УДК 343.9
Пропагандистская работа органов внутренних дел и ее функции
© С. А. Тимко *, 2009
Предпринята попытка проанализировать необходимость пропагандистского воздействия на население со стороны органов внутренних дел в целях повышения правосознания и профилактики преступности. Охарактеризованы основные функции этой деятельности.
Ключевые слова: пропаганда, воздействие, правосознание, общественное мнение.
Пропаганда представляет интерес для органов внутренних дел в силу того, что она способна формировать общественное мнение по тому или иному вопросу, отношение к важным для правоохранительных органов проблемам и явлениям и в конечном счете влиять на поведение граждан.
В ходе общения происходит взаимообмен мнениями: одни представления утверждаются, другие опровергаются. Общественное мнение, являясь отражением индивидуальных качеств человека, служит действенным средством регулирования поведения людей, социальных групп. Оно способно оперативно реагировать на происходящее, оценивать его, сочетать элементы убеждения и психологического принуждения, создавать стереотипы поведения.
Общественное мнение в системе деятельности милиции — весьма важный аспект в тактическом и стратегическом плане. Оно увязывает воедино нравственную, правовую и гражданскую позицию населения, доверие к правоохранительным органам, качество их работы, имидж и престиж.
Конфронтация общества и органов внутренних дел в России исторически обусловлена 1. В адрес работников правоохранительных органов приходится слышать много критических замечаний, нелестных отзывов. Немалый процент негатива выявляет мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Безусловно, «мы уже прошли нижнюю точку недоверия населения к милиции» 2, тем не менее остается много требующих разрешения вопросов и проблем. Сегодня теоретики пытаются
* В нашем журнале публикуется впервые.
разработать и предложить практическим работникам различные варианты преодоления конфликта. Все направления можно свести к таким трем основным группам, как:
— разрешение ситуации с позиции силы;
— преодоление разногласий с позиции права;
— сближение на уровне интересов.
Оптимальным, с учетом специфики милицейской работы, прочности и слаженности будущих взаимоотношений, представляется третий вариант. Интересы индивида способны формироваться и видоизменяться при соответствующем воздействии. Формирование интересов, равно как воспитание, построение определенной системы ценностей, установок немыслимо без широкомасштабного долговременного идеологического воздействия (от чего мы опрометчиво отказались в постсоветский период). Инициатором снижения конфликтности в рассматриваемой области должны быть, безусловно, правоохранительные органы. Руководство Министерства внутренних дел уделяет немалое внимание распространению информации о деятельности органов внутренних дел. Значительно увеличилось количество материалов в средствах массовой информации, освещающих результаты деятельности подразделений системы МВД России; подразделениями информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации организуются регулярные выступления в СМИ руководителей и представителей органов внутренних дел, готовятся видео-, фото-, аудио- и печатные материалы по актуальным проблемам деятельности, предоставляется в СМИ информация по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес 3. Однако сегодня данная деятельность недостаточно массирована, настойчива, комплексна, разностороння. Целесообразно более широко использовать богатый арсенал приемов и методов пропагандисткой работы.
Под пропагандой в широком смысле понимается распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей в целях их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности4. Учитывая, что «победа принадлежит тому, кто интерпретирует, а не тому, кто делает» 5, можно с уверенностью утверждать: пропаганда имеет реальную возможность влиять на социальные процессы и тем самым выполнять воспитательные и организаторские задачи (формировать отношение людей к тем или иным проблемам, явлениям или фактам действительности, а также регулировать поведение отдельных лиц).
Пропаганда способна решать следующие задачи:
— «подкрепление» уже сложившегося общественного мнения, адекватно оценивающего деятель-
ность стражей порядка и их имидж; поддержание и одобрение позитивных стереотипов поведения в области противодействия преступности и нетерпимости правонарушающего поведения;
— формирование общественного мнения по вопросам, относительно которых оно еще не сложилось. Целесообразно сочетание проведения отдельных пропагандистских акций с перманентным целенаправленным воздействием средств массовой коммуникации;
— изменение неадекватных мнений, взглядов и форм поведения.
Каналами пропаганды выступают радио, телевидение, печать, Интернет, средства наружной рекламы, система лекций, бесед и пр.
