4. Влияние эпидемии на физическое и психологическое состояние людей / В. Н. Еременко, А. А. Левченко, О. В. Синько, Е. Н. Басов // "Филологические и социокультурные вопросы науки и образования": сборник материалов V международной научно-практической очно-заочной конференции. - Краснодар, 2020. - С. 881-888.
5. Особенности организации тренировочного процесса, влияющие на физическую подготовленность студентов / А.И. Кайшева, О.А. Снимщикова, О.П. Десенко, М.А. Кузнецова // "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 12 (202). - 2021. - С. 166-169.
6. Комбинированная физическая активность для обеспечения здоровья и работоспособности / К.Г. Данилиди, О. А. Снимщикова, А. С. Ткач, О. А. Балацкая // "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 12 (202). - 2021. - С. 119-123.
REFERENCES
1. Eremenko, V.N., Sinko, O.V. and Fedorova, N.P. (2019), "The role of physical education in the life of youth", E-Scio, No. 6 (33). - pp. 303-310.
2. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko, A.A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8, No.3 (28), pp. 353-355.
3. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E., Pitkin, V.A., Sinko, O.V. and Khamzina, L.N. (2018), "Increase of motivation for physical culture among students", Modern Pedagogical Education, No.35, pp. 59-62.
4. Eremenko, V.N., Levchenko, A.A., Sinko, O.V. and Basov, E.N. (2020), "The influence of the epidemic on the physical and psychological state of people", Philological and socio-cultural issues of science and education": collection of materials of the V international scientific and practical part-time conference, Krasnodar, pp. 881-888.
5. Kaisheva, A.I., Snimshchikova, O.A., Desenko, O.P. and Kuznetsova, M.A. (2021),"Features of the organization of the training process influencing the physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (202), pp. 166-169.
6. Danilidi, K.G., Snimshchikova, O.A., Tkach, A.S. and Balatskaya, O.A. (2021), "Combined physical activity to ensure health and performance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (202), pp. 119-123.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.02.2022
УДК 796.011.3
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Оксана Вячеславовна Мамонова, старший преподаватель, Вероника Александровна Жихорева, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Москва
Аннотация
В проанализированной научно-методической и специальной литературе выявлено, что процесс физического воспитания со студентами с особыми образовательными потребностями (ООП) необходимо выстраивать с учётом специальных условий, которые призваны помочь обучающимся в получении ими высшего образования в т.ч. и в физическом воспитании. Созданная модель физического воспитания студентов с ООП с использованием средств оздоровительных систем и видов спорта с низкой интенсивностью, позволит расширить круг специальных образовательных программ, методов и форм обучения в целях сохранения и укрепления здоровья студентов с ООП.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, физическое воспитание, моделирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p274-278
ESSENCE AND STRUCTURE OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Oksana Vyacheslavovna Mamonova, the senior teacher, Veronika Aleksandrovna Zhi-khoreva, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Abstract
Based on the analyzed scientific and methodological and specialized literature, it was revealed that the process of physical education with students with special educational needs (OOP) should be built up taking into account the special conditions that are designed to help students in obtaining higher education, including in the physical culture and wellness orientation. The created model of physical education of students with OOP by using means of health systems and sports with low intensity, will expand the range of special educational programs, methods and forms of education in order to preserve and strengthen the health of students with OOP.
Keywords: students with special educational needs, physical education, modeling.
ВВЕДЕНИЕ
Студенты с особыми образовательными потребностями (ООП), имеющие отклонения в состоянии здоровья (студенты специальной медицинской группы, освобожденные от практических занятий, студенты-инвалиды и с ОВЗ) нуждаются в создании специальных условий на основе формирования эффективной структуры процесса физического воспитания с доступным и альтернативным содержанием специфики физкультурно-оздоровительной направленности, где общеобразовательная система и педагогическая деятельность преподавателя будет обновляться, а студент будет саморазвиваться.
Отметим, что студенты с ООП ведут малоподвижный образ жизни, что служит причинами ухудшения состояния здоровья. Их сидячий образ жизни независимо связан со многими неблагоприятными состояниями здоровья [2]. В среднем за день они проходят менее 2000 шагов, что говорит о низкой физической активности [6]. Снижение физической активности приводит к увеличению проблем со здоровьем (от сердечнососудистых заболеваний до психических расстройств) в молодом возрасте [3]. Для молодых здоровых студентов двигательная активность вводится компетентностью в области физического воспитания и спорта, их самооценкой и самоконтролем [4]. Однако для студентов с различными нозологиями недостаточно изучен вопрос о введении компетентно -сти, самооценки, самоконтроле и самовоспитании [5].
В рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» формируется практика освоения основных направлений (оздоровительные системы, игровые виды спорта, кардио-занятия, танцевальные занятия, восточные единоборства) и ценностей физической культуры личности, организационно-методических умений в части, построения собственной физкультурно-спортивной модели. При этом процесс обучения для студентов с отклонениями в состоянии здоровья, который бы учитывал активные и потенциальные возможности и особенности недостаточно сформирован. Для методического построения занятий со студентами с ООП на основе низкоинтенсивной двигательной активности необходимо правильно структурировать и дозировать занятия «от малой к умеренной нагрузке», «от простого к сложному упражнению» и «по времени и сложности», что будет способствовать достижению положительного результата.
При работе со студентами с ООП педагогический процесс в вузе состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение специально организованного процесса позволяет выделить и рассмотреть его составляющие, а главное совместить с требованиями ФГОС 3++ и условиями модернизации. Педагогический процесс физического воспитания в целом должен отвечать потребностям общества как заказчику в сохранении и укреплении здоровья молодых студентов. Хотя образова-
тельные программы высшего образования интегрированы с дополнительными общераз-вивающими программами, они недостаточно доступны для студентов с ООП.
Наряду с этим для студентов с ООП в вузах России занятия осуществляются по нормативно-правовым документам, научно-методическим материалам и медицинской справке (форма-0/86). Выявлен огромный фундаментальный научный вклад по физическому воспитанию студентов СМГ, однако об этом, нельзя сказать о студентах, освобождённых от практических занятий по физической культуре, студентах-инвалидах и с ОВЗ. Отчасти из-за этого на практических занятиях для подготовки их к профессиональной деятельности имеются проблемные вопросы.
В формировании процесса физического воспитания присутствуют принципы адаптивной физической культуры, отражающие социальные, общеметодические и специаль-нометодические ценности, сохранения и укрепления здоровья [1].
Целью физического воспитания студентов с ООП является: укрепление здоровья, формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, всестороннее физическое развитие с учётом показаний и противопоказаний.
Задачами физического воспитания студентов с ООП являются:
1. Приобретение знаний в процессе низкоинтенсивной двигательной активности.
2. Развитие индивидуальных физических способностей.
3. Воспитание специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности.
4. Формирование умения планирования и коррекции своих физических действий.
5. Вырабатывание специальными физкультурными знаниями физическую культуру личности.
В обязательную программу физического воспитания студентов с ООП заложены государственные требования (ФГОС3++) по физической культуре, включающие в себя основной минимум содержания дисциплины «Физическая культура».
Содержание по дисциплинам: 1) «Физическая культура» - лекционные и методико-практические занятия (72 часа); 2) «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (328 часа), включают в процесс физического воспитания в объёме 70% - обязательную программу, а в объёме 30% - вариативную программу с использованием учебно-материальной базы.
Модель физического воспитания студентов с ООП на основе оздоровительных систем (виды оздоровительной гимнастики) и низкоинтенсивных видов спорта (бильярда, бочче, городки и др.) представляет собой конструкцию специально организованного процесса. Модель рассматривается как совокупность форм физического воспитания (лекции, методико-практические занятий и практические занятия), объединённых одной целью и направленных на решение педагогических задач. Поэтому для студентов с ООП необходимо совершенствование знаний, умений и навыков, которые проводятся на занятиях по видам оздоровительной гимнастики и бильярду.
В РЭУ им. Г.В. Плеханова занятия бильярдом проводятся как на учебных занятиях, так и во вне учебное время, в секциях. Бильярд - древняя игра, это гармония отдыха и спорта. Бильярд - низкоинтенсивный вид спорта, развивает интеллектуальные способности: внимательность, концентрированность, умение находить правильное решение. Кроме того, бильярд позволяет студентам с ООП участвовать в соревнованиях.
Виды оздоровительной гимнастики - низкоинтенсивная физическая активность, в виде использования элементов из фитнеса, стретчинга, йоги, атлетической гимнастики, оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики и др., которые обеспечивают оптимальное функциональное состояние организма, повышают эмоциональный тонус, восстанавливают работоспособность, оказывают профилактическое воздействие в условиях образовательной деятельности. В свою очередь технология физического воспитания создаётся на основе выбранной преподавателем программы, модель физического воспита-
ния и составляет процессуальную часть его педагогической деятельности. Отражает в выстраиваемом маршруте педагогического процесса планирование, контроль и учёт результатов студентов с ООП. Отметим, что процесс физического воспитания определяется по объективным и субъективным показателям. Объективные: уровень морфофункцио-нального состояния здоровья организма; уровень физической подготовленности и уровень двигательной активности, которые способны определить доступное содержание занятий. Субъективные выражают: отношение к занятиям физической культурой, уровень САН, болевые ощущения, усталость, желание заниматься физическими упражнениями.
Качество физического воспитания студентов с ООП определяется посредством мониторинга, выявления объективных показателей уровня состояния здоровья, работоспособности, физической активности, которые положены в основу управления физическим воспитанием.
