Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьев Олег Андреевич, Уракова Марина Николаевна

В статье рассматривается нравственное воспитание как одна из основных целей профессионального обучения будущих рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях. В процессе практической подготовки наряду с формированием профессиональных компетенций перед обучающимися стоит задача формирования нравственно-волевых черт характера: принципиальности, инициативности, решительности, смелости, стойкости, выносливости, мужества, выдержки и самоконтроля. Для практического обучения это означает построение системы учебно-производственных работ обучающихся с учетом логики учебного и производственного процессов, чередование различных видов деятельности, внутреннюю пропорциональность всех сторон организации обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьев Олег Андреевич, Уракова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PROCESS OF PRACTICAL TRAINING

The article examines moral education as one of the main goals of professional training of future workers and specialists in professional educational institutions. In the process of practical training, along with the formation of professional competencies, students are faced with the task of forming moral and volitional character traits: integrity, initiative, decisiveness, courage, perseverance, endurance, courage, endurance and self-control. For practical training, this means building a system of educational and production work of students, taking into account the logic of educational and production processes, the alternation of various types of activities, the internal proportionality of all aspects of the organization of training and education.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Зиновьев Олег Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматривается нравственное воспитание как одна из основных целей профессионального обучения будущих рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях. В процессе практической подготовки наряду с формированием профессиональных компетенций перед обучающимися стоит задача формирования нравственно-волевых черт характера: принципиальности, инициативности, решительности, смелости, стойкости, выносливости, мужества, выдержки и самоконтроля. Для практического обучения это означает построение системы учебно-производственных работ обучающихся с учетом логики учебного и производственного процессов, чередование различных видов деятельности, внутреннюю пропорциональность всех сторон организации обучения и воспитания.

Ключевые слова: нравственное воспитание, практическое обучение, учебно-производственная деятельность, этическое воспитание.

Annotation. The article examines moral education as one of the main goals of professional training of future workers and specialists in professional educational institutions. In the process of practical training, along with the formation of professional competencies, students are faced with the task of forming moral and volitional character traits: integrity, initiative, decisiveness, courage, perseverance, endurance, courage, endurance and self-control. For practical training, this means building a system of educational and production work of students, taking into account the logic of educational and production processes, the alternation of various types of activities, the internal proportionality of all aspects of the organization of training and education.

Keywords: moral education, practical training, educational and production activities, ethical education.

Введение. Нравственное воспитание обучающихся среднего профессионального образования является одним из важнейших компонентов становления и развития будущих рабочих и специалистов.

Нравственные понятия и убеждения формируются в процессе разнообразной деятельности обучающихся. При этом вырабатываются поведенческие навыки, формируются волевые черты характера, принципиальность, целеустремленность, активность, умение преодолевать трудности. Задача мастера профессионального обучения - формирование у будущих рабочих и специалистов нравственных качеств.

Нравственное воспитание осуществляется в учебно-воспитательном процессе, в условиях которого происходит формирование профессиональных компетенций, нравственных взглядов и убеждений.

Практическое обучение, также является, одним из векторов нравственного воспитания. В процессе учебно-производственной деятельности обучающиеся вступают в определенные взаимоотношения с коллективом и обществом. Коллективный труд во многом определяет степень воспитательного воздействия на личность будущих рабочих и специалистов.

Изложение основного материала статьи. Учебно-производственная деятельность занимает большую часть учебного времени, является ведущей деятельностью обучающихся. Учебный процесс обуславливает другие виды деятельности - теоретическую подготовку, техническое творчество, досуговую деятельность и др.

В процессе практического обучения обучающиеся осознают свои жизненные планы, связанные с получением профессии, формируется самостоятельность, инициативность в труде, умение преодолевать любые трудности, расширяется социальный опыт обучающегося.

Нравственные взгляды и убеждения тогда проявляются в профессиональной деятельности, когда осуществляется потребность в высоконравственных поступках.

В процессе практической подготовки наряду с формированием профессиональных компетенций перед обучающимися стоит задача формирования нравственно-волевых черт характера: принципиальности, инициативности, решительности, смелости, стойкости, выносливости, мужества, выдержки и самоконтроля.

В процессе профессиональной подготовки нравственное воспитание осуществляется в условиях формирования творческого отношения к труду, коллективной производственной деятельности, направленной на решение общей производственной задачи, в процессе совместного выполнения производственных заданий производственной практики, производственных бригад рабочих и специалистов.

Одной из важнейших сторон нравственного воспитания является формирование положительного отношения к профессии у обучающихся.

