Микитюк Юрий Васильевич
Органы внутренних дел Крыма в середине 1950-х - начале 1990-х гг. (историко-правовое исследование)
В статье рассмотрены основные этапы формирования и развития системы органов внутренних дел Крымской области в период ее пребывания в составе Украинской ССР. Историко-правовой экскурс позволил раскрыть особенности организационно-штатной структуры крымской милиции в рассматриваемый период, систематизировать и охарактеризовать ее основные задачи и функции, а также приоритетные направления деятельности.
Ключевые слова: историко-правовое исследование, кадровое обеспечение, Крымская область, милиция, органы внутренних дел, охрана общественного порядка, противодействие преступности.
The bodies of internal affairs of Crimea in the middle of 1950s - early 1990s (historical and legal research)
In the article the main stages of formation and development of the system of bodies of internal affairs of the Crimean Region during its stay in the Ukrainian SSR are considered. The historical and legal excursion made it possible to reveal the peculiarities of the organizational and staff structure of the Crimean militia during the period under review, to systematize and characterize its main tasks and functions, as well as priority areas of activity.
Key words: historical and legal research, personnel support, Crimean region, militia, bodies of internal affairs, protection of public order, counteraction to crime.
Исследование историко-правовых этапов становления и развития российской полиции в наши дни имеет приоритетное значение и актуальность. Несомненно, подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел и дальнейшее морально-психологическое обеспечение деятельности полиции должны основываться на таких аспектах, как соблюдение исторической преемственности, воспитание на боевых традициях, в духе патриотизма и гражданственности, использование методологии и наработок, накопленных за прошедшие столетия. Овладение этими знаниями и их использование не только связаны с празднованием 300-летия российской полиции, но и являются важнейшими условиями модернизации всех звеньев ОВД в новейшей истории нашего Отечества.
Предмет нашего научного исследования составляет историко-правовой анализ деятельности милиции Крымской области в период ее пребывания в составе Украинской ССР, начиная от послевоенных лет и завершая началом перестройки и распадом Советского Союза.
6 марта 1953 г. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности объединяются в одно министерство -
МВД СССР. Сразу после этого руководство страны берет курс на освобождение системы органов и учреждений центрального аппарата Министерства, его республиканских и региональных подразделений от производственно-хозяйственной деятельности.
19 февраля 1954 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принимается Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Это политическое решение определило на последующие 60 лет судьбу как всего Крымского полуострова и его жителей, так и крымских органов правопорядка. На основании этого нормативного акта ОВД Крыма передаются из состава МВД РСФСР в состав МВД УССР
Период 1954-1991 гг. можно назвать относительно спокойным в сравнении с довоенным и годами Великой Отечественной войны [1, с. 33-34], поэтому организация и деятельность ОВД Крыма не претерпевают таких радикальных трансформаций, как в первой половине XX в. [2, с. 147-148]. Относительная стабильность в государстве отражается на специфике работы крымской милиции. В целом организация и деятельность крымской милиции в указанный период осуществляется в рамках общих тенденций развития механизма госу-
91
дарственного управления и социально-экономической ситуации.
Постепенно происходит смещение акцентов в основных направлениях правоохранительной деятельности. Закономерно, что в послевоенные годы крымская милиция принимала активное участие в ликвидации последствий войны, включая выявление немецко-фашистских пособников, карателей, бывших полицаев и предателей, участников белоэмигрантских и националистических организаций из числа советских граждан, репатриируемых на Родину. Но уже в 1960-х гг. при подведении итогов работы личный состав милиции ориентируется на обеспечение глубокой аналитической работы с целью разработки и проведения обоснованных, эффективных мероприятий по борьбе с преступностью; проведение оперативно-профилактических мероприятий с целью предупреждения и предотвращения преступлений; активизацию работы следователей по раскрытию преступлений, в том числе с использованием научно-технических средств [3]. Помимо традиционной борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности, начинает осуществляться противодействие ведению антиобщественного образа жизни гражданами (тунеядству), наркомании, алкоголизму и т.п. с учетом того, что именно эти явления зачастую служили причинами и условиями совершения противоправных деяний. В этих целях активно проводится профилактическая работа, укрепляется служба участковых инспекторов милиции.
