А.В. Гагарин
Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование1
В социально-экологическом ключе рассмотрены особенности проектирования и моделирования в высшем учебном заведении экологоориентированной профессиональной среды - комплекса условий, влияний и возможностей для формирования профессионально-экологической культуры будущего специалиста. Ключевые слова: профессионально-экологическая культура, профессиональнообразовательная среда, проектирование, моделирование.
На современном этапе развития человечества экологическая проблематика, проявляющаяся в постоянно нарастающем обострении противоречий во взаимоотношениях общества и природы, остается крайне актуальной. При этом вся сложность и серьезность данной ситуации обусловлена не столько ухудшением природы, экономики и других сфер общественной жизни, сколько кризисным состоянием самого человека, веками сложившимся потребительским в отношении к окружающей природе образом его жизни и соответствующим поведением в ее социальноэкологической сфере.
На первый план в этой связи выходит необходимость преобразования личности и общества, переориентация мировоззрения человека на экологоориентированное и, соответственно, на разумное, коэволюционное его взаимодействие с окружающей средой, обеспечивающее устойчивое развитие в системе «Человек - Природа - Общество». Очевидно, что в связи с этим ведущую роль играет специальное экологическое образование и воспитание, важнейшим направлением которого является образование социально-экологическое, нацеленное на подготовку студентов к осознанному и экологически целесообразному взаимодействию со всеми элементами жизнедеятельности, подготовку социально- и экологически-ориентированных будущих специалистов, психологически, теоретически и практически готовых к реализации идей устойчивого развития природы
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-06-00938а.
технологии
Социально-экологическое проектирование образовательных технологий
и общества в своей профессиональной деятельности, к соответствующим социально-экологическим инициативам, способствующим коэволюцион-ной интеграции социума и окружающей его среды, - будущих специалистов с высоким уровнем профессионально-экологической культуры.
Сказанное предопределяет необходимость специальной научно-методической разработки проблемы социально-экологического образования студентов высших учебных заведений и подготовки будущих специалистов, способных устанавливать оптимальные отношения со средой жизнедеятельности с позиций их упорядоченного и рефлексивного регулирования и поддержания восстановительных возможностей природы и социума, способных обеспечить социокультурные условия для их устойчивого развития.
Теоретико-практический потенциал для разработки проблематики социально-экологического образования будущих специалистов в указанном ключе заложен в различных областях научного знания и, прежде всего, в активно развивающейся сегодня отрасли - собственно социальной экологии, в которой отражены идеи исторической взаимосвязи общества с природой, прогрессивного характера взаимодействия общества со средой, его социальной и психологической атрибутивности и др.
Отдельно следует отметить группу исследований социально-экологического толка, в которых проблема социально-экологического образования и воспитания личности представлена принципиальными для нас идеями экологизации общественного сознания и пропаганды экологического мышления, а также формирования личности и развития ее творческого потенциала в социально-экологическом окружении (в условиях социокультурной и природной среды) [1; 2; 5-9].
Относительно первого момента представляется конструктивной идея экологизации науки, экологизации культуры и экологизации общественного сознания в целом, содержание которой подразумевает создание наиболее благоприятных условий для развития всех форм науки и культуры, соответствующего общественного климата, который давал бы возможность свободного проявления творческих потенций и соответствующих инициатив любому одаренному члену общества. В экологизации общественного сознания реализуется экологический потенциал общества, предопределяющий его экологическое благополучие. Единственный путь экологизации общественного сознания - пропаганда экологических знаний.
Относительно второго - главным объектом социального измерения современной экологической проблематики становится человеческий внутренний мир с его «плюсами» и «минусами» по отношению к уни-
версальной эволюции Природы [5]. С позиций социальной экологии экологическое образование выступает не только фактором, регламентирующим отношение общества к природе, но и важнейшим инструментом формирования внутреннего мира каждого человека.
