Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения'

Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3652
364
Поделиться
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / AUTHOR’S PROGRAM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PERSONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейдниязова Наталия Владимировна, Серикова Лариса Александровна

В статье представлен анализ педагогического потенциала внеурочной работы в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, в частности, формировании личностных универсальных учебных действий. Авторами разработан образовательный модуль в рамках повышения квалификации учителей начальных классов, где в процессе обучения педагоги учатся разрабатывать авторские программы с целью эффективного достижения планируемых личностных результатов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сейдниязова Наталия Владимировна, Серикова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the analysis of the pedagogical potential of extracurricular work in the spiritual and moral development and education of children, in particular, the formation of personality universal educational activities. The author has developed an educational module in the framework of training of primary school teachers, in the process of training the teachers are learning to develop author's programs in order to achieve the planned personal results effectively.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения»

УДК 378. 046.4

Сейдниязова Наталия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Мордовского республиканского института образования тел.: (8342) 35-34-45

Серикова Лариса Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева тел.: (8342) 35-34-45

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлен анализ педагогического потенциала внеурочной работы в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, в частности, формировании личностных универсальных учебных действий. Авторами разработан образовательный модуль в рамках повышения квалификации учителей начальных классов, где в процессе обучения педагоги учатся разрабатывать авторские программы с целью эффективного достижения планируемых личностных результатов.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность, духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, личностные результаты, авторская программа.

Seydniyazova Nataliya Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Preschool and Elementary Education of the Mordovia Republican Institute of Education tel.: (8342) 35-34-45

Serikova Larisa Aleksandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Mordovian State Teachers’ Training Institute named after M.E. Yevsevyev tel.: (8342) 35-34-45

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF PERSONAL RESULTS ACHIEVEMENT AT INITIAL STAGE OF EDUCATION

The article presents the analysis of the pedagogical potential of extracurricular work in the spiritual and moral development and education of children, in particular, the formation of personality universal educational activities. The author has developed an educational module in the framework of training of primary school teachers, in the process of training the teachers are learning to develop author's programs in order to achieve the planned personal results effectively.

Key words: federal state educational standard, extracurricular activity, spiritual and moral development spiritual and moral education, personal results, author’s program.

Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта № 2.5.10 Создание Научно-исследовательской лаборатории «Духовнонравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

На современном этапе большое внимание уделяется проблеме модернизации России. Одним из важных факторов, определяющих темпы и характер развития общества, являются духовнонравственное воспитание и развитие личности гражданина России, так как эффективность данного процесса непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационнопотребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Социальный заказ государства поэтому (воспитание человека, формирование новых жизненных установок личности) нашел отражение не только в программе духовно-нравственного развития и воспитания, но и во многих других разделах основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. В частности, в программе развития универсальных учебных действий обучающихся в контексте достижения личностных результатов.

Личностную группу результатов образуют личностные универсальные учебные действия (УУД), где духовно-нравственное развитие и воспитание нашло свое отражение в таких личностных УУД как: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни и др. [1, с. 14-15].

Следует отметить, что задача достижения личностных результатов не может быть решена усилиями одной только урочной системы. Большим педагогическим потенциалом в данном направлении обладает внеурочная работа. О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»). В настоящее время эта идея получила нормативное закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО): организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личност-но значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, ме-тапредметных результатов [2].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов [3, с. 7].

Поэтому важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребность в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, формирование у младшего школьника определенного отношения к окружающему миру и к самому себе, и др.

Эффективному формированию личностных универсальных учебных действий во внеурочное время способствует тесная взаимосвязь между образовательными результатами детей и формами организации их деятельности. Данная зависимость, как показывает анализ педагогической практики, помогает учителю:

1) подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение не только воспитательного результата определенного уровня, но и воспитательного эффекта;

2) выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

3) проводить диагностику образовательных результатов детей;

4) проводить самодиагностику реализуемой программы во внеурочное время;

5) разрабатывать авторские программы внеурочной работы, перестраивать примерные программы в модифицированные.

Кроме этого, социальная значимость программ внеурочной деятельности в достижении личностных результатов обеспечивается следующим комплексом целей развития личности младшего школьника:

• познавательным развитием;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные инициативы через программы детских общественных объединений;

• раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программ для детей с разными возможностями;

• развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной направленности, проблематике программ, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.

Организация внеурочной деятельности детей должна строиться с учетом актуальных проблем и трудностей для конкретного образовательного учреждения, детской группы и определенного временного отрезка. Следовательно, для достижения более эффективных результатов целесообразно использовать программы адаптированные к конкретным проблемам и условиям функцио-

нирования общеобразовательного учреждения. Таким образом, необходимо активнее внедрять в образовательный процесс модифицированные и авторские программы.

Эффективному достижению личностных результатов способствует и возможность реализации разнообразных видов программ внеурочной работы. Их классификация, основные характеристики представлены в таблице.

