Научная статья на тему 'Технология формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества'

Технология формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / WORLDVIEW / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабитова Галина Валентиновна, Зубенко Наталья Юрьевна

В статье представлена последовательность этапов формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества. Показана взаимосвязь технологических этапов, содержательных направлений, педагогических условий и критериев эффективности указанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабитова Галина Валентиновна, Зубенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of forming worldview of teachers’ training university’s students in favour of the sustainable development of the Russian society

This article presents the sequence of stages for forming worldview of students of teachers’ training university in favour of the sustainable development of the Russian society. The research shows the interconnection of the technological stages, content areas, pedagogical conditions and effectiveness criteria of the specified methods.

Текст научной работы на тему «Технология формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества»

УДК 378.37:140.8

Сабитова Галина Валентиновна

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Зубенко Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Sabitova Galina Valentinovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Preschool Education Department, Institute of Education Science and Educational Psychology, Moscow City Teachers' Training University

Zubenko Natalia Yurievna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Preschool Education Department, Institute of Education Science and Educational Psychology, Moscow City Teachers' Training University

TECHNOLOGY OF FORMING WORLDVIEW OF TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY'S STUDENTS IN FAVOUR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация:

В статье представлена последовательность этапов формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества. Показана взаимосвязь технологических этапов, содержательных направлений, педагогических условий и критериев эффективности указанной методики.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, мировоззрение, педагогическая технология.

Summary:

This article presents the sequence of stages for forming worldview of students of teachers' training university in favour of the sustainable development of the Russian society. The research shows the interconnection of the technological stages, content areas, pedagogical conditions and effectiveness criteria of the specified methods.

Keywords:

sustainable development, worldview, pedagogical technology.

Анализ проблем глобального характера говорит о том, что развитие в направлении неограниченного расширения производства и потребления природных ресурсов, углубления экономического и социального неравенства, эксплуатации природных ресурсов и биосферы в целом в конечном счете приведет человечество к разрушению основы собственного существования и самоуничтожению [1]. Стратегия образования в интересах устойчивого развития общества, направленная на улучшение качества жизни, сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений, требует кардинального изменения мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности социума [2, р. 608-610].

Важнейшую роль в реализации идей образования в интересах устойчивого развития общества играет высшая школа, где формируются основы профессионального мировоззрения, происходит становление ценностно-смысловой сферы личности студента, осваиваются на практике аксиологические нормы и требования. Приведение содержания высшего профессионального образования в соответствие с перспективными потребностями человека, социума, государства - важная социально-нравственная задача. Ее решение делает возможной консолидацию граждан.

В содержательном фоне консолидации общества, единения культур, различающихся и расходящихся между собой в понимании ценностей, а потому озабоченных сохранением идентичности и суверенности, фиксируется нравственный аспект - это ценности, вокруг которых сплачиваются люди. Мировоззренческий аспект консолидации, обеспечивая согласование интересов людей и взаимопроникновение ценностей, транслируемых социумом, культурное равенство, реализацию потребностей человека в связи с окружающим миром, устраняет моральную разобщенность людей, разрыв между обществом и природой.

Несмотря на то что необходимость внедрения рассматриваемой концепции как инновационного образовательного направления фактически признана в российском профессиональном сообществе, академических структурах и органах государственного управления, она до сих пор

неэффективно используется в системе высшей школы. Так, после подписания Болонской декларации о присоединении к Болонскому процессу в России не было выработано нормативных, организационных и методических документов в области образования в интересах устойчивого развития социума; а в стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, утвержденные Минобрнауки РФ, и в образовательные программы не включены социально-экологические аспекты устойчивого развития цивилизации.

Мировоззрение студентов педагогического вуза в рамках исследуемой проблемы как интегральная структура личности аккумулирует представления человека об окружающем мире и детерминирует специфику дальнейшего поведения в нем в единстве неразрывно связанных компонентов: ценностно-потребностного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-практического и рефлексивного. Их системообразующим элементом являются аксиологические основания, определяющие особенности восприятия и структурирования личностью окружающей действительности и устремления к достижению сбалансированности между прогрессивным социально-экономическим развитием российского общества и сохранением окружающей среды; ориентацию на интересы выживания человечества в текущих кризисных условиях. При этом мы исходили из следующих предпосылок:

1) взаимосвязь и взаимообусловленность структурных компонентов формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества: ценностно-потребностного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-практи-ческого, рефлексивного;

2) выявление аксиологических оснований устойчивого развития российского социума и особенностей формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в этом направлении при условии реализации основополагающих подходов: аксиологического, интегративного, средового, компетентностного и других при ведущей роли системного и деятельностного;

3) единство профессионального и личностного развития;

4) понимание ведущей деятельности студентов (профессионально-личностного самоопределения) как системообразующего фактора формирования мировоззрения обучающихся в интересах развития общества.

