Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
720
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE / THEORY OF STATE / STATE FUNCTIONS / LAW ENFORCEMENT FUNCTION / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзева Е.И., Мамина О.И.

Вопрос о функциях государства на любом этапе его развития является одним из важнейших в общей теории го- сударства, так как именно в них проявляется сущность и социальное назначение государства как политической организации общества. Представленная статья посвящена исследованию правоохранительной функции как одной из традиционно вы- деляемых функций государства, направленному на определение места и роли государства в вопросах обеспечения безопасности интересов общества и личности. В работе также анализируется соотношение понятий «правоохранительная функция», «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE

The issue of the functions of the state at any stage of its development is one of the most important in the general theory of the state, since it is in them that the essence and social purpose of the state as a political organization of society is manifested. The article is focused to the investigation of the law enforcement function as one of the traditionally allocated functions of the state aimed at determining the place and role of the state in matters of ensuring the security of the interests of society and the individual. The paper also analyzes the correlation of the concepts “law enforcement function”, “law enforcement agencies” and “law enforcement activities”.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 342.723

Кобзева Е.И.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Российского университета транспорта (МИИТ)

Мамина О.И.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Российского университета транспорта (МИИТ)

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВА

Вопрос о функциях государства на любом этапе его развития является одним из важнейших в общей теории государства, так как именно в них проявляется сущность и социальное назначение государства как политической организации общества.

Представленная статья посвящена исследованию правоохранительной функции как одной из традиционно выделяемых функций государства, направленному на определение места и роли государства в вопросах обеспечения безопасности интересов общества и личности.

В работе также анализируется соотношение понятий «правоохранительная функция», «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность».

Ключевые слова: государство, теория государства, функции государства, правоохранительная функция, правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, национальная безопасность

Kobzeva E.,

PhD in Law, Associate Professor of the Chair "Theory of Law and Natural Resource Law" of Russian University of Transport (MIIT)

Mamma O.,

PhD in Law, Associate Professor of the Chair "Theory of Law and Natural Resource Law" of Russian University of Transport (MIIT)

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION

OF THE STATE

The issue of the functions of the state at any stage of its development is one of the most important in the general theory of the state, since it is in them that the essence and social purpose of the state as a political organization of society is manifested. The article is focused to the investigation of the law enforcement function as one of the traditionally allocated functions of the state aimed at determining the place and role of the state in matters of ensuring the security of the interests of society and the individual.

The paper also analyzes the correlation of the concepts "law enforcement function", "law enforcement agencies" and "law enforcement activities".

Keywords: state, theory of state, state functions, law enforcement function, law enforcement agencies, law enforcement activities, national security

Термин «функция» ^ипсйо) в переводе с латинского языка означает «осуществление», то есть деятельность или работу, связанную с реализацией этой деятельности. Однако, в энциклопедической ли-

тературе прослеживается определенная тенденция к более расширенному толкованию этого термина. В частности, «функция» раскрывается как деятельность, обязанность, работа, роль, назначение, внеш-

Какцитировать статью: Кобзева Е.И., Мамина О.И. Сущность и содержание правоохранительной функции государства // Вестник Академии права и управления. 2018. № 3(52). с. 64-68

нее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений и т.п.

Теоретические особенности, связанные с понятием и классификацией функций современного государства являются исключительно важными и приоритетными для практической деятельности и государственно-правового строительства, так как данная категория является, безусловно, одной из фундаментальных и основополагающих в теории права и государства. Этим объясняется и тот факт, что многие вопросы, которые касаются данного понятия, остаются нерешенными. Таким вопросом является определение понятия «функции государства» [1].

Применительно к государству этот термин традиционно означает «основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением» [2].

Функции государства, представляющие собой главные направления его деятельности, складываются из многоаспектной работы всего государственного механизма в целом. Они носят комплексный, собирательный характер, реализуются посредством различных методов и форм, включая правотворческую деятельность, воплощение в жизнь принятых законов и подзаконных нормативных правовых актов, контроль и надзор за ходом правореализации, разрешение возникающих правовых споров и коллизий, борьбу с неправомерным поведением, привлечение к законной юридической ответственности виновных, повышение уровня правовой культуры и сознания людей. Эти функции оказывают воздействие на самые разнообразные отношения, возникающие в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества, которые нуждаются в государственном регулировании [3].

