Научная статья на тему 'Программное обеспечение подготовки учителей к духовно-нравственному образованию детей'

Программное обеспечение подготовки учителей к духовно-нравственному образованию детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ. / SPIRITUAL-MORALITY EDUCATION OF CHILDREN / TEACHERS' TRAINING FOR THE SPIRITUAL-MORALITY EDUCATION OF CHILDREN / WORKING PROGRAM OF EDUCATION / EXPERIMENTAL PROGRAM OF EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION OF TEACHERS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежевец Д. А.

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки учителей школ и воспитателей дошкольных образовательных учреждений к духовно-нрав­ствен­но­му образованию детей и предлагаются экспериментальная и рабочая программы обучения в системе дополнительного образования педагогов, направленного на их подготовку к эффективной реализации духовно-нравственного компонента ФГОС. На основании проведенного анализа опросов педагогов, научных исследований и результатов обучения учителей по предложенной экспериментальной программе указывается, что уровень педагогических работников в области духовно-нравственного обучения и воспитания учащихся не достаточно высок, поэтому их подготовку к духовно-нравственному образованию детей следует проводить системно и комплексно. В статье выделены задачи разработанной рабочей программы повышения квалификации учителей и воспитателей в области духовно-нравственного образования, даются необходимые рекомендации по ее реализации, обосновываются знания, умения и навыки педагогов по завершении курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежевец Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program maintenance of teachers’ training for the spiritual-morality education of children

Abstract. The article considers the problem of training teachers and educators of preschool educational institutions to spiritually-moral education of children and proposes an experimental and work training program in the system of supplementary education of teachers aimed at preparing them to effectively implement the moral component of learning standards. On the basis reasoning from the performed analysis of survey of teachers, researches, and results of the teachers’ training on the proposed experimental program it is mentioned that the level of teachers in the field of spiritual-morality education of pupils is not high enough That is the reason why the teachers’ training for the spiritual-morality education of children should be systematical and complex. The article highlights the purposes of developed working program of advanced training for teachers in the field of spiritual-morality education, it also gives necessary recommendations for its implementation and knowledge and skills of teachers trained on that program are validated.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение подготовки учителей к духовно-нравственному образованию детей»

УДК 378.147 ББК 74.5

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ

Д.А. Бежевец

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки учителей школ и воспитателей дошкольных образовательных учреждений к духовно-нравственному образованию детей и предлагаются экспериментальная и рабочая программы обучения в системе дополнительного образования педагогов, направленного на их подготовку к эффективной реализации духовно-нравственного компонента ФГОС. На основании проведенного анализа опросов педагогов, научных исследований и результатов обучения учителей по предложенной экспериментальной программе указывается, что уровень педагогических работников в области духовно-нравственного обучения и воспитания учащихся не достаточно высок, поэтому их подготовку к духовно-нравственному образованию детей следует проводить системно и комплексно. В статье выделены задачи разработанной рабочей программы повышения квалификации учителей и воспитателей в области духовно-нравственного образования, даются необходимые рекомендации по ее реализации, обосновываются знания, умения и навыки педагогов по завершении курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование детей, подготовка педагогов к духовно-нравственному образованию детей, рабочая программа обучения, экспериментальная программа обучения, дополнительное образование педагогов.

113

PROGRAM MAINTENANCE OF TEACHERS' TRAINING FOR THE SPIRITUAL-MORALITY EDUCATION OF CHILDREN

■ D.A. Bezhevets

Abstract. The article considers the problem of training teachers and educators of preschool educational institutions to spiritually-moral education of children and proposes an experimental and work training program in the system of supplementary education of teachers aimed at preparing them to effectively implement the moral component of learning standards. On the

basis reasoning from the performed analysis of survey of teachers, researches, and results of the teachers' training on the proposed experimental program it is mentioned that the level of teachers in the field of spiritual-morality education of pupils is not high enough That is the reason why the teachers' training for the spiritual-morality education of children should be systematical and complex. The article highlights the purposes of developed working program of advanced training for teachers in the field of spiritual-morality education, it also gives necessary recommendations for its implementation and knowledge and skills of teachers trained on that program are validated.

Keywords: spiritual-morality education of children, teachers' training for the spiritual-morality education of children, working program of education, experimental program of education, supplementary education of teachers.

114

Духовно-нравственное образование современных школьников является первостепенной задачей системы общего образования и представляет собой важный компонент социального заказа государства и общества школе. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [1, с. 4].

Введение духовно-нравственного компонента в содержание общего образования, курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРК-СЭ) в школе, «Добрый мир» в дошкольных образовательных учреждениях требует соответствующей подготовки учителей для решения этой социально-педагогической задачи.