К правоохранительной деятельности широко привлекается общественность, налаживается тесное и достаточно эффективное взаимодействие между ОВД и добровольными народными дружинами. К работе в органах милиции на добровольных началах привлекаются внештатные сотрудники из числа лучших дружинников, пенсионеров МООП, КГБ, Советской Армии, прокуратуры, суда, учителей и других лиц (по согласованию с партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями) [4], т.е. наиболее опытные и верные Отечеству кадры. Для улучшения работы по оперативному сбору данных о намерениях антисоветских и уголовно-хулиганствующих элементов используются возможности конфидентов и доверенных лиц, которые подбираются из числа молодежи, пользующейся авторитетом среди населения городов и поселков [5]. Попытки возрождения этих традиций в Республике Крым начали осуществляться с февраля 2014 г., период наиболее сложный для Крымского полуострова в
современной истории и кардинально изменивший его судьбу и жизнь крымчан. Причем инициаторами такого взаимодействия, успешно зарекомендовавшего себя в советский период, выступили не органы правопорядка, а общественные формирования правоохранительной направленности [6, с. 60-62; 7, с. 161].
С 1960-х гг. начинаются организационно-штатные изменения и оптимизация направлений работы с личным составом. Так, в январе 1963 г. МВД УССР переименовывается в Министерство охраны общественного порядка, а Управление МВД Крымской области - в Управление охраны общественного порядка. В соответствии с приказом МВД СССР от 23 декабря 1968 г. № 970 Министерство охраны общественного порядка снова становится Министерством внутренних дел, а в Крыму образовывается Управление внутренних дел исполкома Крымского областного Совета депутатов трудящихся.
В рассматриваемый период особое внимание в повышении эффективности деятельности ОВД уделяется кадровому обеспечению, в том числе совершенствованию системы ведомственного образования. Проблема комплектования кадров крымской милиции стояла очень остро как в послевоенные годы, так и в 1980-е гг., когда общественно-политическая ситуация в стране не способствовала укреплению авторитета и формированию позитивного имиджа органов безопасности и правопорядка. С учетом некомплекта кадров руководителям областных управлений охраны общественного порядка было запрещено увольнять молодых специалистов с высшим и средним юридическим образованием без разрешения центрального аппарата. Систематически проводилась работа по оптимизации организационно-штатной структуры и численности личного состава подразделений милиции. Среди наиболее радикальных экспериментов крымской милиции того времени можно указать решение о передаче участковых инспекторов в подразделения уголовного розыска с переподчинением заместителям начальников ОВД по оперативной работе (приказ начальника УВД Крымоблис-полкома от 8 августа1974 г. № 0111 [8]). Это было связано с ростом преступности по линии уголовного розыска (+17,7%), количества нераскрытых преступлений (более чем в 2 раза) и самоустранением участковых инспекторов от участия в работе по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений (неочевидных).
В этот период крымскую милицию комплектуют кадрами по рекомендациям комсомоль-
92
ских, партийных и советских органов, коллективов предприятий и организаций. Таким образом, в милицию приходят наиболее ответственные, идеологически и морально устойчивые кандидаты. Однако серьезной проблемой остается низкий уровень квалификации личного состава, что явилось следствием трудного периода становления Советского государства и тяжелого послевоенного периода. Поэтому значительное внимание уделяется повышению в кадровом составе доли работников со средним и высшим образованием. Для этого личный состав направляется на обучение в вечерние школы, средние специальные и высшие учебные заведения. Проводится целенаправленная подготовка кадров для системы МВД, включая профессиональное обучение работников, вновь принятых на службу, зачисленных в кадровый резерв и нуждающихся в повышении квалификации. Так, в соответствии с приказом начальника УМВД Крымской области от 3 апреля 1954 г. № 19 осуществляется 25-дневная подготовка оперативно-начальствующего, рядового и сержантского состава органа милиции на учебных сборах [9]. Кроме того, для прохождения первоначальной подготовки работники крымской милиции направляются на обучение и в другие регионы (Запорожский учебный пункт, Ждановский межобластной учебный пункт и др.) [10; 11].
