УДК 796.011
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ САМОВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
О.В. Мамонова
Представлен личностно-ориентированный подход к студентам с особыми образовательными потребностями, определяющий устойчивое, осознанное, активно-действенное отношение к двигательной активности. Продемонстрированы результаты констатирующего эксперимента по физическому воспитанию со студентами, нуждающимися в особых образовательных потребностях (освобождённые от практических занятий, отнесенные к специальной медицинской группе). Выявлены фиксирующие показатели самовоспитания для адекватного педагогического управления.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, личностно-ориентированный подход, физическое самовоспитание, оздоровительная гимнастика, бильярд.
Ежегодно более 500 млн чел. в мире имеют особые образовательные потребности в результате умственных, физических и сенсорных дефектов (О.В. Кучмаева, 2016) [1]. По данным Росстата, в 2016 г. число студентов с особыми образовательными потребностями с ограниченными возможностями здоровья увеличилось почти на 1,5 тыс. чел. (с 18 до 19,5 тыс., 2015/16 г.).
Особые образовательные потребности, как отмечают Т.Ю. Скамьянова (2016), И.С. Макарьев (2016), испытывают студенты: освобожденные от практических занятий по физической культуре, студенты-инвалиды, представители специальной медицинской группы и др. [2, 5]. Особые образовательные условия необходимо создать для студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; слабослышащих; позднооглохших; незрячих; слабовидящих; с нарушениями эмоционально-волевой сферы или интеллекта; с тяжелыми нарушениями речи [4].
С точки зрения самовоспитания студентов издаются учебные и методические пособия по самоконтролю, по основам здорового образа жизни, проводятся конференции, семинары, но необходимы инклюзивные программы для студентов с особыми образовательными потребностями. Однако этого недостаточно для приостановления тенденции, поскольку прекращение педагогического патронажа по окончании вуза в сочетании с действиями стрессогенных факторов сводят на нет все усилия преподавателя по формированию физической культуры личности. Для получения устойчивого положительного эффекта необходимо обращение к
физическому самовоспитанию. При этом в современной педагогике нет достаточно разработанных механизмов и путей педагогического управления физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) [3].
В связи с этим личностно-ориентированный подход в нашем исследовании имеет определенный взгляд на проблему студентов с ООП. Позволяет рассматривать проблему системы ориентированных отношений студентов с ООП к их функциональному развитию на основе ESTECK System Complex, к физической подготовленности, то есть к количеству пройденных шагов (фитнес-браслеты), к подобранным средствам (рис. 1). Для категории студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре, направленных в эту группу на основе медицинской справки, важно не только написание рефератов, выполнение тестов и контрольных работ, но и иметь возможность заниматься отдельными видами двигательной деятельности. Однако следует учитывать, что у освобождённых низкие уровни физической подготовленности и функционального состояния. Зачастую студентам неудобно дополнительно тратить время на посещение лечащего врача, не хотят заниматься дома, то есть они ищут возможность отзаниматься в учебное время вместе со своей группой. Поэтому мы предложили им игру в бильярд, включенную в учебную программу вуза в рамках научного проекта «SportScience», внеучебные занятия после 18.50 ч в вечернее время, участие в семинарских занятиях во время лекционной пары, освоение комплексов гимнастики для глаз и физкультурных пауз. Представителям специальной медицинской группы обратили внимание на то, что им важно знать и владеть информацией об оздоровительных видах гимнастики (атлетическая гимнастика, аэробика, пилатес, стретчинг, фитбол-гимнастика), чтобы не навредить своему здоровью, уметь извлекать пользу от низкоинтенсивных видов спорта, таких как бильярд, дартс, а также понимать сущностное значение плавания и аквафитнеса. Студенты-инвалиды (по зрению) определили для себя плавание и хотели бы в нем совершенствоваться, атлетическую гимнастику и общую физическую подготовку для укрепления мышц, а также участие в научном проекте с целью развития самопознательности в составлении индивидуальных комплексов для себя, то есть концентрация внимания студента направлена на познание себя. Следовательно, необходимо составить комплекс, чтобы всем студентам он был под силу, а также ориентировать на низкоинтенсивные занятия студентов, «освобождённых» для повышения физической подготовленности.
На рисунке представлена организация эксперимента для студентов с особыми образовательными потребностями.