Теоретические аспекты подготовки учителей и воспитателей к препо-

даванию основ духовно-нравственной культуры, методические материалы представлены в работах А.В. Бородиной, Л.П. Гладких, Л.Д. Коротко-вой, В.В. Перевертайло, Д.Е. Само-гаева, Л.Л. Шевченко, Н.П. Шитяко-вой, О.Л. Янушкявичене и других авторов. Как справедливо отмечает Я. С. Турбовской, задача подготовки педагогов к преподаванию основ духовно-нравственной культуры должна носить комплексный характер и получает оптимальное решение при создании целостной совокупности формирующих условий и этапной последовательности их профессиональной подготовки [2, с. 51].

Многие авторы отмечают, что учитель сам должен обладать высоким уровнем духовно-нравственной культуры, в связи с чем возникают определенные сложности при выработке критериев и уровней их духовно-нравственного развития. Так, Л.Л. Шевченко определяет нравственную культуру учителя через характеристику нравственных качеств его личности, расположенных иерархически по своей значимости:

Преподаватель XX

2 / 2014

1. Высокая нравственность (любовь к ближнему как комплекс качеств).

2. Эмпатия (способность сопереживания). 3. Педагогическое внимание и наблюдательность (умения видеть, слышать детей). 4. Мотивация (ценностная ориентация, понимание детского мира, интуиция). 5. Способность к сотрудничеству с детьми (педагогический такт). 6. Рефлексия (самопознание). 7. Волевая направленность (самокоррекция) [3, с. 262].

Н.П. Шитякова определяет готовность учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративную характеристику личности, включающую профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и ее соответствующую направленность, обеспечивающую способность учителя к приобщению школьников к существующей в обществе системе духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения [4, с. 58].

Проведенный анализ работ показал, что уровень подготовки учителей к духовно-нравственному образованию детей недостаточно высок. Об этом свидетельствует опрос учителей Московской области, обучавшихся на курсах повышения квалификации в 2010-2013 гг. по разработанной нами экспериментальной программе. Основными задачами этой программы являются:

• поиск путей реализации духовно-нравственного компонента в содержании образования школьников;

• повышение духовно-нравственной и педагогической культуры родителей и их участие в духовно-нравственном воспитании детей;

• организация педагогической поддержки детского самоуправления в школе при решении задач духовно-нравственного просвещения учащихся.

В целях подготовки учителей к решению этих задач нами был разработан цикл лекционных и семинарских занятий на темы: «Актуальность духовно-нравственного развития школьников и его основные проблемы», «Духовно-нравственное образование в сельской школе», «Соотношение духовного и нравственного в истории философии и педагогики», «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного образования школьников».

По завершении этих курсов с помощью метода тестирования мы выполнили оценку результатов нашей работы с учителями. Они показали, что учителя стали шире и глубже видеть основные проблемы духовно-нравственного образования детей: в привитии духовно-нравственных ценностей и качеств (65%), в привитии любви к Родине, приобщении к традиционным народным ценностям России (25%), в воспитании толерантности (10%). Основная часть учителей осознала общность и отличия духовного и нравственного воспитания (90%). Однако большинство из них затруднились ответить, в чем оно заключается (60%). Многие слушатели курсов отметили, что духовные качества личности следует развивать на уроках литературы, духовного краеведения Подмосковья и основ православной культуры (100%), мировой художественной культуры и истории (75%). Нравственные качества личности школьника, по мнению учителей, можно развивать на

115

116

уроках литературы (90%), обществоз-нания (55%), истории (45%), русского языка (50%), мировой художественной культуры (50%). Часть учителей, судя по результатам тестирования, считает, что духовные и нравственные качества можно воспитывать на любом уроке (30%).

Среди духовно-нравственных качеств, которыми должен обладать современный школьник, по мнению педагогов, должны быть: патриотизм; умение сочувствовать, понимать, уважать, честность, вежливость, толерантность, благородство, целеустремлённость, доброта, гуманность, трудолюбие, ведение здорового образа жизни. Отметим, что 15% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Большая часть учителей (80%) отмечает, что в новых Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения большое внимание уделяется формированию личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностей, нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Однако 20% респондентов выразили сомнение в том, что современная государственная политика в области духовно-нравственного воспитания личности будет реализована на практике.

Итоговые результаты обучения учителей по экспериментальной программе показали, что подготовку педагогов к духовно-нравственному образованию детей следует проводить системно и комплексно. С этой целью на основе результатов апробации экспериментальной программы мы разработали рабочую программу дополнительного образования (повышения квалификации) педагогов

«Духовно-нравственное образование детей в системе дошкольного и общего образования», направленную на подготовку учителей и воспитателей ДОУ в связи с введением курса духовно-нравственной культуры «Добрый мир» для дошкольников. Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогов к духовно-нравственному образованию детей дошкольного и школьного возраста.

