Научная статья на тему 'Модель управления духовно-нравственным образованием школьников'

Модель управления духовно-нравственным образованием школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATIONAL MANAGEMENT ENVIRONMENT OF THE SCHOOL / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. / WORKING PROGRAM OF PUPILS MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION. / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION / MODEL OF SUPERINTENDENCE OF MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежевец Д. А.

В статье обозначена основная проблема духовно-нравственного образования школьников – проблема его организации. С этой целью предлагается модель эффективного управления духовно-нравственным образованием школьников и рассматриваются ее основные компоненты. На основе результатов внедрения этой модели в практику общеобразовательных школ прогнозируется возможность совершенствования и использования апробированной авторской рабочей программы в образовательном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of superintendence of PUPILS moral AND spiritual education

In the article the main problem of pupils moral and spiritual education is emphasized, namely the problem of its organization. For that purpose the model of efficient superintendence of moral and spiritual education is proposed and its main components are considered. On the basis of the results of its implementation into the comprehensive school practice the possibility of improving the approved working program is predicted as well as its use in the school educational process.

Текст научной работы на тему «Модель управления духовно-нравственным образованием школьников»

УДК 37 ББК 74.200.51

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ

MODEL OF SUPERINTENDENCE OF PUPILS MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION

Д. А. Бежевец

В статье обозначена основная проблема духовно-нравственного образования школьников - проблема его организации. С этой целью предлагается модель эффективного управления духовно-нравственным образованием школьников и рассматриваются ее основные компоненты. На основе результатов внедрения этой модели в практику общеобразовательных школ прогнозируется возможность совершенствования и использования апробированной авторской рабочей программы в образовательном процессе школы.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, модель управления духовно-нравственным образованием, управленческая образовательная среда школы, рабочая программа духовно-нравственного обучения и воспитания школьников.

Современная школа активно влияет на формирование мировоззрения учащихся, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе, и проблем воспитания такого человека, для которого нравственное поведение стало бы привычным и естественным [1].

Изучение теоретических источников в области духовно-нравственного образования личности показывает, что в этом направлении накоплены определенные идеи, обоснованы концептуальные подходы и теоретические положения, выполнены практические разработки. Значительное число работ посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания в философии (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др.), в педагогике и психологии (Ш. А. Амо-нашвили, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. Э. Чудновский и др.). Особую значимость духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в современной России выделяют Э. А. Абдулатипова, Н. Ю. Ермолаева, Е. А. Князев, А. С. Метелягин, Т. И. Петракова, В. В. Скляднева, Е. В. Цыганова и другие авторы.

В концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, призванной реализовать духовно-нравственный компонент Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сформулирован социальный заказ школе: всемерное повышение эффективности образования школьников и молодежи в решении важнейших общенациональных задач [2].

D. A. Bezhevets

In the article the main problem of pupils moral and spiritual education is emphasized, namely the problem of its organization. For that purpose the model of efficient superintendence of moral and spiritual education is proposed and its main components are considered. On the basis of the results of its implementation into the comprehensive school practice the possibility of improving the approved working program is predicted as well as its use in the school educational process.

Keywords: moral and spiritual education, model of superintendence of moral and spiritual education, educational management environment of the school, working program of pupils moral and spiritual education.

Их решению, как известно, в значительной степени способствует введение образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), направленного на воспитание толерантности, милосердия, повышение духовно-нравственного уровня и сплочение детей и взрослых. Поэтому требуется повышение ответственности школы за организацию и результаты духовно-нравственного образования учащихся.

Однако, по нашим глубоким убеждениям, решить эту социально значимую проблему только на начальной ступени обучения школьников полностью невозможно. Необходимо разумное сочетание духовно-нравственного компонента с другими базовыми компонентами содержания общего среднего образования, которое бы не снижало степень его научности, а, наоборот, обогащало и развивало. В этой связи остро встает проблема управления образовательным процессом в школах страны в целом и управления духовно-нравственным образованием в частности.

Обратившись к литературным источникам по вопросам педагогического управления, мы убедились в том, что в современной научно-педагогической литературе часто используется понятие «педагогический менеджмент» как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, а проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития школы как комплексной социально-педа го ги-

ческой системы, учета объективных факторов ее демократизации, нуждается в системном видении объекта управления, понимании его особенностей [3, с. 7].

Общие проблемы внутришкольного управления рассматриваются в работах В. И. Зверевой, В. А. Мижерикова, А. М. Моисеева, М. П. Нечаева, М. М. Поташника, В. П. Симонова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и других авторов. Их анализ показывает, что в педагогике недостаточно разработаны механизмы реализации системного подхода к образованию как целостному процессу и отсутствуют четкие ориентиры управления образовательными системами [3, с. 122].

Вместе с тем анализ теоретической и методической литературы по вопросам организации духовно-нравственного образования современных школьников также свидетельствует о недостаточной изученности проблемы управления духовно-нравственным становлением личности школьника ввиду неоднозначности и различия мировоззренческих подходов к пониманию этой проблемы.

Управление духовно-нравственным образованием мы определяем как комплекс методов, организационных форм и средств управления образовательным процессом, направленным на усвоение школьниками духовных ценностей и проявление ими ценностных отношений к людям, Родине, труду, искусству, науке, религии, природе.

Результаты поиска педагогических условий эффективной организации духовно-нравственного образования детей позволили нам разработать модель управления духовно-нравственным образованием школьников, содержащую следующие структурно-содержательные компоненты.

1. Целевой компонент. Управление духовно-нравственным образованием школьников включает постановку цели и поэтапное целеполагание в образовательном процессе школы: отбор базовых ценностей (человек, Родина, труд, искусство, наука, религия, природа), развитие у детей нравственности на нормах духовной культуры и базовых ценностях, развитие духовности школьников.

