Научная статья на тему 'Комплексное использование приемлемых средств, методов и форм духовнонравственного образования учащихся общеобразовательной школы'

Комплексное использование приемлемых средств, методов и форм духовнонравственного образования учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / AUTHOR'S PROGRAM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / COMPLEX APPROACH TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / RESOURCES / METHODS AND FORMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PRINCIPLES OF TEACHING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежевец Дмитрий Александрович

В статье рассматривается совокупность средств, методов и форм духовно-нравственного воспитания и обучения школьников основам православной культуры, являющихся компонентами авторской образовательной программы. Устанавливается соответствие между ними и обосновывается целесообразность комплексного использования рассмотренных средств, методов и форм на всех ступенях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежевец Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX USE OF REASONABLE RESOURCES, METHODS AND FORMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The article deals with the set of resources, methods and forms of spiritual and moral education of schoolchildren and teaching the Orthodox culture principles as components of the author’s original educational program. The author considers the correlation between them and the reasonability of their complex application at all the stages of the educational process.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование приемлемых средств, методов и форм духовнонравственного образования учащихся общеобразовательной школы»

УДК 371

Бежевец Дмитрий Александрович

соискатель кафедры педагогики Московского государственного областного университета

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ФОРМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Bezhevets Dmitry Aleksandrovich

PhD applicant, Education Science Subdepartment, Moscow State Regional University

COMPLEX USE OF REASONABLE RESOURCES, METHODS AND FORMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматривается совокупность средств, методов и форм духовно-нравственного воспитания и обучения школьников основам православной культуры, являющихся компонентами авторской образовательной программы. Устанавливается соответствие между ними и обосновывается целесообразность комплексного использования рассмотренных средств, методов и форм на всех ступенях образовательного процесса.

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, комплексный подход, средства, методы и формы духовно-нравственного образования, авторская программа духовно-нравственного образования школьников, обучение основам духовно-нравственной культуры.

Summary:

The article deals with the set of resources, methods and forms of spiritual and moral education of schoolchildren and teaching the Orthodox culture principles as components of the author’s original educational program. The author considers the correlation between them and the reasonability of their complex application at all the stages of the educational process.

Keywords:

spiritual and moral education, complex approach to spiritual and moral education, resources, methods and forms of spiritual and moral education, author’s program of spiritual and moral education of pupils, principles of teaching spiritual and moral culture.

Духовно-нравственное образование личности во всестороннем гармоническом ее развитии является приоритетной задачей общеобразовательной школы. Это вызвано тем, что вместе с позитивными результатами преобразований в нашей стране появляются деструктивные явления, которые заметно снижают нравственное и духовное состояние подрастающего поколения и общества в целом. К ним следует отнести нарастание среди взрослых культа потребления и стремление любым способом овладеть материальными ценностями, пропаганда вседозволенности и развлечений, нейтрализующих нравственность личности, нивелирование христианских ценностей и русской культуры. Вместе с тем дети, воспитывающиеся в духовно-нравственной образовательной среде, как показывают результаты выполненного нами исследования, проявляют такие социально значимые качества, как уважительное отношение к представителям других культур, стремление оказывать помощь сверстникам и взрослым в повседневной жизнедеятельности и другие ценностные качества. Поэтому духовно-нравственное становление личности в образовательном процессе школы является весьма актуальной проблемой. Чтобы ее успешно решать на практике, необходимо использовать имеющийся потенциал в теории духовно-нравственного образования школьников и молодежи.

Обращение к современным теоретическим источникам в области духовно-нравственного образования и его практике показывает, что в этом направлении накоплены определенные идеи и сформирован педагогический опыт: определены цель, задачи и направления духовно-нравственного воспитания и обучения детей (Л.М. Донченко, А.П. Колпакова, В.В. Копусова, В.В. Кузнецов, В.В. Скляднева, Е.В. Цыганова, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и т. д.); разработаны принципы духовно-нравственного воспитания с позиций гуманистической педагогики (Н.Ю. Ермолаева, Е.А. Князев, Т.И. Петракова и т. д.); исследованы возможности духовно-нравственного развития личности средствами православной культуры (С.А. Ефименкова, С.Ю. Дивногорцева, Д.Н. Кравченко, А.Н. Кудряшова, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, Е.В. Шестун и т. д.).

