УДК 378
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ
Оксана Вячеславовна Мамонова, старший преподаватель, Дарья Владимировна Грачёва, преподаватель, Джавид Аллахверди оглы Фарзалиев, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В статье рассмотрен сравнительный анализ результатов физического воспитания на основе традиционного и компетентностного подходов для студентов с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, физическое воспитание, традиционный и компетентностный подход.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RESULTS OF PHYSICAL EDUCATION BASED ON TRADITIONAL AND COMPETENCE APPROACHES
Oksana Vyacheslavovna Mamonova, the senior teacher, Daria Vladimirovna Gracheva, the teacher, Javid Allahverdi oglu Farzaliyev, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The article discusses the comparative analysis of the results of the physical education on the basis of the traditional and competency-based approaches for the students with special educational needs.
Keywords: students with special educational needs, physical education, traditional and competency-based approach.
ВВЕДЕНИЕ
В анализе учебно-методической и научной литературе модернизации физического воспитания компетентностный подход провозглашает важное концептуальное положение обновления содержания образования. Как отмечает Манжелей И.В., из относительно локальной педагогической теории указанный подход постепенно превращается в особо значимые реалии, претендующий на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования, как государством, так и другими странами [3].
Важно подчеркнуть, что ряд исследователей (Прямикова Е.В., Филатова Л.О. и др.) отмечают отсутствие целостности процесса физического воспитания обучающихся с различными ограничениями по видам нагрузки, обусловленного фрагментарностью и бессистемностью его программно-методического сопровождения. Указанная проблема актуализируется в условиях перехода традиционного образования на компетентностную педагогическую модель, когда перед дисциплинами «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» стоит задача обеспечить монолитность образовательного процесса путем определения конкретных средств, методов, форм и результатов обучения, ведущих к сформированности компетентности личностного роста [1, 2, 5].
Компетентностный подход в профессиональном образовании появился в качестве необходимости формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в активно-здоровом образе жизни, которые предъявляются к студенту, к будущему специалисту [6, 7]. Хороший сотрудник должен в первую очередь быть здоров, уметь регулировать свою работоспособность, вести здоровый образ жизни, проявлять свой профессионализм, уметь работать в команде, самостоятельно принимать решения, проявлять инициативность и быть устойчивым к различным изменениям в мире.
Компетентностный подход интегрирует теорию развивающего обучения, деятель-ностного подхода в образовании и личностно-ориентированного обучения.
Новый педагогический подход в становлении компетентностного подхода характеризуется потоком различных плановых концепций, с учётом определённых принципов:
- развивать у студента способность к самостоятельному решению проблем в выборе средств из физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной направленности, использовать собственный опыт и опыт преподавателей в составлении индивидуальных маршрутов;
- содержание физического воспитания адаптирует к опыту решения когнитивных, эмоциональных и энергетических проблем;
- организация процесса обучения создаёт условия для формирования у студентов опыта в самостоятельной работе над собой;
- оценочно-результативный анализ нужен для определения уровня физической подготовленности, физического развития, функциональных способностей.
Изучив ФГОС 3++ предусматривающий компетентностный подход, можно заметить принципиальные отличия этого подхода от традиционного, которые прослеживаются во всех компонентах образовательного процесса, от целей до результатов. Проведем сравнительный анализ результатов физического воспитания на основе традиционного и компе-тентностного подходов среди студентов-экономистов в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов физического воспитания на основе традиции_
Уровень образования Традиционный подход Компетентностный подход
В вузе Выпускник приобрел в ходе образования способность к овладению видами физкультурно-оздоровительной деятельности; приобрел уровень мастерства в определённом виде спорта или по авторской методике, программе, рекомендованной Минобрнауки РФ, соответствующий уровню сложности выполняемых задач Выпускник проявляет на практике стремление и способность реализовать свой потенциал с помощью инновационных видов физкультурно-спортивной деятельности на основе авторских программ, систем и технологий для сохранения и укрепления здоровья, для профессиональной работоспособности, совершенствования личностных способностей и быстрой адаптации в экстремальных условиях профессиональной деятельности
После вуза Выпускник должен быть всесторонне и гармонически развитым, иметь хорошую физическую подготовленность, физическое развитие, хорошие функциональные возможности Выпускник способен анализировать свои возможности и способности в достижении результатов, генерировать свои показания и противопоказания к выполнению физической работы, способен к составлению индивидуальной программы с учётом средств и методов физической культуры, готов нести ответственность за своё здоровье
Сравнительный анализ показывает, что отличительной чертой обучения в вузе при компетентностном подходе является овладение самостоятельной работой над собой. С позиции компетентностного подхода уровень овладения знаниями определяется способностью решать видами физкультурно-оздоровительной деятельности оздоровительной направленности, нетрадиционными или низкоинтенсивными видами спорта [4] проблемы по сохранению и укреплению здоровья, по повышению физической активности. Компе-тентностный подход не отрицает значение знаний, но он акцентирует внимание на способность использовать полученные знания. При таком подходе совершенствуется личностный рост и физические возможности.
Для достижения результатов предъявляются высокие требования как к преподавательскому составу, так и к обучаемым.
Профессиональное образование - результат компетентностного подхода, который предполагает ориентацию на формирование знаний, умений и навыков, на развитие
универсальных компетенций по способности и готовности к самостоятельной работе над собой, на жизненные установки, на формирование жизненных ценностей к здоровьесбере-жению, к удовлетворению образовательных потребностей, к мотивации на занятия физической культурой, а также к усердию, развитию интеллектуальных и физических способностей. Исследуя студентов в Университете, нами выявлено огромное разнообразие студентов с особыми образовательными потребностями, отнесённых к категориям: с длительным перерывом в образовании, студентам-спортсменам, студентам-инвалидам, представителям специальной медицинской группы, освобождённым от практических занятий физической культурой и спортом, лицам с ограниченными физическим возможностями. Эти студенты нуждаются в освоении необходимо важных компетенций для поддержания физической подготовленности, таблица 2.
