Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ РЕЛИЗ / РАССЛАБЛЕНИЕ / МАССАЖ / МЕТОДИКА / МОДЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИТНЕС-НАПРАВЛЕНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / НАВЫКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна

Исследование посвящено разработке модели реализации методики миофасциального релизинга в учебном процессе студентов специальной медицинской группы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре». Представлены основы методики, показания и противопоказания использования методики и ее положительное воздействие на организм. В ходе исследования рассмотрены проблема мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями, и необратимый процесс модернизации организационных форм занятий. Результатом работы стала модель реализации методики миофасциального релизинга, позволяющая синхронизировать формирование мотивационных установок и освоение знаний и навыков двигательной активности для самостоятельного совершенствования и укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Лада Владимировна, Кирьянова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF HEALTH PRACTICES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH FITNESS MEANS

The study is devoted to the development of the model for the implementation of the myofascial releasing methodology in the educational process of students of the special medical group in the discipline "Elective courses in physical culture". The fundamentals of the technique, indications and contraindications for using the technique and its positive effect on the body are presented. In the course of the research, the problem of motivating students to engage in physical exercises and the irreversible process of modernization of organizational forms of occupation are considered. The result of the work was a model for the implementation of the myofascial releasing methodology, which allows synchronizing the formation of motivational attitudes and the development of knowledge and skills of physical activity for independent improvement and health strengthening.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА»

на 17%; скоростно-силовые способности мышц брюшного пресса увеличились на 17%; гибкость позвоночного столба увеличилась на 19%.

Тенденция к улучшению наблюдается в контрольных упражнениях: «Прямой шпагат» (прирост - 20%), «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», (прирост - 15%), «Прыжок в длину с места» (прирост - 5,5%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Авксентьев Е.Н. Формирование готовности студентов педагогических вузов к физкуль-турно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед наук / Авксентьев Евгений Николаевич. - Чебоксары, 2004. - 30 с.

2. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : научно-методический сборник. - Москва, 2002. - С. 14-32.

3. Драндров Г. Л. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям : дис. ... д-ра пед. наук / Драндров Герольд Леонидович. - Омск, 2002. - 464 с.

4. Зволинская Н.Н. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 40-44.

5. Садовский, В.А. Формирование двигательной готовности специалистов железнодорожного транспорта в условиях профессионально ориентированной системы физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Садовский Василий Александрови, Улан-Удэ, 2012. - 49 с.

6. Психолого-педагогическое исследование по совершенствованию подготовки и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 274277.

REFERENCES

1. Avksentyev, E.N. (2004), Formation of readiness of students of pedagogical universities for physical culture and sports activity, dissertation, Cheboksary.

2. Baidenko, V.I. (2002), Basic skills (key competencies) as an integrating factor of the educational process, Nauka, Moscow.

3. Drandrov, G.L. (2002), Formation of readiness of students of the faculties of physical culture for creative training in motor actions, dissertation, Omsk.

4. Zvolinskaya, N.N. (2003), "Ways of updating the qualification characteristics of a specialist in physical culture and sport", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 40-44.

5. Sadovsky, V.A. (2012), Formation of motor readiness of railway transport specialists in the conditions of professionally oriented system of physical education, dissertation, Ulan-Ude.

6. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N., Shutova, T.N., Rybakova, E.O. (2020), "Psychological and pedagogical research on improving the training and retraining of personnel in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 274-277.

Контактная информация: alisa.scharavyova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

УДК 796.011.3

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА

Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, СевероЗападный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Исследование посвящено разработке модели реализации методики миофасциального рели-зинга в учебном процессе студентов специальной медицинской группы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре». Представлены основы методики, показания и противопоказания использования методики и ее положительное воздействие на организм. В ходе исследования рассмотрены проблема мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями, и необратимый процесс модернизации организационных форм занятий. Результатом работы стала модель реализации методики миофасциального релизинга, позволяющая синхронизировать формирование мо-тивационных установок и освоение знаний и навыков двигательной активности для самостоятельного совершенствования и укрепления здоровья.

