УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Вячеславович Кузнецов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В данной статье поднимается проблема вовлечения в регулярные занятия физической культурой студентов, имеющих медицинские ограничения по здоровью. Рассматриваются авторские методики физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе и освобождённых от физической нагрузки. Анализируется опыт работы научно-педагогических работников с этой категорией обучаемых. Предлагаются собственные наработки. С целью совершенствования образовательной среды в области физической культуры и спорта было проведено тестирование студентов с особыми образовательными потребностями, состоящее из 11 заданий с ответами на выбор. Приводятся итоги тестирования и анализируются ответы студентов. Результаты анкетирования студентов требуют дальнейшего осмысления, с целью повышение внутреннего настроя студентов на регулярные занятия физическими упражнениями, отказа от вредных привычек и коррекции используемых методик физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты с особыми образовательными потребностями, учебные занятия, тестирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p378-382
FEATURES OF THE PHYSICAL EDUCATION METHODOLOGY FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Alexander Vladimirovich Sysoev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Boris Vyacheslavovich Kuznetsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Valerievich Sobolev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State
Institute of Physical Training
Abstract
This article discusses the author's methods of physical education of students belonging to the special medical group and exempt from physical activity. The experience of research and teaching staff with this category of trainees is analyzed. We offer our own developments. Conclusions are drawn and directions for further research are outlined. In order to improve the educational environment in the field of physical culture and sports, students with special educational needs were tested, consisting of 11 tasks with answers to choose from. The results of testing are given and the answers of students are analyzed. The results of the survey of students require further reflection, in order to increase the internal mood of students for regular physical exercises, rejection of bad habits and correction of the methods of physical education used.
Keywords: physical education, students with special educational needs, training sessions, testing.
В процессе проведения практических занятий по физической культуре постоянно встаёт вопрос вовлечения в эти занятия студентов относящихся к специальной медицинской группе. Конечно же в соответствие с клиническим диагнозом студенты имеют право выполнять лишь те комплексы упражнений лечебной физической культуры (ЛФК), которые рекомендованы лечащим врачом. Иногда такие комплексы монотонны и однообразны. Внести какое-то разнообразие позволяют настольные спортивные игры, такие как шашки и шахматы, а также дартс (если данные игры не имеют противопоказаний). Кроме того студенты, относящиеся к специальной медицинской группе и освобождённые от физической нагрузки осваивают практические разделы предмета теоретически, путём уст-
ных ответов на поставленные преподавателем вопросы по текущей тематике занятий, написанием рефератов и научных статей, участием в научно-практических конференциях, путём выступления по теме, непосредственно связанной с имеющимся у них диагнозом того или иного заболевания.
В тоже время некоторые исследователи предлагают в процессе физической подготовки студентов, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ) использовать системный, личностно-ориентированный и модульный подходы. Системный подход включает в себя индивидуальные составляющие подготовки, представляющие собой некую систему взаимодействия составных частей и целого. Личностно-ориентированный подход представляет собой симбиоз познавательной и двигательной деятельности, влияющие не только на физические качества обучаемого, но и на его внутренний мир, психологическую составляющую [2]. Модульный подход заключается не только выполнением некоего учебного пакета, «охватывающего концептуальную единицу учебного материала и предписанных действий», но и использование определённых комплексов упражнений из аквафитнесса, атлетической гимнастики, стретчинга, рекреации и т.п. [1].
Другие авторы отдают предпочтение на занятиях со студентами СМГ статическим упражнениям и различным дыхательным гимнастикам. В последнее время кроме широко известных систем дыхательной гимнастики Стрельниковой и Бутейко, находят применение и имеют большое количество положительных отзывов занятия статическими упражнениями «Бодифлекс» по системе Г. Чайлдерс. Основной особенностью данных систем является определённый порядок дыхания и (или) его задержка [4]. Они также исходят из принципа индивидуализации физического воспитания, состоящего из теоретического раздела, включающего в себя вопросы здоровья, питания, двигательной активности и практического раздела, состоящего из двух еженедельных занятий. Одно занятие проводится в бассейне, с целью закаливания и второго занятия, проводимого в спортивном зале с использованием индивидуальных физических упражнений, направленных на коррекцию физического состояния обучаемого [5].
Интересен опыт преподавателей предпочитающих разделять студентов СМГ по половому признаку, при этом фокусируясь на женской половине занимающихся. Технология таких занятий основана на использовании физических упражнений из оздоровительной аэробики, методов моделирования и прогнозирования и состоит из контрольного, экспериментального и управляющих воздействий блоков [9]. В тоже время применение индивидуально-структурированной двигательной активности на основе фитбола, спортивных тренажёров с заданным вектором нагрузки, подвижных и спортивных игр с возможностью контроля частоты сердечных сокращений в реальном времени способствуют совершенствованию гемодинамических характеристик и снижают риск получения травмы опорно-двигательного аппарата у студентов СМГ [10].
