УДК 378
Baklanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL PRACTICE IN ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS AS A CONDITION OF THE IMMERSION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS INTO THEIR PROFESSION. The article examines an actual problem of professional training of future teacher of primary school for pedagogical practice at school. In modern conditions of modernization of higher pedagogical education, the emphasis shifts to practical training, in the course of which the future primary school teacher has readiness to carry out professional activities in the education, upbringing and development of junior schoolchildren in the conditions of the implementation of the Federal state educational standard of primary general education at the highest level. The article reveals the significance and peculiarity of the organization of pedagogical practice in extracurricular work, which allows bachelors to join the educational process of primary school as its active subjects. The article may be of interest to primary school teachers, teachers of pedagogical universities.
Key words: pedagogical practice, professional training of future primary school teacher, junior schoolchildren.
Г.А. Бакланова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики начального образования АлтГПУ, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОГРУЖЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИЮ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в период педагогической практики. В современных условиях акценты смещаются на практическую подготовку, в ходе которой у будущего учителя начальных классов формируется готовность осуществлять профессиональную деятельность по обучению, воспитанию и развитию младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО на самом высоком уровне. В статье раскрывается значение и особенность организации педагогической практики по внеучебной работе с младшими школьниками, которая позволяет бакалаврам включиться в учебно-воспитательный процесс начальной школы в качестве его активных субъектов.
Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов, младшие школьники.
Учитель является основным, и, пожалуй, главным субъектом педагогического процесса, направленного на развитие и становление подрастающего поколения, на подготовку будущих активных граждан, способных принимать самостоятельные решения в любой даже нестандартной ситуации. Учитель начальных классов - это особый учитель, так как именно он закладывает основу умения учиться на протяжении всей жизни.
Подготовка компетентного учителя начальных классов является одной из составляющих процесса модернизации российского образования, так как современной школе нужны специалисты, готовые осуществлять профессиональную деятельность по обучению, воспитанию и развитию младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО на самом высоком уровне [1]. В обучении бакалавров акценты смещаются на активную самостоятельную учебную деятельность, приобретение студентами прикладных знаний и практических навыков, необходимых для постановки и решения профессиональных задач. Одним из важнейших направлений в подготовке бакалавров является педагогическая практика, во время которой будущие учителя не только изучают опыт работы учителей, но и применяют приобретенные знаний и умений в условиях реального педагогического процесса, что ведет к формированию у них необходимых профессиональных компетенций. Именно педагогическая практика обеспечивает фундамент будущей профессиональной деятельности, развивает педагогическое сознание и профессионально значимые качества будущих педагогов.
Исследователи неоднократно обращались к вопросу организации педагогической практики будущих учителей начальных классов. Так, А.А. Казакова раскрывает психолого-педагогическую составляющую практик будущих учителей начальных классов [2], Г.М. Коджаспирова обеспечивает студентов различными дидактическими материалами [3], Л.А. Никитина представляет целостную характеристику различных видов педпрактики [4].
Предметом нашей статьи является практика по организации внеучебной деятельности младших школьников. На наш взгляд, обучение бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование») надлежит осуществлять с учетом специфики профессиональной деятельности учителя начальных классов, к которой мы относим:
- многопредметность (учитель должен владеть теорией и методикой преподавания учебных дисциплин, относящихся к различным областям знания);
- полифункциональность (учитель выполняет несколько функций: обучение, воспитание и развитие школьников; содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры; педагогическое просвещение родителей, регулирование воспитательных воздействий семьи и школы);
- учет возрастных особенностей младших школьников (учителю необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические и методические условия, использовать здоровьесбе-регающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса» [5, с. 249]. Названные специфические аспекты деятельности учителя начальных классов должны лежать и в основе организации педагогической практики, что позволит будущим педагогам в полной мере ознакомиться с профессиональной деятельностью учителя младших классов и осознать все многообразие решаемых им видов педагогических задач.
Первая педагогическая практика это особая практика, поскольку большинство студентов впервые попадают в образовательную среду начальной школы как наставники младших школьников. От того как она будет организована во многом зависит, появиться ли у студента мотивация для осуществления многоплановой и трудоемкой работы учителя начальных классов.
Мы рассматриваем первую педагогическую практику как условие погружения бакалавров в профессиональную деятельность учителя младших классов. Погружение в профессиональную деятельность учителя начальных классов мы понимаем как процесс глубокого осознания себя в профессии учителя начальной школы в ходе длительного пребывания в реальной педагогической действительности, самостоятельное осуществление практических действий по решению типовых профессиональных задач, самоанализ собственной деятельности и принятие решения по дальнейшему пребыванию в осваиваемой профессии.