В то же время с личным составом ежегодно проводятся занятия по политической, боевой и служебной подготовке. Руководство крымской милиции уделяет пристальное внимание повышению уровня культуры и милицейской этики работников наружной службы. Так, с 1 апреля 1970 г. при клубе УВД открылся университет культуры и милицейской этики, занятия в котором проводились за счет времени, отведенного на служебную подготовку. Начальники ОВД занимались организацией обучения личного состава вежливому и внимательному отношению к гражданам, повышением их общей культуры, улучшением профессиональной подготовки и высокой бдительности [12].
В сентябре 1964 г. создаются школы повышения оперативного мастерства по линии уголовного розыска, ОБХСС и следствия. Вместе с тем в декабре 1965 г. при УООП Крымской области создается временный учебный пункт по первоначальному обучению вновь принятых участковых уполномоченных (3 мес.) и милиционеров (2 мес.) [13]. С сентября 1974 г. учебное заведение функционирует как межобластная школа по подготовке младшего и среднего начальствующего состава, а с сентября 1985 г.
становится учебным центром УВД Крымоблис-полкома.
В январе 1980 г. УВД Симферопольского горисполкома становится базовым органом для межобластной школы подготовки младшего и среднего начальствующего состава УВД, осуществляется активная реализация практи-коориентированного подхода к обучению благодаря привлечению практических работников к учебному процессу. В январе 1987 г. в порядке эксперимента создается годичная школа подготовки резерва руководящих кадров на должности начальников ОВД.
Еще одним направлением укрепления кадрового ядра крымской милиции становятся воспитательная работа и морально-психологическое обеспечение. Вводятся должности заместителей начальников по политико-воспитательной работе, формируются и комплектуются соответствующие подразделения, что подчеркивает важность морально-психологической подготовки личного состава для эффективной реализации ими своих функций. Особое внимание уделяется поддержанию высокого уровня дисциплины и соблюдению законности работниками крымской милиции. С нарушениями жестко борются, вплоть до увольнения из ОВД и привлечения к уголовной ответственности. Однако приоритет отдается именно профилактике нарушений служебной дисциплины и укреплению кадров, в том числе за счет создания благоприятных условий труда. Вводится система стимулирования и поощрения (премии, конкурсы, социалистические соревнования между подразделениями и т.п.). Таким образом, работники поощрялись не только морально и материально, но и получали профессиональное признание. Вместе с тем принимаются меры по воспитанию личного состава на славных боевых и трудовых традициях, в духе патриотизма, привития любви к профессии. Так, в июле 1973 г. учреждается Приз имени участкового инспектора Кировского РОВД лейтенанта милиции М.М. Ласкина, погибшего при исполнении служебного долга, награжденного орденом Красной Звезды (посмертно) за мужество и самоотверженность, проявленные в борьбе с преступностью [14].
Существенное влияние на деятельность ОВД Крымской области оказывают достижения научно-технического прогресса. Увеличивается значение криминалистических методов расследования преступлений, улучшается техническое оснащение органов и подразделений внутренних дел, внедряется использование фото-, аудио- и видеотехники, средств связи,
93
расширяется применение служебных (слу-жебно-розыскных) собак. В 1968 г. при УООП начинает работать научно-технический совет, на заседаниях которого обсуждаются вопросы внедрения и использования технических средств и научных методов в практической деятельности. Также функционирует оперативно-технический кабинет, в котором размещаются дидактические средства и поступающая на вооружение специальная и криминалистическая техника. Для обобщения передового опыта и разработки мер по дальнейшему внедрению достижений науки и техники на базе Управления начинают проводиться научно-технические конференции [3].
