Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NEW PEDAGOGICAL APPROACHES / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / MODEL / RECREATIONAL GYMNASTICS / BILLIARDS / НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / МОДЕЛЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА / БИЛЬЯРД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонова О.В., Филимонова С.И., Лубышев Е.А., Алмазова Ю.Б.

Цель исследования - моделирование процесса физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) на основе новых низкоинтенсивных видов спорта. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент организован на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова со студентками с ООП 1-3-го курсов в рамках физического воспитания. Всего в исследовании приняло участие 92 студента, из них 44 студентки, освобождённые от практических занятий по физической культуре, имеющие нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Результаты исследования и выводы. Моделирование процесса физического воспитания для студенток с ООП возможно на основе: низкоинтенсивных видов спорта - бильярд, дартс; оздоровительных видов гимнастики - физические упражнения из пилатеса, йоги, стретчинга. Получена положительная динамика в физической подготовленности студенток с ООП на низкоинтенсивную физическую нагрузку в результате их занятий бильярдом и оздоровительными видами гимнастики, в функциональном состоянии на регуляцию сердечно-сосудистой системы и в формировании мотивации к занятиям физической культурой. Бильярд и оздоровительные виды гимнастики как форма занятий идентичны для выявленных нозологических групп, и на их основе можно моделировать рекреационные и реабилитационные программы для студентов с ООП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонова О.В., Филимонова С.И., Лубышев Е.А., Алмазова Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New pedagogical approaches to physical education of students with special educational needs

Objective of the study was to model the process of physical education of students with special educational needs based on new low-intensity sports. Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out on the basis of Plekhanov Russian University of Economics and involved the 1st- to 3rd-year students with special physical education needs. Sampled for the study were a total of 92 students, including 44 female students exempted from physical education classes: those with visual, musculoskeletal, cardiovascular and respiratory disorders. Results of the study. It is only possible to model the process of physical education of female students with special educational needs based on the low-intensity sports (billiards, darts) and various types of recreational gymnastics (physical exercises from pilates, yoga, stretching). The study found a positive dynamics in the physical fitness rates of the female students with special educational needs in response to the low-intensity physical activity during billiards and recreational gymnastics practices, as well as in the cardiovascular system functionality rates and motivation to attend physical education classes. Conclusion. Billiards and recreational gymnastics as a form of training are identical for the identified nosological groups, and they can be used as a basis for designing recreational and rehabilitation programs for students with special educational needs.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

новые педагогические подходы в физическом воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 28.10.2019 г.

Информация для связи с автором: mamonova-o-v@mail.ru

Аспирант О.В. Мамонова1

Доктор педагогических наук, профессор С.И. Филимонова1, 2 Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев1, 2 Ю.Б. Алмазова1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Московский городской педагогический университет, Москва

NEW PEDAGOGICAL APPROACHES TO PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Postgraduate O.V. Mamonova1 Dr.Hab., Professor S.I. Filimonova1, 2 PhD E.A. Lubyshev1, 2 Yu.B. Almazova1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Moscow City Pedagogical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - моделирование процесса физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) на основе новых низкоинтенсивных видов спорта.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент организован на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова со студентками с ООП 1-3-го курсов в рамках физического воспитания. Всего в исследовании приняло участие 92 студента, из них 44 студентки, освобождённые от практических занятий по физической культуре, имеющие нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Результаты исследования и выводы. Моделирование процесса физического воспитания для студенток с ООП возможно на основе: низкоинтенсивных видов спорта - бильярд, дартс; оздоровительных видов гимнастики - физические упражнения из пилатеса, йоги, стретчинга. Получена положительная динамика в физической подготовленности студенток с ООП на низкоинтенсивную физическую нагрузку в результате их занятий бильярдом и оздоровительными видами гимнастики, в функциональном состоянии на регуляцию сердечно-сосудистой системы и в формировании мотивации к занятиям физической культурой. Бильярд и оздоровительные виды гимнастики как форма занятий идентичны для выявленных нозологических групп, и на их основе можно моделировать рекреационные и реабилитационные программы для студентов с ООП.