Государство, как сложная социальная организация, осуществляет многогранную деятельность, которая охватывает самые различные стороны общественной жизни. Практическая деятельность государства, его активность выражается в функциях. Именно они способствуют реализации государственной идеи, тех законодательных и конституционных положений, которые являются основой успешного развития государства и общества в целом. Функции государства устанавливаются в зависимости от стоящих перед ним на том или ином этапе развития задач.

Функции государства, представляющие собой главные направления его деятельности, складываются из многоаспектной работы всего государственного механизма в целом. Они носят комплексный, собирательный характер, реализуются посредством различных методов и форм, включая как правотворчество, так и правоприменение, состоящее в реализации

нормативных правовых актов, контроле и надзоре за ходом право реализации, разрешении возникающих правовых споров и коллизий, борьбе с неправомерным поведением, привлечении к законной юридической ответственности виновных, повышении уровня правовой культуры и сознания людей.

Одной из важнейших функций любого государства является охрана действующего законодательства и обеспечение правопорядка. В этой связи нарушение законности и правопорядка может привести к подрыву авторитета государственной власти. Приоритетным направлением правоохранительной деятельности государства является защита законных интересов и прав граждан, защита собственности. Таким образом, и реализуется более важная цель - стабильность в обществе. Правоохранительная функция включает в себя:

- охрану права и обеспечение правопорядка;

- строительство правоохранительных органов;

- отправление правосудия;

- защиту прав, законных интересов и свобод граждан [4].

В современных условиях правоохранительная функция государства является определяющей и одной из приоритетных. При этом она приобрела помимо внутреннего и внешний характер.

В настоящее время содержанием правоохранительной функции государства считается противодействие преступности и иным противоправным деяниям, или социальный контроль над преступностью и иными нарушениями норм права [5].

В связи с вышесказанным актуальным представляется вопрос соотношения понятий «правоохранительная функция государства», «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы».

Поверхностно анализируя данные дефиниции с точки зрения теории права, можно вывести формулу: направление деятельности государства - форма его реализации - элемент государственного аппарата, реализующий данное направление. Однако считаем целесообразным разобраться в этом вопросе более подробно.

Как считает Р.И. Загидуллин «правоохранительная деятельность (как направление правоохранительной функции государства) - это государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными государственными правоохранительными органами для охраны права, установленного законами правопорядка с использованием соответствующих юридических мер воздействия к нарушителям в строгом соответствии с законом и соблюдением определенных законом правил (процедур)» [6].

Однако с точки зрения конституционного понимания законности, стоит признать, что в ее осуществлении, так или иначе, участвуют все государ-

ственные органы, органы местного самоуправления, администрации государственных и негосударственных организаций в рамках своих профессиональных задач и реализации собственных функций, не обязательно связанных с деятельностью в области охраны правопорядка.

Само понятие «правоохранительная деятельность» было введено в научный оборот в начале 60-х годов XX века. Проводя анализ данного понятия, можно сделать вывод, что сама специфика правоохранительной деятельности состоит в осуществлении ее специальными органами государства, а именно правоохранительными. Тем не менее, правоохранительную деятельность не следует жестко связывать с какими-то определенными органами государства, так как достаточно широкий круг государственных органов, реализующий данную деятельность, довольно часто меняется (сужается или, наоборот, расширяется). Ее необходимо отличать в сравнении с иного рода деятельностью. Именно по такому пути следует идти, выделяя соответствующие признаки.

Если рассматривать правоохранительную (правозащитную) деятельность в более широком смысле, то она анализируется как деятельность, которая направлена в первую очередь на обеспечение прав и свобод человека в том объеме, сформированном и закрепленном международно-правовыми нормами, а также интересов государства и общества в целом [7]. В более узком смысле под правоохранительной деятельностью можно понимать деятельность государства в целом или его специальных уполномоченных государственных органов по обеспечению и защите конкретных прав и свобод граждан, которые имеют место и соответствующее закрепление в действующем законодательстве определенного государства [8]. В русском языке эти два вида деятельности обычно обозначаются с помощью двух различных понятий. Так, первый вид деятельности фиксируется как правозащитная, а вторая - как деятельность непосредственно правоохранительная. Механизм реализации правоохранительной функции государства включает в себя такие элементы как субъекты осуществления функций, а также непосредственно их деятельность, осуществляемая в определенных формах на основе установленных принципов, методов и средств. Центральное место в этом механизме принадлежит правоохранительной системе [9]. Правоохранительная система включает в себя целый комплекс государственно-правовых мер, средств, методов, нашедших свое применение в нейтрализации негативных и противоправных явлений и эффективной охране общественных отношений. Более точное и полное определение таково: «Правоохранительная система - это совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, правоохранительная деятельность, охранительные