Ключевые слова: миофасциальный релиз, расслабление, массаж, методика, модель, мотивация, совершенствование, фитнес-направления, креативность, навыки, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p213-217

MODERNIZATION OF HEALTH PRACTICES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

WITH FITNESS MEANS

Lada Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

The study is devoted to the development of the model for the implementation of the myofascial releasing methodology in the educational process of students of the special medical group in the discipline "Elective courses in physical culture". The fundamentals of the technique, indications and contraindications for using the technique and its positive effect on the body are presented. In the course of the research, the problem of motivating students to engage in physical exercises and the irreversible process of modernization of organizational forms of occupation are considered. The result of the work was a model for the implementation of the myofascial releasing methodology, which allows synchronizing the formation of motivational attitudes and the development of knowledge and skills of physical activity for independent improvement and health strengthening.

Keywords: myofascial release, relaxation, massage, technique, model, motivation, improvement, fitness directions, creativity, skills, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционные формы физической культуры постепенно заменяются современными оздоровительными фитнес-направлениями. Фитнес становится отдельной и самостоятельной формой массовой физической активности.

В настоящее время студенчество - это та социальная группа, для которой наиболее актуален вопрос улучшения качества жизни и укрепления здоровья. Политика вуза направлена на формирование понимания у студентов важности изменений в образе жизни и отношении к своему здоровью. Руководство вуза совместно с кафедрой физической культуры создают условия, способствующие приобщению студенческой молодежи к физической культуре. Ежегодный пересмотр рабочих программ, и введение современных и креативных по содержанию форм занятий, является одним из основных направлений решения проблемы разнообразить учебный процесс и мотивировать студентов регулярно посещать учебные занятия.

В качестве гипотезы авторами выдвинуто предположение, что мотивация студентов к занятиям физической культурой в рамках учебной программы вуза повысится, если будут:

• выявлены особенности, определяющие положительное воздействие на организм методики миофасциального релиза (МФР);

• выявлены показания и противопоказания к занятиям по методике МФР;

• скорректирована методика МФР как форма оздоровительных занятий со студентами.

Предмет исследования - методика миофасциального релизинга - как форма оздоровительных занятий в вузе.

Цель исследования: разработать модель реализации методики миофасциального релизинга в учебном процессе СМГ по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре».

Изучив специальную литературу и опыт коллег других вузов, и объединив все полученные знания воедино, можно констатировать, что общепринятые методы физического воспитания, организация занятий становятся малоэффективными и снижают интерес студентов к ним [1; 2; 3]. Поэтому разнонаправленный фитнес стал привлекателен в качестве оздоровительных занятий для студентов.

В этой связи одним из оздоровительных фитнес-направлений наиболее приемлемым для студентов, на наш взгляд, является миофасциальный релиз.

Методика миофасциального релизинга (МФР) известна профессиональным спортсменам и специалистам в сфере физической культуры и спорта еще со времен Советского Союза. Однако в настоящее время, благодаря фитнес-индустрии, МФР стал очень популярен и востребован в виде оздоровительных занятий. Специалисты кафедры ФКиС обратили внимание на данную методику, с точки зрения внедрения ее в учебный процесс при организации занятий со студентами медицинской группы.

Основа методики МФР состоит в комплексном воздействии на мышцы и на соединительную ткань с помощью специального оборудования (цилиндры, роллы, мячи обычные и двойные спаянные), с обязательным расслаблением, массажем, улучшением кровотока и лимфотока, и увеличением диапазона движения в суставе или суставах.

Термин «миофасциальный» происходит от двух слов - «мио» - в переводе с греческого - мышца и «фасция» - оболочка. Мышцы и фасция работают сообща, растягиваясь и двигаясь, не создавая дискомфорта. Но при пассивном образе жизни, которым страдают студенты, фасциальная ткань утрачивает свою эластичность и подвижность. Происходит сращивание фасции с мышцей, нарушая кровоток, возникают неприятные и болевые ощущения, провоцирующие образование области сверх раздражимости диаметром в несколько миллиметров, которая называется триггерной точкой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед тем как применить данную методику в учебном процессе в форме оздоровительных занятий, были определены показания и противопоказания (рисунок 1).