Ключевые слова: новые педагогические подходы, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, модель, оздоровительная гимнастика, бильярд.

Annotation

Objective of the study was to model the process of physical education of students with special educational needs based on new low-intensity sports. Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out on the basis of Plekhanov Russian University of Economics and involved the 1st- to 3rd-year students with special physical education needs. Sampled for the study were a total of 92 students, including 44 female students exempted from physical education classes: those with visual, musculoskeletal, cardiovascular and respiratory disorders.

Results of the study. It is only possible to model the process of physical education of female students with special educational needs based on the low-intensity sports (billiards, darts) and various types of recreational gymnastics (physical exercises from pilates, yoga, stretching). The study found a positive dynamics in the physical fitness rates of the female students with special educational needs in response to the low-intensity physical activity during billiards and recreational gymnastics practices, as well as in the cardiovascular system functionality rates and motivation to attend physical education classes. Conclusion. Billiards and recreational gymnastics as a form of training are identical for the identified nosological groups, and they can be used as a basis for designing recreational and rehabilitation programs for students with special educational needs.

Keywords: new pedagogical approaches, students with special educational needs, model, recreational gymnastics, billiards.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В современном мире всё больше внимания уделяется проблеме обучающихся с особыми образовательными потребностями: их социализации и доступности образования. Особые образовательные потребности (ООП) испытывают: лица с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, освобождённые от практических занятий по физической культуре, представители специальной медицинской группы и другой категории [4].

Решение данной проблемы возлагается на дисциплины (модули) по физической культуре, которые реализуются через физическое воспитание в нашей системе образования.

Традиционно физическое воспитание опирается на системный, деятельностный, интегративный, индивидуальный, аксиологический подходы и др., которые не всегда могут обеспечить специфичность особых образовательных потребностей студентов, что приводит к снижению эффективности занятий, утрате интереса к физической культуре, к дальнейшему ухудшению состояния здоровья и т. п. Поиск новых подходов, способных решить данное противоречие, позволит преодолеть вышеперечисленные недостатки. Для этого исследуются пути интеграции традиционных и инновационных средств физической культуры; новых подходов к обучению

Показатели функционального состояния и физического качества «ловкость» студенток КГ и ЭГ до и после эксперимента

Показатели ЭГ (n=22) КГ (n=20)

До занятий После занятий До занятий После занятий

ЖЕЛ, мл 3007,3±13,4 3068,5±12,1* 3008,4±12,4 3027,1±13,8*

ЧСС, уд/мин 94,4±2,3 86,2±1,9* 94±1,1 93±1,1

Прокат в один размер, баллы 2,3±0,7 4,5±1,8* 2,2±0,9 3,4±2,7*

Накат в центральную лузу, баллы 2,6±0,7 4,6±1,8* 2,8±0,9 3,9±2,7*

Накат в угловую лузу, баллы 2,1±1,5 4,2±1,8 2,1±1,6 3,7±2,7*

Наклон вперед из положения сидя, см 7±8,7 16±5,2* 13±6,1 15±7,1

Гиперэкстензия на гимнастическом коврике, с 18±7,3 26±5,3* 23±8,1 24±5,2

Примечание. X - среднее арифметическое значение; а - среднее квадратическое отклонение, * - достоверность различий (р<0,05).

[2]; развитию низкоинтенсивных видов спорта; повышению физической подготовленности и функциональных возможностей организма, самовоспитанию.

Анализ научной литературы позволил выделить ряд новых подходов, способных внести серьезные поправки в реализацию физического воспитания студентов с ООП, к ним относятся: особый подход для определения лиц, нуждающихся в особом или специфическом подходе; активностно-специфический подход к структуре темперамента предлагает разделять черты, относящиеся к трём специфическим аспектам деятельности - физическому, социально-вербальному и умственному (А. Ю. Калугин, 2017); специфический подход к конструированию оздоровительных технологий с учётом направленности на конкретные целевые установки (В. Л. Кондаков, 2013); диверсификацион-ный подход, направленный на минимизацию возникающих во время какой-либо деятельности потерь (материальных и нематериальных); психосоциальный подход дает возможность понять взаимодействие обучающегося и социума, который его окружает (Mary Richmond, Florence Hollis, Фрейд и др.); адаптивный подход к психолого-педагогической диагностике ООП обучающихся.