юридические нормы и правоотношения, охранительные элементы правосознания и правовой культуры, правоохранительные органы, законность и правопорядок, складывающийся в результате реализации охранительных норм, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений» [10].

Как можно заметить в данном определении правоохранительная деятельность выступает в качестве отдельного элемента всей системы в целом. Но в тоже время, невозможно представить ее вне правосознания, без субъектов, или же вне правопорядка. Действительно, целесообразно здесь говорить о защищенности и человека, и гражданина, и общества, включая само государство. По мнению некоторых исследователей, правоохранительная деятельность государства тоже может рассматриваться в широком и узком смысле, как уже было акцентировано внимание на этом аспекте выше. В широком понимании данного понятия охватывается, в том числе, и законодательная деятельность государства. На самом деле, если право не отождествлять с законом, если право проявляет себя на уровне потребности в законе, если право объективируется в фактических отношениях, а государство вынуждено обеспечивать объективацию правовых требований, тем самым государство уже охраняет право от всяких посягательств. Более узко понимать данную категорию можно тогда, когда ее связывают непосредственно с деятельностью государства по обеспечению правопорядка, защите норм права, восстановлению справедливости, возведенных в закон. Еще более детально данную категорию можно рассмотреть, если ее понимать как исключительно деятельность правоохранительных органов государства. Это наиболее распространенный и привычный взгляд на правоохранительную деятельность. Но и в этом аспекте нужны определенные корректировки. По сути, ведь уже не может идти речь о правоохране, когда суд рассматривает дело о правонарушении. Ведь правовая норма уже нарушена. В этом смысле контрольно-надзорные органы или руководители учреждений и предприятий реализуют правоохранительную функцию в большей степени, нежели карательные учреждения [11].

В целом же правоохранительная деятельность с юридической стороны как форма реализации функции надзора слишком объемна, сложна и многоаспектна и подлежит дополнительному исследованию. Стоит отметить, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации это понятие до сих пор не сформулировано. Также нет и легального определения понятия «правоохранительный орган», то есть, не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать, и не поименованы собственно те государственные органы, которые являются правоохранительными.

Практически единственное выявленное нами исключение содержится в ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», которая определяет, что таможенные органы, входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации [12].

При этом традиционно правоохранительными органами считаются государственные органы (преимущественно - органы исполнительной власти), уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность) [13]. Одновременно учебные программы по дисциплине «Правоохранительные органы», изучаемой студентами юридических ВУЗов, как правило, ориентированы на изучение организации и деятельности органов прокуратуры, юстиции, МВД и ФСБ России, адвокатуры, нотариата и других государственных и негосударственных институтов (учреждений) Российской Федерации, осуществляющих или содействующих правосудию и обеспечению общественного порядка и безопасности, а также судов [14]. Но в современных условиях, а также в связи с существенным изменением положения судов в юридическом процессе достаточно устойчивым и обоснованным считается сформированное большинством исследователей мнение об особом положении судов в системе государственных органов [15].

В целом, в России к правоохранительным органам относят прокуратуру Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Федеральную службу безопасности, Министерство внутренних дел, правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы, Министерство юстиции Российской Федерации, с подведомственными ему Федеральной службой исполнения нака-

заний и Федеральной службой судебных приставов. Стоит отметить, что в настоящее время реформирование системы органов, реализующих правоохранительную функцию государства, продолжается.

Круг органов правоохраны постоянно изменяется в целях повышения эффективности деятельности данных подразделений. Действительно, любая социальная организация объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самого [16]. В связи с этим вполне обоснованным представляется включение в список правоохранительных органов недавно созданной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, в задачи которого включено участие в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции, борьба с экстремизмом, территориальная оборона Российской Федерации, а также задачи по осуществлению вневедомственной охраны.