Для формирования у обучающихся интереса к профессии должны выполнятся следующие условия:

- первоначальный интерес к профессии и мастерству педагога;

- положительная оценка деятельности педагога профессионального обучения;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- реализуется дифференцированный подход к обучающимся, согласованность требований субъектов профессиональной подготовки - неотъемлемые условия нравственного воспитания;

- уважение к человеческому достоинству обучающихся;

- формирование у обучающихся высоких нравственных качеств (скромности, честности, чуткости, отзывчивости, взаимопомощи).

В учебно-производственном процессе выделяются следующие этапы нравственного воспитания обучающихся:

На первом этапе обучающиеся выполняет учебно-тренировочные работы, осваивают специальные приемы и операции, начинают изучать теоретические курсы специальных дисциплин.

На втором этапе обучающиеся начинают выполнять комплексные производственные работы. Это основной период овладения профессиональными компетенциями, наращивается профессиональная подготовка. В этот период выполняются следующие задачи: обеспечение количественных и качественных показателей учебно-производственной деятельности; активизация мыслительной деятельности обучающихся, развитие технического творчества для овладения профессиональными компетенциями, формирование устойчивого интереса к избранной профессии, воспитание культуры труда.

На третьем этапе обучающиеся учатся выполнять сложные работы, увеличивается количество самостоятельной работы на уроках практического обучения. Основными задачами являются: формирование самостоятельности и творческого отношения к выполнению производственных заданий, стремление к совершенствованию профессиональных компетенций и рационализации, развитие учебного сотрудничества в процессе коллективного труда.

На четвертом этапе обучающиеся проходят производственную практику на предприятии. Производственная среда оказывает большое влияние на формирование характера, волевых и нравственных качеств обучающихся.

В целях нравственного воспитания на первый план выступают следующие задачи: воспитание любви к профессии; формирование умений способность выполнять производственные задачи, вовлечение обучающихся в общественную жизнь коллектива предприятий, приобщение к его традициям.

Не меньшее значение для нравственного воспитания имеют различные формы организации учебного процесса.

На уроке-экскурсии обучающиеся получают первоначальное представление об условиях труда на предприятии.

При этом мастер профессионального обучения разрабатывает план экскурсии, определяет содержание и методы ее проведения, а также маршрут экскурсии, привлекает специалистов конкретной профессиональной области.

В процессе экскурсии у обучающихся складывается определенное представление о предприятии. Беседы с кадровыми рабочими, наблюдение за ходом производственного процесса способствует формированию их отношения к труду и избранной профессии.

На уроке по изучению правил техники безопасности вырабатываются устойчивые привычки к выполнению этих требований. Усвоение правил техники безопасности способствует воспитанию у обучающихся высокой производственной дисциплины и организованности. При этом у них вырабатываются такие черты, как внимательность, аккуратность в работе, стремление к постоянному самоконтролю. Здесь обучающиеся не только знакомятся с важнейшими правилами, но и осознают целесообразность установленных правил.

Урок освоения операционных тем. В процессе овладения первоначальными приемами работ обучающиеся знакомятся с рациональной организацией труда, рабочего места и правилами техники безопасности.

Обучение на изготовлении продукции, имеющей производственную ценность, имеет огромное воспитательное значение, способствующее развитию у обучающихся творческого отношения к труду.

Осваивая различные операции, подростки учатся бережно относиться к инструментам, оборудованию, экономить материалы и электроэнергию.

Уроки по освоению операционных тем обеспечивают формирование у обучающихся морально-волевых черт, культуры труда, овладение нормами трудовой морали, правилами поведения на производстве.

Основная задача мастера профессионального обучения не только формирование профессиональных компетенций, но и формирование профессиональной направленности личности будущих рабочих и специалистов.

Для формирования профессиональной направленности личности должны выполняться следующие условия:

- установление межпредметных связей (взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки);

- взаимосвязь теоретического и практического обучения, производственной практики;

- формирование нравственных качеств в процессе практического обучения, организация технического творчества;

- организация индивидуальной работы с обучающимися.

Таким образом, для профессиональной подготовки большое значение имеют следующие принципы:

- соединение обучения с производственным трудом, связь теории с практикой;

- формирование профессиональных компетенций, имеющих универсальное значение;

- единство индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности;

- соблюдение технологической последовательности и непрерывности выполнения операций;

- последовательность формирования профессиональных компетенций;

- технологическая самостоятельность и активность обучающихся.

