НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ
К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ,, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УДК 321.01:351.74.078(470)«1964/1985»
Г. И. ХИСАМУТДИНОВА, адъюнкт Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
^
G. I. KHISAMUTDINOVA, adjunct of the 2 Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia (Ufa) a
у
л
РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ^
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА §
В 60-80-Е ГОДЫ XX В ЕК А |
THE IMPLEMENTATION BY THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS LAW § ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE §
IN THE 60-80 OF XX CENTURY a
о
Аннотация. В данной статье рассмотрен период с 1964 по 1985 гг., который S
а а
является наиболее показательным в плане реализации органами внутренних дел правоохранительной функции. В это время данная функция получила свое правовое оформление, была создана организационная основа ее осуществления. В работе проанализи- Ц1 рована деятельность органов внутренних дел, которая складывалась не только для | защиты прав и свобод граждан от возможных нарушений, но и для создания наиболее ^ благоприятных условий при их реализации. Также изучен вклад советских ученых, | исследовавших проблемы правоприменительной деятельности социалистического го- ^ сударства. Ц Ключевые слова: правоохранительная функция, органы внутренних дел, совет- | ское государство, правосознание, законность, советские ученые. ^
Annotation. This article describes the period from 1964 to 1985, which was the most significant in terms of the implementation of law enforcement functions by law enforcement agencies. At this time, this function received its legal form, the organizational basis for its implementation was created. The work analyzes the activities of the internal affairs bodies, which formed not only from the protection of the rights and freedoms of citizens against possible violations, but also from the creation of the most favorable conditions for their implementation. The contribution of soviet scientists who studied the problems of law enforcement activities of the socialist state was also studied.
Keywords: law enforcement function, internal affairs bodies, the soviet state, legal awareness, legality, soviet scientists.
Общеизвестно, что одной из важнейших подсистем охранительной сферы жизнедеятельности общества является правоохранительная сфера. В ней с помощью правовых институтов, форм и методов обеспечивается функционирование государства, регулирование и защита общественных отношений, социальных групп и общества от воздействия на них неблагоприятных, с точки зрения общества, явлений и процессов.
В государстве на разных этапах его исторического развития выделялись устойчивые, крайне важные, основные ^ направления управленческой деятель-ао ности государства, которые именова-«2 лись функциями. Именно вопрос о а функциях государства относился к оду ному из важнейших в общей теории государства. В первую очередь это связа-^ но с тем, что в функциях проявлялась сущность государства, его социальное | назначение. Поэтому их изучение являла лось предпосылкой познания главного и | определяющего в государстве. 5 Осмыслению сущности, содер-
^^ жанию и свойствам понятия правоохра-§ нительной функции были посвящены | работы многих ученых-юристов советского периода. Благодаря усилиям к^ большинства из них, а также ученых стран социалистического содружества, § в общей теории государства и права ус-2 пешно развивалась относительно само-^ стоятельная область научных знаний -^ теория функций социалистического го-§ сударства. Значительный вклад в ее раз-| работку внесли Н. Г. Александров, ед М. И. Байтин, И. П. Блищенко,
В. Е. Гулиев, А. И. Денисов, Л. И. За-гайнов, В. В. Копейчиков, А. П. Коси-цын, В. М. Корельский, В. Б. Кожнев-ский, А. И. Лепешкин, Г. Н. Манов, В. В. Николаев, Е. Поппе, И. С. Само-щенко, Н. В. Черноголовкин и другие авторы.
Необходимо заметить, что в период СССР дискуссии среди ученых о функциях государства приобрели особую актуальность, именно в это время зарождались первые научные исследования, формировались точки зрения. Под функцией социалистического государства, по мнению большинства ученых, следовало понимать основные направления его деятельности, выражающие его классовую сущность [1-3].
К данному определению некоторые советские ученые добавляли дополнительные характеристики. Функции государства определялись как: социальное назначение деятельности государства внутри или за пределами страны [4, с. 81]; предметно-политический и социальный характер деятельности [5, с. 132-135]; содержание деятельности государства в ее главных направлениях [6, с. 125].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что различия во взглядах на определение и понимание функции социалистического государства не были столь существенны. У всех приведенных определений есть общие черты. Большинство авторов к наиболее важным свойствам функции социалистического государства относили тесную взаимосвязь с классовой сущностью го-
КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
сударства, его задачами и социальным назначением, закономерностями развития, акцентируя внимание на объективной природе государственных функций [7, с. 196].