В традиционном содержании физического воспитания студентов с ООП, в частности для «освобождённых», преимущество отдаётся реферативной работе, тестированию и созданию презентаций, т. е. в содержании нет места физическим упражнениям. Новое поколение ФГОС 3++, с метапредмет-ным взглядом [3], в рамках реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту предлагает универсальную компетенцию УК - «Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» (ФГОС 3++), которую невозможно освоить без систематических занятий физическими упражнениями.

Анализ специфики противопоказаний показал, что можно найти общие черты для объединения студентов двух или нескольких нозологий в одну группу. Занятия можно проводить в виде дозированных физических упражнений, оздоровительных видов гимнастики, таких как йога, пилатес, оздоровительная ходьба с переменным бегом. Новым подходом является применение альтернативных видов спорта с низкой интенсивностью: дартса, бильярда, шахмат, гольфа и др. Внедрение новых педагогических подходов к физическому воспитанию студентов с ООП заключается в сложной организации и диверсификации процесса для каждой категории, разработке контрольных упражнений, расширении средств ФК нетрадиционными, их популяризации и интеллектуальной направленности.

Цель исследования - моделирование процесса физического воспитания студентов с ООП на основе новых низкоинтенсивных видов спорта.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе РЭУ им. Г. В. Плехано-

ва со студентами 1-3-го курсов в рамках физического воспитания (2016-2017 гг.) Всего опрошено 92 студента, из них 44 студентки освобождённые от практических занятий. Научная работа проводилась в объеме 240 аудиторных часов. В состав экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной (КГ) вошли девушки, по 22 чел. в каждую. Модель включала систему организации учебного процесса студенток с нарушениями зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата (рис. 1).

Специфическими особенностями данной модели является сочетание содержания традиционного и альтернативного: участие в научной деятельности (проект «Sportsdence») (60 ч); бильярд, оздоровительные виды гимнастики (аэробика низкой интенсивности, пилатес упражнения на фитболе, атлетическая гимнастика, стретчинг и др.) (140 ч); просветительские семинары (40 ч): лабораторные работы по энергетическому балансу, шагометрии и пульсометрии, энергозатратам в повседневной жизнедеятельности, производственной гимнастике, гимнастике для глаз (см. рис. 1).

Разработан диагностический инструментарий: - контрольные упражнения по бильярду: «прокат в один размер», «накат в центральную и угловую лузу», «финская партия», «положить 16 пустышек с разбоя»; по оздоровительным видам гимнастики: наклон вперед из положения сидя, устойчивость на одной ноге, техника выполнения комплекса по низкоинтенсивной аэробике, гиперэкстензия на гимнастическом

Рис. 1. Модель физического воспитания студентов с ООП на основе новых педагогических подходов

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

Как часто Вы посещаета занятия по физической культуре в бильярдном зале?

■ никогда ■ редко ■ часто ■ всегда

120

32,6 58,6 69,5 32,6 56,5 21,7

34,3 32,6

21,7

8,6

Начало ЭГ Начало КГ Конец ЭГ Конец КГ

Рис. 2. Посещения занятий по физической культуре в бильярдном зале студентами с ООП

Как часто Вы получаете позитив от двигательной активности?

■ никогда ■ редко ■ часто всегда

120

19,5 47,8 15,2 50 60,8

Q /"

■ ■ ■

17,3

Начало ЭГ Конец ЭГ Начало КГ Конец КГ

Рис. 3. Степень удовлетворённости, полученной от двигательной активности при занятии в бильярдном зале у студентов с ООП

коврике; проведение комплекса производственной гимнастики; участие в соревнованиях и конференциях.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходные данные (см. таблицу) функционального состояния студенток ЭГ по сравнению с КГ идентичны, что говорит об однородности групп.

