с
<N
Теория государства и права
УДК 342.5
(о К. И. Лавринович
ЛАВРИНОВИЧ, Кирилл Игоревич, Адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812)
£
и
g 744-70-76. E-mail: [email protected]. сс
о
PL,
LAVRINOVICH, Kirill Igorevich, Postgraduate of the Department of Theory of State and Law of the Sainted Petersburg University of the MIA of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova str., 1. Tel.: 2 (812) 744-70-76. E-mail: [email protected].
а ет
g Правовое государство: специфика реализации правоохранительной функции
си ер
« State governed by the rule of law: specificity of implementation of law enforcement function
«
у о
В статье рассматриваются особенности реализации правоохранительной функции правовым государ-Ц ством, которые находят отражение прежде всего в составе субъектов, принимающих участие в её осущест-
с
г р
влении. Особое внимание обращено на методы осуществления правоохранительной функции в правовом ^ государстве, формы взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества, а значение общественной оценки эффективности реализации правоохранительной функции. £ Ключевые слова: функции государства, правоохранительная функция государства, правовое государ-
ство, гражданское общество, правоохранительные органы, правозащитные органы, органы правосудия, ор-|| ганы исполнения наказания.
^ The specifics of the .mplementat.on of law enforcement functions by state governed by the rule of law, which
я are reflected primarily in the structure of the entities taking part in its implementation are examined in the article. u Particular attention is paid to the methods of implementation of law enforcement function in a legal state, forms ffl of interaction of law enforcement agencies and civil society institutions, the importance of social assessing the effectiveness of law enforcement functions.
Keywords: functions of the state, law enforcement function of the state, state governed by the rule of law, civil society, law enforcement agencies, human rights bodies, justice agencies, execution of a punishment agencies.
Сущность и социальное назначение государства как особой формы организации общества проявляются в его главных направлениях деятельности - функциях государства. На любом историческом этапе развития государства вопрос о его функциях является одним из важнейших [28, с. 218-224; 27, с. 214-218; 24, с. 226-236; 26, с. 237-240]. В условиях построения правового государства его функционирование приобретает свою специфику [28, с. 218-224; 27, с. 214-218; 24, с. 226-236; 26, с. 237-240]. Определяются новые приоритеты, которые требуют решения новых задач и реализации функций новыми методами. Главной задачей правового государства провозглашается обеспечение интересов общества и личности, защита прав и свобод человека и гражданина. Условием её решения является обеспечение национальной безопасности и охрана правопорядка в условиях глобализации противоправных проявлений и появления их новых видов. Многие современные государства, в т.ч. и Российская Федерация, провозгласили себя правовыми государствами и, следоватеьно, взяли на себя обязанность решения целого комплекса вопросов в сфере обеспечения безопасности общества и личности, укрепления правопорядка и поиска оптимальных моделей взаимоотношений между государством, обществом и личностью.
Идея правового государства в истории политико-правовой мысли имеет свою давнюю историю [19, с. 54]. Вопросы, касающиеся правового государства, широко обсуждаются и в современной научной литературе, хотя «к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось
того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства» [16, с. 53].
Понимание феномена «правовое государство» возможно через выделение его основных признаков. В их числе выделяют общие признаки, которые свойственны всем государствам, а также специфические признаки, характерные только для правового государства. Государство отличается от других видов и форм организации общества, о чём свидетельствуют его признаки: наличие аппарата публичной политической власти, обособленной территории, суверенитета и населения, проживающего на данной территории. Выделение специфических признаков правового государства продолжает вызывать дискуссии. Вопрос о том, какие именно специфические признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность, до настоящего времени продолжает оставаться открытым. В качестве сущностных признаков правового государства выделяют: демократический политический режим, народовластие, верховенство права, соединяющего в себе принципы приоритета прав человека и верховенства правового закона [16, с. 54], разделение властей, взаимную ответственность государства и личности, наличие развитого гражданского общества. Построение и функционирование правового государства связывают с высоким уровнем гражданской культуры и правосознания, высоким образовательным уровнем населения, сильной социальной политикой государства [15, с. 26-27]. Таким образом, правовое государство представляется как государство с демократическим политическим режи-
мом, основополагающими началами формирования и функционирования которого являются принципы разделения власти, верховенства права и взаимной ответственности государства, общества, личности, источником власти и суверенитета в котором является народ, а гарантией его нормального развития -гражданское общество.