Основательное развитие (в прикладном варианте) данная проблематика получила в зарубежной инвайронментальной психологии (психоло- |
гии окружающей среды), в частности, в рамках такого ее направления, оци как экология креативности, или творческого потенциала [10; 11]. Экология творческого потенциала охватывает несколько различных проблем, включая взаимодействие психологических и ситуативных факторов в развитии индивидуальных способностей и влияние исторических, географических, социокультурных и политических обстоятельств на умственное развитие личности в пределах различных национальных и культурных контекстов.
В инвайронментально-психологических работах внимание уделяется влиянию архитектуры, внутреннего дизайна и естественного окружения на творческий потенциал и умственное развитие, ведется речь о необходимости уделять большее внимание данной проблематике в социальноориентированных инвайронментальных исследованиях. Другая проблема относится к влиянию экологических факторов на развитие научной теории и практики в различных географических и культурных регионах и также является интригующей темой для настоящих и будущих исследований [12]. Глобальный обмен идеями, предоставляемыми Интернетом, например, может уменьшать воздействие местных и региональных событий на будущие теоретические и практические исследования. Эффекты (влияние) технологических (техногенных), географических и культурных факторов на развитие теории заслуживают особого внимания дальнейших исследований ввиду научных и практических выгод, связанных с культивированием творческих идей.
Как можно видеть, сегодня многих исследователей в сфере социальной экологии привлекает не только та теоретико-прикладная сторона, что касается актуальных вопросов социально-экологического образования человека и общества, но и аспекты влияния социально-экологической среды жизнедеятельности человека на позитивное изменение его личности. В то же время накопленный в этой связи сегодня потенциал научной информации не всегда адекватно реализуется в интересах актуализации и развития способности будущего специалиста отражать целостный характер социально-экологических взаимодействий, учитывать его и руководствоваться этим рефлексивным знанием в собственной профессиональной и практической деятельности.
технологии
Социально-экологическое проектирование образовательных технологий
Соответственно, возникает потребность в научно-методической и, прежде всего, в технологической проработке имеющихся на сегодня концептуальных и практико-ориентированных идей, касающихся, в том числе, и социально-экологического образования в высшем учебном заведении, - в такой проработке, которая сможет разрешить актуальные затруднения в сфере проектирования и моделирования соответствующего образовательного процесса.
Использование социально-экологических идей в контексте формирования социально- и экологоориентированного будущего специалиста важно также тем обстоятельством, что решение проблемы человека (личности) в природе и обществе сегодня немыслимо без системного, информационного и междисциплинарного подходов с подключением всех современных знаний. И собственно социальная экология обладает накопленным к настоящему времени тем достаточным потенциалом, трансляция которого в психолого-педагогические и технологические идеи как никогда актуальна. Внедрение данных идей в реальную педагогическую практику может и должно способствовать развитию рефлексивной оценки степени опасности социального измерения возможности общепланетарной катастрофы как у педагогов, так и у студентов высшей школы - будущих специалистов.
В этой связи мы выделили две существенные, на наш взгляд позиции:
- «средовой подход» в социальной экологии в приложении к проблеме жизнедеятельности студенческой молодежи в профессионально-образовательной среде высшего учебного заведения может рассматриваться как одно из научных оснований проектирования и моделирования социально-экологического образовательного процесса, обладающего интегративным потенциалом в реализации вышеуказанных идей;
- проблема личностно-профессионального становления будущего специалиста, с одной стороны, включает анализ особенностей формирования его психологической, когнитивной, практической готовности к осуществлению экологоориентированной профессиональной и др. видов деятельности, т.е. формирования его профессионально-экологической культуры, в профессионально-образовательном пространстве - природном, экологизированном и социокультурном; с другой -актуализирует важность, а в ряде случаев и необходимость создания (проектирования и организации) специальной экологоориентированной профессионально-образовательной среды.
Данные позиции есть основа для разработки в социально-экологическом ключе научно-методических и технологических аспектов создания экологоориентированной профессионально-образовательной среды. При
этом сам процесс ее создания рассматривается нами как форма психо-лого-педагогической поддержки (создание условий, влияний и возможностей), а экологоориентированная профессиональная образовательная среда - как пространство социально-экологического образования студенческой молодежи, продуктивного формирования профессиональноэкологической культуры будущего специалиста как качественного аль
иа
позитивного изменения его личности посредством включения в эколо- оц
гоориентированную деятельность, что создает следующие возможности:
- раскрытие еще непроявившихся экологоориентированных интересов и способностей студентов и развития уже проявившихся;
- развитие способности студентов быть субъектами своего познавательного и личностно-профессионального развития, в том числе в экологических областях знаний и умений;
- развитие экологического сознания субъектов эколого-образователь-ного процесса в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами.