Личностно-ориентированный подход к физическому самовоспитанию
студентов с ООП
Этапы физического самовоспитания
__I ^_
I этап: самопознание и выделение положительных и негативных
проявлений
i
Первичное - познание себя через медицинский персонал, через преподавателей по физическому воспитанию, через аппаратно -диагностический комплекс ESC; вторичное - изменение самого себя, самоанализ и самоопределение
II этап: определение цели в зависимости от своих возможностей
Студенты, освобожденные от практических занятий:
1) бильярд, дартс;
2) научный проект;
3) семинарские занятия, проведение гимнастики для глаз и физкультурных пауз;
4) плавание
Студенты спец. и подг. мед. групп:
1) оздоровительные виды гимнастики (атл. гим-ка, аэробика, пи-латес, стретчинг, фит-бол-гимнастика);
2) бильярд, дартс;
3) плавание и аква-фитнес;
4. ОФП
Студенты-инвалиды (по зрению):
1) плавание;
2) атл. гим-ка, ОФП;
3) научный проект;
4) инд. комплексы для выполнения в домашних условиях
III этап: практические условия, осуществление плана, использование способов воздействия на себя
Педагогические условия формирования физического самовоспитания: 1) индивидуальный образовательный маршрут; 2) научный проект; 3) альтернативное средство физического воспитания - бильярд для освобожденных от практических занятий и СМГ, организация соревнований по бильярду; 4) мотивация для самостоятельных занятий; 5) готовность к самостоятельным физическим упражнениям
Организация эксперимента
Методы и организация исследования. Констатирующее исследование проводилось на базе Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова со студентами первого курса (20162018 гг.). Всего в исследовании приняло участие 124 чел. Исследование
посредством опроса ценностных ориентиров у студентов с ООП категории специальной медицинской группы (п=74), освобожденных от практических занятий по физической культуре (п=44), студентов -инвалидов (п=6), позволило определить уровень сформированности потребности к физической культуре.
Применялись методы исследования: теоретический обзор научно-исследовательской литературы; педагогические наблюдения категорий студентов с нарушениями зрения (миопия), дыхания, опорно -двигательного аппарата (освобождённые); специальной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сколиозами и вегетососудистой дистонией; студентов-инвалидов.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках констатирующего исследования выявлено, что студенты с ООП считают самую важную для себя потребность - потребность в эстетических ценностях (84 чел., 68,3 %). Отмечают её в процессе освоения избранной сферы деятельности, у них формируется эстетическая потребность в выполнении физических упражнений в сочетании с музыкальным сопровождением, в формировании красивого телосложения, в грациозной осанке, наращивании мышечной массы, в выполнении упражнений, так что вызывает чувство восхищения. Например, студентка с миопией (правый глаз - 6 диоптрий и левый - 8 диоптрий), на занятиях в бильярдном зале при выполнении контрольного упражнения «Накат в угловую лузу» сняла очки и закатила шары, подряд не останавливаясь 43 раза. На втором месте находятся потребности физиологических ценностей (59 чел., 47,1 %). Социальные и духовные ценности у студентов с ООП занимают третье и четвертое места (43 чел., 35,2 % и 41 чел., 32,9 % соответственно). Эмоциональные ценностные потребности к занятиям физической культурой поставлены студентами (36 чел., 28,9 %) на пятое место.
Выводы. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить основные потребности к занятиям физической культурой при личностно-ориентированном подходе у студентов с особыми образовательными потребностями. Выявлен устойчивый интерес к видам двигательной активности. Результат сформировал фиксирующие показатели потребности к физическому самовоспитанию для адекватного педагогического управления.
Список литературы
1. Кучмаева О.В. Образование детей-инвалидов: статистический аспект // Статистика и экономика. 2016. № 6. С. 19-24.
2. Макарьев И.С. Образовательный протокол. Особые образовательные потребности. СПб.: Охтинский колледж, 2016. 52 с.
3. Мамонова О.В. Управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 4. С. 42-48.
4. Модель физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 9. С. 51-53.
5. Скамьянова Т.Ю. Повышение учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 48-60.
Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, mamonova-o-v@mail. ru, России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO PHYSICAL SELF-CULTURE OF STUDENTS
WITH SPECIAL EDUCA TIONAL NEEDS
O. V. Mamonova
Presents a student-centered approach to students with special educational needs, which determines a sustainable, conscious, active-effective attitude to physical activity. The results of the ascertaining experiment in physical education with students in need of special educational needs, namely, exempted from practical training, representatives of special medical groups are demonstrated. Identified fixing indicators of self-education for adequate pedagogical management.
Key words: students with special educational needs, student-centered approach, physical self-education, recreational gymnastics, billiards.
Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-vamail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov
Reference
1. Kuchmaeva O.V. Obrazovanie detej-invalidov: statisticheskij aspekt // Statistika i ekonomika. 2016. № 6. S. 19-24.
2. Makar'ev I.S. Obrazovatel'nyj protokol. Osobye obrazovatel'nye potrebnosti. SPb.: Ohtinskij kolledzh, 2016. 52 s.
3. Mamonova O.V. Upravlenie fizicheskim samovospitaniem studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. № 4. S. 42-48.
4. Model' fizicheskogo vospitaniya studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami / O.V. Mamonova [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2018. № 9. S. 51-53.
5. Skam'yanova T.Yu. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 3. S. 48-60.