Характерными признаками, объединяющими все выше перечисленные точки зрения, является стремление преподавателей вовлечь в регулярные занятия физическими упражнениями как можно большее количество обучаемых, не смотря на их уровень физического развития и текущее состояние здоровья.
Конечно, одного-двух занятий в неделю недостаточно не только для студентов основной и подготовительной групп, но и для студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) [8]. Известно, что регулярные (ежедневные) занятия физическими упражнениями положительно влияют не только на развитие физических качеств занимающихся, но и на укрепление их здоровья, совершенствование межличностных отношений внутри определённых социумов, повышение качества всего образовательного процесса [3, 6, 7].
В настоящее время на первое место выходит внеурочная форма физкультурно-спортивной деятельности [3]. С этой целью для студентов с ООП были разработаны и внедрены в учебный процесс дневники самоконтроля. В которых студент ежедневно за-
носит свою двигательную активность и контролирует её с помощью объективных и субъективных показателей. При этом еженедельно представляя дневник преподавателю на проверку (на текущее занятие согласно расписания). Главная цель такого взаимодействия сформировать у студента потребность в ежедневной посильной двигательной активности [11].
С целью совершенствования образовательной среды в области физической культуры и спорта студенты с ООП в течение 2019-2020 учебного года были протестированы. В тестировании приняли участие 156 студентов с ООП нескольких вузов г. Воронежа.
Тестовые задания включали в себя следующие вопросы и варианты ответов, указанные за скобками:
1. Ваше отношение к регулярным занятиям физической культурой и спортом? (1 -негативное, 2 - позитивное, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
2. Хотели бы вы заниматься физкультурой практически (приобретать умения и навыки) или проходить теоретически (приобретать только знания)? (1 - заниматься практически, 2 - проходить теоретически, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
3. Есть ли у Вас любимый вид спорта? (1 - да, есть, 2 - нет, не имею, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
4. Как вы оцениваете уровень своего здоровья? (1 - полностью здоров, 2 - не совсем чувствую себя здоровым, 3 - не чувствую себя здоровым, 4 - хочется улучшить состояние своего здоровья).
5. Считаете ли вы что физкультура оздоравливает? (1 - да, считаю, 2 - нет, так не считаю, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
6. Как вы относитесь к оздоровительным силам природы? (1 - положительно, 2 -отрицательно, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
7. Вы курите? (1 - да, 2 - нет).
8. Вы употребляете спиртные напитки? (1 - да, 2 - нет).
9. Считаете ли вы, что курение и употребление спиртных напитков это вредные привычки? (1 - да, 2 - нет, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
10. Считаете ли вы, что от занятий физической культурой и спортом можно получать удовольствие? (1 - да, 2 - нет, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
11. Вы готовы отказаться от вредных привычек заместив их регулярными занятиями физическими упражнениями? (1 - да, 2 - нет, 3 - мне всё равно, 4 - затрудняюсь с ответом).
Результаты тестирования студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты тестирования студентов с ООП
Ответы на тестовые задания Тестовые задания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 (%) 15,6 22,4 16,7 10,1 35,6 15,4 24,7 25,8 33,3 15,6 12,4
2 (%) 20,3 14,7 25,3 25,3 28,7 25,6 75,3 74,2 27,4 26,9 35,5
3 (%) 32,4 33,4 35,4 16,3 23,4 32,3 - - 19,3 30,1 22,3
4 (%) 31,7 29,5 23,2 48,3 12,3 26,7 - - 20,0 19,3 29,8
Анализ ответов студентов на вопросы тестирования показал, что на данный момент студенты в основном имеют представление о здоровом образе жизни. Хотя лишь всего 33,3% из них считают курение и употребление алкоголя вредными привычками, а 24,7% признались, что курят и 25,8% употребляют спиртные напитки. Кроме того всего лишь пятая часть опрошенных (20,3%) позитивно относятся к регулярным занятиям физическими упражнениями и всего лишь 22,4% студентов хотели бы заниматься физкультурой практически. В тоже время у 16,7% есть любимый вид спорта и лишь 15,6% считают, что от занятий физическими упражнениями можно получать удовольствие. При этом 48,3% опрошенных хотят улучшить состояние своего здоровья, 35,6% считают, что физкультура оздоравливает, а 25,6% отрицательно относится к оздоровительным силам
природы. Студенты с ООП в основном не готовы заниматься регулярно физическими упражнениями, т.к. всего лишь 12,4% изъявили желание в этом направлении.
Результаты анкетирования студентов требуют дальнейшего осмысления, с целью повышение внутреннего настроя студентов на регулярные занятия физическими упражнениями, отказа от вредных привычек и коррекции используемых методик физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, А. Л. Носова, Н.Г. Ефремова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 20-24.
2. Бортникова С.А. Педагогические условия формирования у учащихся умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность средствами внеурочной деятельности / С.А. Бортникова, Е.В. Богачёва, Е.С. Бортникова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - Т. 283, № 2. - С. 140-143.