В соответствии с учебным планом на первую педагогическую практику студенты выходят в 4 семестре и направляются к опытным педагогам, способным продемонстрировать качественные образцы профессиональной деятельности. Многие будущие учителя осуществляют педагогическую практику на базе тех
школ, в которых они сами обучались, и куда планируют пойти работать после окончания педагогического вуза.
Длительность практики 4 недели. Цель практики: закрепление и углубление теоретической подготовки студентов в области методики воспитания младших школьников, приобретение практических навыков и компетенций по организации и осуществлению внеучебной деятельности младших школьников. Основные задачи: изучение организации воспитания младших школьников на основе использования технологий, соответствующих их возрастным особенностям; формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления воспитательного процесса и индивидуальной работы; развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Таким образом, в ходе первой педагогической практики студенты должны овладеть основами внеучебной работы, осуществляемой учителем начальных классов, по воспитанию и развитию школьников, умениям психолого-педагогического наблюдения и анализа. Практиканты самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, викторины, конкурсы, экскурсии, познавательные игры, выпуск тематических газет, оформление классных уголков и т.п.), а также принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел.
Будущим учителям предоставляется возможность по ознакомлению с функциями классного руководителя как координатора учебной и воспитательной деятельности учащихся класса, организатора по сплочению и формированию ученического коллектива и посредника между родителями и другими педагогами, работающими с учащимися класса. Наблюдение за деятельностью учителя на разных уроках позволяет увидеть осуществление целостного учебного процесса, выяснить, как учитель поддерживает дисциплину на уроке и удерживает внимание школьников, вызывает интерес к изучаемому материалу, использует разнообразные средства обучения, в том числе цифровые образовательные материалы и т.п.
В первые дни практики студенты-бакалавры в основном выступают в роли наблюдателей за деятельностью учителя и детским коллективом. Они конспектируют уроки и внеучебные занятия, анализируя увиденное. Наблюдая деятельность учителя-наставника, студенты постепенно включаются в разработку и проведение собственных мероприятий и индивидуальных занятий с детьми. Изучив особенности детей, обучающихся в классе, практиканты организуют отдых детей на переменах, проводя не только подвижные, но и интеллектуальные игры.
Многие студенты-практиканты помогают своему наставнику в формировании у учащихся элементов общей культуры, в том числе культуры поведения. Отметим, что содействие по формированию культуры поведения у школьников происходит не только в ходе бесед или тематических классных часов, но на собствен-
Библиографический список
ном примере. Студенты стремятся сами быть образцами культурных и воспитанных людей, что проявляется в следующем:
• манере говорить и двигаться;
• уважительном общении с учителями, другими педагогическими работниками, школьниками и их родителями;
• во внешнем виде и т.п.
По окончанию практики каждый студент написал самоанализ собственной деятельности. Представим выдержки из работ практикантов, из которых становится ясно, как прошел процесс погружения в профессиональную деятельность учителя начальных классов.
Юля И. пишет: «Я осознала всю трудность своей будущей профессии. Для меня стало важным готовиться не только к практическим занятиям в вузе, но и развиваться всесторонне, чтобы уметь заинтересовать учащихся. Практика помогла мне представить, на что будет нацелена моя будущая работа, а также педагогическая практика побудила меня к стремлению стать отличным педагогом».
Екатерина Ч. отмечает: «Во время практики я узнала, что подготовка к урокам очень затратное занятие. Проведение урока требует очень большой психологической и методической подготовки. Однако, это только увеличило мой интерес к профессии учителя начальных классов».
Таня Ш. указывает на то, что «прохождение практики в школе открыло возможность познать все стороны педагогической деятельности учителя начальных классов и значительно расширить представления об организации учебно-воспитательного процесса».
Кроме того, многие практиканты осознали не только значимость профессиональной деятельности учителя, но осмыслили собственную ответственность за развитие и воспитание личности ребенка. Конечно, не все бакалавры приняли решение о том, что будут работать в школе. Они сомневаются в своих силах или не видят у себя необходимых личностных качеств. Но все же, большинство студентов оценили первую педагогическую практику как успешную и отметили, что заинтересовались профессией учителя младших школьников.
Таким образом, педагогическая практика по организации внеучебной деятельности младших школьников позволила студентам-бакалаврам включиться в учебно-воспитательный процесс начальной школы в качестве его активных субъектов, что способствовало погружению будущих педагогов в профессиональную деятельность учителя начальной школы. Такое погружение помогло осознать всю многогранность и разносторонность работы с младшими школьниками, приобрести первый педагогический опыт, получить целостное представление о профессии. В ходе прохождения педагогической практики у студентов формировались профессионально значимые компетенции, за счет переосмысления теоретических знаний, полученных в вузе, в процессе практической деятельности в условиях начальной школы.