Содержание пропаганды определяют интересы Министерства внутренних дел, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных социальных групп, к которым обращена пропаганда. Милицейская пропаганда призвана доводить до граждан информацию об их правах и обязанностях, поведении в случае нарушения их прав и законных интересов, гражданском и моральном долге; создавать позитивный образ сотрудника милиции и доброжелательное отношение к нему, убежденность в необходимости правоохранительной деятельности; формировать и повышать уровень правосознания.
Пропаганда имеет смысл тогда, когда информация не только передается широкой аудитории, но и осознается ею. Важной составляющей пропаганды является знание объекта — аудитории, на которую направлена информация и будет осуществляться воздействие. Безусловно, наше население неоднородно по многим социальным, психологическим, идеологическим, культурным и другим параметрам. Соответственно, приемы, формы доведения информации, цели и интенсивность воздействия должны иметь различия. При этом отнюдь не отрицается эффективность и универсальность ряда пропагандистских мер (например, транслирование сериала «Улицы разбитых фонарей», формирующего позитивный образ сотрудников следствия и оперативных работников).
Выделение функций пропагандисткой работы органов внутренних дел является условным, поскольку они достаточно тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Пропаганда, будучи одним из механизмов воздействия на общественное сознание и поведение, выполняет коммуникативную, идеологическую, культурно-образовательную, рекламную, побудительную, предупредительнопрофилактическую функции.
Коммуникативная функция предполагает общение, налаживание контакта. Это вытекает из лингвистического понимания коммуникации как сообще-
ния или передачи средствами языка содержания высказывания.
Информация, доводимая в ходе пропагандистской работы, носит, безусловно, социальный характер. Трансляция сведений, расположение аудитории являются первым шагом на пути к оказанию информационного воздействия и формированию установок. Единая информационная политика органов внутренних дел должна основываться на объективности, оперативности, регулярности, а также открытости информации о деятельности милиции в рамках действующего законодательства 6. Разнообразные формы подачи материала — от документальных фильмов («Криминальная Россия», «Следствие вели...» с Леонидом Каневским, «Лихие 90-е» с Анастасией Мельниковой и пр.) до брифингов и «круглых столов» с руководством ОВД — позволяют расширить и заинтересовать аудиторию.
Для поддержания контактов с населением начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО предписано не реже одного раза в месяц принимать личное участие в пресс-конференциях, брифингах для представителей СМИ, «прямых линиях» с гражданами, встречах с трудовыми коллективами и представителями общественных объединений 7.
Идеологическая функция находит свое выражение в воздействии на мировоззрение, ценностные ориентации, установки аудитории, «.константность, прочность которых обусловливают константность поведения, его идентичность, тождественность, стабильность и пр.» 8. В ходе пропаганды до населения доводится информация, соответствующим образом преобразованная и согласованная с фактами объективной действительности.
Человек подчиняет свою деятельность определенным требованиям, сложившимся правилам поведения, оценивая их целесообразность и приемлемость как для окружающих, так и для себя. Пропагандистское воздействие со стороны органов внутренних дел призвано обеспечить правоосознанное поведение людей, ставшее результатом единства внутренних убеждений и одобрения существующих правовых норм, стереотипов поведения.
Сегодня, когда «образцы самоотверженного и бескорыстного служения, бытовавшие в недавнем прошлом, канули в Лету вместе с партийно-советской номенклатурой и коммунистической идеологией, в общественном мнении происходит подспудная легитимация преступности как образа жизни на фоне нового критерия — успеха.» 9, нужно обеспечить противовес этим процессам, проводя активную агитационную, воспитательную работу по правовым вопросам.
Важно осуществление интенсивного воспитательного воздействия, направленного на формирование у населения, а особенно подрастающего поколения, гражданской ответственности и правового самосознания, уважения к закону, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной самореализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, профилактику асоциальных явлений в социальной среде. Например, в ряде омских школ в профилактических целях проводится ток-шоу «В здоровом теле здоровый дух», которое проходит в рамках месячника «Родительский урок» для учащихся 8-11 классов. При проведении ток-шоу устраиваются ролевые игры, учащиеся обсуждают предложенные проблемы, после чего с разъяснением по данной теме выступают все приглашенные специалисты, в том числе инспектор ПДН и сотрудник ОУР КМ.
