Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIALIST STATE / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко Э.А.

В статье рассмотрены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Решение данной задачи, прежде всего, осуществляется посредством правоохранительной функции правового государства. Автор показал, что механизм реализации правоохранительной функции выступает в качестве сложного образования, имеющего в своем составе элементы как юридического, так и иного социального порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION RULE OF LAW IN RUSSIA

The article deals with the protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. The solution to this problem primarily carried out by law enforcement functions of the rule of law. The author showed that the mechanism for implementing the law enforcement function acts as a complex entity which has in its composition elements of both legal and other social order.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ»

17. См. напр.: Упоров И.В. Особенности правового регулирования выборов муниципальных депутатов в актах законодательных органов субъектов Российской Федерации // Современная научная мысль. 2014. №3. С.141-147. 18/ Турицын И.В. Власть, общество и терроризм: размышления о российской исторической традиции // Современная научная мысль. 2014. №1. С.6-35.

Нефедовский Г.В. - адвокат, член Московского областного отделения Ассоциации юристов России, соискатель НИИ истории, экономики и права (г. Москва) (gvnefedovsky@mail.ru)

Nefedovskiy, G.V. - lawyer, a member of the Moscow regional branch of the Association of Lawyers of Russia, applicant for scientific degree, History, Economics and Law Research Institute (Moscow).

УДК 340.130.56

МАКСИМЕНКО Э.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В РОССИИ

Ключевые слова: государство, правовая политика, правоохранительные органы, социалистическое государство, функции государства

В статье рассмотрены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Решение данной задачи, прежде всего, осуществляется посредством правоохранительной функции правового государства. Автор показал, что механизм реализации правоохранительной функции выступает в качестве сложного образования, имеющего в своем составе элементы как юридического, так и иного социального порядка.

MAKSIMENKO, E.A. GENERAL CHARACTERISTICS OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION RULE OF LAW

IN RUSSIA

Tags: government, legal policy, law enforcement agencies, the socialist state, the functions of the state

The article deals with the protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. The solution to this problem primarily carried out by law enforcement functions of the rule of law. The author showed that the mechanism for implementing the law enforcement function acts as a complex entity which has in its composition elements of both legal and other social order.

Современное российское общество своим курсом избрало построение правового государства, что конституционно установлено в качестве основных принципов общественного строя и российской государственности. Статья 2 Конституции РФ закрепляет принцип гуманизма как приоритета прав и свобод человека и гражданина в российском обществе и государстве. Права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью, в соответствие с чем, государство, реализуя свои функции, обязано обеспечивать их защиту. Решение данной задачи, прежде всего, осуществляется посредством правоохранительной функции правового государства.

В.Ю. Пиотровский отмечает, что глубокие экономические и социально-политические преобразования, которые происходят в последнее время в России, все более раскрывают государственное и общественное стремление, направление правовой науки и правоохранительной практики отказаться от сведения целей и задач правоохранительной системы к борьбе с преступлениями, и их желание обеспечить непосредственную охрану прав и свобод личности.

Соответственно одним из основных направлений в правовой политике российского государства выступает защита прав и свобод человека и гражданина. И есть все основания считать это направление приоритетным и рассматривать защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве важнейшей правоохранительной подфункции правового государства.

Учитывая важность данного направления функционирования правового государства, представляется необходимым на официальном уровне разработать и принять Концепцию защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В условиях формирования российской правовой государственности особую значимость приобретает общий теоретико-правовой анализ понятия механизма реализации правоохранительной функции. Вместе с тем термин «механизм реализации правоохранительной функции» не получил пока достаточно широкого и должного распространения в юридической науке.

Применительно к теме данного исследования близкими, до известной степени, к категории «механизм реализации правоохранительной функции» будут понятия «государственный механизм», «механизм правового регулирования», механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина», «правоохранительная (правозащитная) система» и т.п. Безусловно, что все перечисленные понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Но вместе с тем существует необходимость разграничения указанных категорий друг от друга.