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. начинается активная информатизация всех направлений оперативно-служебной деятельности милиции. Так, в июле 1978 г. в практическую деятельность ОВД Крымской области внедряется АИПС «Профилактика-Розыск», в которой обобщаются и систематизируются данные оперативно-розыскного, профилактического и аналитического характера, используемые в целях организации предупреждения и борьбы с уголовной преступностью [15]. В мае 1980 г. начинается эксплуатация АИПС выявления разыскиваемых лиц по их паспортным данным «Розыск-П» [16], а в июне того же года - АИПС дактилоскопической информации «След-2К» [17], автоматизированной системы статистической информации о дорожно-транспортных происшествиях («ДТП») [18], в октябре - автоматизированной системы непрерывного слежения за исполнением документов, взятых на контроль, а также рассмотрением писем, жалоб и заявлений граждан («АССИД») [19]. А в мае 1985 г. начинает эксплуатироваться типовой автоматизированный банк данных оперативно-розыскного и профилактического назначения.
Рекреационный потенциал и туристическая привлекательность Крымского полуострова обусловили специфику несения службы в весенне-летний период. В частности, в приказах начальника УВД указывается необходимость обеспечения максимальной плотности выставления нарядов в наиболее напряженное в оперативном отношении время (с 18 до 2 часов); доведения фактической нормы выходов личного состава вместе с дружинниками до 20 человек на 10 тыс. населения; проведения мероприятий по недопущению стоянок автотуристов в неположенных местах; активизации профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений; обеспе-
чения образцового внешнего вида работников ОВД и т.д. [20].
Изменение социально-экономической ситуации в стране и структуры преступности отражается и на организационной структуре ОВД. На рубеже 1980-1990-х гг. вводятся элементы хозрасчета, ОВД начинают оказывать платные охранные услуги населению, предприятиям и организациям. С учетом осложнения криминологической обстановки в структуре УВД формируются новые подразделения: отряды снайперов, подвижные (мобильные) группы милиции, подразделения оперативного реагирования, по борьбе с организованной преступностью и др. Одновременно усиливается контроль и повышается требовательность к начальникам городских и районных ОВД. Так, в 1987 г. в целях дальнейшего совершенствования системы оперативной информации и повышения эффективности реагирования на сообщения о происшествиях и преступлениях в регионе утверждается перечень оперативной информации о преступлениях и происшествиях, направляемой в дежурную часть УВД Кры-моблисполкома, а также инструкция о порядке сбора, обработки и представления таких сведений [21].
Безусловно, в механизме противодействия преступности важнейшее место занимает предупреждение правонарушений и соответствующих девиаций в поведении лиц, склонных к их совершению [22, с. 83-84]. Понимая это, 1 января 1988 г. руководство крымской милиции вводит в действие Инструкцию по системе непрерывного профилактического воздействия на правонарушителей «Контингент» [23]. Такое решение было связано с ростом количества рецидивных преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и несовершеннолетними; малоэффективным взаимодействием милиции с общественными формированиями в перевоспитании правонарушителей; неудовлетворительной индивидуально-воспитательной работой с наркоманами, нарушителями паспортных правил, неработающими, неблагополучными семьями, подростками-правонарушителями и др. В качестве экспериментальных площадок используются РОВД г. Симферополя.
Для популяризации деятельности и укрепления авторитета крымской милиции в глазах населения, формирования позитивного имиджа сотрудника ОВД совместно с Комитетом по телевидению и радиовещанию исполкома Крымского областного Совета народных депутатов на регулярной основе осуществляется
94
подготовка сюжетов и участие в телепередачах соответствующей тематики. Например, в 1987 г. тематический план телепередачи «02-СООБЩАЕТ» включает такие рубрики: состояние учета и сохранности готовой продукции на Симферопольском ликеро-водочном заводе; «По свежему следу» (репортаж об использовании специальных собак); «За трезвый образ жизни», «Пьянству бой!» (репортаж из медвытрезвителя); «В ответе за образцовый порядок» (репортаж из общественного пункта охраны порядка); «Фермам - надежную защиту от пожаров»; использование сигнализаций в профилактике квартирных краж и др. [24]. Такая целенаправленная информационно-пропагандистская работа не осталась незамеченной -вместо скупых оперативных сводок в средствах печати или новостных передачах крым-
1. Прохоров В. В. Органы внутренних дел Крымской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 годы) // Общество и право. 2015. № 4(54). С. 32-34.