Итак, в рамках реализации идеологической функции пропагандисткой работы ОВД происходят доведение до населения основных принципов права, формирование уважения к нему, осознание важности своей активной социальной позиции, ответственности за состояние правопорядка.
Культурно-образовательная функция предполагает воздействие на духовную жизнь общества, внутренний мир личности, воспитание определенных способов поведения. В ходе осуществления данной функции люди приобретают новые знания, идеи, духовные ценности, развивающие личность.
Основная масса лиц, совершающих преступления, характеризуется невысоким уровнем культуры, образования, социальным статусом, низким правосознанием. Противодействие противоправным деяниям будет тем эффективнее, чем выше уровень общественного сознания. Общественное сознание, социальная позиция личности, в свою очередь, формируется под влиянием условий окружающей микросреды и воздействия массовой культуры, пропагандистского воздействия.
Данная функция реализуется посредством:
— участия в распространении и продвижении в социальном пространстве правовых, нравственных и культурных ценностей; воспитания положительных установок, убеждений, социально одобряемых вариантов поведения;
— повышения правовой грамотности;
— воспитания и обучения граждан разрешению возникающих конфликтов цивилизованным, правовым путем;
— критического освещения отрицательных сторон и недостатков в нравственной, правовой сферах.
Рекламная функция подразумевает «...распространение сведений о ком-, чем-либо с целью создания популярности» 10. Реклама ОВД — это позитив-
ный рассказ о конкретном виде услуг, предоставляемых органами внутренних дел, социально необходимых видах деятельности, авторитете и престиже службы.
Реклама, как и пропаганда в целом, относясь к сфере прикладной коммуникации, в области противодействия преступности осуществляется в большей или меньшей мере по таким направлениям деятельности, как:
— привлечение и более широкий, квалифицированный отбор желающих поступать в учебные заведения системы МВД, для работы в определенных подразделениях;
— продвижение отдельных видов услуг (например, охрана помещений сотрудниками вневедомственной охраны);
— привлечение внимания граждан к деятельности правоохранительных органов;
— распространение советов, призывов, предложений, рекомендаций содействовать правоохранительной деятельности или непосредственно включаться в нее, оценить ее успехи;
— формирование убежденности в необходимости правоохранительной деятельности;
— формирование у населения определенного уровня знаний о правоохранительных органах и специфике их деятельности;
— формирование в обществе определенного образа милиционера и ОВД в целом;
— вырабатывание благожелательного отношения к ОВД;
— формирование у граждан убежденности обращаться за помощью в соответствующей ситуации.
Например, в средних общеобразовательных школах г. Омска стал традиционным конкурс сочинений по безопасности дорожного движения и вручение их водителям авторами лучших сочинений. И победители, и участники конкурса награждаются памятными подарками с символикой ГИБДД (блокноты, закладки и пр.).
Характерным примером реализации рекламной функции служит и проведение в учебных заведениях системы МВД Дня открытых дверей, когда потенциальные абитуриенты могут воочию ознакомиться с особенностями подготовки сотрудников органов внутренних дел, задать интересующие их вопросы, проникнуться духом милицейской работы. Показательно и создание рекламных роликов, приглашающих подростков обучаться в этих вузах.
Побудительная функция призвана повысить социальную активность. Еще Н. А. Бердяев писал о «. роковой неспособности и нежелании русского народа самому устраивать порядок на своей земле. Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве,
сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина» 11. Поэтому особенно актуальным видится доведение до граждан идеи об их важнейшей роли в формировании общества, ответственности за состояние правопорядка и необходимости непосредственного участия в его охране, привитие активной социальной позиции. Нужно нивелировать стремление переложить ответственность за свою судьбу на общество или государство, являющееся неотъемлемой чертой российской ментальности 12, преодолеть социальную пассивность. Как сказал в своем интервью ростовской деловой газете «Город №> автор известных книг «Криминальная Россия», «Адвокат» Андрей Константинов, «все думают, что с преступностью борется наша правоохранительная система. На самом деле с преступностью должно бороться наше общество, в руках которого эта система — как скальпель в руках хирурга. И от хирурга зависит, будет этот скальпель тупой, ржавый или острый» 13.
