Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреенко Татьяна Александровна, Бахнова Татьяна Валентиновна, Барашков Сергей Александрович, Володина Ирина Алексеевна, Головинова Ирина Юрьевна

Во введение говорится о процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного технического университета. Коротко описана методика занятий студентов специальной медицинской группы, разработан комплекс контрольных нормативов для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Цель исследования: изучить динамику показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (СМГ) Волгоградского государственного технического университета в процессе физического воспитания за два года обучения в вузе. Результаты исследования и их обсуждение. Обследование показателей физической подготовленности выявляет неравномерность роста показателей по годам. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе процесса обучения студентов, в ходе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреенко Татьяна Александровна, Бахнова Татьяна Валентиновна, Барашков Сергей Александрович, Володина Ирина Алексеевна, Головинова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PHYSICAL READINESS INDICATORS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP OF VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The introduction describes the process of physical education of the students of the special medical group of the Volgograd State Technical University. The methodology of classes for the students of the special medical group is briefly described, a set of the control standards for students with deviations in the state of health is developed. The purpose of the study: to study the dynamics of indicators of physical fitness of students of the special medical group (SMG) of the Volgograd State Technical University in the process of physical education for two years of study at the university. The results of the study and their discussion. The survey of physical fitness indicators reveals the uneven growth of indicators over the years. The obtained results can be used in practical work in the process of teaching students, in the course of retraining and advanced training of educational workers.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

группы 10-11 лет, сильнее, чем у младших спортсменов (группа 8-9 лет). На основании этого можно предположить, что увеличение уровня сложности соревновательных упражнений требует наиболее высокого уровня развития пространственной ориентации. Таким образом, в ходе исследования был сделан вывод о целесообразности включения в тренировочный процесс юных горнолыжников специальных упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, влияющих на техническую подготовленность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Н. Д. Развитие координационных способностей горнолыжников на начальном этапе подготовки / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, М.Ю. Надыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. - № 9 (187). - С. 7-10.

2. Алексеева Н.Д. Развитие статокинетической устойчивости у юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, А.Н. Зиновьев, М.Ю. Надыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 9-12.

3. Ботяев, В.Л. Психомоторные способности спортсменов к зрительно-пространственной ориентации и их взаимосвязь со зрительно-пространственным восприятием / В. Л. Ботяев, О.И. За-гревский // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 322. - С. 182-185.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev A.N. and Nadyrshina, M.Yu. (2020) "Development of coordination abilities of skiers at the initial stage of preparation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 7-10.

2. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A., Zinoviev A.N. and Nadyrshina, M.Yu. (2020) "Development of statokinetic stability of young skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 9-12.

3. Botyaev, V.L. and Zagrevsky, O.I. (2009), "Psychomotor abilities of athletes to visual-spatial orientation and their relationship with visual-spatial perception", Bulletin of Tomsk State University, No. 322, pp. 182-185.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2021

УДК 796.015.68

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Татьяна Александровна Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Татьяна Валентиновна Бахнова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Сергей Александрович Барашков, кандидат педагогических

наук, доцент, Ирина Алексеевна Володина, преподаватель, Волгоградский государственный технический университет; Ирина Юрьевна Головинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

Во введение говорится о процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного технического университета. Коротко описана методика занятий студентов специальной медицинской группы, разработан комплекс контрольных нормативов для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Цель исследования: изучить динамику показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (СМГ) Волгоградского государственного технического университета в процессе физического воспитания за два года обучения в вузе. Результаты исследования и их обсуждение. Обследова-

ние показателей физической подготовленности выявляет неравномерность роста показателей по годам. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе процесса обучения студентов, в ходе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, специальная медицинская группа, контрольные нормативы, показатели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p9-13

MONITORING OF PHYSICAL READINESS INDICATORS OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP OF VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Tatyana Alexandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state social and pedagogical University; Tatyana Valentinovna Bahnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state Academy of physical culture; Sergey Alexandrovich Barashkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina

Alekseevna Volodina, the teacher, Volgograd State Technical University; Irina Yurievna Golovinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state social and

pedagogical University

Abstract

The introduction describes the process of physical education of the students of the special medical group of the Volgograd State Technical University. The methodology of classes for the students of the special medical group is briefly described, a set of the control standards for students with deviations in the state of health is developed. The purpose of the study: to study the dynamics of indicators of physical fitness of students of the special medical group (SMG) of the Volgograd State Technical University in the process of physical education for two years of study at the university. The results of the study and their discussion. The survey of physical fitness indicators reveals the uneven growth of indicators over the years. The obtained results can be used in practical work in the process of teaching students, in the course of retraining and advanced training of educational workers.

Keywords: physical education, students, special medical group, control standards, indicators.

ВВЕДЕНИЕ

В современных реалиях, когда молодые люди ведут нездоровый образ жизни и во всех смыслах предоставлены себе, физическое воспитание в рамках образования в вузе может оказать решающую роль в формировании здорового образа жизни и социальной адаптации по окончанию вуза.