У студенток повысилась жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ): в ЭГ - до 3068,5 мл, КГ - до 3027,1 мл. В ЭГ серьезно снизилась частота сердечных сокращений (ЧСС) - до 86,2 уд/мин по сравнению с КГ. Улучшились показатели норматива «наклон в перед из положения сидя в ЭГ до минус 16, в нормативе «гиперэкстензия» на гимнастическом коврике (с) - до 26 (р<0,05). В ЭГ и КГ улучшились показатели «ловкости», достоверность различий (р<0,05). Значительно улучшилась техника выполнения ударов в ЭГ по сравнению с КГ.

Анкетный опрос показал, что у студентов (девушек и юношей) выявлена низкая мотивация к занятиям физической культурой на начальном этапе исследовании. Это определяло стратегию педагогического воздействия на самоорганизацию, саморазвитие и здоровьесбережение (рис. 2, 3). В конце учебного года мотивация к физической культуре у студентов ЭГ значительно повысилась по показателям в пределах от 69,5 % до 82,6 %.

Выводы. Бильярд и оздоровительные виды гимнастики как форма занятий идентичны для выявленных нозологических групп, и на их основе можно моделировать рекреационные и реабилитационные программы для студентов с ООП. Для девушек интересен вид спорта бильярд. Они значительно повысили достоверные изменения в развитии физического качества «ловкость». Также сформировали компетенции: к игре в бильярд, к оздоровительным средствам и самостоятельным занятиям за счёт применения новых педагогических подходов.

Литература

1. Мамонова О.В. Особенности физического самовоспитания студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.Б. Филимонова и др. // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 1 (65). - С. 20-23.

2. Парфенова Л.А. Направленность и результативность компетент-ностного подхода в физическом воспитании школьников с отклонениями в состоянии здоровья / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 54.

3. Филимонова С.И. Метапредметный подход: новый взгляд на методологию подготовки спортсменов в многолетнем процессе / С.И. Филимонова, Г.Н. Германов, И.А. Сабирова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1. - С. 100-101.

References

1. Mamonova O.V., Andryushchenko, L.B., Filimonova Yu.B. et al Osobennosti fizicheskogo samovospitaniya studentov s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami [Features of Physical Self-Education of Students with Special Educational Needs]. Kultura fizicheskaya i zdorovye, 2018, no. 1 (65), pp. 20-23.

2. Parfenova L.A., Glazkova E.V. Napravlennost i rezultativnost kompetentnostnogo podkhoda v fizicheskom vospitanii shkolnikov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya [Trend and efficiency of competency building approach in physical education of pupils with medical issues.]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 2, pp. 54.

3. Filimonova S.I., Germanov G.N., Sabirova I.A. Metapredmetny podkhod: novy vzglyad na metodologiyu podgotovki sportsmenov v mnogoletnem protsesse [Metasubject approach: new approach to athletes' long-term training methodology]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2015. no,1. pp. 100-101.

4. Mamonova O.V., Filimonova S.I., Shutova T.N., Kondrakov G.B. Special physical education service model for students with health limitations. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. no. 9. p. 17.

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС «ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ - 2020»

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

В 2020 г. журналу «Теория и практика физической культуры» (ТиПФК) исполняется 95 лет. В юбилейный для журнала год редакционный совет ТиПФК объявляет конкурс на лучшую статью 2020 г. На конкурс принимаются статьи по проблемам теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки, адаптивной и оздоровительной физической культуры, истории, философии и социологии спорта, менеджмента, маркетинга и экономики физической культуры и спорта, спортивной педагогики, психологии, медицины, физиологии, морфологии, биомеханики.

Сроки проведения конкурса: 01 января 2020 г. - 01 декабря 2020 г.

Требования к оформлению научной статьи опубликованы на нашем сайте www.teoriya.ru в разделе «Правила направления и опубликования научных статей».

Объявление о победителях конкурса будет размещено на нашем сайте в январе 2021 г. и в первом номере журнала «Теория и практика физической культуры».

Победители конкурса будут награждены памятными кубками и дипломами. Награждение состоится 05 декабря 2020 г. на торжественном заседании, посвященном 95-летию ТипФК по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, здание РГУФКСМиТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приглашаем авторов журнала «Теория и практика физической культуры» к участию в конкурсе «Лучшая научная статья - 2020».

Редакционный совет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.