Особенно актуальна такая работа в отношении несовершеннолетних. Например, в Омске в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества и численности детско-подростковых общественных объединений правоохранительной направленности (отряды юных друзей милиции, отряды юных инспекторов дорожного движения, дружины юных пожарных). Отрядами проводятся рейды на массовых молодежных мероприятиях, в выходные и праздничные дни, организуются дни правопорядка в учреждениях образования, конкурсы рисунков о вреде наркотиков, курения, алкоголя, выступления агитбригад, заседания школьных советов профилактики, «круглых столов», ролевые игры и олимпиады на правовую тематику; осуществляются мероприятия по пропаганде правовых знаний среди молодежи, младших школьников, по выявлению прогульщиков и курильщиков. Многими отрядами руководят сотрудники ПДН, а в сельских школах района им оказывают помощь участковые уполномоченные милиции.
В ряде регионов функционируют классы профессиональной подготовки по профилю милицейской службы.
Не остаются в стороне и студенты. Согласно принятой в 2006 г. Программе мероприятий по взаимодействию органов внутренних дел с предприятиями, учреждениями различных форм собственности, образования, а также общественными объединениями, студенческими отрядами по обеспечению общественного порядка на территории Омской области на 2007-2010 годы, руководством УВД Омской области
было предписано соответствующим сотрудникам обеспечить создание и функционирование во всех крупных высших учебных заведениях студенческих отрядов, оказывающих помощь сотрудникам милиции в охране общественного порядка на обслуживаемых территориях; разработать совместные планы работы ОВД и вузов, сузов по охране общественного порядка и профилактике правонарушений в студенческой среде.
Отдельным направлением в рамках этой деятельности, прямо отмеченным министром внутренних дел, выступают активизация работы по организации взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, общественными, религиозными и правозащитными объединениями, использование их потенциала по оказанию содействия в разработке и реализации федеральных и региональных программ информационно-пропагандистского сопровождения деятельности МВД России 14.
Предупредительно-профилактическая функция направлена на воздействие на детерминанты преступности. Совершенно справедливо замечание медиков, что любое заболевание легче предупредить, нежели потом лечить. Преступность, с определенной долей условности, также можно назвать заболеванием общества. Заболеванием, целесообразность профилактики которого очевидна. Именно на предупредительно-профилактическую работу, несмотря на сложившуюся практику, должен быть смещен акцент современной правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел. При этом объектами профилактики должны стать не только лица, склонные к девиантному либо противоправному поведению, но и, что особенно важно, потенциальные жертвы преступлений.
Указанная функция находит свое выражение в ходе работы по следующим направлениям:
— повышению правосознания населения;
— демонстрации неотвратимости наказания;
— формированию установок на сотрудничество с правоохранительными органами;
— формированию знаний по защите от различных видов преступных посягательств;
— информированию населения о способах совершения преступлений и лицах, их совершивших, чтобы не допустить рецидива;
— ознакомлению с вариантами поведения в критических ситуациях (например, при совершении ДТП, обнаружении кражи из своего жилища и пр.).
В Омске в учреждениях образования реализуется программа родительского всеобуча, которая включает в себя вопросы обучения взрослых навыкам бесконфликтного общения с детьми, определения признаков состояния наркотического опьяне-
ния в ситуации наркотического или алкогольного опьянения подростка. К участию в родительских собраниях привлекаются врачи-наркологи, врачи-эпидемиологи областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом, специалисты муниципальных социальных центров для молодежи, медицинской академии, представители некоммерческого объединения «Надежда есть», общественная организация «Сибирская альтернатива», общественная организация «Отражение», специалисты областного центра социальной помощи семье и детям, сотрудники уголовного розыска, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел Омской области.
Во многих школах Омска и области ребята среднего школьного возраста являются членами отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). Руководят их работой, как правило, преподаватели ОБЖ школ. Организуют, направляют работу таких отрядов и оказывают им помощь инспекторы по пропаганде ГИБДД. Сотрудники ПДН и ГИБДД проводят семинары для руководителей отрядов, оказывают методическую помощь литературой, наглядными пособиями, методическими рекомендациями.
Юидовцы проводят с младшими школьниками викторины, конкурсы по знанию правил дорожного движения, театрализованные представления «Красный, желтый, зеленый», «Веселый светофорик», «Знайте правила движения как таблицу умножения», соревнования «Безопасное колесо».