Таблица 2 - Характеристика выборки
Нарушения Необходимо важные компетенции для поддержания физической подготовленности
Опорно-двигательный аппарат Важно овладеть компетенциями из средств плавания, аквафитнеса, оздоровительных видов гимнастики, низкоинтенсивные виды спорта повышает интеллектуальные способности, развивают физическое качество «ловкость» т.к. бильярд, дартс можно применять в качестве рекреации
Дыхательная система Важно овладеть компетенциями дыхательной гимнастики, аквааэробики, развивать плавательные способности, восточными единоборствами, оздоровительными видами гимнастики, а также игровыми видами с низкой интенсивностью т.к. «бильярд» и т.п.
Сердечно-сосудистая система Важны дозированные физические упражнения из оздоровительных видов гимнастики (йога, пилатес и др.), плавание и аквааэробика, атлетическая гимнастика, оздоровительная ходьба с переменным бегом, альтернативные виды спорта с низкой интенсивностью: дартс, бильярд, гольф и др.
Слабовидящие студенты Важны физические упражнения с опорой возле шведской стенки, хореографического станка, с предметами, в бассейне, на эллиптических тренажёрах, в фитнес зале занятия оздоровительными видами гимнастики, игры с низкой интенсивностью (бильярд, дартс и др.).
Слабослышащие студенты Плавание и аквааэробика, комплексы из оздоровительной гимнастики, подвижные спортивные и настольные игры (бильярд, дартс), танцевальный фитнес
ВЫВОД
Таким образом, подчеркнем, что в отличие от компетентностного подхода традиционный направлен только на получение знаний, умений и навыков, что не оказывает специфичность особых образовательных потребностей студентов, что приводит к снижению эффективности занятий, утрате интереса к физической культуре в особенности у лиц с особыми образовательными потребностями. Теоретические исследования позволили отметить разработки реализации компетентностного подхода в высшем образовании, подчеркнуть общие подходы к формированию компетентностей и к научно-обоснованной системе реализации компетентностного подхода в вузе. Исходя из этого, компетентностный подход направляет образовательный процесс в вузе на формирование у студентов универсальных компетентностей, которые позволят им эффективно действовать в полноценной социальной и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Разработка и реализация научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и специалистов по физической культуре и спорту / Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондраков, О.В. Мамонова // Плехановский научный бюллетень. - 2017. - № 2 (12). - С. 17-21.
2. Глазкова, Г.Б. Особенности компетентностного подхода к физическому воспитанию учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Г.Б. Глазкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 50-53.
3. Евсеев, С.П. Комплексный подход в развитии физических качеств у студентов с ограниченными возможностями здоровья / С.П. Евсеев, А.В. Аксенов, И.Г. Крюков // Университетский
спорт: здоровье и процветание нации : материалы VIII Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - СПб., 2018. - С. 132-135.
4. Мамонова, О.В. Применение нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / О.В. Мамонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции : в 2 томах. - М., 2017. - Т. 2 - С. 279-284.
5. Манжелей, И.В. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза / И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9. - С. 78.
6. Филимонова, С.И. Создание пространства физической культуры и спорта вуза - повышение качества управления им / С.И. Филимонова // ГТО: практика реализации : материалы Всероссийской студенческой конференции в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений и всероссийского молодежного проекта «Студенты ГТО». - М., 2015. - С. 40-42.
7. Филимонова, С.И. Современный подход к исследованию физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 7.
REFERENCES
1. Andryushchenko, L.B., Averyasova, Y.O., Kondrakov G.B., Mamonova O.V. (2019), "Development and implementation of scientific and methodological support for advanced training of teachers and specialists in physical culture and sport", Plekhanov scientific Bulletin, No. 2 (12), pp. 17-21.
2. Glazkova, G.B. (2014), "Features of competence approach to physical education of pupils having deviations in a state of health", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 50-53.
3. Evseev, S.P., Aksenov, A.V., Kryukov, I.G. (2018) "Integrated approach in the development of physical qualities in students with disabilities", University sport: health and prosperity of the nation, Materials of the VIII International scientific conference of students and young scientists, St. Petersburg, pp. 132135.
4. Mamonova, O.V. (2017) "The use of non-traditional recreational types of gymnastics in the physical education of students of a special medical group", Humanities education in an economic university Materials of the V International Scientific and Practical Correspondence Internet Conference, Moscow, Vol. 2, pp. 279-284.
5. Manzheley, I.V. and Chernyakova, S.N. (2014) "The formation of athletic competencies in bachelors in the educational environment of the university", Bulletin of the Tyumen State University, No. 9, pp. 78.
6. Filimonova, S.I. (2015) "Creating a space of physical culture and sports of the University -improving the quality of management", GTO: practice of realization of materials of all-Russian student conference in the framework of the program of development of student associations ' activities and the all-Russian youth project "Students of the TRP", Moscow, pp. 40-42.
7. Filimonova, S.I. and Lubysheva, L.I. (2004), "Modern approach to the study of physical culture and sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.10.2019
УДК 378.178
ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент,
Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург
Аннотация
Умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной развития стресса и серьезных функциональных нарушений. По результатам исследований описаны психофизиологические особенности студентов, что позволило дополнить уже имеющиеся факторы, определяющие ухудшение состояния здоровья в период обучения в вузе. На основании данных