Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы при межпозвоночной грыже'

Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы при межпозвоночной грыже Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
220
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРЫЖА МЕЖПОЗВОНОЧНЫХ ДИСКОВ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / БИЛЬЯРД / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL EDUCATION / HERNIATED INTERVERTEBRAL DISCS / FITNESS EXERCISES / BILLIARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Звягинцев Петр Николаевич, Булычев Роман Юрьевич

Предложена программа физического воспитания студентов специальной медицинской группы, имеющих грыжу межпозвоночных дисков, включающая комплексы упражнений бильярда. Представлена динамика состояния здоровья и физической работоспособности студентов с межпозвоночной грыжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Звягинцев Петр Николаевич, Булычев Роман Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP

A program of physical education for students of a special medical group with a hernia of intervertebral discs, including sets of billiard exercises, with the help of which the lack of physical activity is compensated, is proposed. The dynamics of the state of health and physical performance of students with intervertebral hernia is presented.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы при межпозвоночной грыже»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ПРИ МЕЖПОЗВОНОЧНОЙ ГРЫЖЕ

П.Н. Звягинцев, Р.Ю. Булычев

Предложена программа физического воспитания студентов специальной медицинской группы, имеющих грыжу межпозвоночных дисков, включающая комплексы упражнений бильярда. Представлена динамика состояния здоровья и физической работоспособности студентов с межпозвоночной грыжей.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, физическое воспитание, грыжа межпозвоночных дисков, оздоровительная гимнастика, бильярд.

В последнее время всё отчётливее прослеживается тенденция привлечения студентов с разными возможностями или с особыми образовательными потребностями к занятиям физической культурой и спортом [2]. Вопросы физического воспитания студентов, обучение которых ведется в специальной медицинской подгруппе «А» и «Б», на сегодняшний день являются достаточно актуальными. Молодёжь специальной медицинской подгруппы «Б» или освобождённые от практических занятий физической культурой - обучающиеся, у которых по результатам медицинского осмотра выявлены нарушения в физическом развитии или здоровье. Такие студенты не могут заниматься в основной группе с максимальной физической нагрузкой, а ежедневные нагрузки для них должны носить щадящий характер. По данным отечественных авторов, число студентов, обучающихся в специальной медицинской группе (СМГ), с каждым годом растет. Так, в данную медицинскую группу направляются 30-40 % от общего числа первокурсников [2], а 15 % являются полностью освобожденными от практических занятий по физической культуре. Около 60 % студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, на первом месте стоят заболевания сердечнососудистой системы - 35-65 % [5], опорно-двигательного аппарата -25-40 % [4] (сколиоз, травмы, грыжа межпозвоночного диска и т. д.).

Грыжа межпозвонкового диска - состояние, при котором происходит дефект фиброзного кольца диска и выпячивание через этот дефект студенистого ядра диска. А.В. Должников отмечает, что это нарушение возникает в поясничном отделе позвоночника (в области седалищного нерва), может встречаться и в других отделах [1]. Основными причинами заболевания межпозвоночной грыжей являются: механические повреждения; неправильная осанка; малоподвижный образ жизни;

излишняя масса тела. Как правило, у этой категории студентов часто возникает боль. При этом врачи рекомендуют ограничить физические нагрузки, а студент понимает это так, что ему вообще двигаться вредно, поэтому он за частую большую часть времени проводит за гаджетами. Отсюда и возникает нарушенный двигательный стереотип, в области всего тела и проблемной зоны спины в мышечных волокнах. Отметим, что в любой мышце присутствуют волокна, любой мышце нужно много кислорода для нормальной, обычной работы. Статодинамическая нагрузка позволяет постоянно контролировать свой диапазон нагрузки. Например, сокращение мышц брюшного пресса, где критерием правильности является отчетливое жжение мышц, вследствие активного притока и снижения оттока крови, что значительно улучшает проницаемость мембран.

Таким образом, важно при наличии любого заболевания вести двигательную активность, уметь контролировать её [3]. Именно поэтому, чтобы улучшить свою физическую работоспособность, студентам приходится обращаться к физическому воспитанию для развития физических качеств и повышения уровня самостоятельных занятий физическими упражнениями («физкультминутка», «физкультпауза», утренняя зарядка и др.). К третьему курсу у многих студентов формируется отношение к самостоятельным занятиям, участию в дополнительных образовательных программах, хотя практические занятия в физическом воспитании студентов включают в себя следующие основные направления: общеподготовительное; спортивное и оздоровительно-рекреативное; лечебное.

Подчеркнем, что в большинстве случаев студентам СМГ подгруппы «Б» в качестве общеподготовительного направления рекомендуется ограничиться лишь теоретической частью. Несмотря на это, студенты проявляют интерес к занятиям низкоинтенсивными видами спорта, упражнениям для восстановления и укрепления здоровья. Однако на данный момент подобные занятия могут носить лишь самостоятельный характер, то есть по личной инициативе студента. В этой связи возникает необходимость актуализации самостоятельности или активизации физического самовоспитания [3].