Так, отдельные ученые определяют механизм осуществления функций как целостность системы всех государственных органов и общественных организаций, которые осуществляют функции государства, включая при этом в механизм кроме того формы и методы их деятельности.

С точки зрения Е.В. Рябовой, под механизмом осуществления государственных функций должны рассматриваться взятые в единстве субъекты осуществления функции, а также их деятельность, которая осуществляется на основе установленных принципов, форм, методов и средств ее осуществления.

Представляется, что механизм реализации правоохранительной функции требуется рассматривать как данную социальную систему, которая в своем функционировании взаимодействует с другими социальными системами, а также необходимо признать в качестве самостоятельного юридического института.

Механизм реализации правоохранительной функции может характеризоваться как специфическая социальная система частного порядка, охватывающая значительно меньшее число отношений, институтов и структур в сравнении с такими глобальными системами, как общество, государство, правовая система и т.п.

Категория «механизм» дает возможность объединить все явления в правоохранительной сфере, представляя их в динамичном виде, раскрыв структуру с учетом взаимосвязи и взаимодействия элементов данного механизма в процессе правовой охраны посредством эффективного решения вопросов процедур и мер правовой охраны.

Понятие «социального механизма», определяемого как упорядоченная, сбалансированная и устойчивая совокупность (то есть система) средств достижения поставленных социальных целей определенными методами, достаточно разработано в философской, социологической и правовой литературе.

При этом необходимо учитывать, что социальному механизму свойственна как внутренняя, так и внешняя стороны функционирования. Внешнюю сторону социального механизма определяют как цели, ради которых он создан, так и методы и средства достижения этих целей.

Применительно к внутренней стороне существования социального механизма следует указать три основных момента: во-первых, в каждом социальном механизме можно наблюдать взаимодействие объективных и субъективных факторов; во-вторых, любой социальный механизм предусматривает сочетание динамических и статических элементов; в-третьих, в любом социальном механизме имеют место как системообразущие, так и системосоставляющие элементы.

К системообразующим факторам механизма реализации правоохранительной функции могут быть отнесены принципы реализации правоохранительной функции, которые находят свое выражение в правоохранительной политике, имея характер исторического явления. Так, в советской юридической литературе к основным принципам охранительной функции государства были отнесены социалистический демократизм,

руководящая роль партии, социалистическая законность, пролетарский интернационализм, планирование и некоторые другие.

В качестве принципов правоохранительной системы периода формирования правового государства и гражданского общества в России предлагается рассматривать: согласованность нравственности и права; разумная иерархия ценностей права; равенство всех субъектов перед законом; ответственность государственной власти за разработку и реализацию социальной политики; установление границ правового регулирования общественных отношений; уменьшение числа субъектов, имеющих право ограничивать права и свободы; наличие факторов сдерживающих репрессивную власть государства.

Представленные принципы получили достаточное освещение в современной юридической литературе.

При этом, исходя из целей реализации функций, можно выделить три группы принципов механизма реализации правоохранительной функции: 1) принципы, посредством которых осуществляется социально-нравственная оценка целей, поставленных обществом; 2) принципы, которые определяют функционирование используемых средств в соответствии с поставленными целями и которые должны адекватно отражать взаимосвязь целевых установок и средств их достижения и идеологии правового государства; 3) принципы, определяющие построение самого механизма реализации правоохранительной функции, исходя из которых он должен быть стабильным и сбалансированным.

Среди системосоставляющих элементов особое место в структуре механизма реализации правоохранительной функции занимает система специальных правовых средств.

В качестве правовых средства в современной юридической науке, как правило, рассматриваются «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей».

Соответственно, правовые средства реализации правоохранительной функции государства это правовые явления, посредством которых возможно достижение цели данной функции - охрана правопорядка. А к правовым средствам реализации правоохранительной функции следует относить, прежде всего: 1) правовые установления, регламентирующие формы и методы реализации правоохранительной функции, а также закрепляющие объект правоохраны; 2) юридические технологии с соответствующими формами правореализации, обеспечивающие реализацию правоохранительной функции.

