с родителями продемонстрировали умения в сочинительстве, представили семейный
185
186
альбом, продемонстрировали видео-творчество, декоративно-прикладное творчество, а также свое хобби. Однако для подготовки участия их в номинациях конкурса, потребовалась помощь учителя. Для этого педагог разъяснила ученикам и родителям о важности поисковой деятельности в организации их свободного времени, а также обозначила основные этапы поисковой деятельности.
В конце учебного года учитель подготовила отчет воспитательных мероприятий, проведенных в классе, а также предложила авторскую воспитательную модель будущего состояния классного сообщества, целостный образ класса с приоритетным направлением деятельности — духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Для решения кейса используйте приложения (см. таблицу).
Студентам предлагается ответить на вопросы, выбирая ответ (из предложенных), и обосновать свой выбор.
Педагогическая ситуация 1. Духовно-нравственное воспитание учащихся младших классов охватывает весь педагогический процесс и реализуется в условиях обучения, внеурочной деятельности и вне учебной деятельности. Учитель 3 класса в целях реализации духовно-нравственного воспитания учащихся включила в план воспитательной работы многообразие форм, формируя тем самым нравственный уклад жизни обучающихся, объединив воспитание и обучение в единый процесс. Важным в этом процессе
для учителя являлось соблюдение основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания. К таковым принципам организации нравственного уклада жизни обучающихся в современной школе относят:
• нравственный пример педагога;
• социально-педагогическое партнерство;
• индивидуально-личностное развитие;
• интегрированность программ духовно-нравственного воспитания;
• ответственное отношение к проведению мероприятия;
• конкретизацию проблем-задач в работе с классом.
Для решения задания используйте Приложение 1.
Для того чтобы верно решить кейс-задания, студентам предлагается для самостоятельного изучения список информационно-методических источников, а также материалы - Приложения (к примеру, «Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников»; «Положение о проведении конкурса традиций семейного духовно-нравственного воспитания», «Памятка анализа досугового мероприятия» и др.), представленные педагогом в контексте осмысления проблемной ситуации и обоснования правильного ответа.
Ссылка на информационно-методический ресурс и обоснование правильного ответа представляется так: «Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности граж-
Таблица
Краткое содержание информации Наименование приложения
Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников Приложение 1
Положение о проведении конкурса традиций семейного духовно-нравственного воспитания Приложение 2
Памятка анализа досугового мероприятия Приложение 3
Преподаватель_Ш_
ВЕК / 2019
данина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; ин-тегративности программ духовно-нравственного воспитания» [16, с. 50-51].
Педагогическая ситуация 2. Организовывая семейный конкурс «Традиции семейного духовно-нравственного воспитания», учителю необходимо было пригласить для оценки результатов конкурсных работ компетентное жюри. Формируя состав компетентного жюри для оценки результатов конкурсных работ детей и их родителей, учителю предстояло соблюдать следующие требования:
• число членов жюри должно быть от трех до семи человек;
• в жюри должны входить люди, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить;
• из жюри должны быть исключены люди, лично заинтересованные в результате;
• организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей;
• число членов жюри должно быть от пяти до восьми человек;
• в жюри должны входить люди, не имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить.
Для выполнения данного задания обратитесь к Приложению 2.
Ссылка на информационно-методический ресурс и обоснование правильного ответа:
Для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри, должно учитывать ряд требований:
а) никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку — число членов жюри должно быть от трех до семи человек;
б) никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
в) никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате;
4) организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей [17, с. 58].
Педагогическая ситуация 3. Анализируя досуговое мероприятие (конкурс), проведенное в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов, учитель использовала разные методы изучения, сбора и обобщения информации. Какой из нижеуказанных методов является информативным для обобщения первичной информации, охватывает видимые признаки событий и изменений:
• наблюдение
• анкетирование
• социометрический опрос
• диагностика
• педагогический эксперимент
Для решения данного задания используйте Приложение 3. Памятка анализа досугового мероприятия
Ссылка на информационно-методический ресурс и обоснование правильного ответа представляется так: «Наблюдение используется, как правило, для сбора и обобщения первичной информации. Оно занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального по-
187
188
ведения индивидов. Наблюдение охватывает видимые признаки событий и изменений в досуговой сфере и отображает конкретные события в конкретных ситуациях» [18, с. 35].