В процессе практического обучения нравственное воспитание обучающихся проявляется, прежде всего, в профессиональном развитии. Последнее включает перемену труда как органическое единство сменяющих друг друга способов жизнедеятельности.

Для практического обучения это означает построение системы учебно-производственных работ обучающихся с учетом логики учебного и производственного процессов, чередование различных видов деятельности, внутреннюю пропорциональность всех сторон организации обучения и воспитания.

Предпосылками профессионального развития обучающихся и, в частности, нравственного развития являются изменения, происходящие в структуре рабочего класса под влиянием научно-технологического прогресса и имеющие решающее значение для подготовки будущих рабочих в системе профессионального

образования. К таким изменениям можно отнести: исчезновение некоторых старых профессий, появление новых профессий, изменение содержания старых профессий, возрастающая динамичность, тенденции к универсализации и общности рабочих функций.

Выводы. Таким образом, практическое обучение - это творческий процесс соединения учебной деятельности и трудовой, при котором обучение воздействует на характер труда обучающихся, вносит в него более современные технические приемы, а труд и практика углубляют, расширяют знания и являются критерием прочности знаний, средством оценки сформированности профессиональных компетенций, нравственного воспитания и общественной культуры обучающихся.

Наряду с формированием нравственных качеств формируются и эстетические качества в процессе соответствующей практической деятельности в производительном труде.

Эстетическое воспитание тесно связано с трудовым воспитанием обучающихся. Воспитание любви и уважения к труду предполагает эстетическое наслаждение процессом труда и его результатами. Превращение труда в первую жизненную потребность, психологическая подготовка обучающихся к труду возможно лишь в процессе эстетического воспитания.

Таким образом, взаимодействие нравственного и эстетического начал в практическом обучении имеет большое значение для подготовки будущих рабочих. Оно находит конкретное выражение в овладении нравственными и эстетическими понятиями на базе знаний, приобретенных в процессе теоретического обучения в формировании профессиональных компетенций в процессе практического обучения. С этой целью необходимо придать творческий характер их производительному труду, воспитать дружный коллектив; учитывать психологические особенности личности и ее поведения в коллективе.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. - С. 78-80.

2. Иляшенко Л.К., Лапшова А.В., Цыплакова С.А. Профессиональное самоопределение студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. - С. 206-209.

3. Лапшова А.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. Культурологический подход в теории и практике профессионального педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. - С. 160-163.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Т. 9. № 1. - С. 38.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. 2016. № 6. - С. 42-49.

6. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Бекетова Ю.А. Сущность и содержание понятия «Профессиональное воспитание» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2020. № 1. - С. 104-109.

Педагогика

УДК 371

аспирант Матюхина Наталья Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВКЛАД КРЫМСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ЯЗЫКА (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВВ.)

Аннотация. В статье анализируется особый статус интеллигенции и подчеркивается их двойственная природа, поэтому интеллигенты способны занимать деструктивные или конструктивные позиции в общественной жизни. Выявлен вклад крымской интеллигенции в деле защиты и возрождения традиционной культуры.

Ключевые слова: интеллигенция, общество, маргинализация, кризис, отчуждение.

Annotation. The article analyzes the spécial status of the intelligentsia and emphasizes their dual nature, so intellectuals are able to take destructive or constructive positions in public life. The contribution of the Crimean intelligentsia to the protection and revival of traditional culture is revealed.

Keywords: intelligentsia, society, marginalization, crisis, alienation.

Введение. Современное общество находится в состоянии моральных преобразований. Изменение существующей базы часто имеет негативные последствия. Веками интеллигенция брала на себя роль совести и голоса народа. С его помощью устраняются устаревшие парадигмы и создаются новые. Именно поэтому в данной статье мы хотим рассмотреть значение интеллигенции в современной культуре.

Изложение основного материала статьи. Интеллигенция - чрезвычайно сложное, противоречивое и многогранное явление, и определить его точно непросто. Понятие произошло от латинского «intelligentia», что означает способность понимать, понимать, интерпретировать мысли и предметы; ум, разум, изначально носящий теологический характер. Г. Гегель писал в «Философии права»: «дух есть... интеллигенция» [3].

Можно сказать, что точное определение понятия интеллигенции может вызвать затруднения. Но необходимо выделить отличительные особенности этого слоя общественности. Интеллигенты обладают характеристиками амбивалентного сознания духа. Интеллигенты обладают духом творчества и исследования: в познании, на основе определения существования общества, в культуре. Интеллигенция является ключевой частью общества и не признает иерархической структуры подавления свободы. Она отрицает согласие социальных рабов на рабство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.