Научная статья на тему 'Совершенствование физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями: педагогические подходы'

Совершенствование физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями: педагогические подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / НИЗКОИНТЕНСИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL NEEDS / LOW-INTENSITY PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

Рассмотрен вопрос совершенствования физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями. Предложены педагогические подходы и средства низкоинтенсивной двигательной активности с учетом нозологической группы студентов с особыми образовательными потребностями.The issue of improving the physical education of students with special educational needs is considered. Pedagogical approaches and means of low-intensity motor activity are proposed taking into account the nosological group of students with special educational needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями: педагогические подходы»

УДК 796.011.1 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10607

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

О.В. Мамонова

Рассмотрен вопрос совершенствования физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями. Предложены педагогические подходы и средства низкоинтенсивной двигательной активности с учетом нозологической группы студентов с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, образовательные потребности, низкоинтенсивная двигательная активность, физическая нагрузка, педагогические подходы.

В настоящее время все больше внимания в вузе уделяется студентам с особыми образовательными потребностями, с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Особые образовательные потребности (ООП) возникают у представителей специальной медицинской группы (СМГ), освобожденных от практических занятий физической культурой, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная причина того, что значительная группа студентов имеет статус «освобожденные», связана с недостаточным количеством в учебных программах занятий с учетом разнообразной физической нагрузки [8].

В физическом воспитании принято выделять внешнюю и внутреннюю стороны физической нагрузки [1, 3, 7]. Внешняя сторона физической нагрузки определяется ее объемом, интенсивностью и новизной упражнения. Внутренняя сторона нагрузки - реакция организма на выполняемую работу, выражаемая частотой сердечно-сосудистых сокращений и дыхания, кислородным долгом и др. во время работы, сразу после ее выполнения, а также характером и продолжительностью восстановления.

Применительно к физическому воспитанию студентов с особыми образовательными потребностями целесообразно вместо реферативной работы выделить общую низкоинтенсивную физическую нагрузку с ее объемом и новизной упражнений [8].

К низкоинтенсивной физической нагрузке относят физические упражнения с постепенным увеличением интенсивности и с выполнением оптимального объема, где от занятия к занятию физическая нагрузка будет повышаться. Таким образом, появится адаптация организма к мышечной нагрузке, стрессу, сознательной самостоятельной работе над собой.

В физическом воспитании, особенно при различных нозологиях, целесообразно при нормировании физической нагрузки учитывать не только физические упражнения из различных низкоинтенсивных видов спорта (бильярд, дартс, гольф и др.) на основе взаимодействия преподава-

теля со студентом, включая пассивное воспроизведение двигательной активности.

Пассивное выполнение упражнений может включать в себя традиционный подход или новый педагогический [2, 4, 5].

По мнению В.И. Ильинича (2000), развитие каждого физического качества диктует применять стандартные, эффективные, новые, нетради -ционные физические упражнения [6].

Подчеркнем, что в этих воздействиях на студента могут быть применены варианты изменения интенсивности физических упражнений и вариаций временной составляющей двигательных действий путем изменения скорости и плотности выполняемого упражнения и темпа выполнения упражнения.

Сегодня многие авторы предлагают включать в учебные программы по физическому воспитанию для данных лиц следующие низкоинтенсив -ные упражнения:

- из видов спорта: бильярд (А.С. Грачев, 2013; А.В. Титовский, 2015), дартс, кегли и бадминтон (А.С. Грачев, 2013); гольф (А.Н. Корольков, 2016), шахматы (В.Н. Аристов и соавтр., 2013);

- элементы из пилатеса, йоги, стретчинга, оздоровительной аэробики, атлетической гимнастики (Э.В. Егорычева, 2015; Е.А. Понырко, 2013; М.А. Овсянникова, 2015; Л.В. Захарова, 2017 и др.);

- в бассейне: плавание, элементы из аквафитнеса (Т.Н. Шутова, 2017; Т.Е. Симина, 2015);

- с использованием тренажеров: беговая дорожка, велотренажер, эллиптический тренажер (И.Н. Антонова и соавтр., 2018);

- оздоровительная ходьба (О.Г. Румба, 2013).

Цель исследования: изучить низкоинтенсивную двигательную активность для удовлетворения особых образовательных потребностей студентов СМГ.

Методы и организация исследования: анализ научной литературы, разработка комплексной программы физического воспитания для двух категорий лиц: с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.