В силу сочетания определенности и гибкости технология может обеспечить долгосрочные перспективы системе формирования мировоззрения у студентов педагогических вузов. Данная методика, как и любая другая, должна иметь фундамент, наиболее важными блоками которого являются следующие:

- Углубленное изучение законов общественного функционирования. Общество и люди, образующие его, изменяются: что вчера было действенным и влиятельным, сегодня может выглядеть наивным и устаревшим.

- Операционализация процессов и единство технологических процедур при проектировании образовательных программ, в совокупности определяющих эффективность решения проблем формирования мировоззрения в интересах устойчивого развития российского общества. Иногда алгоритмы закрепляются в нормативных, законодательных документах, методических разработках (алгоритм проведения форума, беседы, дискуссии и т. п.). В любом случае субъекту управления необходимо знать последовательность действий при составлении программы или плана воспитательной работы, уметь ими пользоваться в профессиональной деятельности.

- Расширение способов взаимодействия с социальными институтами.

Эффективность формирования мировоззрения у студентов в интересах устойчивого развития общества обеспечивается его технологической оснащенностью, так как в условиях огромного количества социально-педагогических проблем и негативных факторов влияния на личность воспитание может быть продуктивным только при последовательности и профессиональности технологического подхода. Рассматриваемая методика может иметь следующие формы: проект, включающий концептуальное обоснование, определение цели и задач его реализации, механизм воплощения с поэтапным (пошаговым) описанием, материальное и кадровое обеспечение, временные ресурсы и планируемые результаты; программу; план.

Предлагаемая технология обосновывается ее содержательными направлениями, которые реализуются в совокупности или том либо ином наборе в зависимости от воспитательной ситуации:

- аналитико-прогнозная (выявление и учет ценностных ориентиров и направленности студенческого социума, раскрытие потенциала для создания ценностных оснований мировоззрения в интересах устойчивого развития общества, мониторинг адаптационных процессов в студенческой среде, прогноз изменения существующих параметров);

- диагностическая (анализ актуальных и потенциальных проблем формирования мировоззрения в интересах устойчивого развития общества);

- системно-моделирующая (определение методов, приемов, средств формирования мировоззрения, характера разрешения сложившейся ситуации, способов помощи на разных уровнях);

- проектно-организаторская (алгоритмическая разработка проекта);

- активационная (содействие активации потенциала социального функционирования студента, социума, побуждение к самопомощи и взаимопомощи, тренинги, консультации по созданию толерантных отношений в студенческом социуме, правовая и юридическая помощь обучающимся);

- организаторская (подбор и расстановка кадров, доведение до исполнителей заданий, определение способов стимулирования, координация усилий и действий структурных подразделений вуза (студенческого общества, профкома студентов), общественных организаций города, молодежных и социальных центров, проверка хода выполнения проекта, оценка деятельности);

- эвристическая (приращение знаний в области воспитания, углубление понимания социально-экологических проблем, извлечение уроков из результатов осуществления проекта, формулирование выводов для последующей работы, улучшение общекультурной и профессиональной подготовки будущего учителя в сфере формирования мировоззрения в интересах устойчивого развития общества).

Исследуемая технология предполагает:

- алгоритмическое применение оптимальных методов и средств;

- рациональное расщепление процесса на взаимосвязанные этапы, фазы и операции;

- поэтапную координацию и синхронизацию действий по их выполнению и коррекции.

Определение технологических этапов механизма реализации методики поможет избежать

неоправданной растраты сил, связанной со спонтанностью и стихийностью воспитательных ситуаций. Данная технология предполагает поэтапную координацию и синхронизацию форм и методов реализации содержательных направлений и педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование мировоззрения студентов вузов в интересах устойчивого развития российского общества, а также соответствие критериям личностной характеристики.

1. Технологический этап: ценностно-смысловой. Содержательные направления: анали-тико-прогнозное, диагностическое, системно-моделирующее, проектное, активационное, организаторское, эвристическое. Педагогические условия: формирование мотивов, идеалов, ценностей, ценностных ориентаций у обучающихся; включение студентов в индивидуальную проектную деятельность; личностно ориентированное взаимодействие с преподавателем в образовательном процессе; мотивация к самообразованию и саморазвитию студентов в профессионально-педагогической деятельности. Критерии оценки эффективности: мотивационно-ценност-ный, когнитивный, эмоционально-волевой.

2. Технологический этап: творческо-поисковый. Содержательные направления: анали-тико-прогнозное, диагностическое, системно-моделирующее, проектное, активационное, организаторское, эвристическое. Педагогические условия: включение студентов в социально полезную деятельность; развитие через нее социально ценных эмоций - дружбы, сочувствия, взаимопомощи; включение обучаемых в индивидуальную проектную деятельность; личностно ориентированное взаимодействие с преподавателем в образовательном процессе; мотивация к самообразованию и саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности. Критерии оценки эффективности: эмоционально-волевой, деятельностно-практический.

