УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10106
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: РАЗГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
О.В. Мамонова
Представлен разграничительный подход к студентам с особыми образовательными потребностями, выявленными на основе изучения медицинских справок. Осуществлена детализация контрольных нормативов и предложены пути формирования интереса к самостоятельным занятиям на основе элементов из оздоровительных видов гимнастики и видов спорта, имеющих низкую интенсивность.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, образовательные потребности, низкоинтенсивная двигательная активность.
FEATURES OF PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS: A DIFFERENTIATING APPROACH
Мамонова Оксана Вячеславовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Mamonova O.V., senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian University оf Economics
Plekhanov
A distinctive approach to students with special educational needs, identified on the basis of the study of medical certificates, is presented. The control standards are detailed and the ways to form interest in independent exercises based on elements from recreational gymnastics and low-intensity sports are proposed.
Key words: students, physical culture, educational needs, low-intensity physical activity.
В настоящее время все больше внимания в вузе уделяется студентам с особыми образовательными потребностями, имеющим нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата [3, 4, 6]. Особые образовательные потребности (ООП) свойственны представителям специальной медицинской группы (подгруппы «А» и «Б»), освобожденным от практических занятий физи-
ческой культурой, а также инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья [3] (рис. 1).
Основная причина увеличения численности студентов, имеющих статус «нуждающихся в низкоинтенсивной двигательной активности», связана с недостаточным количеством учебных занятий с низкоинтенсивной физической нагрузкой, использованием упражнений из лечебной, оздоровительной и адаптивной физической культуры [2, 3]. Исследуемая проблема вызывает интерес у специалистов в области физической культуры и спорта [1, 5, 7].
В физическом воспитании принято выделять внешнюю и внутреннюю стороны физической нагрузки (рис. 2).
Студенты с О ОП
Рис. 1. Категории студентов с особыми образовательными
потребностями
Рис. 2. Стороны физической нагрузки (внешняя и внутренняя)
Физическая культура позволяет разнообразить занятия для студентов с ООП не только за счет традиционных форм (обязательные занятия, секции и т. д.), но и нетрадиционных или редко используемых (мастер-классы по различным видам оздоровительных гимнастик, соревнования по нетрадиционным видам спорта с низкой интенсивностью, элементы танцев и восточных единоборств в аквафитнесе). В настоящее время у студентов с ООП проявляется интерес к различным нетрадиционным средствам физической культуры из-за низкой интенсивности физической нагрузки, объема и новизны физических упражнений, оказывающих положительное воздействие на функциональное состояние организма [3].
Разнообразие средств физической культуры с низкоинтенсивной физической нагрузкой способствует увеличению арсенала физических упражнений с возможностью постепенного увеличения их объема и интенсивности занятий, адаптации к физической нагрузке и стрессу, где необходимым является осознанная самостоятельная работа.
При различных нозологиях необходимо контролировать объем и интенсивность физической нагрузки, выполняя различные физические упражнения, такие как гимнастические упражнения, спортивно-прикладные и игровые.
Сегодня многие авторы предлагают включать в учебные программы по физическому воспитанию для данной категории лиц следующие низкоинтенсивные средства физической культуры в профилактических целях:
специальная медицинская группа (подгруппа «А»); специальная медицинская группа (подгруппа «Б»); освобождённые от практических занятий; инвалиды;
с ограниченными возможностями здоровья
• гимнастические - элементы из пилатеса, йоги, стретчинга, оздоровительной аэробики, атлетической гимнастики (Е.А. Понырко, 2013, М.А. Овсянникова, 2015, Э.В. Егорычева, 2015, Л.В. Захарова, 2017 и др.), плавание, элементы из аквафитнеса (Т.Н. Шутова, 2017, Т.Е. Симина, 2015);
• спортивно-прикладные - оздоровительная ходьба (О.Г. Румба, 2013), ходьба на беговой дорожке, упражнения на вело- и эллиптическом тренажерах (И.Н. Антонова с соавт., 2018);
• игровые - бильярд (А.В. Титовский, 2015), дартс, кегли и бадминтон (А.С. Грачев, 2013), гольф (А.Н. Корольков, 2016), шахматы (В.Н. Аристов с соавт., 2013).
Методы и организация исследования. На базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова проведено экспериментальное исследование. В учебном процессе вуза применили разграниченный подход к разработке модели подготовки студентов с ООП различных групп: специальной медицинской (СМГ), освобожденных от практических занятий (ОСВ) и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Так, студентам СМГ предлагались оздоровительные виды гимнастики - упражнения на укрепление мышечного корсета, растяжения связок и мышц, из атлетической гимнастики, ЛФК «Здоровая спина», игровые виды спорта (бильярд и дартс), спортивно-прикладные упражнения (ходьба на беговой дорожке, езда на велотренажере, ходьба в чередовании с бегом, оздоровительная ходьба).
Студентам ОСВ - низкоинтенсивные виды спорта (бильярд или дартс), влияющие на развитие ловкости, формирование техники точного удара, принятие правильного решения, умение концентрировать внимания.
Студентам с ОВЗ (слепые и слабовидящие) - элементы из атлетической гимнастики для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования телосложения, упражнения лечебной физической культуры с объединением в универсальный маршрут, упражнения аквафитнеса (на мелкой и глубокой воде с оборудованием) и плавание.
Сдача контрольных нормативов у студентов СМГ осуществлялась в виде выполнения контрольных упражнений на развитие силы, гибкости и выносливости (поднимание туловища из положения лежа на спине -«пресс», поднимание туловища из положения лежа на животе - «гиперэкстензия», наклон вперед сидя на полу, ходьба с переменным бегом 6 мин).