Однако методическое обеспечение духовно-нравственного образования современных школьников недостаточно разработано, несмотря на то что в истории отечественной педагогики имеется положительный опыт использования приемлемых в духовно-нравственном воспитании и обучении основам духовно-нравственной культуры средств, методов и форм воспитания и обучения. Так, К.Д. Ушинский, выделяя такие средства воспитания, как религия (православие), природа,

семья, народ, учитель, труд, игра, рассматривает также основные воспитательные методы - убеждение и наставление, базирующиеся на принципах доверия, справедливости и любви к воспитаннику. При этом обучение он справедливо называет средством воспитания, указывает на его нравственный потенциал, показывая целостность педагогического процесса в школе [1, с. 286].

Особую важность в этом направлении составляет опыт создания системы духовно-нравственного образования педагогом-практиком XIX в. С.А. Рачинским. В его школе широко использовались приемы и методы народной педагогики, большое внимание уделялось развитию религиозного чувства, работе с семьей, проведению религиозных праздников и приобщению детей к православным традициям [2, с. 5]. Однако в нынешних условиях для эффективного решения задач духовно-нравственного образования подрастающего поколения необходимо выполнить отбор наиболее приемлемых средств, методов и форм обучения и воспитания из существующего их множества.

При разработке системы средств, методов и форм духовно-нравственного образования современных школьников нами были проанализированы основные учебно-методические комплекты Т.А. Берсеневой, А.В. Кураева и Л.Л. Шевченко в рамках преподавания модуля «Основы православной культуры» и курса «Духовное краеведение Подмосковья». Мы выяснили, что они имеют культурологическое содержание и направлены на развитие прежде всего личностной сферы обучающихся.

Основными средствами, используемыми в названных учебниках, являются символические, образные и эмоциональные возможности притч, литературные произведения, художественные изображения, формирующие у учащихся знания о православной культуре и нравственные качества. В соответствии с учебными задачами авторского курса «Основы православной культуры» важнейшим средством духовно-нравственного образования выступает стимулирование учащихся к творческому осмыслению знаний, поиску разных вариантов их использования, большая часть заданий позволяет устанавливать связи с личным опытом, с действительностью [3, с. 14].

Многие авторы (Т.А. Берсенева, А.В. Кураев, Л.Л. Шевченко и другие) кроме урока предлагают внеурочные формы духовно-нравственного образования: знакомство с православной архитектурой и смыслом богослужений при посещении храмов, монастырей; участие в выставках и исследовательских конференциях и другое. По мнению этих авторов, в результате обучения основам духовно-нравственной культуры народов России у учащихся должны сформироваться действенные мотивы к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Однако эти авторы рассматривают предлагаемые ими к использованию средства, методы и формы духовнонравственного образования в процессе преподавания курса основ православной культуры без установления соответствия между ними.

Результаты внедрения в образовательный процесс школы разработанной нами программы духовно-нравственного образования учащихся показывают, что наиболее оптимальным является комплексный подход к его организации, предполагающий использование системы наиболее приемлемых средств, методов и форм духовно-нравственного обучения и воспитания школьников, заметно повышающих их эффективность. Так, для духовно-нравственного воспитания наиболее целесообразными являются следующие средства: духовно-познавательная деятельность, оказание посильной помощи пожилым людям, участие детей старшего возраста в общественной благотворительной работе, организация посильной трудовой деятельности и досуга школьников. При этом основными средствами обучения основам духовно-нравственной культуры выступают следующие дидактические средства: учебно-методические комплекты по курсам «Основы православной культуры» (ОПК), «Духовное краеведение Подмосковья» (ДКП), авторские разработки. Соответствующими им методами духовно-нравственного воспитания являются убеждение в истинности православия, пример Христа и святых, приучение к исполнению заповедей, самоанализу и самосовершенствованию, организация и анализ воспитательных ситуаций духовно-нравственной направленности.

Практика обучения детей основам православной культуры показывает, что наиболее оптимальными методами обучения служат упражнения в операциях с базовыми понятиями в области православной культуры; беседы; учебные дискуссии; изучение строения храмов, монастырей, православных праздников, Таинств церкви, Священного Писания, смысла жизни христианина, богослужения и т. п. Формами духовно-нравственного воспитания, с помощью которых раскрывается его сущность, являются беседа и дискуссия на нравственные темы, посещение выставок и экскурсии в православные святыни, участие в богослужении, проведение православных праздников. Наиболее эффективными формами обучения основам духовно-нравственной культуры выступают урок, учебная дискуссия, лекция, дидактическая игра, посещение храма, участие в богослужении.

