Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Светлана Анатольевна, Некрасова Ирина Викторовна, Зиновьев Олег Андреевич

В статье рассматривается сущность и структура воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении. Какими бы не были подходы к данному понятию, в настоящее время в педагогической литературе все авторы сходятся во мнении о том, что воспитание является целенаправленным процессом социализации личности. Данный процесс активно реализуется относительно молодежи посредством организации воспитательной деятельности в образовательных организациях. Цель воспитательной деятельности состоит в формировании у молодого поколения общественно значимых и профессионально необходимых качеств, воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности и обладающей способностью отстаивать свои решения и убеждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Светлана Анатольевна, Некрасова Ирина Викторовна, Зиновьев Олег Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article examines the essence and structure of educational activities in a vocational educational institution. Whatever the approaches to this concept, at present in the pedagogical literature, all authors agree that upbringing is a purposeful process of socialization of the individual. This process is actively implemented in relation to young people through the organization of educational activities in educational organizations. Educational activity in an educational institution is complex and consists of the independent activity of students, the interconnected work of scientific and pedagogical workers and students, as well as the system of organization, coordination and control of educational activities in general. The goal of educational activities is to form socially significant and professionally necessary qualities in the young generation, to educate a highly moral, spiritually developed and physically healthy person, ready to carry out professional activities and having the ability to defend their decisions and beliefs.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Процесс приращения содержания экологической культуры в образование более объемно происходит во взаимосвязи познания и созидания нового, нахождения новых интерпретаций знакомых природных форм, поэтому очень важно будущим педагогам дизайна в процессе выполнения творческих заданий не только приобрести экологическую грамотность, но быть готовым стать субъектом её порождаемую в педагогической и дизайнерской деятельности.

Литература:

1. Абдрафиковна А.Р. Гуманистическая парадигма современного образования // Вестник Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - №2(20). - С. 13-18.

2. Дугин А.Г. Убаюкивающая ложь экологии - URL: https://zavtra.ru/blogs/spasenie_prirodi_tol_ko_cherez_spasenie_kul_turi (дата обращения: 15.09.2021)

3. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Философия и общество. Выпуск №4(56)/2009https://www.socionauki.ru/authors/girusov e v/ (дата обращения: 10.10.2021)

4. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. -С. 6. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1184/821 (дата обращения: 05.10.2021)

5. Симонова И.Н., Варникова О.В. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17965 (дата обращения: 05.10.2021)

6. Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII -ХХ ВВ // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 9, №1. - С. 9. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7 (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

7. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. -2020. - Т. 8, №2. - С. 14. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1085/778 (дата обращения: 01.09.2021 г.).

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Некрасова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Зиновьев Олег Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и структура воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении. Какими бы не были подходы к данному понятию, в настоящее время в педагогической литературе все авторы сходятся во мнении о том, что воспитание является целенаправленным процессом социализации личности. Данный процесс активно реализуется относительно молодежи посредством организации воспитательной деятельности в образовательных организациях. Цель воспитательной деятельности состоит в формировании у молодого поколения общественно значимых и профессионально необходимых качеств, воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности и обладающей способностью отстаивать свои решения и убеждения.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, профессиональное воспитание, образовательная организация.

Annotation. The article examines the essence and structure of educational activities in a vocational educational institution. Whatever the approaches to this concept, at present in the pedagogical literature, all authors agree that upbringing is a purposeful process of socialization of the individual. This process is actively implemented in relation to young people through the organization of educational activities in educational organizations. Educational activity in an educational institution is complex and consists of the independent activity of students, the interconnected work of scientific and pedagogical workers and students, as well as the system of organization, coordination and control of educational activities in general. The goal of educational activities is to form socially significant and professionally necessary qualities in the young generation, to educate a highly moral, spiritually developed and physically healthy person, ready to carry out professional activities and having the ability to defend their decisions and beliefs.

Keywords: education, educational activities, professional education, educational organization.

Введение. Воспитание является одним из основных понятий в педагогике. Оно, определяемое как целенаправленный процесс социализации личности, составляет неотъемлемый элемент образовательного процесса [1].