Для студентов ОСВ задания были связаны с написанием научной статьи, выполнением контрольных упражнений из игры в бильярд на развитие ловкости: «прокат шара в один размер», «накат шара прямо в лузу», «накат шара в угловую лузу».
Для студентов с ОВЗ предназначались контрольные упражнения на развитие силы, гибкости (поднимание туловища из положения лежа на
спине - «пресс», поднимание туловища из положения лежа на животе -«гиперэкстензия», наклон вперед сидя на полу, преодоление дистанции 25 м вольным стилем).
Результаты исследования. В табл. 1 представлены результаты динамики физической подготовленности студентов СМГ, занимавшихся оздоровительными видами гимнастики по разработанной нами методике.
Таблица 1
Динамика результатов студентов СМГ в учебном году
№ п/п Контрольные упражнения В начале уч. г. В конце уч. г.
1 Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, раз 21,2±6,8 41,0±5,3*
2 Поднимание туловища из и.п. лежа на животе, раз 22,3±4,1 36,1±3,9*
3 Наклон вперед сидя на полу, см 2,0±2,9 4,7±3,3
4 Ходьба с переменным бегом 6 мин, м 745±6,9 834±9,9*
Примечание: * - достоверность различий (p<0,05), (p<0,01).
Анализ результатов в контрольных упражнениях показал, что студенты СМГ, посещавшие занятия, значительно повысили уровень физической подготовленности. Это подтверждается достоверными различиями в трех контрольных упражнениях из четырех, наилучшие результаты достигнуты в ходьбе с переменным бегом за 6 мин (прирост составил 89 м) и в поднимании туловища из и.п. лежа на спине (в 2 раза - с 21,2 до 41 раза).
Анализ результатов в контрольных упражнениях у студентов ОСВ выявил положительную динамику в показателях ловкости и активности в работе над научным проектом (в написании 9 статей приняло участие более 40 чел.)
Таблица 2
Динамика результатов студентов ОСВ в учебном году
№ п/п Контрольные упражнения (бильярд) В начале уч. г. В конце уч. г.
1 Прокат шара в один размер, балл 2,3 4,5
2 Накат шара прямо в лузу, балл 3,0 4,7
3 Накат шара в угловую лузу, балл 2,1 4,4
4 Научный проект, кол-во статей 0 9
Эффективность разработанной методики подтверждается полученными результатами с достоверными различиями в трех контрольных уп -ражнениях по бильярду и успешным написанием статей студентами ОСВ.
Динамика результатов контрольных упражнений студентов с ОВЗ представлена в табл. 3.
Таблица 3
Динамика результатов студентов с ОВЗ в учебном году
№ п/п Контрольные упражнения В начале уч. г. В конце уч. г.
1 Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, раз 24,8±4,5 39,0±5,0*
2 Поднимание туловища из и.п. лежа на животе, раз 23,1±4,1 35,3±4,2*
3 Наклон вперед сидя на полу, см 1,8±2,7 3,9±3,0
4 Плавание на 25 м вольным стилем, с 40,8±17,7 29,8±15,4*
Примечание: * - достоверность различий (p<0,05), (p<0,01).
Выявлены достоверные различия в трех контрольных упражнениях из четырех: поднимание туловища из и.п. лежа на спине - с 24,8 до 39 раз, поднимание туловища из и.п. лежа на животе - с 23,1 до 35,3 раза.
Таким образом, предложенный методический подход к занятиям с различными категориями студентов с ООП способствовал повышению уровня их физической подготовленности и активности в написании научных статей. Распределение студентов на категории способствовало приобщению студентов с ООП к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и решению задач по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи.
Список литературы
1. Евсеев С.П. Обучение двигательным действиям без ошибок: учебное пособие // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 81. № 1. С. 1.
2. Лубышева Л.И. Кластерный подход в развитии отрасли физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 97.
3. Мамонова О.В. Специальные приложения для студентов с особыми образовательными потребностями: инновационный подход // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 11. С. 37-42.
4. Миссия и стратегия развития физического воспитания в экономическом вузе / Л.Б. Андрющенко [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 9-11.
5. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И.Н. Антонова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 20-24.
6. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник / под ред. С.И. Филимоновой. М.: РУСАЙНС, 2020. 356 с.
7. Шепель С.П. Особенности занятий со студентами специальной медицинской группы в рамках учебных занятий / С.П. Шепель [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 1. С. 107-114.
References
1. Evseev S.P. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam bez oshibok: uchebnoe posobie [Teaching motional actions without mistakes: a textbook] // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. 2020. V. 81. No. 1. P. 1.
2. Lubysheva L.I. Klasternyj podhod v razvitii otrasli fizicheskoj kul'tury i sporta [Cluster approach in the development of the branch of physical culture and sports] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 6. P. 97.
3. Mamonova O.V. Special'nye prilozheniya dlya studentov s osobymi obrazova-tel'nymi potrebnostyami: Innovacionnyj podhod [Special applications for students with special educational needs: An innovative approach] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 11. P. 37-42.
4. Missiya i strategiya razvitiya fizicheskogo vospitaniya v ekonomicheskom vuze [Mission and strategy for the development of physical education in an economic university] / L.B. Andryushchenko [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 9. P. 9-11.
5. Podhody sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya studentov special'noj medicinskoj gruppy [Approaches to improve the physical education of students of a special medical group] / I.N. Antonova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2018. No. 4 (158). P. 20-24.
6. Fizicheskaya kul'tura studentov special'noj medicinskoj gruppy [Physical culture of students of a special medical group]: textbook / ed. S.I. Filimonova. M.: RUSAYNS, 2020. 356 p.
7. Shepel' S.P. Osobennosti zanyatij so studentami special'noj medicinskoj gruppy v ramkah uchebnyh zanyatij / S.P. Shepel' [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 1. P. 107-114.