УДК 378. ББК Ч481.22
Смолина Ольга Александровна преподаватель г. Златоуст Smolina Olga Alexandrovna Lecturer Zlatoust
Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса
Theoretical Aspects of the Service Specialists’ Professional Competence
Formation Problem
В статье представлены аспекты исследования формирования профессиональных компетенций специалистов по сервису в условиях вуза. Рассмотрены система ключевых компетенций, этапы педагогического проектирования содержания профессиональной подготовки, что позволит построить модель процесса формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса.
The article presents the aspects of the service specialists’ professional competence formation research while studying at a higher educational establishment. It considers the system of the key competences, the stages of the pedagogical content designing of the professional training, which allows working out the model of service specialists’ professional competence forming.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, непрерывное
образование, специалист сервиса, формирование
Key words: professional competences, continuous education, service specialist, formation.
Актуальность исследования. В условиях стремительного развития рынка услуг все большее значение приобретает расширение образовательной сферы в области сервиса, получение профессиональных навыков и умений в которой всегда способствует самореализации человека труда на рынке услуг. В связи с этим профессиональное образование в сфере сервиса является одним из приоритетных направлений обновления современного образования, достижения им нового качества; делается установка на создание новых знаний, нового социально значимого опыта в формирующемся социально-профессиональном пространстве общества. Решение данных задач требует усиления профессиональной подготовки будущего специалиста сервиса, формирования
не только квалификации специалиста, но и развитой профессиональной компетенции.
Мотивация личности к получению профессионально-значимых качеств, выраженных в сформированности профессиональных компетенций, которые выпускник вуза демонстрирует на рынке труда, обеспечивается социальнопрофессиональной средой и системой образования. В этой связи следует выделить обучающий потенциал интегрированного изучения дисциплин общепрофессионального и специального циклов основной образовательной программы, которые позволяют понять мир ценностей и смысла профессии, раскрыть их многообразие и предложить критерии для профессионального становления и самоопределения личности выпускника вуза.
В системе высшего образования актуальной становится проблема возвращения практико-ориентированной проблематики, синтез и интеграция региональной специфики с тенденциями отечественного и мирового сервиса.
Ориентация современной социальной сферы России на мировое сообщество ведет к изменениям и в сфере образования, позиционирующего двухуровневую систему высшего образования, в которой в качестве базового выступает компетентностный подход. Исследователи компетентностного подхода выделяют базовые, ключевые, общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные компетенции будущих специалистов.
В условиях социально-профессионального пространства регионов и модернизации образования становятся актуальными вопросы выделения профессиональной компетенции, составными компонентами которой являются ключевые, общекультурные и инструментальные, содержащиеся в структуре профессиональных компетенций будущих специалистов сервисного профиля. Социально-профессиональное пространство позволяет сформировать грамотного, отвечающего социальным запросам меняющегося рынка труда специалиста как личность высокой профессиональной культуры, проявляющую компетентность в вопросах проектирования и реализации как отдельных видов услуг, так и целого комплекса услуг, направленных на удовлетворение потребностей человека, ориентирующегося в ценностях регионального потребительского рынка.[ 1]
Подобный подход к характеру подготовки специалистов сферы услуг ориентирует исследователей на выявление и стимулирование такой интегративной характеристики, как социально-профессиональная
компетенция, которая могла бы служить ориентиром в сервисном пространстве региона, мотивировать личность на знание ценностей профессиональной деятельности конкретного региона в контексте современных тенденций мирового сервиса и российской сферы услуг. [3]
Особо остро стоит задача формирования социально-профессиональной компетенции у студентов сервисных специальностей в процессе их профессиональной подготовки. Практика показывает, что уровень профессиональной компетенции и мотивация её формирования у студентов в процессе обучения - явление не массовое. Не всегда активно, сознательно участвуют они в социально-экономической жизни общества, не всегда проявляют потребность и интерес к приобретению общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, трансформирующихся в профессиональные компетенции.
Большой вклад в понимание сущности профессиональной компетентности внесли труды Б.С.Гершунского, А.К.Марковой, Е.В. Бондаревской, А.А.Деркач, И.А. Зимней, Л.А.Петровской др.
Вопрос профессионального становления личности нашел отражение в трудах С.Г.Вершловского, И.А.Колесниковой, Н.Б.Крыловой, Ю.А.Кустова, и др. Профессиональная подготовка, определяемая мотивами учения, рассматривалась в работах А.А.Вербицкого, Е.А.Климова, Т.И.Рудневой, Н.Ф.Талызиной и др. Особенности профессионального самоопределения отражены в трудах В.К. Дьяченко, В.Г. Леонтьева, В.А.Сластенина, и др.
На основе изученных работ по нашей проблеме и для решения поставленных задач мы выделяем несколько групп ключевых компетенций, как основу реализации компетентностного подхода: человек как объект познания, общения, труда; человек как система отношений с другими людьми; человек как вектор аксеологического развития; профессионализм.
Все компетенции можно свести к трем группам:
а) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту
деятельности и общения, к которым относятся: компетенции
здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации, компетенции интеграции, связанные со структурированием, актуализацией и накоплением знаний; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморазвития.
б) компетенции, относящие к социальному взаимодействию человека и
социальной сферы, включая: компетенции социального взаимодействия;
компетенции в общении.
в) компетенции, относящиеся к деятельности человека, включая: компетенции познавательной деятельности; компетенции профессиональной деятельности; компетенции информационных технологий. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [2].