Важным является вопрос о возможности построения правового государства в современных условиях. Для этого требуются социально-экономические, концептуальные, нормативные и организационные условия. Изучение законодательства современных демократических государств, прежде всего норм, закрепленных в конституциях государств [1], позволяет констатировать наличие нормативных основ формирования и функционирования правового государства. Конституции содержат положения, закрепляющие верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека, разделение власти, народовластие и другие условия, необходимые формирования правовой государственности. При этом «возможности реализации этих норм на практике, - отметил председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин, - во многом зависят уже от самих граждан, от их готовности отстаивать свои конституционные права и свободы, от их желания и умения использовать имеющиеся в их распоряжении средства правовой защиты, в том числе и конституционное правосудие» [16, с. 70]. Особенностью правового государства является широкое привлечение к решению государственных задач граждан, к выполнению функций государства - гражданского общества.
На каждом этапе своего развития государство осуществляет ряд функций [29, с. 8], выбирая такие направления государственной деятельности, в которых социальная и политико-правовая сущность государства проявляются наиболее отчётливо и полно. Функций у государства множество. В рамках теории функций государства учёные предпринимают попытки классификации функций по различным критериям: по сфере государственной деятельности (выделяя внутренние и внешние функции), по продолжительности (выделяя постоянные и временные функции), по социально-политической значимости (выделяя основные и производные функции), по содержанию государственной деятельности (выделяя политические, экономические, социальные, культурные, экологические функции).
Государственную деятельность в сфере охраны прав и свобод человека, обеспечения общественного порядка и поддержания безопасности в юридической литературе называют по-разному: как функцию охраны правопорядка [20, с. 93], как функцию по охране прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка [21, с. 78]. Обеспечение государственной и общественной безопасности относят к политической функции, охрану прав и свобод всего населения или его части - к социальной функции государства [14, с. 285], а правовую форму реализации функций государства по охране прав и свобод человека и гражданина и обеспечению правопорядка называют правоохранительной деятельностью [30, с. 47].
Однако чаще всего эту функцию государства именуют правоохранительной. Правоохранительная функция государства состоит прежде всего в законо дательном закреплении объекта правоох-
ранительной деятельности, в учреждении системы е правоохранительных органов, в определении их Т компетенции и методов деятельности [31]. Понятие и «правоохранительная функция» выступает в роли С комплексного понятия, отражающего широкий §5 спектр сфер деятельности государства по обеспече- -нию и защите прав, свобод, правопорядка, законно- е сти. «Отрицание правоохранительной функции как е функции государства, - подчеркнул И. Н. Зубов, - б является следствием теоретических представлений г о существовании жесткого разделения функций го- к сударства на материальные или основные, направ- ® ления деятельности государства и формальные, то у есть функции определенных групп органов». Спе- и циализация деятельности государственных органов р при реализации тех или иных функций - это объек- и тивное следствие «разделения труда в государствен- е ном управлении. Однако есть функции, реализация 3 которых не может быть обеспечена усилиями только В одной из ветвей государственной власти или одного д органа государственного управления» [17]. К числу р таких функций относится правоохранительная. С
Реализация правоохранительной функции пра- я вового государства предполагает гарантированную ^ охрану прав и свобод личности, поддержание обще- 3 ственного порядка, обоюдное соблюдение законов 7 гражданами и государством. В реализации право- 3 охранительной функции правового государства важ- 1 ную роль играют институты гражданского общества. 7
Особенностью реализации правоохранительной функции правовым государством является субъектный состав, ее осуществляющий.