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
2. Казакова А.А. Психолого-педагогическая составляющая практик будущих учителей начальных классов. Герценовские чтения. Начальное образование. Том 2. Вып. 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2011: 262 - 267.
3. Педагогическая практика в начальной школе. Под редакцией Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. Москва: Академия, 2000.
4. Никитина Л.А. Специфика организации педагогической практики в подготовке учителя начальных классов в образовательной программе прикладного бакалавриата. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2015; 22: 5 - 7.
5. Бакланова Г.А. Учет специфики профессиональной деятельности учителя начальных классов в подготовке бакалавра. Инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул: АлтГПУ, 2015: 247 - 250.
References
1. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
2. Kazakova A.A. Psihologo-pedagogicheskaya sostavlyayuschaya praktik buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. Tom 2. Vyp. 1. Innovacii v nachal'nom obrazovanii: problemy, poiski, resheniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo VVM, 2011: 262 - 267.
3. Pedagogicheskaya praktika vnachal'nojshkole. Pod redakciej G.M. Kodzhaspirovoj, L.V. Borikovoj. Moskva: Akademiya, 2000.
4. Nikitina L.A. Specifika organizacii pedagogicheskoj praktiki v podgotovke uchitelya nachal'nyh klassov v obrazovatel'noj programme prikladnogo bakalavriata. VestnikAltajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Barnaul, 2015; 22: 5 - 7.
5. Baklanova G.A. Uchet specifiki professional'noj deyatel'nosti uchitelya nachal'nyh klassov v podgotovke bakalavra. Innovacii v doshkol'nom i nachal'nom obrazovanii: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Barnaul: AltGPU, 2015: 247 - 250.
Статья поступила в редакцию 17.03.18
УДК 376.(571.15)
Mzhelskaya N.V., senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University (Barnaul,
Russia), E-mail: [email protected]
Chuesheva N.A., Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State
Pedagogical University (Barnaul. Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF LEISURE FOR STUDENTS WITH DISABILITIES LIVING IN REMOTE AREAS OF THE ALTAI KRAI.
The article reveals the developing and educational potential of organized leisure for students with disabilities (HIA). The contents of the concept "leisure" are specified, the functions of leisure are indicated, the perspective of organized leisure in work with students with HIA is shown. The acquisition of additional education by children with disabilities and children with disabilities in the community of peers and adults is their inalienable statutory right and the fundamental condition for successful socialization. Analytical understanding of the role, place and restitution of leisure of students should be considered from the perspective of the problems of the legal foundations of childhood as components of the student's freedom and culture. Our consideration of this issue is focused, first of all, on the legal interpretation of leisure activities as an integral part of the upbringing and development of the schoolchild as a subject of the peacekeeping process as a whole.
Key words: leisure, learning with disabilities, functions of organized leisure.
Н.В. Мжельская, ст. преп. каф. специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический
университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Н.А. Чуешева, канд. психол. наук, доц. каф. специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный
педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОТДАЛЁННЫХ РАЙОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Работа проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта № 16-16-22012.
В статье раскрывается развивающий и воспитательный потенциал организованного досуга обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уточняется содержание понятия «досуг», обозначены функции досуга, показана перспектива организованного досуга в работе с обучающимися с ОВЗ. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Аналитическое осмысление роли, место и реституции досуга обучающихся необходимо рассматривать с позиций проблем юридических основ детства как слагаемых свободы и культуры школьника. Наше рассмотрение этого вопроса ориентировано, прежде всего, на правовое толкование досуговой деятельности как неотъемлемой части воспитания и развития школьника, как субъекта миротворческого процесса в целом.
Ключевые слова: досуг, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, функции организованного досуга.
Модернизация образования и введение Федеральных государственных образовательных стандартов регламентирует обязательное наличие в основной общеобразовательной программе и в адаптированной основной образовательной программе наличие программ дополнительного образования, из которых на дополнительное образование отводится не более 5 часов в неделю, направленное на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании.
Дополнительное образование сегодня структурно вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования, дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.
Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:
- удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;
- создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся;
- исполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов (информации, знаний, ресурсов и т.д.) за счёт наполнения их жизни новыми возможностями;
- разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире;
- оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;
- параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р необходима «разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей».
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Согласно пункту 1 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме».
Одним из значимых аспектов социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов является создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на участие в программах дополнительного образования