Физическая подготовленность в структуре личности будущего специалиста с высшим образованием рассматривается как одна из обязательных составляющих, характеризующихся его всестороннее гармоническое развитие. Посредством физического воспитания осуществляется процесс профилактики заболеваний, вредных привычек, таких как курение, алкоголизм и наркомания. Кроме того, студенты, которые активно занимаются физической культурой и спортом в меньшей степени подвержены ряду социальных девиаций, связанных с отсутствием каких-либо увлечений и хобби.

Для реализации вышеперечисленных целей в Волгоградском государственном техническом университета (ВолгГТУ) ведется большая и плодотворная работа в этом направлении.

В начале учебного года студенты ВолгГТУ проходят медицинский осмотр. По результатам которого, всех студентов для занятий по физическому воспитанию распределяют по группам. Так, по данным медицинского осмотра в 2018-2019 учебном году студенты были распределены следующим образом: основная медицинская группа - 48%; подготовительная - 24% и специальная медицинская группа (СМГ) - 23%; 5% - студенты, освобожденные от практических занятий.

В СМГ занимаются студенты, имеющие следующие отклонения в состоянии здоровья: повреждения опорно-двигательного аппарата; высокую степень близорукости; за-

болевания сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем; заболевания желудочно-кишечного тракта и другие хронические заболевания. Уровень физического развития и функционального состояния таких студентов обычно характеризуются как слабый [3]. Важнейшими задачами, которые решаются в процессе физического воспитания студентов СМГ в ВолгГТУ, являются: формирование мотивации к регулярным занятиям двигательной активностью и здоровому образу жизни в целом; воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья; укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных основным заболеванием; профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений; улучшение показателей физического развития; освоение жизненно важных двигательных умений и навыков; постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок; развитие физических качеств. Решение этих задач возможно при регулярных занятиях двигательной активностью [2]. Для решения поставленных задач на кафедре физического воспитания ВолгГТУ были разработаны следующие контрольные нормативы для студентов СМГ (таблица 1) [1]. Таблица 1 Оценка контрольных нормативов студентов специальной медицинской группе

ВолгГТУ

Нормативы девушки

баллы

12 10 8

15-минутная ходьба (м) 1900 1800 1700

Сгибание рук и выпрямление в упоре лежа (кол-во раз) 15 12 10

Поднимание туловища/ поднимание прямых ног в висе (кол-во раз) 50/15 40/12 30/10

Приседание на одной ноге с опорой на гладкую стену (кол-во раз) 12 10 8

Нормативы юноши

баллы

12 10 8

15-минутная ходьба (м) 2100 2000 1900

Потягивание на перекладине (кол-во раз) 10 8 7

Поднимание туловища/ поднимание прямых ног в висе (кол-во раз) 50/20 40/15 30/10

Приседание на одной ноге с опорой на гладкую стену (кол-во раз) 20 15 10

Занятия по физическому воспитанию специальной медицинской группы проводятся по следующей методике.

В подготовительной части занятия решаются задачи организации занимающихся, привлечения их внимания и подготовки организма к выполнению основных двигательных действий. Средства: строевые упражнения; ходьба и её разновидности; общеразви-вающие и дыхательные упражнения; упражнения на расслабление. В начале подготовительной части занятия подсчитывается пульс. Продолжительность подготовительной части - 15-20 минут.

В основной части занятия решаются задачи обучения занимающихся новым двигательным действиям и коррекция основного и сопутствующих заболеваний. В содержание занятий мы включили подвижные и спортивные игры малой интенсивности и специальные коррекционные упражнения. Так же подсчитывается пульс. Длительность основной части - 40-45 минут.

Заключительная часть занятия предназначена для решения задач постепенного снижения двигательной активности занимающихся. Средства: упражнения на расслабление; упражнения для коррекции осанки; упражнения для восстановления дыхания. Подсчитывается пульс. Продолжительность - 10-15 минут.

В процессе занятий применялись словесные и наглядные методы (общепедагогические), а так же методы строго регламентированного упражнения, методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств. Форма организации занятий - групповая или индивидуальная (в зависимости от решаемых задач).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Нами изучалась динамика развития двигательных качеств (выносливости и силы) у студентов СМГ ВолгГТУ в период прохождения ими курса физического воспитании в течение двух лет.

Таблица 2 - Динамика показателей физической подготовленности студентов (юноши) специальной медицинской группы ВолгГТУ (х±т)_

Год 15-минутная ходьба (м) Поднимание туловища из положения, лежа на спине (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Приседания на одной ноге (кол-во раз)

Обследование в конце 1 года обучения 1940±50 39±2 6±1,5 12±1

Обследование в конце 2 года обучения 2000±30 47±1 8±1,2 15±1

Нормативные значения на оценку «отлично» 2100 50 10 20

Анализ таблицы показывает, что уровень физической подготовленности, а соответственно и уровень развития физических качеств юношей специальной медицинской группы ВолгГТУ имеют контрольные нормативные значения на среднем уровне. Так результат - 15-минутная ходьба (общая выносливость) после первого года обучения составил 1940±50 м, а после второго года 2000±30 м, это соответствует 10 баллам по таблице 1. Результат поднимание туловища из положения, лежа на спине (сила) составил после первого года обучения 39±2 кол-во раз, а после второго года составил 47±1 кол-во раз. Результат подтягивание на перекладине и приседания на одной ноге (сила) показал за два года, наблюдались не значительные его изменения.