Одним из важных признаков, который позволял рассматривать то или иное государственное воздействие как самостоятельную функцию, являлось наличие особого объекта воздействия. Специфика так называемых объектов воздействия рассматривалась как основание классификации государственных функций. Так, среди объектов правоохранительной функции советские правоведы выделяли охрану социалистической собственности, прав и свобод граждан и т. д. Действительно, функция охраны социалистического правопорядка всегда занимала самостоятельное место в системе функций советского государства.
С точки зрения теории, функция охраны социалистической собственности, правопорядка, прав и законных интересов граждан (правоохранительная функция) социалистического государства заключалась в поддержании и контроле состояния системы (общества, государства), которое было зафиксировано в действующих нормативных актах, регулирующих различные общественные отношения и вносящих таким образом порядок и организованность в систему социальных связей. В этом смысле правоохранительная функция включала в себя целый комплекс объектов охраны и защиты социалистического государства. С нашей точки зрения, основным, что характеризовало правоохранительную функцию социалистического государства, являлась охрана социалистической собственности как основы экономического и социального развития, укрепление социалистической законности, всестороннее гарантирование прав и свобод советских граждан.
Для того чтобы правоохранительные функции были в полной мере реализованы, государством была созда-
на специальная система органов - органы охраны социалистического правопорядка. Среди органов, осуществлявших правоохранительную функцию, особое место занимали органы внутренних дел, которые относились к органам государственного управления. По своему назначению и характеру деятельности они являлись правоохранительными органами. Деятельность органов внутренних дел служила не только для защиты прав и свобод граждан от возможных нарушений, но и для создания наиболее благоприятных условий при их реализации. Ими обеспечивались правопорядок и законность, стабилизировалась ситуация в стране, тем самым обеспечивалась реализация таких стратегически важных функций государства, как внешняя оборона и экономическое развитие страны.
Основу органов внутренних дел составляла милиция. Милиция являлась системой государственных органов исполнительной власти, которая была призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от пре- ао ступных и иных противоправных пося- «2 гательств и наделена правом применения а норм принуждения. Однако содержание у этой формы охватывало лишь ту часть ¡5 деятельности органов внутренних дел, ^ которая была связана с пресечением по- ^ ведения, запрещенного правовыми нор- | мами, применением санкций, мер при- ^ нуждения в случае совершения правона- | рушений. Правоохранительная деятель- а ность также предполагала вмешательст- в
N
во органов внутренних дел в поведение §
субъектов, если оно не соответствовало | требованиям режима реализации прав и
свобод граждан. к^
Систему органов внутренних дел с
возглавляло Министерство внутренних §
дел СССР, работу которого направлял и |
контролировал Совет Министров СССР. ^
Министерства внутренних дел были ^
созданы также в союзных и автономных §
республиках. Для регламентации дея- §
тельности органов внутренних дел слу- ед
жили нормы, содержащиеся в Основах уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, соответствующих кодексах союзных республик.
Основу правового статуса органов внутренних дел составляли конституционные нормы. Более конкретно их задачи и компетенции были определены Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» от 8 июня 1973 г. Работа во всех звеньях органов внутренних дел строилась на основе единоначалия. Это означает, что приказы и указания министра и других единоличных руководителей органов внутренних дел не подлежали обсуждению и должны были выполняться беспрекословно.
Деятельность советской милиции ^ носила разносторонний, многоплановый характер. Она включала: предупрежде-5 ние и пресечение преступлений и дру-^ гих антиобщественных действий; бы-| строе и полное раскрытие преступлений; ^ всемерное содействие устранению при-^ чин, порождающих преступления и иные ^ правонарушения. Для успешного выпол-| нения указанных и других задач работ-Ь никам милиции были предоставлены не-| обходимые полномочия. Они имели пра-^ во: требовать от граждан и должностных ® лиц прекращения неправомерных дейст-| вий; применять штрафы; входить в пре-^ дусмотренных законом случаях в жилые Л помещения и в помещения предприятий, ^ учреждений и организаций; применять | оружие (но только в качестве крайней ^ меры и в строго установленных законом У случаях).
^ Необходимо заметить, что зачас-
^ тую граждане в советском государстве | не сомневались, что, обратившись в ми-| лицию за помощью, обязательно ее по-£ лучат. Такая безоговорочная уверен-
ность граждан была не безосновательна, потому что действительно каждый сотрудник милиции был глубоко заинтересован в выполнении своего служебного долга, судьбах людей, обеспечении их безопасности. Ведь повседневная деятельность милиции протекала на виду у населения, и авторитет милиции во многом зависел от поведения ее сотрудников при общении с людьми.