Существует множество подходов к определению понятия «воспитание». Так В.И. Смирнов определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых [2]. М.И. Рожков рассматривает его с точки зрения управленческой функции: «Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, и практической деятельности». П.И. Пидкасистый подходит к определению понятия «воспитание» со стороны ведущей деятельности педагога: «Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека» [2].

Какими бы не были подходы к данному понятию, в настоящее время в педагогической литературе все авторы сходятся во мнении о том, что воспитание является целенаправленным процессом социализации личности. Данный процесс активно реализуется относительно молодежи посредством организации воспитательной деятельности в образовательных организациях.

Существует множество точек зрения относительно понятия воспитательной деятельности. Значимость воспитательной деятельности для развития личности подчеркивали Дж. Дьюи, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий [3]. Болдырев Н.И. дает следующее определение понятию воспитательной деятельности: «Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов». По мнению Е.В. Бондаревской, «Воспитание - это деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» [3].

Изложение основного материала статьи. Анализ понятия «воспитательная деятельность» позволяет говорить о том, что она представляет собой особый субъект организации социальной среды в образовательном учреждении на педагогическом уровне. Под воспитательной деятельностью следует понимать деятельность, направленную на организацию воспитательной среды, посредством активного взаимодействия субъектов для эффективного решения учебно-воспитательных задач по формированию личности обучающегося.

В связи с тем, что образовательная деятельность учебных заведений в России основывается на Федеральных государственных образовательных стандартах, возникает необходимость проектировать не только учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и практик, но создать воспитательную систему образовательного учреждения, определяемую компетентностным подходом в образовании.

Образовательное учреждение должно создать такое воспитательное пространство, которое бы характеризовалось активным включением обучающихся в продуктивную деятельность, решение социально значимых проблем, в том числе посредством сотрудничества с другими организациями общественной направленности. При этом необходимо учитывать, что деятельность студентов в рамках воспитательной деятельности должна формировать у них инициативность, самостоятельность, ответственность [8].

Цель воспитательной деятельности состоит в формировании у молодого поколения общественно значимых и профессионально необходимых качеств, воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности и обладающей способностью отстаивать свои решения и убеждения. Отсюда вытекает и основная задача учреждения, которая может быть реализована посредством организации воспитательной деятельности: создание условий для всестороннего развития личности [2].

Воспитание - это процесс, который представляет собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса [8]. Воспитательный процесс охватывает различные уровни: бытовой, личностный, профессионально формирующий, социально-гражданский.

Так как в основе воспитательной работы лежит формирование личности обучающегося как существа социального, то она реализуется посредством решения педагогом организационных и педагогических задач, определяющих выбор форм и методов воспитания, а также процесс их применения.

Воспитательная деятельность внутри учреждения профессионального образования достаточно трудоемка и имеет свои особенности, которые обусловлены тем, что молодежь является наиболее социально активной группой современного общества. Образовательная организация как социальный институт предлагает одновременно возможность овладения компетенциями, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности молодого человека, а также создает условия для его самореализации, активного сотрудничества в коллективе, утверждения себя как личности.

В условиях модернизации российской системы образования и современного социума обучающийся должен быть способен к принятию самостоятельных решений в различных сферах жизни на основе освоенного социального опыта. В виду этого для педагогов профессиональных образовательных организаций становится важным организовать социализирующее пространство с использованием имеющихся ресурсов учреждения. Поиск способов формирования данной среды позволил выявить метод моделирования как наиболее оптимальный и эффективный способ организации воспитательной деятельности студентов, позволяющий проанализировать потенциал, содержание, особенности, закономерности воспитательной работы учреждения.

Состояние и перспективы развития воспитательной деятельности в профессиональном образовательном учреждении, анализ научно-педагогической литературы позволяют говорить о том, что в системе профессионального образования постоянно требуется пересмотр традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия педагогов и студентов. Это реализуется при помощи проведения оценки воспитательной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях, которая в настоящее время осуществляется по трем показателям: наличие условий для воспитательной деятельности студентов, уровень организации воспитательной деятельности студентов, наличие самой организации воспитательной деятельности студентов, условий и механизмов ее функционирования.