В условиях специально организованной экологоориентированной профессионально-образовательной среды, рассматриваемой как совокупность компонентов (социального - преподаватели и студенты, естественного природного, экологизированного предметного, технологического) возможна организация экологоориентированной деятельности студентов: максимально разнообразной по формам и различной по целевой направленности для преподавателя и студента, по видовой структуре, по условиям и уровням организации; осуществляемой студентами и преподавателями в процессе непосредственного взаимодействия с природой; выступающей ведущим условием формирования профессионально-экологической культуры будущего специалиста с учетом информационнопознавательного, аффективно-оценочного, коммуникативно-поведенческого, ценностно-нравственного аспектов.
Проектирование экологоориентированной профессионально-образовательной среды высшего учебного заведения включает в себя как минимум реализацию следующих этапов. Прежде всего, это теоретическая проработка проекта среды педагогом с учетом конкретных условий высшего учебного заведения, его категориально-понятийного, содержательного, организационно-методического и результативно-оценочного компонентов.
Непосредственное внедрение проекта осуществляется при постоянном сотрудничестве педагогов и студентов в реальной практике моделирования среды и ее психолого-педагогического менеджмента с учетом его функционально-содержательных этапов, федеральных,
технологии
Социально-экологическое проектирование образовательных технологий
регионально-социально-природных, регионально-экологических, педагогических и психологических факторов.
Теоретическое освоение педагогом концептуальных и научно-методических идей создания профессионально-образовательной среды включает методологические, теоретические, методические и рекомендательно-организационные аспекты. Теоретически обоснованный уровень создает для педагога высшей школы следующие возможности: определить цель, средства, необходимые условия, а также предвидеть должный результат эколого-образовательного процесса; представить осуществление процесса социально-экологического образования и формирования профессионально-экологической культуры будущих специалистов в рамках экологоориентированной профессионально-образовательной среды (рис. 1).
Центральным компонентом такой среды является общность людей -субъектов эколого-образовательного процесса - педагогов и студентов, включенных в социально-экологические взаимодействия: а) друг с другом; б) с социальным окружением; в) с окружающим природным миром, включающим естественное природное и экологизированное предметное окружение, экологическую информацию и знания; г) с самими собой как частью окружающего природного мира. При этом все элементы внешней для человеческой общности среды непосредственно или косвенно взаимодействуют между собой. Свойства отдельных элементов и всей совокупности факторов окружения данной среды, их изменения приводят к изменению экологического сознания данной общности людей, причем в случае специально организованного эколого-образовательного процесса в вузе эти изменения призваны быть положительными (в нашем случае это выражается в продуктивном формировании профессионально-экологической культуры будущего специалиста).
Социально-экологический аспект создания экологоориентированной профессионально-образовательной среды с целью социально-экологического образования будущих специалистов, направленного на формирование их профессионально-экологической культуры, в содержательном плане должен учитывать такой важный момент, как исторически сложившиеся традиции той или иной общности людей; предполагает интеграцию всего ценного, значимого для человека и общества в целом по отношению к природе вне человека и природе самого человека как части природы в целом.
Соответственно, содержание эколого-образовательного процесса существенно меняется в зависимости от условий жизни и соответствующих социально-экономических условий развития общества.
Непосредственное внедрение рассмотренной модели педагогом высшей школы происходит на микро- и мезоуровнях. Микроуровень учитывает анализ условий, факторов социального, природного и предметного окружения в соотношении «(Студент - Педагог) - Окружающий природный мир», как правило, на базе небольших групп студентов: учебных групп, творческих коллективов, научных кружков и т. д. Мезоуровень предполагает создание среды образовательного учреждения.