Права, предоставленные законом советской милиции, обеспечивали ее успешную профессиональную деятельность по охране правопорядка. Более того, система органов охраны правопорядка выходила за рамки государственных и включала в себя ряд общественных организаций, трудовых коллективов, в которых создавались добровольные народные дружины, товарищеские суды, советы профилактики. В профилактике, предупреждении правонарушений важную роль сыграла работа по укреплению дисциплины и организованности, что являлось насущной задачей советского общества. Большое значение имела умелая организация труда и управления, научно обоснованное планирование, правильное использование материальных и моральных стимулов, хорошо поставленная идеологическая, политико-воспитательная работа.
К примеру, в 1982 г. в городе Уфе Республики Башкортостан во исполнение постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усиления борьбы с правонарушениями» и в целях усиления работы по укреплению правопорядка бюро горкома КПСС постановило утвердить положение о совете профилактики правонарушений. Руководство работой совета профилактики осуществлял партийный комитет, который организовывал и направлял его деятельность, заслушивал отчеты о проделанной работе, а также сообщения руководства предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений по вопросам оказания помощи совету профилак-
тики. Совет профилактики всю деятельность проводил в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, которые оказывали всемерное содействие и поддержку в деле укрепления законности и правопорядка в трудовом коллективе, давали необходимую для деятельности совета информацию о правонарушениях, проводили работу по повышению уровня правовых знаний членов совета.
Совет профилакти ки в составе председателя, 1-3 заместителей, 6-18 членов избирался открытым голосов а-нием на профсоюзной конференции или общем собрании профсоюзной организации предприятия, учреждения, организации сроком на два года. В состав совета рекомендовались руководители предприятия, организации, учреждения, представители партийной, профсоюзной, комсомольской организации, добровольных народных дружин, товарищеских судов и других общественных формирований, активисты народного контроля, передовые рабочие и служащие, способные по своим деловым и морально-политическим качествам успешно выполнять воспитательно-профилактические задачи.
Совет профилактики предприятия, учреждения, организации и входящие в его состав комиссии, основываясь на строгом соблюдении социалистической законности:
- проводили учет и анализ динамики, структуры правонарушений, возрастного, социального, профессионального состава лиц, их совершивших; систематически информировали о состоянии правопорядка в трудовом коллективе руководство предприятия, учреждения, организации, производств, цехов, филиалов, крупных участков, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций; вносили им предложения при подведении итогов социалистического соревнования по улучшению профилактической работы, а также по устранению причин и условий, способ-
ствующих нарушениям общественного порядка и трудовой дисциплины;
- в целях исправления и перевоспитания организовывали и осуществляли контроль и общественное наблюдение за поведением в быту и на работе лиц, ранее судимых, а также осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; проводили с ними индивидуальную профилактическую работы путем установления шефства во взаимодействии с органами внутренних дел и наблюдательными комиссиями исполкомов районных Советов народных депутатов; принимали меры к созданию нормальных бытовых и трудовых условий этих лиц; проводили работу по закреплению в трудовом коллективе лиц, поступивших на работу, в связи с предостережением органов внутренних дел о недопустимости ведения паразитического образа жизни;
- участвовали в работе по пропаганде правовых знаний среди работников предприятий, в этих целях содействовали в организации диспутов, ао конференций, выступлений с использо- «2 ванием примеров из жизни работы кол- а лектива на правовые и морально- у эстетические темы; ¡5
- разрабатывали и осуществляли мероприятия по предупреждению алко- ^ голизма, правонарушений, совершаемых | под воздействием алкоголя; обеспечива- ¡^ ли организацию воспитательной работы, | систематический учет, контроль за пове- а дением в быту работников, злоупотреб- ® ляющих спиртными напитками, освобо- § жденных из лечебно-трудового профи- | лактория; привлекали для этой цели об- Дь щественных инспекторов по работе сре- к^ ди указанных лиц; через органы внут- с ренних дел возбуждали ходатайства пе- § ред судом о принудительном лечении и У трудовом перевоспитании хронических ^ алкоголиков, уклоняющихся от добровольного лечения, нарушающих трудо- § вую дисциплину, общественный порядок § и правила социалистического общежи- ед
а а
у
к а
I
у »
а
а &
0
1
у
£ *
а к
у
тия о признании граждан ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками;
- проводили работу по борьбе и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, их трудовому устройству, обеспечению безопасных условий труда, привлечению к учебе, организации культурного досуга, а также по оказанию помощи родителям в воспитании детей. В этих целях во взаимодействии с инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних был организован учет всех подростков, склонных к правонарушениям, и осуществлен среди них ряд мероприятий воспитательного характера [8, с. 69-72].