Среди участников реализации правоохранительной функции правового государства находятся:
- субъекты, охраняющие право (правоохранительные органы) (в Российской Федерации к таковым относят органы внутренних дел (полицию), Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, органы Прокуратуры Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, органы Федеральной таможенной службы Российской Федерации, органы Следственного комитета Российской Федерации и другие органы); в других странах, например в Финляндской Республике, к субъектам, охраняющим право, относят полицию Финляндии [10], пограничную службу Финляндии, таможенную службу Финляндии, оборонные силы Финляндии, муниципальных инспекторов парковки, некоторые железнодорожные службы (службу кондукторов поездов), армию Финляндии, прокуратуру во главе с генеральным прокурором);
- субъекты, защищающие право (в Российской Федерации к таковым относят адвокатуру, нотариат, а также правозащитные организации граждан, в числе которых фонд «В защиту прав заключенных» [9], общероссийское общественное движение защиты прав человека «За права человека» [7], некоммерческая российская общественная организация «Комитет против пыток» [8], «Комитет солдатских матерей России» [6] и другие; в других странах, например, в Финляндской Республике, в числе субъектов, защищающих право, выделяют адвокатуру и нотариат, а также правозащитные организации граждан, в частности, Финский неправительственный фонд по правам человека (КЮ8) [12] - консорциум одиннадцати
Теория государства и права
финских правозащитных организаций, образованный в 1998 г. и являющийся сегодня независимым, неполитическим, нерелигиозным и неправитель-^ ственные фондом, который способствует развитию ^ демократии и институтов защиты прав человека); ^ - субъекты, участвующие в реализации право-
си охранительной функции, но право не охраняющие и о не защищающие (в Российской Федерации к таковым ^ относят органы правосудия и исполнения наказания р? [23, с. 19]; в других странах, например в Финлянд-§ ской Республике, в их числе - система органов пра-н восудия [11], которая включает в себя суды общей ите юрисдикции по гражданским и уголовным делам, в ^ т.ч. окружные суды, апелляционные суды и Верхов-ев ный суд, административные суды во главе с Верхов-м ным Административным судом, специальные суды: ^ Верховный суд по вопросам импичмента, Суд в об-Ц ласти рыночных отношений (шагккшашкеиз), Суд по Й трудовым спорам, Тюремный суд, Суд по вопросам ур страхования, а также органы исполнения судебных а решений и наказаний, в числе которых Служба рай-£ онных судебных приставов и Агентство по исполне-1-? нию уголовных наказаний).
|| Другими особенностями реализации правоохра-
^ нительной функции в правовом государстве являются: и - тесное взаимодействие правоохранительных
я органов, в т.ч. полиции, с институтами гражданского и общества, которое происходит в рамках существующей Ю политической системы общества: содержание правоохранительной функции государства определяется тем, что в правовом государстве обеспечение существования человека рассматривается как высшая ценность и правоохранительной функции придается важное значение;
- зависимость развития правового государства от развития правоохранительной функции: уровень развитости правового государства и гражданского общества определяется уровнем развитости правоохранительной функции, что напрямую зависит от характера задач, которые ставит перед собой государство в ходе её реализации; первостепенной задачей должно выступать недопущение нарушения прав и законных интересов граждан, их объединений и организаций, укрепление институтов гражданского общества и механизмов взаимодействия с ними;
- методы осуществления правоохранительной функции, которые в правовом государстве представляют собой в основном методы поощрительного характера (использование методов принуждения минимизируется) прежде всего в силу высокой правовой культуры граждан и сотрудников правоохранительных органов;
- оценка эффективности реализации правоохранительной функции обществом: в правовом государстве закрепляется правило, что оценку реализации правоохранительной функции государством, наряду с государственным контролем, должна давать и общественность (граждане, институты гражданского общества должны принимать активное участие в формировании критериев оценки, выработке рекомендаций по повышению эффективности реализации правоохранительной функции); зрелость гражданского общества позволит должным образом сформировать критерии, по которым возможна реальная оценка правоохранительной функции со стороны общества и государства.
Правовое государство и гражданское общество выступают партнёрами в реализации правоох-
ранительной функции [25, c. 70-71], они реализуют функцию обеспечения прав человека и гражданина, разделив её следующим образом: государство обеспечивает права гражданина (политические права), а гражданское общество - права человека (личные и социальные права) [22, c. 90]. Функционирование гражданского общества предполагает наличие в менталитете граждан такой важной ценности, как свобода - свобода как невмешательство государства в частную жизнь граждан. Демократизация полицейской деятельности в 1980-х гг. явилась предпосылкой возникновения концепции «community policing» [13], в рамках которой деятельность полицейских органов оценивается как социально-ориентированная, как подразумевающая практику, при которой представитель правоохранительного органа выстраивает партнерские отношения с гражданами и мобилизует общественность с целью борьбы с преступностью.