3. Бортникова С.А. Роль физической культуры в учебной деятельности студентов вузов нефизкультурного профиля / А.В. Мананков, С.А. Бортникова // Культура физическая и здоровье современной молодежи: Материалы международной научно-методической конференции: материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2018. - С. 17-19.
4. Горелов А.А. Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Н. Копейкина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 21-25.
5. Звягинцев М.В. Оценка программы оздоровительной физической культуры для студентов, отнесённых к специальной медицинской группе 1 курса Новокузнецкого филиала - института Кемеровского государственного университета / М.В. Звягинцев, Е.В. Красильникова, В.П. Шумилов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 119-123.
6. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.
7. Кузнецов Б.В. Преодоление гиподинамии в становлении общекультурной и профессиональной подготовки студентов и курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Т.М. Кузнецова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2017. - Т.1, № 8. - С. 349-352.
8. Мамонова О.В. Низкоинтенсивная двигательная активность в физическом воспитании студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 3 (71). - С. 40-43.
9. Патрушева Л.В. Содержание технологии физического воспитания студенток специальной медицинской группы / Л.В. Патрушева, Е.В. Токарь // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 137-141.
10. Светличкина А.А. Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А», имеющих сочетанные заболевания сердечно сосудистой системы и вертебральной области / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 245-250.
11. Швачун О.А. Роль здоровьесберегающих технологий в формировании физической культуры личности студента ЦФ РГУП / О.А. Швачун, С.С. Михайлов, Б.В. Кузнецов // Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием посвящённой 85-летию ФГБУ СПб-НИИФК. - в 2-х томах. - Санкт-Петербург, 2018. - Т. 2. - С. 170-172.
REFERENCES
1. Antonova, I.N., Shutova, T.N., Nosova A.L. and Efremova, N.G. (2018), "Approaches to improving physical education of students of a special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 20-24.
2. Bortnikova S.A., Bogacheva, E.V. and Bortnikova, E.S. (2019), "Pedagogical conditions for the formation of students' skills to organize health-saving life activities by means of extracurricular activities", Proceedings of Volgograd State Pedagogical University, Vol. 283, No. 2, pp. 140-143.
3. Bortnikova S.A. and Manankov A.V. (2018), "The role of physical culture in the educational activities of students of universities of non-physical culture", Physical culture and health of modern youth, collection of articles, Voronezh, pp. 17-19.
4. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kopeikina, E.N. (2008), "Respiratory exercises as a factor of improving the health of students with respiratory diseases", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (45), pp. 21-25.
5. Zvyagintsev, M.V., Krasilnikov, E.V. and Shumilov, V.P. (2020), "Evaluation of the program physical culture for students referred to special medical group of the 1st course at the Novokuznetsk branch - Institute of Kemerovo state University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(180), pp. 119-123.
6. Kuznetsov, B.V. and Gostev, G.R. (2012), "Influence of professional-adaptive physical training on the development and improvement of physical qualities of cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia", Physical culture and health, No. 6 (42), pp. 53-56.
7. Kuznetsov B.V. and Kuznetsova, T.M. (2017), "Overcoming hypodynamia in the formation of general cultural and professional training of students and cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia", Fire safety: problems and prospects, Vol. 1, No. 8, pp. 349-352.
8. Mamonova O.V. (2019), "Low-intensity motor activity in physical education of students with special educational needs", Culture physical and health, No. 3 (71), pp. 40-43.
9. Patrusheva, L.V. and Tokar, E.V. (2014), "Content of technology of physical education of students of a special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 137141.
10. 1Svetlichniy, A.A. and Dorontsev, A.V. (2020), "Peculiarities of planning of level of physical activity of students of special medical group "A" with concomitant diseases of the circulatory system and vertebral region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 245-250.
11. Shvachun, O.A., Mikhailov, S.S. and Kuznetsov, B.V. (2018), "The role of health-saving technologies in the formation of physical culture of Justice University students", Current problems in the field ofphysical culture and sports, collection of articles, Saint Petersburg, Vol. 2, pp. 170-172.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2021
УДК 796.011.3
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА НА ВТОРОМ ГОДУ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский государственный университет спорта и туризма, г. Москва; Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Московский государственный университет спорта и туризма, г. Москва; Юрий Иванович Кульгачев, старший преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлено необходимостью дальнейшего изучения влияния дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние и здоровье студентов в условиях пандемии коронавируса. Целью исследования является анализ влияния дистанционного образования на психоэмоциональное состояние и работоспособность студента на втором году «эпохи фактора пандемии коронавируса». Методика и организация исследования. В ходе проведенного исследования были использованы методы экспертных оценок, анализ результатов исследований влияния фактора пандемии коронавируса на психоэмоциональное состояние студентов российскими учеными, анкетирования, анализ информационных источников, систематизации данных и абстрагирования. На первом этапе проведен сравнительный анализ отношения российских ученых к дистанционной форме в начале 2000-х годов и в настоящем времени и его влияния на психоэмоцио-