Профессионально экологическая культура
Экологические Характер
компетенции поведения
(профессиональные во взаимодействии
и личностные) с природой
Экологоориентированные сознание, ценности, мировоззрение
Экологическое сознание
Общность людей (педагогов и студентов)
Экологоориентированная деятельность
Характер отношения к окружающей природе
і
І
Экологизированное предметное окружение Естественное природное окружение Социальное окружение
т л к. л к
Внешние (федеральные, регионально-социально-природные, регионально-экологические) факторы
Рис. 1. Структурно-функциональная модель экологоориентированной
профессионально-образовательной среды (социально-экологический аспект)
В управлении рассмотренной моделью, включая определение целей, задач и принципов эколого-образовательного процесса, а также основных компонентов среды с ее последующей экспертизой и моделированием,
технологии
Социально-экологическое проектирование образовательных технологий
отражены следующие аспекты: социально-экологический (цель социально детерминирована и обусловлена социально-экологическими причинами, потребностью в ее создании); эколого-педагогический (создание модели связано с решением экологоориентированных образовательных и воспитательных задач); эколого-развивающий (создание модели связано с решением задач личностно-профессионального становления будущих специалистов).
На микроуровне педагогу высшей школы в процессе экспертизы профессионально-образовательной среды необходимо выявить степень эффективности влияния данной среды на развитие личности студентов, осуществить выбор наиболее продуктивных форм и методов эколого-образовательного процесса с учетом особенностей конкретного региона. На мезоуровне педагог (в данном случае - руководитель) осуществляет также управленческую функцию.
В целях эффективной организации и управления экологоориентированной деятельностью в названных выше аспектах субъекту управления (руководителю, педагогу высшей школы) необходимо определить следующее:
- структурно-функциональные особенности экологоориентированной профессионально-образовательной среды, которые являются основой организации всего эколого-образовательного процесса;
- источники поступления необходимой для его организации информации (научной социально-экологической, психологической, педагогической, а также управленческой, учебной и т.д.);
- особенности социально-экологических взаимодействий в высшем учебном заведении в контексте его функционирования, в связи с чем принципиальное значение принимает определение ролевой позиции каждого из субъектов экологоориентированной профессиональнообразовательной среды;
- организационная структура, «набор» основных структурных подразделений учреждения, который зависит от поставленных тактических целей и задач, материально-финансовых, кадровых и др. возможностей, а также от других (социально-экологических) факторов (месторасположение учреждения, особенности климата, социального, природного, экологического окружения).
Библиографический список
1. Адаменко А.М. Экологическое сознание как характерная черта российского менталитета // Экология человека: взаимодействие культуры и образо-
вания в современных условиях / Под ред. С.В. Казначеева и др. Т. II. Ч. I. Новосибирск, 1998. С. 384-395.
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М., 1998.
3. Бахирев В.В. Экологическая культура молодежи как антропоэкологическая и социологическая проблема // Материалы Всероссийской научной конференции «Экология человека: от прошлого к будущему» / Под ред. Б.Б. Прохорова, Л.С. Белоконь. М., 2000. С. 49-50.
4. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.
5. Железнов Ю. Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1998.
6. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учеб. пособие. М., 2001.
7. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004.
8. Прохоров Б.Б. Очерки экологии человека: Учеб. пособие. М, 1998.
9. Экзарьян В.Н. Экология человека в системе экологического образования «школа-вуз» // Материалы Всероссийской научной конференции «Экология человека: от прошлого к будущему» / Под ред. Б.Б. Прохорова, Л.С. Белоконь. М., 2000. С. 41-42.
10. Psychology in an age of ecological crisis: From personal angst to collective action / Stokols D., Misra S., Runnerstrom M.G., & Hipp J.A. // American Psychologist. 2009. 64 (3). P. 181-193.
11. Stokols D. Transdisciplinary action research in landscape architecture and planning // Landscape Journal. 2011. № 30 (1). P. 1-5.
12. The ecology of team science / Stokols D., Misra S., Moser R.P. et al. // American Journal of Preventive Medicine. 2008. № 35 (2S). P. 96-115.