Материалы исследования. На базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова было проведено исследование студентов, отнесенных к специальной медицинской подгруппе «Б», имеющих заболевание грыжи межпозвоночного диска. Общее количество участников исследования - 9 чел. Студентам было предложено пройти годовой курс самостоятельных и бильярдных занятий. В программу этого курса входили физические упражнения, с помощью которых можно укрепить мышечный корсет, растянуть мышцы спины и сделать позвоночник более гибким. Предложенная примерная программа занятий разделена на два блока: 1) комплекс самостоятельных упражнений; 2) занятия в бильярдном зале (табл. 1).

Таблица 1

Примерная программа для студентов специальной медицинской группы, имеющих грыжу межпозвоночных дисков

№ п/п

Первый блок занятий: комплекс самостоятельных упражнений

Влияние

1

И.п. лежа на спине, медленно потянуть колени обеих ног к груди. Через 20-30 с, так же медленно вернуться в начальное положение. Два подхода по 6 раз_

Растяжка мышц спины

И.п. лежа на спине, поочередно и медленно поднимать выпрямленные ноги на 30-50 см от пола. Фиксировать их в верхнем положении на 10 с, после чего так же не спеша опускать. Два подхода по десять подъемов_

Укрепление мышц нижней части пресса

И.п лежа на животе (голова касается пола, руки над головой), медленно поднять руку и противоположную выпрямленную в колене ногу на 5-10 см от пола, зафиксироваться на 2 с (постепенно увеличивая до подъем ноги до 20 см) и возвратиться в первоначальное положение, смена руки и ноги. Повторять от 810 раз_

Укрепление мышц спины

И.п. лежа на спине с согнутыми в коленях и поставленными вместе ногами, разведенными в стороны руками, аккуратно и медленно опускать колени на пол из стороны в одну сторону, задерживаясь в крайних положениях на 20 с_

Растяжка мышц спины

И.п стоя на четвереньках, одновременно поднять выпрямленную руку и ногу с противоположной стороны, удерживать в течение 3-5 с. При этом спину нужно держать прямой. Чередуя руки и ноги повторять 8-10 раз_

Укрепление мышц спины

Второй блок занятий: в бильярдном зале по методике А.В. Титовского

И.п. биток на точке 1 стола, через 2 диаметра шара справа и слева установлены 2 шара. Выполнить удар так, чтобы биток от короткого борта вернулся, пройдя через ворота не задевая шары и останавливаясь как можно ближе к короткому борту_

Развитие точности

И.п. биток на точке 2 стола, прицельный шар в створе средней лузы. Выполнить накат в среднюю лузу оставляя биток в створе лузы, прицельный шар падает в лузу, очередной биток с руки выставляется на точку 2 или же за среднюю линию стола. Последовательно положить 4-6 прицельных шаров в среднюю лузу_

Развитие техники

И.п. биток на точке 1 стола, прицельный шар в створе угловой лузы, прицельный попадает в лузу, очередной биток выставляется на точку или за среднюю линию стола. Последовательно положить 3-5 прицельных шара в угловую лузу

Совершенство техники

И.п. биток на точке 1 стола, 6 прицельных в створе 6 луз. Выбирается направление последовательного забивания шаров. 6 ударами последовательно забиваются 6 шаров. Ошибкой считается если биток падает в лузу, забивает шар или шары не по порядку_

Развитие точности и координации

Шагометрия (количество шагов, частоту сердечных сокращений, пройденное расстояние)_

Развитие самоконтроля

2

3

4

5

1

2

3

4

5

В первом блоке предложенные упражнения направлены на нормализацию осанки, уменьшение интенсивности боли, укрепление мышечного корсета, а также повышение физической работоспособности. Эти упражнения рекомендуется выполнять дома. Во втором блоке бильярдные упражнения рассматривались как средство повышения двигательной активности, развлечение и отдых, направлены на развитие точности, координации движения, технического мастерства. Также был рекомендован самоконтроль шагов с помощью фитнес-браслета ONETREK, оснащенного OLED-дисплеем, который отображал главные функции для нашего исследования - текущее время, количество шагов, частоту сердечных сокращений, пройденное расстояние.

Таким образом, перед началом и по окончании исследования студентам было предложено дать оценку своему общему состоянию здоровья и физической работоспособности по шкале от 0 до 10 баллов, где 10 баллов - наилучшая оценка, а 0 баллов - худшая. Оценка результатов выполнения контрольных заданий при освоении навыков бильярда была проведена дважды: перед началом и в конце исследования. Каждому студенту давалось 3 попытки для выполнения каждого из 4-х упражнений, лучшая из которых заносилась как результат. На основе полученных результатов ставилась оценка точности удара, координации движений, техническому мастерству, шагометрии.