Сложность и специфичность механизма реализации правоохранительной функции, как было отмечено выше, дают возможность вести речь о наличии статической и динамической сторон этого механизма.

Статическую сторону механизма реализации правоохранительной функции характеризуют следующие элементы:

1) объект механизма реализации правоохранительной функции -охранительные общественные отношения;

2) субъекты механизма реализации правоохранительной функции: а) правоохранительные органы; б) органы государственной власти и государственные органы, участвующие в реализации правоохранительной функции; в) государственные органы и институты гражданского общества, содействующие реализации правоохранительной функции;

3) система правовых средств реализации правоохранительной функции инструментального порядка.

Характеризуя объект правоохранительной функции в качестве элемента механизма реализации исследуемой функции, следует заметить, что частично данная проблематика была рассмотрена в третьем параграфе первой главы данного диссертационного исследования при обосновании правоохранительной функции и определении ее места в системе функций государства.

Требуется напомнить, что в качестве объекта исследуемой функции предлагается рассматривать охранительные (правоохранительные) отношения как разновидность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью проведения профилактических мероприятий или по поводу разрешения конфликтных ситуаций, в рамках которых реализуются меры государственного принуждения.

Необходимость определения ряда критериев (оснований), посредством которых классифицируются охранительные правоотношения, обусловлена многообразием отношений, которые составляют предмет правового регулирования, а также широким кругом методов правового воздействия

Соответственно, исходя из особенностей предмета и метода отраслевого правового регулирования все охранительные правоотношения подразделяются на: публично-правовые и частноправовые; на материальные и процессуальные; на конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые правоотношения и т.д.

В соответствии с функциями охранительные правоотношения можно классифицировать на профилактические и в сфере реализации мер юридической ответственности; в сфере правосудия; в сфере надзора и контроля.

Охранительные правоотношения по структуре подразделяются на простые и сложные. Когда реализация правоохранительной функции предполагает отношение урегулированное одной нормой права, тогда охранительное правоотношение выступает в качестве простого. Сложное охранительное отношение характеризуется в качестве комплекса отношений, которые урегулированы различными правовыми нормами, но объединенных единством смыслового содержания.

С точки зрения вида государственного участия следует различать профессиональные и непрофессиональные правоохранительные отношения.

Научный интерес представляет проблематика субъектного состава механизма реализации правоохранительной функции государства. С учетом места в механизме реализации правоохранительной функции можно предложить следующую классификацию субъектов механизма реализации исследуемой функции: 1) правоохранительные органы как специальные субъекты реализации данной функции; 2) органы государственной власти и государственные органы, участвующие в реализации правоохранительной функции; 3) государственные органы и институты гражданского общества, содействующие реализации данной функции.

В заключении требуется признать, что механизм реализации правоохранительной функции выступает в качестве сложного образования, имеющим в своем составе элементы как юридического, так и иного социального порядка.

Литература и источники

1. Братко А.Г. Правоохранительная система: понятие и основные элементы содержания // Проблемы развития правоохранительных органов. Труды Академии. М., 1994. С. 8-23.

2. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. №8. С. 66-67.

3. Пиотровский В.Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства в России (историко-правовой и теоретико-правовой аспекты): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С.9.

4. Пехов В.Н. Деятельность милиции в механизме реализации прав и свобод граждан. Дисс. ... канд. юрид. наук. Одесса, 1992. С. 80.

5. Рябова Е.В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства. Дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 387.

6. Фоменко А.Н. Защита прав потерпевшего: российский и зарубежный опыт // Современная научная мысль. 2012. №1. С.87-92.

7. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.400.

8. Дашин А.В. Особенности трансформации частного права в условиях реформирования правовой системы России // Современная научная мысль. 2013. №3. С.129-1135.

Максименко Э.А. - начальник факультета заочного обучения Краснодарского университета МВД России (eduard_maksimenko@mail.ru) Maksimenko, E.A. - Head of the Faculty of distance learning Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.