Анализ специфики нозологических групп показал, что студентам с особыми образовательными потребностями необходимо включать в учебную программу низкоинтенсивные занятия по физическому воспитанию (таблица).

По результатам анализа специфики нозологических групп для студентов с ООП выявлена наиболее общая форма занятий с низкоинтенсивной двигательной активностью. В связи с этим необходимо разработать структуру и содержание новой программы для студентов с нарушениями зрения и ОДА, основанной на особенностях низкоинтенсивной двигательной активности.

Средства низкоинтенсивной двигательной активности с учетом нозологической группы студентов с особыми образовательными потребностями

Нозологическая группа Средства

С нарушениями ОДА Плавание, бильярд, оздоровительные виды гимнастики, атлетическая гимнастика

Слабовидящие Упражнения с гимнастическими палками, фитболами, гантелями, мячами, у шведской стенки, в бассейне, на эллиптических тренажерах и беговых дорожках, игра в бильярд

С заболеваниями дыхательной системы Дыхательная гимнастика, аквааэробика, плавание, единоборства, игра в бильярд, оздоровительные виды гимнастики

С заболеваниями сердечно-сосудистой системы Упражнения ЛФК, оздоровительные виды гимнастики (йога, пилатес, аквааэробика, атлетическая гимнастика), оздоровительная ходьба с переменным бегом, виды спорта с низкой интенсивностью (дартс, бильярд, шахматы, гольф)

С заболеваниями пищеварительной системы Оздоровительные виды гимнастики (йога, пилатес, аэробика, стретчинг), оздоровительная ходьба, скандинавская ходьба, аквааэробика, плавание, езда на велосипеде, виды спорта с низкой интенсивностью (дартс, бильярд, гольф, городки)

С заболеваниями мочеполовой системы Упражнения ЛФК, оздоровительные виды гимнастики (йога, стретчинг), плавание, виды спорта с низкой интенсивностью (дартс, бильярд, гольф)

С учетом новых педагогических подходов к построению структуры и содержания учебного процесса [1] нами были предусмотрены разные направления оздоровительной физической культуры (рис. 1).

Новые педагогические подходы

Студенты СМГ «Б»

I

1. Бильярд, дартс.

2. Научный проект.

3. Семинарские занятия, проведение гимнастики для глаз и физкультурных пауз

Студенты СМГ «А» +

1. Оздоровительные виды гимнастики .

2.Бильярд, дартс.

3. Плавание и аквафитнес.

4. ОФП

Студенты-инвалиды с ОВЗ

1. Плавание. 2 .Атлетическая гимнастика.

3. ОФП.

4. Инд. комплексы

Рис. 1. Новые педагогические подходы к низкоинтенсивной двигательной активности

Рассмотрим одно из направлений оздоровительной физической культуры для студентов, освобожденных от занятий, - бильярд, научный проект, семинарские занятия, представленные в новом педагогическом подходе к физическому воспитанию данных студентов.

Для подгруппы «Б» (с 1-го по 3-й курсы) выделено на практические занятия 328 ч, на лекции - 72 ч, на участие в научной деятельности - 80 ч, на бильярд - 248 ч и семинарские занятия - 72 ч.

Научная деятельность заключается в целенаправленном изучении понятий, законов и теоретических основ физической культуры и спорта. Занятия подразделяются на темы интересов: цифровые мобильные приложения, развитие спорта в университете, функциональное состояние, физическая подготовленность, мотивация к занятиям физической культурой.

По результатам опроса наибольший интерес вызывают цифровые мобильные приложения (первое место) и развитие спорта в университете (второе место). По результатам бесед со студентами выявлено, что они хотят заниматься физическими упражнениями или организовывать соревнования по низкоинтенсивным видам спорта, а не готовить рефераты. На третьем месте находится интерес, связанный с совершенствованием функционального состояния. Данная тема популярна с точки зрения коррекции телосложения, особенно у девушек, которые в большей степени обеспокоены состоянием своей фигуры. Далее по степени снижения интереса у студентов находится физическая подготовленность. Последнее место занимает тема мотивации к занятиям физической культурой. На наш взгляд, наличие низкого процента к данной тематике обусловлен недостаточностью разработок и внедрений, рекомендуемых вузом для занятий со студентами ООП.

Также по результатам опроса выявлено, что использование бильярда на занятиях со студентами, освобожденными от занятий физической культурой, удовлетворяет их потребности (рис. 2).