Правоохранительная деятельность как форма реализации правоохранительной функции государства в условиях становления правового государства решает очень разнообразные и разноаспектные задачи. В реализации правоохранительной функции государства, в частности, четко проявляется обеспечение национальной безопасности, основными элементами которой являются безопасность личности, общественная безопасность и государственная безопасность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно государство, осуществляющее функции в этой области через собственные органы власти, выступающее основным субъектом обеспечения национальной безопасности, и является связующим звеном исследованных понятий.

Список литературы

1. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С.14.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С.327.

3. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2002. С. 142.

4. Теория государства и права / Под общ.ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007. С.166-167.

5. Честнов ИЛ. Правоохранительная функция современного государства// Криминалист, 2011. №1. С.109.

6. Загидуллин Р.И. Правоохранительная функция современного российского государства (Вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С.32.

7. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории): Автореф. дис____д-ра.юрид. наук. М., 1992. С. 31-32.

8. ФедоровВ.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект): Дис____д-ра.юрид.

наук. СПб., 1996. С. 20- 21.

9. Балуев Е.Н. Частная детективная деятельность как структурно-функциональный элемент механизма реализации правоохранительной функции современного государства (сравнительно-правовой аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2011. №3. С.10.

10. Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики: Дисс____канд. юрид. наук. М., 1994. С. 27.

11. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики: Дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2017. 204 с.

12. Мамина О.И. Правовые аспекты реформирования системы государственной службы в свете исключения из перечня ее видов понятия «правоохранительная служба» // Вестник Юридического института МИИТ. 2016. №3. С. 61-66.

13. Володина Е.И. Административно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2001. 180 с.

14. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник. М.: Кнорус, 2015. 368 с.

15. Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция. 2007. №3. С. 54-56.

16. Семичева А.С. Становление и сущность общей теории национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. №1(6). С. 3-7.

Reference list

1. Gnatenko A. Functions of the state and the role of law enforcement agencies in their implementation: Thesis of PhD in Law. Moscow, 2010. P.14.

2. Marchenko M. Theory of state and law. 2nd edition, revised and enlarged edition. M.: TK Welbi, Publishing house "Prospekt", 2004. P. 327.

3. Fatkullin F., Fatkullin F. Problems of the theory of state and law. Kazan: Publishing office of the Kazan Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002. P.142.

4. Theory of state and law / Under the general editorship of Professor O. Martyshin. M.: Norma, 2007. P. 166-167.

5. ChestnovI. Law enforcement function of the contemporary state // Criminalist, 2011. №1. P. 109.

6. Zagidullin R. Law enforcement function of the contemporary Russian state (Theory and practice): Synopsis of a thesis of PhD in Law. Ufa, 2004. P. 32.

7. Bratko A. Law enforcement system (theory): Synopsis of a thesis of Doctor of Law. M., 1992. P. 31-32.

8. Fedorov V. Human being and law enforcement activity (Philosophical-legal aspect): Thesis of Doctor of Law. SBR., 1996. P. 20 - 21.

9. Baluev E. Private detective work as a structural and functional element of the mechanism of implementation of the law enforcement function of the contemporary state (Comparative-legal aspect) // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. №3. P. 10.

10. Samykin S. The protective function of law in the field of economy: Thesis of PhD in Law. M., 1994. P.27.

11. Zhikhoreva R. Implementation of the law enforcement function of the state in the sphere of economy: Thesis of PhD in Law. Moscow, 2017. 204 p.

12. Mamina O. Legal aspects of reforming the civil service system in the light of the exclusion from the list of its types of the concept of "law enforcement service" // Bulletin of the Legal Institute of MIIT. 2016. №3. P. 61-66.

13. Volodina E. Administrative-legal status of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Thesis of PhD in Law. Moscow, 2001. 180 p.

14. Gutsenko K. Law enforcement agencies. Textbook. M.: KnoRus, 2015. 368 p.

15. Mamina O. On the place and role of justice in the mechanism of state power // Rossijskaya yustitsiya. 2007. №3. P. 54-56.

16. Semicheva O. Formation and essence of the general theory of national security of the Russian Federation // Bulletin of Witte Moscow University. Series 2: legal Sciences. 2015. №1(6). P. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.