Для создания модели нам необходимо выделить систему ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными представлениями личности;
- общекультурная компетенция - круг вопросов, связанных с
пониманием и принятием ценностей национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества,
отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурнодосуговой сфере;
- учебно-познавательная компетенция, выступающие как совокупность
компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной
деятельности;
- информационная компетенция, включая умения обработки
информации, ее анализа;
- коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими;
- социально-трудовая компетенция включает владение знаниями и
опытом в гражданско-общественной деятельности;
- компетенции личностного самосовершенствования, включая способы
физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
самосовершенствования, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Анализ профессиональной деятельности специалиста сервиса позволяет выделить следующие этапы педагогического проектирования содержания профессиональной подготовки:
1) определение широты профиля деятельности специалиста;
2) выявление обобщенных трудовых функций;
3) анализ структуры труда;
4) анализ профессиональных функций;
5) анализ наиболее часто встречающихся затруднений и ошибок специалистов;
6) анализ прогноза сферы труда. [5].
Нами разработана модель формирования профессиональных компетенций специалистов сервиса в условиях вуза, которая представляет собой ряд взаимосвязанных блоков: целевой, содержательный, функциональный,
организационно-педагогический, включающий педагогические условия, критериально-оценочный и результативный (рис. 1).[4]
Социальный заказ: подготовка специалистов, способных оказывать профильные услуги населению
+ ~
Государственный стандарт высшего профессионального образования
1
Цель: создание организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов сервиса в условиях профессиональной подготовки в вузе
1 г
- социально-профессиональная детерминация; - профессиональная направленность образовательного процесса; - интеграция и дифференциация; - непрерывность и преемственность; - профессиональное самосовершенствование
__________________________________X________________________________
Задачи формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса
Определить Разработать Выявить в опыт- Разработать Апробировать
содержание, модель но - поисковом систему систему научно-
структуру, формирования режиме профессионально- методического
критерии и уровни профессиональны педагогические ориентированных обеспечения
формирования х компетенций у условия фор- задач и практик, формирования
профессиональны будущих мирования про- стимулирующих профессиональн
х компетенций у специалистов фессиональных формирование ых компетенций
будущих сервиса в компетенций у профессиональных у будущего
специалистов условиях будущих специа- компетенций у специалиста
сервиса профессионально листов сервиса в будущего сервиса с
й подготовки в условиях профес- специалиста позиций
вузе сиональной подготовки в вузе сервиса технологического профиля
^ Содержательные компоненты профессиональной подготовки специалиста сервиса
мотивационно-личностный когнитивный операциональный 4—
—► Функциональные компоненты процесса профессиональной подготовки специалиста сервиса аналитико-гностический, диагностический, активационный, действенно-практический, организаторский и эвристический
Комплекс педагогических условий для формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса
-► Применение принципа сквозного построения образовательных программ и программ практики Применение развивающих технологий профессионального образования Разработка и внедрение элективных курсов и профессиональноориентированных задач «—
-► Этапы подготовки специалиста сервиса: адаптационно-ориентационный, репродуктивноконструктивный, прогностическо-творческий
Оценочные компоненты процесса формирования профессиональных компетенций специалиста
сервиса: критерии, показатели, уровни
Результат научно - исследовательской работы: сформированность профессиональных компетенций специалистов сервиса в условиях профессиональной подготовки в вузе
Рис. 1. Модель процесса формирования профессиональных компетенций у студентов
сервисных специальностей
Анализ результатов экспериментальной работы показал, что к окончанию работы по формированию профессиональных компетенции, студенты экспериментальных групп показали положительную динамику по всем трём уровням сформированности профессиональных компетенции. Данные
приведены в таблице
Таблица 1
Сравнительные данные достигнутого уровня формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса
Уровни сформированности профессиональной ком-птентности Познавательные компетенции Мотивационные компетенции Рефлексивные компетенции
Традиц-е обучение Проектное обучение Традиц-е обучение Проектное обучение Традиц-е обучение Проектное обучение
Низкий 49,1 47,1 50,2 45,3 40,2 38,8
Средний 38,5 40,1 41,2 48,2 50,4 53,2
Высокий 9,4 12,2 8,4 14,0 10,2 15,1
Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов происходит в процессе обучения, которое обеспечивает трансформацию познавательного типа деятельности в профессиональный. Реализация такого процесса требует нового содержания профессионального образования и новой организации учебно-профессионального пространства. Это возможно за счет применения электронных средств мультимедиа, межпредметных связей которые открывают для сферы обучения принципиально новые возможности. Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, а также системы связи науки и образования.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е. В. Бондаревская. - Р/ на/Д.: Феникс, 2000. - 325с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: 2004. - с. 23-25.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. - М.: Педагогика, 1996. - 230 с.
4. Третьякова, Т. Н. Социокультурные основы управления профессиональной
подготовкой специалиста: теория и практика /Т. Н. Третьякова. -
Оренбург: ОГУ, 2001. - 201 с.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. - № 2. -2003. - с. 61- 64.
Bibliography
1. Bondarevskaya, H.V. Theory and Practice of the Personality-Focused Education / H.V. Bondarevskaya. - R-on-D.: Fenix, 2000. - 325 p.
2. Khutorskoy, A.V. Key Competences as a Component of the Personality-Focused Educational Paradigm // National Education. - № 2. - 2003. - P. 61- 64.
3. Markova, A.K. Professionalism Psychology / A.K. Markova. - M.: Pedagogics, 1996. - 230 p.
4. Tretiyakova, T.N. Soci0-Cultural Bases of an Expert Professional Training management: Theory and Practice . - Orenburg: OSU, 2001. - 201 p.
5. Zimnyaya, I.A. Key Competences as a Productively Target Basis for the Competence Approach in Education. - M.: 2004. - P. 23-25.