В рамках Дня безопасности дорожного движения инспекторы ПДН и инспектор по пропаганде ГИБДД выступают с лекциями для школьников различных возрастных категорий.
С экранов телевизоров регулярно демонстрируется цикл антикриминальных передач («Честный детектив», «Криминальная Россия», «Человек и закон»), показывающих реальные жизненные факты, справедливость и неотвратимость возмездия за содеянное. Служа целям общей превенции, это воздействует на неустойчивых лиц.
Вместе с тем существует ряд противоправных деяний, характеризующихся высокой толерантностью со стороны населения (например, кражи с предприятий, распитие спиртного в общественных местах, выезд на встречную полосу, побои и пр.). Им должно уделяться также немалое внимание при осуществлении пропагандисткой работы. Нужно прививать нашим гражданам нетерпимость, осознание обязанности информирования сотрудников милиции.
Проведение пропагандистской работы возложено преимущественно на пресс-службы главных управлений МВД России по федеральным округам, управления (отделы, отделения) информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД по субъ-
ектам Российской Федерации, отделения (группы) информации и общественных связей УВДТ, ОВДРО в Управлении общественных связей Административного департамента МВД России. Среди их задач четко обозначены:
— правовая пропаганда;
— пропаганда патриотизма;
— пропаганда профессионального отношения к служению делу;
— пропаганда правопорядка и героизма сотрудников милиции;
— пропаганда активного содействия граждан, общественных объединений органам внутренних дел в осуществлении правоохранительной деятельности 15.
Однако нужно развивать и поддерживать перманентную комплексность и системность подобной работы всеми службами органов внутренних дел и правоохранительными органами, общественными формированиями. Например, Генеральным прокурором РФ приказано шире привлекать ветеранов к разъяснению и пропаганде российского законодательства, информированию населения о деятельности и задачах органов прокуратуры по противодействию преступности и нарушениям законов 16.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что в рамках пропагандисткой деятельности органы внутренних дел способны воздействовать на общественное мнение, на те или иные социальные институты, отдельных граждан, ограничивать либо нейтрализовывать проявление факторов, детерминирующих противоправные деяния, а также стимулировать антикрими-ногенную деятельность.
1 См. подробнее: Рябинин Н. А. Проявление традиций российской государственности в правоприменительной деятельности // Актуальные проблемы совершенствования правоохранительной деятельности в современных условиях: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск, 2001. — Ч. 2. — С. 106-110; Тимко С. А. Источники формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Вестник Омского юридического института. — 2004. — № 1(1). — С. 37-40.
2 Интервью Р. Г. Нургалиева «Независимой газете». иЯЬ: http://www.mvdrf.ru/press/interview/3973 (дата просмотра: 21 января 2008 г.).
3 См.: Приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе» // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
4 См.: Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1972. — Т. 21. — С. 95.
5 Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. — М., 2004. — С. 26.
6 См.: Завражина С. В. Органы внутренних дел и средства массовой информации как субъекты общественных отношений: особенности функционирования и взаимодействия // История государства и права. — 2007. — № 13. — С. 2.
7 См.: Приказ МВД России от 12 октября 2007 г. № 888 «Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 2) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 Ситковец О. Н., Ситковец Н. Г. Психология правового просвещения, пропаганды и агитации (в органах внутренних дел): учебное пособие. — М., 2006. — С. 42.
9 Скоробогацкий В. Культурные и исторические аспекты феномена преступности. иЯЬ: http://law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1226481 (дата просмотра: 10 сентября 2008 г.).
10 Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 1998. — С. 1115.
11 Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. — Ростов н/Д, 1997. — С. 11.
12 См.: Наумова Т. В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 18. Социология и политология. — 2001. — № 1. — С. 67.
13 Русанов В. Для борьбы с российской преступностью нужна новая идеология. иЯЬ: http://www.gorodn.ru/ archive/378/5_4.htm (дата просмотра: 11 сентября 2008 г.).
14 См.: Приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе» (п. 3.7) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15 См.: Приказ МВД России от 12 октября 2007 г. № 888 «Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации» // Там же.
16 См.: Приказ Генеральной прокуратуры России от 26 апреля 2006 г. № 18 «О взаимодействии с организациями ветеранов прокуратуры» (п. 1.4) // Законность. — 2006. — № 6. — С. 59.