Эффективная реализация правоохранительной функции современным правовым государством невозможна без участия в ней социально активных граждан, объединяющихся в институты гражданского общества [25, с. 96-97]. Формы участия граждан в реализации правоохранительной функции государства разнообразны:
- индивидуальное участие гражданина вне рамок существующих институтов гражданского общества (например, деятельность социально активных граждан по сообщению о совершённом или готовящемся преступлении в правоохранительные органы государства; распространённый в некоторых странах порядок присмотра за жилищем соседа во время его длительного отсутствия; иные случаи проявления активной позиции гражданина с целью охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; и др.);
- участие в реализации правоохранительной функции государства институтов гражданского общества (деятельность некоммерческих негосударственных объединений граждан носит организованный характер и закреплена нормативными правовыми актами на государственном уровне; она направлена на: 1) непосредственное взаимодействие с правоохранительными органами по охране, защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений; 2) выполнение функций социального контроля за деятельностью правоохранительных органов);
- участие в реализации правоохранительной функции государства институтов, которые по юридическим основаниям не могут относиться к гражданскому обществу в силу того, что финансирование их деятельности осуществляется из средств федерального бюджета, а они создаются в рамках функционирования государственных органов, но их деятельность тесно связана с функционированием гражданского общества - они являются некими точками соприкосновения государства (в лице органов государственной власти) и гражданским обществом (в лице институтов гражданского общества) (они содействуют формированию, функционированию, поддержке общественных объединений и иных некоммерческих организаций, которые являются элементами гражданского общества, например, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [3], Общественная палата Российской Федерации [4], Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию ин-
ститутов гражданского общества и правам человека вверенных ему функций [18, с. 13]. Особенностями е
[2], Общественный совет при МВД России [5]). реализации правоохранительной функции право- н
Таким образом, правоохранительная функ- вым государством являются: широкий состав субъ- К
ция - одна из важнейших в правовом государстве. ектов, её осуществляющий; тесное взаимодействие С
Реализация этой функции оказывает существенное правоохранительных органов, в т.ч. полиции, с ин- К
воздействие на процесс достижения верховенства ститутами гражданского общества; обусловленность -
права - основного признака и принципа правово- развития правового государства эффективностью 6
го государства. Эффективная реализация правоох- реализации правоохранительной функции; ком-
ранительной функции невозможна без активного плекс методов осуществления правоохранительной
дарства и институтов гражданского общества. Это охранительной функции обществом. Не случайно предполагает еще одно условие - наличие развито- во многих современных государствах, большое зна-
у
взаимодействия правоохранительных органов госу- функции; оценка эффективности реализации право- г
о
г
го гражданского общества, способного на должном чение придается реализации правоохранительной н уровне поддерживать взаимодействие, а также реа- функции и состоянию национальной правоохрани- В лизовывать свои программы правоохраны. Однако тельной системы. Правоохранительные органы в XXI р это не должно осуществляться за счет ослабления в. играют важную роль в процессе формирования и § государства или отстранения его от выполнения развития правового государства. т
Список литературы В
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с по- ^
о
о
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от я 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законо- ^
правками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) (с учётом поправок, внесенных Законами
On
дательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского об- 66 щества и правам человека : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president-sovet. ru/ (дата обращения: 12.11.2017).
3. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.ombudsmanrf.org (дата обращения: 12.11.2017).
4. Общественная палата Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oprf.ru (дата обращения: 12.11.2017).
5. Общественный совет при МВД России : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ос.мвд.рф/ (дата обращения: 12.11.2017).
6. Общероссийская общественная организации «Комитет солдатских матерей России» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksmrus.ru/ (дата обращения: 12.11.2017).
7. Общероссийское общественное движение защиты прав человека «За права человека» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaprava.ru/ (дата обращения: 10.11.2017).
8. Некоммерческая российская общественная организация «Комитет против пыток» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pytkam.net (дата обращения: 08.11.2017).
9. Фонд «В защиту прав заключённых» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zashita-zk.org/ (дата обращения: 12.11.2017).
10. Полиция Финляндии : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poliisi. fi/ (дата обращения: 12.11.2017).
11. Суды Финляндской Республики [Электронный ресурс] // Судебная система Финляндской Республики : официальный сайт - Режим доступа: https://oikeus.fi/tuomioistuimet/en/index.html (дата обращения: 12.11.2017).
12. Неправительственный фонд по правам человека Финляндии «KIOS» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kios.fi/ (дата обращения: 11.11.2017).
13. Principles of Community Policing [Электронный ресурс] // Министерство юстиции США : официальный сайт - Режим доступа: https://www.justice.goV/archive/crs/pubs/principlesofgoodpolicingfinal092003.htm#9 (дата обращения: 12.11.2017).
14. Афанасьев, В. С. Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии // Теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996. - 338 c.