Педагогическая ситуация 4.
В конце учебного года учитель подготовила отчет воспитательных мероприятий, проведенных в классе, а также предложила авторскую воспитательную модель будущего состояния классного сообщества, целостный образ класса с приоритетным направлением деятельности — духовно-нравственного воспитания учащихся.
Основными составляющими образа класса являются:
• образ учащегося класса;
• образ жизнедеятельности классного сообщества;
• представления о внешних связях и отношениях классного сообщества;
• образ личных отношений учителя с родителями;
• образ общения, преимущественно делового характера;
• представления об оценивании поступков учащихся.
Ссылка на информационно-методический ресурс и обоснование правильного ответа: «Основой для моделирования является целостный образ класса — совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, который складывается из наблюдения за детьми, изучения их потребностей и представлений педагога о наиболее важных качествах; образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений с приоритетным направлением
деятельности; представления о внешних связях и отношениях классного сообщества, о его месте и роли в общности всей школы» [19, с. 188].
В целях повышения качества решения кейс-заданий важно правильно владеть алгоритмом действий, где обязательными этапами в данном виде работы становятся для студентов их групповое обсуждение той или иной проблемы в представленной педагогической ситуации; индивидуальное решение проблемы; групповое решение проблемы; рефлексия.
Результативность такой работы со студентами в режиме метода ситуационного обучения определяется:
• формированием у бакалавров целостного представления о духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения средствами культурно-просветительской деятельности;
• активизацией внимания у бакалавров к проблемам организации культурно-просветительской деятельности для начального образования;
• развитием накопленного диапазона знаний, умений и навыков у будущих учителей в проектировании и разработке досуговых программ, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в условиях общеобразовательной организации;
• расширением опыта изучения проблем и досуговых интересов и потребностей целевой аудитории, подбором диагностических методик, по результатам которых осуществляется проектирование культурно-просветительных мероприятий, с учетом духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения;
• развитием у бакалавров способности к самоанализу и рефлексии.
Так, опыт показывает, что в ходе подготовки учителей к решению задач духовно-нравственного воспита- 1. ния, при использовании приемов проблемного обучения, применения спектра ситуационных методов обучения, в том числе кейс-тестов, обеспечивается углубление знаний, вырабатываются навыки общественной жизни, актуализируются ценностные аспекты нравственности и духовности. Более 2. того, систематическая постановка проблемных педагогических ситуаций (в том числе, к решению задач духовно-нравственного развития личности), использование образцов применения разнообразных приемов и методов их решения, активизируют учебно-по- 3. знавательную деятельность студентов, обогащают их социокультурный опыт; обеспечивают качество станов- ^ ления профессиональной компетентности. Проявление ценностного отношения и устойчивости профессионального интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания также подтверждается активностью студентов в подготовке самостоятельных презентационных работ с разнообразием организационных форм духовно-нравственного воспитания, адекватных особенностям современных детей (игровая акция, программа волонтерского движения, программа киноклуба, социокультурный проект, исследо- 6 вательская работа, видеоролик, квест, праздник, игры-путешествия и др.).
Таким образом, использование кейс-стади в подготовке учителей 7. начального образования способствует решению задач духовно-нравственного воспитания, представляющие социальную значимость для настоящих и будущих поколений. о
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Ефимова, Е.П. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников / Е.П. Ефимова, Н.А. Зинке-вич, Н.И. Рыжова [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — URL: http:// www.scienceeducation.ru/ni-10379 (дата обращения: 17.05.2019). Рыжова, Н.И. XIII Международные Лихачевские научные чтения как социально-значимый культурологический проект / Н.И. Рыжова [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования.
