Прохоров Владимир Владимирович
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (тел.: +79780281718)
Органы внутренних дел Крымской АССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 годы)
В статье рассмотрены организация и деятельность органов внутренних дел Крымской АССР в 1939-1945 гг. Освещен комплекс условий и причин, повлиявших на реорганизацию системы ОВД полуострова, их внутреннюю структуру, основные и вспомогательные функциональные обязанности. Определены основные направления работы органов милиции.
Ключевые слова: органы внутренних дел, рабоче-крестьянская милиция, Народный комиссариат внутренних дел, охрана общественного порядка.
V.V. Prochorov, Master of History, Assistant Professor, Professor of the Chair of State and Law Disciplines of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79780281718.
Interior services of the Crimea ASSR on the eve and during the Great Patriotic War (1939-1945)
The articles deals with complex analysis of activity of the departments of Internal Affairs of the Crimean ASSR during 1939-1945 years. The complex of measures, conditions, which influenced the formation during the short period of time of system of the departments of Internal Affairs of the peninsular, their internal structure, the main and subsidiary functional duties are shown.
Key words: departments of Internal Affairs, workers and peasants militia, People's commissariat of Internal Affairs, protection of public order.
Логическим завершением мероприятий по ужесточению карательной политики Советского Союза и организации единой централизованной общесоюзной системы органов рабоче-крестьянской милиции (РКМ) явилось учреждение 10 июля 1934 г. НКВД СССР. Будучи союзно-республиканским наркоматом, НКВД СССР вновь возглавил руководство деятельностью создаваемых народных комиссариатов внутренних дел в союзных и управлений в автономных республиках. Одновременно из ведения республиканских наркоматов изымались некоторые функции, не имевшие прямого отношения к охране общественного порядка (ООП) [1, с. 43].
С ноября 1934 по февраль 1938 г. структуру управления НКВД СССР по Крымской АССР составляли: секретариат, управление РКМ (в свою очередь включавшее отдел уголовного розыска (УР), отдел регулировки уличного движения (ОРУД), отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), особую инспекцию УРКМ, а с 1936 г. и отдел лесной охраны); отдел местами заключения; отдел пожарной охраны, административно-хозяйственный и финансовый отделы [2, с. 292].
Руководителем республиканского УНКВД СССР по Крыму в 1935 г. был назначен майор государственной безопасности (что соответствовало воинскому званию РККА полковник. -
В.П.) Т.И. Лордкипанидзе. Его помощником и одновременно начальником управления РКМ республики стал майор милиции Я.А. Бухбанд.
Летом 1938 г. на сессии Верховного Совета Крыма утверждают новый состав СНК Крымской АССР. Среди двенадцати наркоматов автономии НКВД республики занимал одно из важнейших мест. В аппарате комиссариата функционировали: Главное управление РКМ (с отделами УР, БХСС, ГАИ, паспортно-регистра-ционным отделом и отделом лесной охраны), отдел актов гражданского состояния, архивный отдел. Обновленный наркомат внутренних дел возглавил кавалер орденов Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, член ВКП(б), 40-летний майор государственной безопасности А.И. Михельсон, через год на этом посту его сменит Г.Т. Каранадзе.
Кадровые перестановки не обошли и Главное управление РКМ. В январе 1940 г. на должность начальника управления будет назначен 44-летний кавалер ордена «Знак Почета», член ВКП(б) с 1919 г. Н.Д. Смирнов. В новой должности начальник Главмилиции пробудет до весны следующего года. В марте 1941 г. этот пост он уступит своему заместителю - М.С. Казакевичу.
Структура Главного управления милиции (с 25 февраля 1941 г. название «рабоче-крестьянская милиция» будет заменено на «милиция») Крымской республики в предвоен-
32
ную пору включала: политический отдел, отдел УР, отдел БХСС, отдел службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационный отдел, отдел железнодорожной милиции и ГАИ.
Героической страницей в истории крымской милиции является ее участие в Великой Отечественной войне. Начало боевых действий потребовало скорейшего изменения характера и содержания работы всех государственных органов без исключения и в первую очередь правоохранительных. Изменения, произошедшие в структуре НКВД Крымской АССР, в полной мере коснулись и органов милиции полуострова. Стремительно приближающийся театр военных действий потребовал срочной организационно-штатной перестройки на военный лад всех звеньев ОВД республики и других управлений наркомата. С июня 1941 г. обязанности милиции значительно расширялись. Теперь на нее стали возлагать не только борьбу с уголовниками, но и борьбу с дезертирами, паникерами, мародерами, вражескими корректировщиками огня, дезорганизаторами тыла [3, с. 160].
Освещая вопросы участия органов крымской милиции в Великой Отечественной войне, необходимо выделить несколько основных направлений их деятельности в военные годы: во-первых, это непосредственное участие в боях с немецко-румынскими оккупантами, во-вторых, охрана прифронтовой полосы, обеспечение ООП, борьба с уголовной преступностью и, наконец, в-третьих, участие в спецоперациях в составе партизанских отрядов. Особо следует отметить самоотверженность крымских милиционеров при обороне Севастополя в 1941-1942 гг.