15. Вислогузов, Ю. А. От гражданского общества к правовому государству // Гражданское общество и правовое государство. - 2013. - № 1. - С. 26-28.
16. Зорькин, В. Д. Конституционно-правовое развитие России. - М.: Норма, 2011. - 720 с.
17. Зубов, И. Н. Государственно-правовые и организационные проблемы функционирования и развития системы МВД России : автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Зубов Игорь Николаевич. - СПб., 1999. - 49 с.
18. Керимов, А. Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. -2002. - № 3. - С. 7-13.
19. Козлихин, И. Ю. Идея правового государства: история и современность. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1993. - 152 с.
о
Теория государства и права
20. Комаров, С. А. Общая теория государства и права. - М.: Манускрипт, 1996. - 316 с.
21. Малько, А. В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
22. Нерсесянц, В. С. Вопросы правопонимания в контексте прав человека, сложности и противоречия в ^ обеспечении прав человека в национальной, экологической, демографической, миграционной сферах // Госу-% дарство и право. - 2001. -№5.- С. 89-102.
§ 23. Нижник, Н. С., Ахмедов, Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи: структурно-функ-
8 циональный анализ. - СПб.: Астерион, 2008. - 515 с.
Рн 24. Нижник, Н. С., Бялт, В. С., Демидов, А. В., Семенова, О. В. Полицейская система России: генезис, эво-
3 люция, современное состояние и перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД § России. - 2017. -№2 (74). - С. 226-237.
н 25. Нижник, Н. С., Меньшикова, Н. С. Полиция и гражданское общество в России: взаимодействие и со-
^ трудничество. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, - 2016. - 202 с.
а 26. Нижник, Н. С., Стоцкий, А. П., Федоринова, Е. А. «Полиция есть душа гражданства и всех добрых по-
§ рядков» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 237-240. ^ 27. Нижник, Н. С., Стоцкий, А. П., Федоринова, Е. А., Карчевская, Н. И. Молодые исследователи - юриди-
ческой науке: об участии слушателей, курсантов и студентов в международной научно-теоретической конференции «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-ле-
ог
§
гс
а тию российской полиции)» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). ^ - С. 214-218.
н 28. Нижник, Н. С., Щепкин, С. С.1 Демидов, А. В.1 Семенова, О. В. Научный форум, посвящённый 300-ле-
-н тию российской полиции (о международной научно-теоретической конференции «Государство и право: У эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции)». ^ Санкт-Петербургский университет МВД России, 28-29 апреля 2016 г.) // Вестник Санкт-Петербургского уни-§ верситета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 218-225. тн 29. Пожарский, Д. В. Становление теории функций государства в отечественной юридической науке : 8 историографический очерк // Труды Академии управления МВД России. - 2011. - № 4. - С. 7-11.
30. Ромашов, Р. А. Государство (предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации). - СПб.: Ин-т правоведения и предпринимательства, 1998. - 205 с.
31. Сапельников, А. В., Честнов, И. Л. Теория государства и права. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2006. - 279 с.
m
© Лавринович К. И., 2017
УДК 351.74
Т. О. Чукаев*
ЧУКАЕВ Тимур Омарович, адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected]
CHUKAYEV Timur Omarovich, Graduated in a military academy of department of the theory of the state and right of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: [email protected].
Проблемы взаимоотношений общества и государства в контексте концепции «общественного права» В. Н. Лешкова
Problems of relationship of society and the state in the context of the concept of «Public Law» of V. N. Leshkov
В статье представлена общая характеристика концепции «общественного права» Василия Николаевича Лешкова (1810-1881), исходное положение которой - тезис о том, что общество является важнейшим самостоятельным субъектом государственного управления. Сделан вывод, что в условиях построения в Российской Федерации развитого гражданского общества концепция «общественного права» требует комплексного анализа и уяснения её значения для понимания соотношения государства и общества в современной России.
Ключевые слова: В. Н. Лешков, «общественное право», общество, государство, полицеистика, славянофилы, историческая школа права.
The general characteristic of the concept of «public law» of Vasily Nikolaevich Leshkov (1810-1881) which starting position is the thesis that society is the most important independent subject of public administration is presented in article. The conclusion is drawn that in the conditions of creation in the Russian Federation of the developed civil society the concept of «public law» demands the complex analysis and explanation of its value for understanding of a ratio of the state and society in modern Russia.
Keywords: V. N. Leshkov, «public law», society, the state, a politseistika, Slavophiles, historical school it is right.