На рис. 2 видно, что 91 % девушек и 85 % юношей удовлетворяют свои особые образовательные потребности в занятиях бильярдом, посещая занятия 2 раза в неделю, занимаясь по 2 ч. Таким образом, студенты получают не только физическую нагрузку, но и умственную, без предварительной физической и функциональной подготовленности организма.

В дополнение к полученной информации, в ходе опроса студентов установлено, что семинарские занятия по отдельным темам являются достаточно полезными (рис. 3).

Данные на рис. 3 показывают, что большинство студентов считают семинарские занятия эффективной учебной формой для получения знаний по самоконтролю и самооценке своего здоровья.

100,00 80,00' 60,00' 40,00' 20,00' 0,00

85

1^43%

девушки (п=134)

юноши (п=б7)

получают не получают

удовлетворение удовлетворение

Рис. 2. Удовлетворение потребностей у студентов, освобожденных от занятий физической культурой

■ полезны % ■ не полезны %

Рис. 3. Семинарские занятия по темам

Таким образом, совершенствование физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями на основе новых педагогических подходов позволяет включать в физическое воспитание для каждой специальной подгруппы разнообразные направления, а также некоторые направления со своей структурой и содержанием могут быть инклюзивным процессом, что позволит удовлетворить потребности занимающихся и выполнить государственный заказ.

Список литературы

1. Глазкова Г.Б., Мамонова О.В. Организационно-содержательная структура программы дополнительного образования по физической культуре для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Теория и практика физической культуры. 2019. № 4. С. 11.

2. Грачев А.С. Улучшение работы зрительного анализатора у студентов компьютерных специальностей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 341.

3. О реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди студентов специальной медицинской группы / С.П. Евсеев [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2015. № 1(52). С. 6-8.

4. Общая характеристика проблемы дефицита двигательной активности студентов с ограниченными возможностями кардиореспиратор-ной системы / О.Г. Румба [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2013. № 4(46). С. 82-87.

5. Овсянникова М.А. Методика использования видов оздоровительной гимнастики в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 24 с.

6. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

7. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / под ред. С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло. М.: Советский спорт, 2010. 245 с.

8. Special physical education service model for students with health limitations / O.V.Mamonova [et al.] // Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 9. С. 17.

Мамонова Оксана Вячеславовна, старший преподаватель, [email protected], России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

IMPROVEMENT OF PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS: NEW PEDAGOGICAL APPROACHES

O. V. Mamonova

The issue of improving the physical education of students with special educational needs is considered. Pedagogical approaches and means of low-intensity motor activity are proposed taking into account the nosological group of students with special educational needs.

Key words: students, physical education, educational needs, low-intensity physical activity, physical activity, pedagogical approaches.

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, senior lecturer, mamonova-o-v@mail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University оf Economics

References

1. Glazkova G.B., Mamonova O.V. Organizacionno-soderzhatel'naya struktura programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya po fizicheskoj kul'ture dlya studentov s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Organizational and substantial structure of the program of continuing education in physical education for students with disorders of the musculoskeletal system] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2019. No 4. P. 11.

2. Grachev A.S. Uluchshenie raboty zritel'nogo analizatora u studentov komp'yuternyh special'nostej [Improving the performance of the visual analyzer in students of computer specialties] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2012. No. 6. P. 341.

3. O realizacii Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO sredi studentov special'noj medicinskoj gruppy [On the implementation of the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP among students of a special medical group] / S.P. Evseev [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2015. No. 1(52). P. 6-8.

4. Obshchaya harakteristika problemy deficita dvigatel'noj aktivnosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami kardiorespiratornoj sistemy [General description of the problem of deficiency of motor activity of students with disabilities of the cardiorespiratory system] / O.G. Rumba [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2013. No. 4(46). P. 82-87.

5. Ovsyannikova M.A. Metodika ispol'zovaniya vidov ozdorovitel'noj gimnastiki v processe fizicheskogo vospitaniya [Methods of using the types of fitness exercises in the process of physical education]: abstract. dis. ... cand. ped sciences. M., 2015. 24 p.

6. Fizicheskaya kul'tura studenta [The physical culture of the student]: textbook / ed. V.I. Il'inicha. M.: Gardariki, 2000. 448 p.

7. Fizicheskaya reabilitaciya invalidov s porazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata [Physical rehabilitation of disabled people with damage to the musculoskeletal system]: textbook. allowance / ed. S.P. Evseev, S.F. Kurdybaylo. M.: Soviet Sport, 2010. 245 p.

8. Special physical education service model for students with health limitations / O.V.Mamonova [et al.] // Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 9. S. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.