3. Технологический этап: педагогический. Содержательные направления: аналитико-про-гнозное, диагностическое, системно-моделирующее, проектное, активационное, организаторское, эвристическое. Педагогические условия: формирование мотивов, идеалов, ценностей, ценностных ориентаций студентов; развитие через социально полезную деятельность социально ценных эмоций; приучение к законным нормам конкуренции в любой работе; включение обучающихся в социально полезную деятельность; включение студентов в индивидуальную проектную деятельность; личностно ориентированное взаимодействие с педагогом; мотивация к самообразованию и саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности. Критерии оценки эффективности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, деятель-ностно-практический, рефлексивный.

4. Технологический этап: рефлексивный. Содержательные направления: аналитико-про-гнозное, диагностическое. Педагогические условия: формирование мотивов, идеалов, ценностей, ценностных ориентаций студентов; развитие через социально полезную деятельность социально ценных эмоций; приучение к законным нормам конкуренции в работе; включение студентов в социально полезную деятельность. Критерии оценки эффективности: мотивационно-ценностный, рефлексивный.

Технология формирования мировоззрения студентов педагогического вуза в интересах устойчивого развития российского общества реализуется в разных видах деятельности студентов: аудиторной, внеаудиторной, научно-исследовательской, в том числе с использованием дистанционных способов. Результатом являются создание и защита обучающимися социально-педагогического проекта. Методику можно представить в виде последовательности этапов.

Ценностно-смысловой этап предполагает вооружение студентов знаниями об устойчивом развитии общества и путях его достижения, обучение рациональным приемам поиска и обработки информации, способам принятия социально значимых и экологоориентированных решений в профессиональной деятельности, а также в конкретных ситуациях. На этой стадии в учебные планы вводятся элективные курсы и факультатив «Ценностно-мировоззренческие основы воспитания», осуществляется постановка исходной цели и формулируются задачи будущего социально-педагогического проекта.

Творческо-поисковый этап подразумевает сосредоточение внимания студентов на прикладном характере ценностей, их реализации посредством ценностного отношения, ценностного поведения. Формирование мировоззрения происходит посредством рефлексии, саморефлексии, определения своей ценностной позиции в отношении явлений действительности. Здесь уместно объединить содержательную и практическую стороны образовательного процесса, использовать комплексные интегративные формы и методы обучения, корригировать индивидуальную и групповую рефлексию. Целесообразным на этой стадии стало участие обучающихся в воспитательных (фестивалях, праздниках, концертах, конкурсах, выставках) и научных (конференциях, круглых столах, в работе студенческого научного общества) мероприятиях, а также в «Школе вожатых». Педагогическими условиями, которые обеспечивают эффективное формирование мировоззрения студентов в интересах устойчивого развития российского общества, могут стать уже упомянутые включение в социально полезную деятельность, развитие через нее социально ценных эмоций. На данном этапе осуществляется содержательная подготовка проекта.

Педагогический этап посвящен формированию профессионально значимых качеств личности, умений и навыков ценностного поведения. Данная стадия предполагает умение проектировать и воплощать идеи целесообразности выбора социально значимых и экологоориентированных ценностей в профессиональной и других видах деятельности, творчески решать реальные социально значимые и экологоориентированные проблемы, реализовывать опыт практической ценностно ориентированной деятельности. В результате возможно самостоятельное формирование мировоззрения будущих специалистов через ценностную самоидентификацию обучающихся, субъективную оценку и принятие образовательных ценностей. На этом этапе социально-педагогический проект студентов реализуется в процессе педагогической практики, осуществляются его контроль и коррекция.

Рефлексивный этап предполагает творческое отношение к профессиональной деятельности - индивидуальную творческую активность студентов.

Таким образом, технология работы над социально-педагогическим проектом предусматривала гностический (подготовку теоретической основы) и процессуальный (выработку соответствующих умений и навыков) аспекты формирования мировоззрения студентов в интересах устойчивого развития социума, связанного с решением будущими преподавателями специфических задач в области педагогической диагностики, проектирования, организации, рефлексии. Такое комплексное воспитательно-развивающее взаимодействие будущего педагога и детей в процессе жизнедеятельности позволит добиться реальных результатов на профессиональном поприще.

Подготовка студента к реализации социально-педагогического проекта в современных условиях от изучения спецкурсов до самостоятельной педагогической практики предполагает особую деятельность, в которой главными составляющими являются последовательные процедуры разработки проекта. Таким образом, логика создания социально-педагогического проекта соответствовала таковой формирования мировоззрения обучающихся педагогических вузов в интересах устойчивого развития российского общества.

Ссылки:

1. Глазачев С.Н., Анисимов О.С., Глазачев О.С. На пути к глобальному мировоззрению: вместо предисловия // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2014. Т. 1, № 1. С. 4-6.

2. Jacquet P., Sachwald F. Mondialisation: La vraie rupture du XX-e siecle // Politique etrangere. 2000. No. 3-4. P. 597-612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.