Таблица 3 - Динамика показателей физической подготовленности студентов (девушки) специальной медицинской группы ВолгГТУ (х±т)_

Год 15-минутная ходьба (м) Поднимание туловища из положения, лежа на спине (кол-во раз) Сгибание и разгибание рук в упоре (кол-во раз) Приседания на одной ноге (кол-во раз)

Обследование в конце 1 года обучения 1730±50 43±2 8±1,5 9±1

Обследование в конце 2 года обучения 1830±40 47±3 11±1,2 12±1

Нормативные значения на оценку «отлично» 1900 50 15 15

Анализ показателей тестов, характеризующих разновидности силы и выносливости у девушек за два года обучения показал, что, в показателях 15-минутная ходьба и поднимание туловища из положения, лежа на спине, имеет место улучшение результатов и соответствует это 12 баллам по таблице 1. Сгибания рук в упоре лежа наблюдалась такая же тенденция изменений, которая в абсолютных показателях составила в после первого года обучения - 8±1,5 раз и после второго года - 11±1,2 раз. Кроме того, также произошли изменения в показателях приседания на одной ноге (сила) выполняли 9±1, а стали выполнять после второго года обучения 12±1. По таблице 1 оценки нормативов общей физической подготовленности - девушки показали результат «хорошо».

ВЫВОДЫ

За период двухлетнего обучения в ВолгГТУ у студентов СМГ произошло существенное улучшение результатов контрольных нормативов, значительно сократилось количество студентов, не выполнивших минимальные требования. Сравнение результатов, полученных при повторном обследовании по окончанию II курса, показывает, что эти требования программы в основном выполняются.

Кроме того, ежегодный анализ результатов контрольных упражнений дает возможность более объективно оценивать усвоение студентами учебного материала, а также, если это необходимо, вносить коррективы в методику занятий по физическому воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Контрольные нормативы для студентов специальных медицинских групп / О. В. Клыч-кова, А.В. Свириденко, Г.А. Ушанов, В.В. Федорихин // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе.

- 2012. - № 11 (98). - С. 81-82.

2. Клычкова О. В. Формирование культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы / О.В. Клычкова, В.В. Федорихин // Грани познания. - 2015. - № 2 (36). - С. 64-69.

3. Кудаев Э.А. Медико-биологические направления совершенствования физического воспитания студентов не физкультурных вузов: дис. ... канд. мед. наук / Кудаев Эдуард Абабакирович.

- Москва, 2004. - 201 с.

REFERENCES

1. Klychkova, O.V., Sviridenko, A.V., Ushanov, G.A. and Fedorikhin, V.V. (2012) "Control standards for students of special medical groups", Volgograd State Technical University. Series: New educational systems and technologies of higher education, No 11 (98), pp. 81-82.

2. Klychkova, O.V. and Fedorikhin V.V. (2015), "Formation of health culture among students of a special medical group", Facets of cognition, No. 2 (36), pp. 64-69.

3. Kudaev, E.A. (2014), Medico-biological directions of improving physical education of students of non-physical education institutions, dissertation, Moscow.

Контактная информация: tan4ik-82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.2021

УДК 796.323

РОЛЬ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ ЧЕМПИОНАТОВ СТРАНЫ ПО БАСКЕТБОЛУ 3Х3 В УСПЕШНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РОССИЙСКИХ КОМАНД НА ОЛИМПИАДЕ В ТОКИО (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКИХ КОМАНД-УЧАСТНИЦ ОЛИМПИАДЫ И ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО

БАСКЕТБОЛУ 3Х3)

Раиса Игоревна Андрианова, кандидат педагогических наук, Чемпионка России по баскетболу 3х3, Государственный университет управления, г. Москва; Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж; Майра Аскаровна Сергазинова, старший преподаватель, Чемпионка России по баскетболу 3х3, Александр Сергеевич Абрикосов, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

На Олимпиаде в Токио совершился дебют нового олимпийского вида спорта - баскетбола 3х3. Российской мужской и женской сборной удалось завоевать серебряные медали. Успешному выступлению предшествовала кропотливая работа, как в организации внутренних чемпионатов страны, так и участие национальных сборных в различных международных турнирах. При планировании нового олимпийского цикла необходимо учесть удачный опыт выступления, но и продолжать развивать систему соревнований и качество подготовки спортсменов к ним. В научной литературе практически отсутствует информация по баскетболу 3х3 в связи с тем, что это относительно «молодой» вид спорта. Цель исследования состояла в том, что бы сравнить статистические данные сильнейших команд баскетбола 3х3 по результативности выступления, проценту реализации бросков и соотношению бросков с разной дистанции на Олимпийских играх в Токио и на Чемпионате России 3х3 2020-2021. Было выявлено, что количество атак, выполненных в среднем за игру, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.