2. Прохоров В. В. Органы милиции Крымской АССР в период сплошной коллективизации (1929-1932 гг.) // Евразийский юрид. журн. 2015. № 8(87). С. 147-149.
3. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 359. Л. 104-116.
4. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 47. Л. 161-163.
5. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 200-204.
6. Буткевич С. А. Участие граждан в охране общественного порядка в Крымском федеральном округе (теоретико-правовое исследование) // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 3 (29). С. 60-65.
7. Еремеев Д.В., Горелов М.А. Специфика правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Крым // Евразийский юрид. журн. 2017. № 4(107). С. 161-162.
8. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 424. Л. 9-10.
9. Архив МВД по РК, Ф. 1. Оп. 1. Д. 241. Л. 23.
10. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 306.
Л. 171-172.
11. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 306.
Л. 228-229.
12. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 379.
Л. 239.
13. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 339.
Л. 148-150.
14. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 415.
Л. 225-226.
чане видели не только реальную работу правоохранителей, но и были предупреждены об ответственности за совершение тех или иных правонарушений.
Следует отметить, что в период с 1954 по 1991 г. ОВД Крымской области прошли огромный путь, существенно укрепив за это время кадровый состав, усовершенствовав формы и методы охраны общественного порядка, приемы и способы противодействия преступности, в том числе благодаря привлечению общественности и активному использованию современных достижений науки и техники. Период относительной стабильности способствовал поступательному, интенсивному развитию крымской милиции. Распад СССР в 1991 г. послужил новым импульсом для преобразований и реформ в системе ОВД Крыма.
1. Prokhorov V.V. Interior services of the Crimea ASSR on the eve and during the Great Patriotic War (1939-1945) // Society and law. 2015. № 4(54). P. 32-34.
2. Prokhorov V. V. Militia organs of the Crimean ASSR in the period of the complete collectivization (1929-1932) // Eurasian law journal. 2015. № 8(87). P. 147-149.
3. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 359. Sh. 104-116.
4. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 47. Sh. 161-163.
5. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 351. Sh. 200-204.
6. Butkevich S.A. Participation of the citizens in public order protection in the Crimea federal district (theoretical-legal research) // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2015. № 3(29). P. 60-65.
7. Eremeev D.V., Gorelov M.A. Specifics of legal regulation of participation of citizens in public order protection on the territory of the Republic of Crimea // Eurasian law journal. 2017. № 4(107). P. 161-162.
8. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 424. Sh. 9-10.
9. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 241. Sh. 23.
10. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 306. Sh. 171-172.
11. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 306. Sh. 228-229.
12. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 379. Sh. 239.
13. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 339. Sh. 148-150.
14. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 415. Sh. 225-226.
95
15. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 472.
Л. 70-71.
16. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 503.
Л. 57-59.
17. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 504.
Л. 25-26.
18. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 508.
Л. 230-231.
19. Архив МВД по РК, Ф. 1. Оп. 1. Д. 510.
Л. 163-164.
20. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 551.
Л. 133-136.
21. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 610.
Л. 4-6.
22. Лебедев С.Я., Буткевич С.А. Инновационное развитие системы предупреждения преступлений террористического характера и экстремистской направленности: постановка проблемы // Общество и право. 2017. № 2(60). С. 83-89.
23. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 657. Л. 44-46.
24. Архив МВД по РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 602. Л. 180-183.
15. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op 1. D. 472. Sh. 70-71.
16. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 503. Sh. 57-59.
17. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 504. Sh. 25-26.
18. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 508. Sh. 230-231.
19. Archive of the MIA of the Republic of Crimea F. 1.Op. 1. D. 510. Sh. 163-164.
20. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 551. Sh. 133-136.
21. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 610. Sh. 4-6.
22. Lebedev S.Ya., Butkevich S.A. Innovative development of the system for preventing crimes of a terrorist nature and extremist orientation: formulation of the problem // Society and law. 2017. № 2(60). P. 83-89.
23. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 657. P. 44-46.
24. Archive of the MIA of the Republic of Crimea. F. 1. Op. 1. D. 602. Sh. 180-183.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Микитюк Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, начальник Крымского филиала Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Yu.V. Mikityuk, Candidate of History, Head of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
96