Программа направлена на решение следующих задач:

• формирование теоретических представлений слушателей о концептуальных основах и сущности духовно-нравственного образования подрастающего поколения;

• освоение нормативно-правовой базы духовно-нравственного образования;

• формирование представлений об исторических предпосылках развития духовно-нравственного образования;

• изучение психолого-педагогических основ духовно-нравственного образования;

• освоение особенностей духовно-нравственного образования в традициях православной культуры;

• формирование умений самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность в процессе реализации программы духовно-нравственного содержания;

• подготовка слушателей к осуществлению обоснованного выбора методов и приемов педагогической деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие детей.

Рабочая программа построена на принципах научности, доступности, систематичности и последовательно-

Преподаватель

2 / 2014

сти, связи теории с практикой, учета возрастных особенностей детей и включает три основных раздела: методологические, психолого-педагогические основы духовно-нравственного образования, духовно-нравственное образование детей в традициях православной культуры.

Содержание обучения по данной программе в рамках повышения квалификации учителей представляет собой совокупность следующих учебных элементов:

• овладение новыми знаниями о сущности, особенностях духовно-нравственного образования, отличии и общности духовной и нравственной культуры;

• формирование профессиональных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, компетенции личностного совершенствования);

• формирование мотивационно-ценностного отношения учителей к решению задач духовно-нравственного образования (понимание потребности общества в их всемерном решении, понимание ответственности за духовную и нравственную воспитанность обучающихся, педагогическая поддержка детей в их стремлении к духовно-нравственному совершенствованию).

Рабочей программой предусмотрен текущий контроль, который осуществляется в форме тестирования слушателей, эссе, анкетирования и контрольной работы.

По завершении курсов повышения квалификации слушатель должен

знать:

• понятийно-терминологичес -кую базу духовно-нравственного образования;

• историко-педагогический опыт духовно-нравственного образования; - цели, задачи, содержание и особенности духовно-нравственного образования детей дошкольного и школьного возраста;

• содержание духовно-нравственного компонента, его потенциал и пути реализации;

уметь:

• определять степень значимости для обучающихся их духовно-нравственное образование;

• разрабатывать и выполнять совместно с родителями учебные проекты, направленные на духовно-нравственное развитие детей;

• использовать методы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного образования;

• проводить диагностику уровня духовно-нравственного образования детей и анализировать ее результаты;

владеть:

• современными формами, методами и средствами организации образовательного процесса, направленного на решение задач духовно-нравственного образования детей;

• профессиональными компетенциями (ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, компетенцией личностного совершенствования).

Таким образом, разработанная нами программа дополнительного образования (повышения квалификации) педагогов «Духовно-нравственное образование детей в системе дошкольного и общего образования» позволяет повысить уровень профессиональной подготовки учителей и воспитателей к духовно-нравственному образованию детей.

117

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков ; Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2009. - 29 с.

2. Турбовской, Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования [Текст] / Я.С. Турбовский // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2002. -№ 4. - С. 50-54.

3. Шевченко, Л.Л. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки. Теория и практика : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Л.Л. Шевченко. - М., 2005. - 364 с.

4. Шитякова, Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Н.П. Шитякова. - Челябинск, 2007. - 358 с.

REFERENCES

1. DaniljukA.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija

i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt [The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia in the sphere of General education: the project], Ros. akad. Obrazovanija, M.: Prosveshhenie, 2009, 29 p.

2. Turbovskoj Ja.S. Koncepcija vysshego professional'nogo pedago-gicheskogo obra-zovanija [The concept of higher professional pedagogical education], Mir obrazovanija -obrazovanie v mire: Nauchno-metodicheskij zhurnal, 2002, No. 4, pp. 50-54.

3. Shevchenko L.L. Vospitanie nravstvennoj kul'tury uchitelja v processe professional'noj podgotovki. Teorija i praktika [Education of moral culture of the teacher in the course of vocational training. Theory and practice]: dis. ... d-ra ped. nauk, M., 2005, 364 p.

4. Shitjakova N.P. Koncepcija i sistema podgo-tovki budushhego uchitelja k duhovno-nravstvennomu vospitaniju shkol'nikov [The concept and system of preparation of future teachers to the spiritual and moral education of schoolchildren]: dis. . d-ra ped. na-uk, Cheljabinsk, 2007, 358 p. ■

Ц8 Бежевец Дмитрий Александрович, учитель Муриковской СОШ Шаховского района Московской области; соискатель кафедры педагогики Московского государственного областного университета, [email protected] Bezhevets D.A., Teacher, Murikov Secondary School (Shakhovskoi district, Moscow region); Postgraduate Student, Pedagogy Department, Moscow State Regional University, dima.bezhevets@ mail.ru

Преподаватель ^

2 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.