Управление физическим воспитанием студентов с ООП, касающейся функционально-процессуальной деятельности преподавателя физической культуры, направлено на руководство системой физического воспитания, обеспечивающее решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе управления происходит выход на постепенное повышение уровня решения задач. Выход на другой уровень происходит за счёт реализации модели физического воспитания, выстраивания индивидуального маршрута, демонстрации новых двигательных умений, уровня развития физических качеств.тВ основу управления положен мониторинг качества, после чего следуют педагогические решения, направленные на коррекцию всего процесса физического воспитания и его составляющих. Мониторинг морфофункционального состояния организма и физической подготовленности является постоянным и объективным действием со стороны преподавателя и студента с ООП.
ВЫВОД
Физическое воспитание студентов с ООП как целостное специальное организованное взаимодействие (преподаватель и студент) отражает объективные закономерности занятий, а именно видами оздоровительной гимнастики и бильярда, направленных на реализацию особых целей и решение педагогических специальных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев С.П. Обучение двигательным действиям без ошибок: учебное пособие / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. - 2020. -Т. 81, № 1. - С. 224.
2. Коданева, Л.Н. Образ жизни и отношение к здоровью студенческой молодежи / Л.Н. Коданева., Е.С. Кетлерова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (1б9). -С.152-15б.
3. Lemoyne, J. Physical self-concept and participation in physical activity in college students / J. Lemoyne, P. Valois, F. Guay // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2015. - No. 47 (1). - P. 142-150.
4. Особенности профессионального самовоспитания будущих специалистов с особыми образовательными потребностями на основе специфического нетрадиционного подхода / О. В. Мамонова, Г. Б. Глазкова, Р. Ю. Булычев [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 4 (72). -С. б5-б7.
5. Постол, О.Л. Восточные оздоровительные гимнастики в системе физкультурного образования студентов транспортных вузов / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 353-355.
6. The Physical Activity Guidelines for Americans / K.L. Piercy, R.P. Troino, R.M. Ballard, S.A. Carson, J.E. Fulton, D.A. Galuska, S.M. George, R.D. Olson // JAMA. - 2018. - Vol. 320 (19). - P. 20202028.
REFERENCES
1. Evseev, S.P. (2020), "Teaching motional actions without mistakes: textbook", Adaptive physical culture, Vol. 81, No. 1, рр. 224.
2. Kodaneva, L.N. and Kotlyarova, E.S. (2019), "Lifestyle and attitude to the health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp.152-156.
3. Lemoyne, J., Valois, P. and Guay, F. (2015), "Physical self-concept and participation in physical activity in college students", Medicine and Science in Sports and Exercise, Vol. 47. No. 1, pp. 142150.
4. Mamonova, O.V., Glazkova, G.B., Bulychev, R.Y., Gorbunova, E.A. and Razinkova Y.N. (2019), "Features of professional self-education of future specialists with special educational needs based on a specific non-traditional approach", Physical culture and health. Vol. 72, No. 4, pp. 65-67.
5. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2020), "Eastern health-improving gymnastics in the system of physical education of students of transport universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 353-355.
6. Piercy, K.L., Troino, R.P., Ballard, R.M., Carson, S.A., Fulton, J.E., Galuska, D.A., George, S.M. and Olson, R.D. (2018), "The Physical Activity Guidelines for Americans", JAMA, Vol. 320, No. 19, pp. 2020-2028.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2022
УДК 37.012.8
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Александр Викторович Милехин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна Панина, доцент, Янина Юрьевна Правкина, кандидат социологических наук, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов; Ирина Алексеевна Милехина, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина, Саратов; Денис Геннадьевич Шитов, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов
Аннотация
Значение представлений в жизни человека переоценить невозможно. Представления могут касаться различных сторон человеческой деятельности, не исключением является физическая культура и спорт. Исследуя и сравнивая представления человека о двигательной деятельности разных поколений, об их влиянии на здоровье индивида, применении в профессиональной и личной жизни, у авторов появилась возможность переосмысления процесса обучения. Анализ полученных данных свидетельствует о низком уровне сформированности личностной физической культуры у современной молодежи и недостаточно развитой ценностно-мотивационной направленности на двигательную активность. Полученные результаты могут быть использованы для актуализации процесса обучения, внесения поправок в некоторые его составляющие, усиления теоретического и учебно-методического разделов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Особенно настораживает слабая заинтересованность молодежи в личном участии передачи жизненно важных двигательных навыков следующим поколениям. Проигрыш предыдущему поколению по данной позиции, на наш взгляд, не просто характеризует огрехи в преподавании, а требует внесения срочных и действенных коррективов. Представления о значении, влиянии на здоровье, применении в жизни и профессиональной деятельности навыков, полученных на занятиях физической культурой и спортом, во многом определяют отношение и эффективность пользования ими.
Ключевые слова: представление, физические упражнения, социум, профессиональная подготовка, прикладная подготовка, передача знаний.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p278-281
DYNAMICS OF CONCEPTS ON THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN HUMAN
LIFE
Alexander Viktorovich Milekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vasilyevna Panina, the senior lecturer, Yanina Yurievna Pravkina, the candidate of sociolog-