Большую роль в развитии правосознания трудящихся сыграла правовая культура. Правовая культура была связана с непосредственным пониманием сложившихся в стране политических и правовых явлений, отношением народа к ним, уважением и соблюдением политических и правовых требований. Еще В. И. Ленин писал: «Кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь» [9, с. 170]. Значит, в первую очередь развитию правосознания граждан служила правовая культура. Велико было значение правовой культуры для деятельности правотворческих и правоприменительных органов. Это находило свое проявление в своевременности издания законов, отвечающих потребностям общества, точности и четкости их исполнения, глубоком уважении к закону, форме общения должностных лиц с гражданами и т. д.
Существенное значение для дальнейшего развития правовой культуры и правового сознания имело правовое воспитание. Оно способствовало укреплению законности и правопорядка в социалистическом обществе. Правовое воспитание, развитие правовой культуры были направлены на решительное искоренение правонарушений, на дальнейшее повышение уровня правовой работы долж-
ностных лиц, работников общественных организаций [10, с. 2]. Таким образом, взаимодействие правосознания и права заключалось в их взаимовлиянии. Не только правосознание составляло идейную основу развития права, но и право, практика его применения влияли на развитие правосознания.
В этом же отношении предпринимались активные действия со стороны ученых, исследовавших проблемы правоприменительной деятельности социалистического государства. Во многом благодаря подобным работам в научной литературе утвердилось понятие «правоохранительная функция социалистического государства». С другой стороны, разработки исследователей стали непосредственно использоваться практикой в правоприменительной деятельности. Достаточно напомнить о последовательных усилиях руководства МВД СССР, которые во многом под влиянием результатов научных исследований сделали в конце 60-начале 70-х гг. прошлого столетия основой в борьбе с преступными проявлениями упор на профилактику и предупреждение антиобщественных явлений. Таким образом, происходил процесс взаимообогащения теории и практики правоприменительной деятельности. В этом отношении исследования подобного опыта представляются весьма позитивными в современных условиях.
Период с 1964 по 1985 гг. является наиболее показательным в плане реализации органами милиции правоохранительной функции. В это время данная функция получила свое правовое оформление, была создана организационная основа ее осуществления. Именно в этот промежуток была достигнута известная стабилизация правоохранительной системы, выработаны достаточно эффективные механизмы противодействия различным проявлениям противоправного поведения. Причем акцент был перенесен на предупреждение и профилактику правона-
рушении, а также взаимодеиствие с общественными организациями и населением. Правоохранительная функция
советской милиции являлась одной из основных направлений в деятельности органов внутренних дел.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров Н. Г. Основы теории государства и права. М., 1963.
2. Корельский В. М. Общая теория социалистического государства. Свердловск, 1979.
3. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.
4. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3.
5. Денисов А. И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. М., 1969.
6. Петров В. С. Советское общенародное государство: основные задачи и функции // Советское государство и право. 1974. № 9.
7. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979.
8. ГКУ Республики Башкортостан. Национальный архив Республики Башкортостан. Фонд 342. Уфимский горком КПСС. Оп. 69. Д. 18. Лл. 89.
9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 38.
10. Теория государства и права / под ред. А. М. Васильева. 2-е изд. М.: Юрид. лит.,
1983.
© Хисамутдинова Г. И.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 340.132:316.485(470)
И. Р. АМИНОВ, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук (г. Уфа)
I. R. AMINOV, associate professor of the department of public law of the Institute of law of Bashkir state university, candidate of law (Ufa)
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА
ESSENCE AND FORMS OF STATE LAW MANAGEMENT OF THE ETHNIC AND RELIGIOUS CONFLICT
Аннотация. В настоящее время как в общемировом масштабе, так и в границах ближнего зарубежья Российской Федерации, имеются очаги острых конфликтов (в том числе вооруженных). Данные социальные явления носят крайне деструктивный характер. Отсюда следует, что необходимость легального определения конфликта,
^
а©
S S
S
s
y
s s
I
y
S4
s
s &
0
1
y
£
«
s s
i y
»5