2. Субъектно-деятельностный компонент. Управление духовно-нравственным образованием мы рассматриваем как систему открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса для создания оптимальных условий духовно-нравственного образования школьников: администрации школы, учителей, классных руководителей и воспитателей, прошедших специальную подготовку для решения этой социально-педагогической задачи, родителей с высоким уровнем духовной культуры и положительным опытом духовного семейного воспитания, органов детского самоуправления и представителей благотворительных духовных организаций.

3. Содержательный компонент. Данный компонент предусматривает формирование у учащихся 1-4-х классов следующих качеств и ценностей: доброта, совесть, скромность, любовь к Родине, доверие и уважение к людям любой национальности, любовь к близким, забота о старших и младших, семейное благополучие, здоровье родных, трудолюбие, понимание красоты искусства, зна-

ния и учение в школе, вера в Бога, понимание красоты природы, бережное отношение к животным и природе. У учащихся 5-11-х классов формировалось нравственное отношение к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам, самопознанию, самоанализу и самосовершенствованию.

4. Процессуальный компонент. Данный компонент предусматривает комплексное использование всех доступных методов, форм и средств управления духовно-нравственным образованием. Для реализации содержания духовно-нравственного компонента образования наиболее эффективными, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, являются методы: беседа, дискуссия, убеждение, пример, организация и анализ воспитательных ситуаций; формы: посещение выставок художников, занимающихся иконописью, экскурсии к православным святыням, проведение православных праздников. Основными средствами формирования у детей духовной этики выступают: духовно-познавательная деятельность, оказание посильной помощи пожилым людям, участие детей старшего возраста в общественной благотворительной работе, организация посильной трудовой деятельности и досуга школьников.

5. Результативный компонент. Результатом духовно-нравственной образованности школьников, который изначально прогнозируется нами, являются сформированные у них духовно-нравственные ценности и качества, проявляющиеся в нравственных поступках и ценностных отношениях: к людям, живой природе, духовным и материальным ценностям. Степень сформированности этих качеств мы оцениваем с помощью разработанных нами критериев и показателей по уровням духовно-нравственного образования школьников. Основными критериями являются: ценностно-смысловой (сформированность представления о духовных ценностях и их содержании), ценностно-мотивационный (сформированность нравственного отношения к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам), регулятивный (сформирован-ность способности и потребности к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию), нормативно-правовой (сформированность нравственного поведения в обществе).

Следует отметить, что при разработке данной модели управления духовно-нравственным образованием школьников мы учитывали возрастные особенности учащихся и опирались на предложенные Т. В. Скляровой возрастные уровни принятия морали (морали авторитета, социума, автономной совести) [4].

Значимость разработанной нами теоретической модели управления духовно-нравственным воспитанием и обучением школьников состоит в том, что на ее основе можно составить рабочую программу их духовно-нравственного образования. Основываясь на принципах дидактики, мы выделяем следующие задачи:

• формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд).

• развитие нравственности (гуманное и демократичное поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры).

• развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).

Решение этих задач мы осуществляли экспериментальным путем в ряде сельских и городских школ Московской области с помощью методов анкетирования, опроса, беседы и наблюдения. Данные диагностических методик результативного этапа эксперимента показали более высокую степень сформированности у школьников базовых ценностей, нравственного отношения к базовым ценностям, способностей к нравственным поступкам, духовного мировоззрения и нравственного поведения в обществе по сравнению с данными на начальном этапе эксперимента.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать выводы о том, что процесс духовно-нравственного образования школьников принимает оптимальный характер в условиях комплексного, целостного подхода к его организации: стимулирования деятельности учителей, направленной на реализацию духовно-нравственного потенциала содержания образования; организации системы детского самоуправления и совершенствования внеклассной работы с детьми; организации совместной работы школы и общественных благотворительных организаций по вопросам духовно-нравственного образования; повышения духовно-нравственной и педагогической культуры родителей.

Следует отметить, что управление духовно-нравственным образованием школьников - это не особый вид образовательной деятельности школы, это целостный педагогический процесс, осуществляемый на всех ступенях образования, включающий различные формы, средства и методы работы на уроках и внеклассной деятельности. Результативность духовно-нравственного образования определяется не внешними формами выражения воспитанности, а внутренним духовным состоянием каждого ребенка, которое, в свою очередь, требует его нравственного самосовершенствования.

Таким образом, результаты внедрения представленной нами модели управления духовно-нравственным образованием школьников позволяют заключить, что с ее помощью может быть разработана школьная программа, которая позволит обеспечить эффективную реализацию духовно-нравственного компонента Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 4-6.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Дани-люк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с.

3. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002. 214 с.

4. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. М.: ИЭОПГКО, 2006. 144 с.

REFERENCES

1. Kondakov A. M. Spiritual and moral education in terms of federal state standards of general education [Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v strukture federalnykh gosudarstvennykh standartov obshchego obrazovaniya]. Pedagogika (Pedagogics), 2008, no. 9, pp. 4—6.

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya: proekt (The concept of spiritual and moral development and education of the personality of Russian citizen in the field of general education: project). Ros. akad. obrazovaniya. — Russian Academy of education. Moscow: Prosveshchenie, 2009. 29 p.

3. Shamova T. I., Tretyakov P. I., Kapustin N. P. Uprav-lenie obrazovatelnymi sistemami (Educational systems management). Moscow: Vlados, 2002. 214 p.

4. Sklyarova T. V., Yanushkyavichene O. L. Vozrast-naya pedagogika i psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh i gumanitarnykh vuzov, prepodavateley shkol (Developmental pedagogics and psychology: tutorial for students of pedagogical and humanitarian institutions of higher education and for school teachers). Moscow: IEOPGKO, 2006. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.