В основе воспитательной работы конкретного образовательного учреждения могут закрепляться ценности, которые образовательная организация устанавливает, как таковые, чтобы приобщить к ним своих студентов, создать собственную воспитательную среду. Особенность воспитательной работы состоит в том, что она включает проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по борьбе с правонарушениями и профилактике асоциального поведения, а также организацию досуга [7].

Данная особенность определяется требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению относительно процесса воспитания:

- формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей, ценностного отношения к явлениям окружающего мира;

- формирование мировоззрения и миропонимания, соответствующего существующей действительности и новейшим научным достижениям;

- создание условий для самопознания и самореализации обучающихся;

- формирование гражданской позиции, толерантности, правовой культуры;

- создание условий для участия в социально значимой деятельности;

- формирование профессионально необходимых качеств личности, представления о социальной значимости осваиваемой специальности;

- формирование физической культуры, здорового образа жизни;

- развитие творческого мышления, приобщение к научно-исследовательской деятельности. Данные направления являются взаимодополняющими и в практической деятельности реализуются системно [5].

Как и любой процесс, процесс организации воспитательной деятельности основывается на ряде принципов, обеспечивающих целостное развитие личности обучающегося. По мнению Т.Г. Суминой в условиях современного мира организация воспитательной деятельности должна основываться на следующих принципах:

- принцип наивысшей ценности человека на земле. В процессе воспитания создаются условия для саморазвития личности. При построении взаимоотношений с воспитанником необходимо принимать его таким, какой он есть, опираться на положительные стороны его личности;

- целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие личности воспитанника посредством коллективной творческой деятельности;

- в основе организации системы воспитания лежит обеспечение возможности самоактуализации воспитанника;

- суть воспитания состоит в формировании системы ценностных установок личности, то есть формирование отношения к Родине, обществу, людям, природе, к себе самому, материальным и духовным ценностям;

- содержание воспитания составляет воспитывающая деятельность педагога, основывающаяся на активной работе воспитанника;

- воспитанник является субъектом воспитательных отношений;

- принцип диалогизации как важнейший принцип организации межличностного взаимодействия;

- важнейшей функцией педагога в рамках воспитательной деятельности является понимание. Педагогу необходимо уметь слушать воспитанника, оказать помощь в обнаружении своих потребностей, помочь обрести веру в себя [6].

Совокупность требований современного общества, предъявляемых к личности обучающегося, определяет наличие множества направлений воспитательной деятельности обучающихся в образовательной организации. Основными направлениями данного вида деятельности в зависимости от уровня образования становятся гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, эстетическое, правовое и профессиональное воспитание, физическое и экологическое воспитание, семейное и социально-экономическое воспитание, воспитательная работа проводимая в профессиональных образовательных учреждения и в студенческих общежитиях, большое внимание уделяется воспитательной работе с иностранными студентами, а так же с несовершеннолетними студентами.

Выводы. Таким образом, воспитательная деятельность в образовательной организации является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности молодого человека: посредством ее формируется высоконравственная, духовно развитая, физически здоровая личность, способная к развитию личностных и профессионально-значимых качеств личности. Организация воспитательной деятельности основывается на личности обучающегося. Особенности воспитательного процесса в конкретной образовательной организации определяются значимыми для обучающихся личными и общественными проблемами. Для достижения целей воспитания воспитательная деятельность в образовательном учреждении должна строиться на ряде принципов ее организации: гуманистической направленности, научности, преемственности, целенаправленности, приоритетности, ответственности, открытости и перспективности. Требования общества по отношению к личности обучающегося определяют перечень направлений воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 78-80.

2. Иляшенко Л.К., Лапшова А.В., Цыплакова С.А. Профессиональное самоопределение студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 206-209.

3. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. Культурологический подход в теории и практике профессионального педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 160-163.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - Т. 9. - № 1. - С. 38.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. - 2016. - № 6. - С. 42-49.

6. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Бекетова Ю.А. Сущность и содержание понятия «Профессиональное воспитание» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2020. - № 1. - С. 104-109.

7. Маркова С.М., Зиновьев О.А., Уракова М.Н. Взаимосвязь между развитием технической и культурной подготовкой обучающихся в профессиональной школе // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. -С. 195-197.

8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.