Результаты исследования и обсуждение. Результаты исследования показали, что у студентов СМГ «Б» улучшилось общее состояние здоровья (от 5,6 до 7,2 балла) и физическая работоспособность (от 5,2 до 6,8 балла). У них наблюдалось снижение болей в пояснице, укрепление мышечного корсета, выпрямление осанки и рост мышечной массы (табл. 2).

Таблица 2

Динамика состояния здоровья и физической работоспособности студентов с межпозвоночной грыжей

Показатели До эксперимента, После эксперимента,

балл балл

Первый блок занятий

1. Общее состояние здоровья. 5,6 7,2

2. Физическая работоспособность. 5,2 6,8

3. Снижение боли в пояснице. 4,7 6,1

4. Улучшение мышечного корсета 5,9 7,5

Второй блок занятий

1. Точность удара. 4,7 7,1

2. Координация движений 6,3 7,4

на занятиях бильярдом.

3. Техническое мастерство. 5,1 6,9

4. Шагометрия 6,6 7,8

Благодаря данному исследованию было выявлено, что систематическое выполнение комплекса самостоятельных упражнений студентами ведет к улучшению общего состояния здоровья, повышению физической работоспособности. Студентами было отмечено, что комплекс позволил нормализовать их осанку, уменьшить боли в пояснице, укрепить мышечный корсет, а также позволил поиграть в бильярд и получить эмоциональный заряд и технические навыки этой игры. Положительная динамика общего состояния здоровья была отмечена у всех испытуемых. Комплекс из упражнений в бильярдном зале, выполненных по методике А.В. Титовского, также положительно сказался на состоянии здоровья и физических навыках студентов. Данные занятия позволили повысить точность удара (от 4,7 до 7,1 балла), улучшить координацию движений (от 6,3 до 7,4 балла), повысить технику и шагометрию (от 5,1 до 6,9 балла и от 6,6 до 7,8 балла соответственно).

Студенты положительно оценили оба комплекса упражнений, указав на то, что данные занятия повысили их общее состояние здоровья, укрепили мышечный корсет и снизили боль в области поясницы. У студентов нормализовался психологический фон, улучшилось настроение и сон, повысилась общая двигательная активность. Испытуемые проявили желание в дальнейшем не только заниматься бильярдом в учебном процессе, но и дополнительно посещать секции, а также заинтересовались этой игрой, почувствовали, как улучшает их состояние представленный комплекс упражнений.

Список литературы

1. Долженков А.В. Здоровье вашего позвоночника. СПб.: Питер, 2002. 192 с.

2. Мамонова О.В. Бильярд как активизация физического самовоспитания у студентов с особыми образовательными потребностями // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4(158). С.206-210.

3. Оценка эффективности программ дополнительного образования в совершенствовании физической подготовленности студентов / Ю.В. Шакирова [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2018. № 3(67). С.103-106.

4. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2012. 472 с.

5. Physical education in special health group based on recreational gymnastics and billiards/ O.V. Mamonova [ect] // Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 9. С. 8.

Звягинцев Петр Николаевич, преподаватель, plovboom@,gmail. com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Булычев Роман Юрьевич, преподаватель, r. bulychev@yandex. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP

P.N. Zvyagintsev, R.Yu. Bulychev

A program of physical education for students of a special medical group with a hernia of intervertebral discs, including sets of billiard exercises, with the help of which the lack of physical activity is compensated, is proposed. The dynamics of the state of health and physical performance of students with intervertebral hernia is presented.

Key words: students, special medical group, physical education, herniated intervertebral discs, fitness exercises, billiards.

Zvyagintsev Petr Nikolaevich, lecturer, plovboom@gmail. com, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Bulychev Roman Yuryevich, lecturer, r. bulychev@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

Reference

1. Dolzhenkov A.V. Zdorov'e vashego pozvonochnika. SPb.: Piter, 2002. 192 s.

2. Mamonova O.V. Bil'yard kak aktivizaciya fizicheskogo samovospitaniya u studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018. № 4(158). S. 206-210.

3. Ocenka effektivnosti programm dopolnitel'nogo obrazovaniya v sovershenstvovanii fizicheskoj podgotovlennosti studentov / Yu.V. Shakirova [i dr.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2018. № 3(67). S. 103-106.

4. Rumba O.G. Sistema pedagogicheskogo regulirovaniya dvigatel'noj aktivnosti studentov special'nyh medicinskih grupp: dis. ...d-ra ped. nauk. SPb., 2012. 472 s.

5. Physical education in special health group based on recreational gymnastics and billiards/ O.V. Mamonova [ect] // Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 9. S. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.