— 2013. — № 6. — С. 993. — URL: https:// scienceeducation.ru/ru/article/view?id=10758 (дата обращения: 12.05.2019). Ставцева, О.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации / О.И. Ставцева, Н.И. Рыжова // Вопросы культурологии.
— 2013. — № 12. — C. 6-12.
Громова, О.Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума / О.Н. Громова, Н.И. Рыжова, В.Н. Чайка // Преподаватель 21 века.
— 2014. — Т. 1. — № 4. — C. 20-31. Акатов, Л.И. Формирование духовно-нравственной сферы как основа личност- jßQ ного становления человека [Электронный ресурс] / Л.И. Акатов. URL: http://cyberle ninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nra vstvennoy-sfery-kak-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-cheloveka (дата обращения: 03.05.2019).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 03.05.2019). Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
190
[Электронный ресурс]. — URL: http:// government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y 9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
9. Нужнова, Н.М. Формирование мульти-культурной компетентности учителя начальных классов в интересах устойчивого развития [Текст] / Н.М. Нужнова // Герце-новские чтения. Начальное образование. — СПб., Издательство: ООО «ВВМ», 2018. — Т. 9. — № 2. — С. 189-194.
10. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. — URL: Шр://миноб-рнауки.рф/ (дата обращения: 04.05.2019).
11. Котова, С.А., Нужнова, Н.М. Подготовка студента к успешной интеграции в профессиональную среду [Текст] / С.А. Котова, Н.М. Нужнова // Управление развитием профессиональной компетентности личности: история, теория, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. 27 ноября 2017 г. Белгород / под. ред. Н.И. Исаева, С.И. Маматова. — Белгород, Издательство: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2017. —Т. 2. - C. 240-245.
12. Лаптев, В.В. Специальные методы обучения информатике [Текст] / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий // Вопросы теории и практики обучения информатике. Сб. науч. тр. Под ред. В.В. Лаптева. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. — С. 95-113.
13. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения [Электронный ресурс] / А.М. Долгоруков. — URL: http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 29.04.2019).
14. Михайлова, Н.С., Минин, М. Г., Муратова, Е.А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб. пособие [Текст] / Н.С. Михайлова, М.Г.Минин, Е.А. Муратова // Фундаментальные исследования. -Пенза, Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2009. — № 2. — С. 81-82.
15. Шварева, О.В. Кейс-тест: инновационное оценочное средство компетентности бака-
ЕК
лавров [Электронный ресурс] / О.В. Шва-рева. — URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/keys-test-innovatsionnoe-otsenoch noe-sredstvo-kompetentnosti-bakalavrov (дата обращения: 03.05.2019).
16. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е.Ю. Анохина. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 210 с.
17. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2016. — 196 с.
18. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учебное пособие [Текст] / Б.Г Мосалев. — М.: МГУК, 1995. — 96 с.
19. Педагогика начального образования / под ред. С.А. Котовой. Учебник для вузов [Текст]. - СПб.: Питер, 2017. — 336 с.
REFERENCES
1. Akatov L.I. Formirovanie duhovno-nravst-vennoj sfery kak osnova lichnostnogo stanovlenija cheloveka [Electronic resource], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-duhovno-nravstvennoy-sfery-kak-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-che-loveka (accessed: 03.05.2019). (in Russian)
2. Anohina E.Ju., Duhovno-nravstvennoe vos-pitanie detej mladshego shkolnogo vozras-ta: ucheb. - metod. posobie, Moscow, Flin-ta, 2015, 210 p. (in Russian)
3. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov VA., Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii, Moscow, Prosveshhenie, 2014, 24 p. (in Russian)
4. Dolgorukov A.M., Metod case-study kak sovre-mennaja tehnologija professionalno orien-tirovannogo obuchenija [Electronic resource], available at: http://evolkov.net/case/case. study. html (accessed: 29.04.2019). (in Russian)
5. Efimova E.P., Tvorcheskoe nasledie akademika D.S. Lihacheva kak osnova duhovno-nravstven-nogo razvitiya sovremennyh shkolnikov, Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, No. 5 [Electronic resource], available at: http:// www.scienceeducation.ru/111-10379 (accessed: 17.05.2019). (in Russian)
6. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obshhego obrazovanija
[Electronic resource], available at: https:// minobrnauki.rf/dokumenty/922 (accessed: 03.05.2019). (in Russian)
7. Federalnyj gosudarstvennyj standart vysshego professionalnogo obrazovanija po napravleni-jam podgotovki bakalavriata [Electronic resource], available at: http://minobrnauki.rf/ (accessed: 04.05.2019). (in Russian)
8. Gromova O.N., Ryzhova N.I., Chaika V.N., Cennostnye orientiry kak osnova duhovnoi sostavlyayushei professionalnoi deyatelnosti specialista v usloviyah transformacii sovre-mennogo sociuma, Prepodavatel 21 vek, 2014, T. 1, No. 4, pp. 20-31.