Таблица

______________Классификация педагогических программ во внеурочное время_________________

Характеристика программа Варианты характеристики

1. По полу Смешанные, для мальчиков, для девочек

2. По продолжительности реализации Одногодичные, двухгодичные и др.

3. По формам реализации Групповые, индивидуальные

4. По видам деятельности Художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая и др.

5. По воспитательным результатам Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от 1-ого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности

6. По тематической направленности Направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания)

7. По достижению результатов определенного уровня Образовательная программа, обеспечивающая 1-ый уровень результатов; Образовательная программа, обеспечивающая 1-ый и 2-ой уровни результатов; Образовательная программа, обеспечивающая 2-ой и 3-ий уровни результатов

Данная позиция обусловлена также и следующими причинами.

1. В данной программе полностью учитываются индивидуальные способности, интересы, возможности детей, пожелания родителей, материальные и технические условия общеобразовательного учреждения и др.

2. В отличие от общеобразовательных программ во внеурочной работе программы более динамичны по своим содержательным характеристикам. Программы, к которым утрачивается интерес детей и родителей, как и программы, требующие специалистов, значительных затрат, уходят из общеобразовательного плана, на их место приходят новые программы, более востребованные.

3. Реализация авторских программ дает возможность учителю прогнозировать результаты духовно-нравственного развития и воспитания личности, проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в последовательности, ведущей к желаемым личностным результатам, разрабатывать содержание воспитательного процесса, ориентируясь на приоритетные воспитательные ценности, отбирать педагогические технологии в соответствии с поставленными задачами.

На современном этапе одной из основных задач при подготовке учителя начальных классов к организации внеурочной деятельности является их ориентация на разработку авторской программы.

Учитывая важность готовности учителя начальных классов разрабатывать авторские программы внеурочной работы, в рамках курсов повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» особое внимание уделяется формированию и совершенствованию умений для этого у педагогов. Данный процесс проходит в несколько этапов.

На первом этапе происходит знакомство учителей с особенностями организации внеурочной работы в условиях введения ФГОС НОО, понятием «авторская программа», её структурными компонентами, методическими рекомендациями по педагогическому проектированию и др. При этом учителя отвечают на ряд проблемных вопросов и анализируют проблемные ситуации, обсуждают актуальные проблемы, выполняют самостоятельную работу, применяя знания, полученные на лекциях, практических занятиях, при самообразовании, при проработке рекомендованной литературы, а также собственный практический и жизненный опыт.

Далее учителя осваивают опыт проектирования программ внеурочной работы в «пилотных» школах. Цель работы на стажерской площадке: изучить опыт организации внеурочной работы.

При этом в плане исследуемой готовности перед учителями стоят следующие задачи:

• определить алгоритм действий анализа программ внеурочной работы;

• выявить особенности содержания программ внеурочной работы для детей младшего школьного возраста;

• выявить рациональные формы организации программы.

Продуктивной формой достижения поставленных цели и задач является тренинг, который осуществляется следующим образом.

Участники тренинга делятся на несколько групп (по 4-5 чел.), каждая из которых получает программу внеурочной работы с кратким её содержанием. Учителя определяют последовательность действий по анализу содержания программы и анализируют программу, опираясь на следующую памятку для учителя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• насколько полно в программе представлена степень ее новизны и актуальности, насколько программа перспективна для использования во внеурочной деятельности;

• насколько разработанная программа соответствует нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН;

• насколько содержание программы способствует достижению личностных и метапредмет-ных результатов, а также воспитательных эффектов;

• насколько полно представлены разделы программы;

• насколько выбранные формы внеурочной деятельности гарантируют достижение планируемых результатов и эффектов определенного уровня;

• насколько рационально выстроена логика перехода от воспитательных результатов одного уровня к результатам другого;

• в какой мере учтены индивидуальные и возрастные особенности детей, представлены методы, стимулирующие развитие продуктивной личности;

• содержится ли в программе диагностико-аналитическая составляющая по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

После чего, педагоги предлагают свои рациональные формы реализации содержания программы и защищают работы.

На последнем этапе учителям предлагается разработать проект авторской программы.

При выполнении данного вида деятельности у учителей формируются и совершенствуются необходимые умения для разработки авторской программы, например: формулировать гипотезу и проверять её в дальнейшем, сравнивать между собой различные данные, выделять существенное и отбрасывать второстепенное, производить анализ, обобщать элементы, группировать и систематизировать данные наблюдений, учитывать нововведения и педагогический опыт, вести альтернативный поиск методов, средств, приемов организации образовательного процесса, широко варьировать способами деятельности, гибко изменять способы действий относительно новым условиям, задачам, требованиям, изменять содержание учебного материала в соответствии с возможностями и творческими способностями детей.

Такая комплексная подготовка в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние учителя, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

Таким образом, педагогический потенциал внеурочной работы способствует духовнонравственному развитию и воспитанию детей, а также достижению личностных результатов. Планирование воспитательной работы во внеурочное время сегодня требует от учителя осмысленного системного подхода, целостного видения данного педагогического процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

3. Гоигорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.

М., 2010.