Использование авторской программы в работе с детьми начальной, основной и средней школ позволяет заключить, что необходимо применять совокупность приемлемых в духовно-нравственном образовании средств, методов и форм в зависимости от возраста учащихся. Так, в младшем школьном возрасте вследствие его психологических особенностей (готовность и активность в

учении, ориентация на авторитет учителя, предпочтение учебно-игровой деятельности) основными средствами духовно-нравственного образования являются духовно-познавательная деятельность и организация досуга школьников на основе православных праздников. В это время эффективными методами духовно-нравственного образования становятся пример Христа и святых, организация и анализ воспитательных ситуаций на уроках, беседах и экскурсиях.

В подростковом возрасте кроме уроков и экскурсий эффективными являются следующие формы духовно-нравственного образования: участие в богослужениях, посильный труд, помощь пожилым людям. Включение в деятельность особенно важно в связи с известным подростковым психологическим кризисом, временем отрицания авторитетов и перестройки собственных ценностей. При этом основными методами духовно-нравственного образования являются убеждение в истинности православия, пример Христа и святых, приучение к труду и исполнению заповедей, самоанализу и самосовершенствованию, организация и анализ воспитательных ситуаций, объяснение сути нравственных поступков.

В юношеском возрасте, как показывает практика, школьники с интересом изучают Священное Писание, участвуют в богослужении, познают смысл жизни христианина, знакомятся с духовным краеведением. Основными формами духовно-нравственного образования в это время являются следующие формы: учебная дискуссия, экскурсия, урок, лекция, организация православных праздников, посещение выставок, участие в богослужении, благотворительности. При этом происходит формирование собственных ценностных установок юношей, самостоятельная оценка своей духовно-нравственной образованности.

Следует отметить, что комплексное использование средств, методов и форм духовнонравственного образования зависит не только от возрастных особенностей детей, но от конкретной педагогической ситуации. Например, на уроках ОПК доминирующим методом воспитания является пример Христа и святых, а методом обучения - изучение основных событий Священного Писания и житийных описаний святых. В процессе организации православных праздников дети получают возможность изучения конкретных событий Нового Завета, овладевают базовыми понятиями в области ОПК путем выполнения упражнений с ними. Во время организации экскурсий в православные святыни наиболее приемлемой формой воспитания является беседа об истории этих мест и живших в них святых. Одним из наиболее эффективных средств воспитания старших школьников являются труд, благотворительность и помощь пожилым людям. При этом целесообразно применять методы приучения к труду и исполнению заповедей, самоанализу и самосовершенствованию. Для юношей эффективное решение задач духовно-нравственного образования происходит в форме дискуссий, лекций, посредством участия в богослужениях, с помощью метода убеждения в истинности православия.

Комплексное использование средств, методов и форм духовно-нравственного обучения и воспитания учащихся разных возрастных групп позволило установить, что у них прочно сформировалось нравственное отношение к базовым ценностям: «человек», «Родина», «религия», «труд», «искусство». С помощью метода создания воспитывающих ситуаций с учащимися 5-6 классов, выполнения учащимися 7-9 классов упражнений в операциях с базовыми духовнонравственными понятиями и проведенного опроса среди старшеклассников о смысле жизни и путях самосовершенствования человека было установлено, что возросла степень сформированное™ у школьников духовно-нравственных ценностей. Результаты итоговой оценки эффективности проведенных с детьми учебных занятий показали, что у подавляющего большинства заметно повысился уровень знаний о православной культуре, возникло стремление к нравственным поступкам. Результаты наблюдения учителей и классных руководителей за воспитанниками свидетельствуют о том, что у детей стали в большей степени проявляться следующие духовно-нравственные качества: умение сочувствовать, понимать, уважать друг друга; честность, вежливость, доброта, трудолюбие и ведение здорового образа жизни.

Таким образом, полученные нами результаты исследования доказывают необходимость использования на практике комплексного подхода к выбору и использованию средств, методов и форм духовно-нравственного образования учащихся общеобразовательной школы на уроках и во внеклассной деятельности.

Ссылки:

1. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др. ; под. ред З.И. Васильевой. М., 2009.

2. Рачинский С.А. Сельская школа : сб. ст. / сост. Л.Ю. Стрелкова. М., 1991.

3. Шевченко Л.Л. Основы православной культуры : эксперимент. учеб. пособие для учащихся общеобразоват. школ, лицеев, гимназий. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.