Применение методики МФР результативно сказывается на:

1) ускорение процесса восстановления после физических нагрузок,

2) освобождение от болевых симптомов и спазмов в мышцах,

3) улучшение гибкости и эластичности связочного аппарата,

4) профилактику травматизма,

Человеческий организм устроен так, что в нем все взаимосвязано: искривление позвоночника сказывается на сосудах и нервных окончаниях спины, усталость глаз приводит к головным болям, при плоскостопии происходит смещение центра тяжести, которое может спровоцировать деформацию коленных и тазобедренных суставов. Ежегодный медицинский осмотр абитуриентов и диспансеризация студентов СЗИУ показывает, что заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) превалируют над другими, и общее число студентов отнесенных к СМГ, к сожалению, продолжает расти [2; 4]. Так в 20192020 учебном году количество студентов, СМГ, составило 660 человек из них 26 студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

Сложившиеся ситуация уже просто требует введения новых методик, и именно методика МФР способна расширить функциональный потенциал студентов с различными

проблемами со здоровьем. Данная методика обладает положительным воздействием на коррекцию осанки, работу сердечно-сосудистой системы, деятельность лимфатической системы, эластичность фасций и увеличение гибкости, снижение мышечной боли и спазмов, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию сна, укрепление нервной системы.

Рисунок 1 - Показания и противопоказания по применению МФР

С целью выявления возможности использования методики МФР на учебных занятиях со студентами СМГ, была разработана модель реализации данной методики в учебном процессе (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель реализации методики миофасциального релиза в учебном процессе СЗИУ по дисциплине

«Элективные курсы по ФК»

Организация занятий по методике МФР может быть: групповыми и индивидуальными, на которых формируются знания и навыки для самостоятельного совершенствования.

ВЫВОДЫ

В заключение нашего исследования можно сделать следующие выводы: • важно стимулировать молодежь к занятиям спортом посредством новых и современных методик и форм организации учебных занятий по дисциплине «Элективные

курсы по ФК»;

• предложенная методика миофасциального релиза способствует эффективному решению проблем здоровья студентов, отнесенных к специальной медицинской группе;

• разработанная модель реализации методики МФР позволит синхронизировать формирование мотивационных установок к регулярным занятиям физической культурой и освоение знаний и навыков двигательной активности для самостоятельного совершенствования и укрепления здоровья.

Хочется верить, что наступают такие времена, когда молодежь постепенно осознает, что отказ от заботы о здоровье в пользу получения какого-то удовольствия от вредных привычек - это путь вникуда.

Спорт сегодня - это новый тренд для успешного молодого человека. А здоровый образ жизни - тренд, который будет актуален во все времена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпова С.Н. Структура факторов, определяющих необходимость использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 135-138.

2. Кирьянова Л.А. Скандинавская ходьба как форма организации занятий специального медицинского отделения в Северо-Западном институте управления по элективным курсам / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова, // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182).

- С. 190-194.

3. Лобанов Ю.Я. Показатели аэробных возможностей как характеристика физического здоровья студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 178-181.

4. Морозова Л.В. Пилатес - как форма профилактики травм и нарушений опорно-двигательного аппарата / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 165-170.

5. Русаков А. А. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей / А.А. Русаков, О.В. Кулешова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2019. - № 3 (169). - С. 274-278.

REFERENCES

1. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Structure of factors determining the need to use unified training complexes in the course of physical education of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 135-138.

2. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2020), "Nordic walking as a form of organizing classes in the Special Medical Department at the Northwestern Institute of Management for elective courses", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 190-194.

3. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "Indicators of aerobic capabilities as a characteristic of students' physical health", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), рp. 178-181

4. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Pilates - as a form of prevention of injuries and disorders of the musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 165-170.

5. Rusakov, A.A. and Kuleshov, O.V. (2019), "Organization of fitness classes for students based on their needs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), рp. 274-278.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.