9. Isaeva I.Ju., Dosugovajapedagogika, ucheb. posobie, Moscow, Flinta, 2016, 196 p. (in Russian)
10. Kotova S.A., Nuzhnova N.M., "Podgotovka studenta k uspeshnoj integracii v profession-alnuju sredu" in: Upravlenie razvitiem pro-fessionalnoj kompetentnosti lichnosti: istori-ja, teorija, praktika: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 27 nojabrja 2017 g. Belgorod, pod. red. N.I. Isaeva, S.I. Mamatova, Belgorod, Izdatelstvo: Belgorodskij gosu-darstvennyj institut iskusstv i kultury, 2017, T. 2, pp. 240-245. (in Russian)
11. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shveckii M.V., "Specialnye metody obucheniya informa-tike", in: Voprosy teorii i praktiki obucheniya informatike: Sb. nauch. tr., pod red. V.V. Lap-teva, Saint-Petersburg, 1998, pp. 95-113.
12. Mihajlova N.S., Minin M.G., Muratova E.A., Razrabotka fonda ocenochnyh sredstv v proektirovanii obrazovatelnyh programm: ucheb. posobie, Penza, Izdatelstvo, Izdatel-
(acessed: 12.05.2019). (in Russian) Shvareva O.V. Kejs-test: innovacionnoe oce-nochnoe sredstvo kompetentnosti bakalavrov [Electronic resource], available at: https: keys-test-innovatsionnoe-otsenochnoe-sred-stvo-kompetentnosti-bakalavrov (accessed: 03.05.2019). (in Russian) Stavceva O.I., Ryzhova N.I., Cennosti i smysly v epohu globalizacii, Voprosy kultu-rologii, 2013, No. 12, pp. 6-12. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Electronic resource], available at: http://government. ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEF-nyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 01.05.2019). (in Russian)
skij Dom, Akademija Estestvoznanija, 2009, No. 2, pp. 81-82. (in Russian)
13. Mosalev B.G., Dosug: metodologija i meto-dika sociologicheskih issledovanij: uchebnoe posobie, Moscow, 1995, 96 p. (in Russian)
14. Nuzhnova N.M., Formirovanie multikul-turnoj kompetentnosti uchitelja nachalnyh klassov v interesah ustojchivogo razvitija, Gercenovskie chtenija. Nachalnoe obra-zovanie, Saint-Petersburg, 2018, T. 9, No. 2, pp. 189-194. (in Russian)
15. Pedagogika nachalnogo obrazovanija, pod red. S.A. Kotovoj. Uchebnik dlja vuzov, Saint-Petersburg, 2017, 336 p. (in Russian)
16. Ryzhova N.I., XIII Mezhdunarodnye Lih-achevskie nauchnye chteniya kak socialno-znachimyi kulturologicheskii proekt, Sovremen-nyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2013, No. 6. p. 993 [Electronic resource], available at: https:// scienceeducation.ru/ru/article/vi-ew?id=10758
17.
18.
19.
Нужнова Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка, Институт детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, [email protected] Nuzhnova N.M., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Pedagogy of Primary Education and Artistic Development of a Child Department, Institute of Childhood, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, [email protected]