Несмотря на то, что бои за удержание Крыма как важнейшего стратегического плацдарма южного участка советско-германского фронта длились более 2-х месяцев, к концу октября 1941 г. советскому командованию пришлось смириться с потерей практически всего полуострова и полностью сосредоточиться на обороне г. Севастополя. К ноябрю 1941 г. Севастопольский гарнизон милиции количественно пополнился за счет части центрального аппарата НКВД Крыма и личного состава Евпаторийского, Сакского, Бахчисарайского, Ялтинского и Алуштинского городских и районных управлений милиции [4, с. 71]. Здесь следует отметить, что в рядах защитников города плечом к плечу с сотрудниками крымской милиции воевали милиционеры Николаевской, Одесской и Херсонской областей, эвакуированные на полуостров с частями Отдельной Приморской армии.
Пополнение в рядах рКм позволило сформировать под командованием начальника городского управления, кавалера ордена «Знак Почета» В.И. Бузина сводный отряд севастопольской милиции в количестве 120 человек
и перебросить его на передовой рубеж обороны города. В блокированной военно-морской базе оставшиеся милиционеры не только несли службу по ООП и борьбе с преступностью, но и выполняли много других обязанностей, возникших в связи с военной обстановкой. С ноября 1941 г и по июль 1942 г. в окруженной крепости все силы милиции вновь возглавлял Н.Д. Смирнов.
С целью ослабления натиска немецко-румынских войск, штурмующих Севастополь, Крымский обком ВКП(б) постановил: усилить разведывательно-диверсионную работу в тыловых районах противника и в первую очередь -на шоссейных и железных дорогах. Для выполнения этих задач осенью 1941 г. из части сотрудников Севастопольского гарнизона милиции был сформирован отряд в количестве 48 человек под командованием бывшего начальника ОБХСС Севастопольского городского управления милиции Н. Кобрина. После перехода линии обороны милиционеры в период проведения оперативных мероприятий тесно взаимодействовали с Ялтинским, Симферопольским и Евпаторийским партизанскими отрядами.
В декабре 1941 - январе 1942 г. работники Севастопольской, Евпаторийской и Сакской милиции принимали активное участие в Кер-ченско-Феодосийском и Евпаторийском десантах [4, с. 183]. Кроме них, в состав десантов входили оперативные группы милиции, укомплектованные сотрудниками, ранее эвакуированными из Крыма в Краснодар. Целью морских десантов было овладение Керченским полуостровом, отвлечение частей 11А генерал-полковника Э. фон Манштейна от Севастополя и создание плацдарма для дальнейшего освобождения Крыма.
Летом 1942 г. из-за ухудшившейся стратегической обстановки Главное управление милиции (ГУМ) НКВД Крыма вынуждено было эвакуироваться из осажденного города на Северный Кавказ и далее в Закавказье.
В апреле 1944 г. после тяжелых боев Советские войска прорвали немецко-фашистские укрепления Турецкого вала на Перекопском перешейке и ворвались на полуостров. Вместе с передовыми армейскими частями 4-го Украинского фронта на крымскую землю вступили оперативные группы ГУМ НКВД Крыма. К концу мая 1944 г. восстановленный и реорганизованный аппарат НКВД Крыма пополнил свою структуру отделом местной противовоздушной обороны, отделом исправительно-трудовых учреждений, отделом по борьбе с детской беспризорностью и бродяжничеством, а управление милиции - оперативным отделом.
Общее руководство НКВД Крымской АССР в этот период осуществлял комиссар государственной безопасности 3 ранга (что соответствовало воинскому званию СА генерал-лейтенанта. - В.П.) Сергиенко.
33
По мере освобождения населенных пунктов автономии от немецко-румынских оккупантов возобновлялась работа городских управлений и районных отделов внутренних дел. Перед органами милиции Крымской АССР встали первоочередные задачи по дальнейшему укреплению общественного порядка, борьбы с преступностью в республике, ликвидации беспризорности несовершеннолетних. Неоценимую помощь работникам милиции в этом деле оказывали партизанские отряды.
Одними из первых в г. Симферополь 13 апреля 1944 г. вошли партизанские отряды Северного соединения Крыма. В приказе № 1 командира соединения П.Р. Ямпольского указывалось: «Охрана революционного порядка в городе осуществляется партизанами». В связи с этим, руководство партизанским соединением требовало от всех граждан города строжайше соблюдать революционный порядок и оказывать всемерное содействие партизанам в борьбе с мародерами, шпионами и лицами, нарушающими порядок в городе. По этому поводу газета «Красный Крым» 16 апреля 1944 г. писала: «Борьба еще не кончена. Различные провокаторы и темные личности пытаются кое-где забраться в магазин, в склад, на предприятие и поживиться за счет народа. Необходимо немедленно, железной рукой, навести строгий революционный порядок в республике. Всех мародеров, воров, провокаторов и шпионов привлекать к самой строгой ответственности и судить по законам военного времени».
После окончания боевых действий в республике велась активная работа по ликвидации последствий войны. Выполняя постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», органы внутренних дел поэтапно возвращались к своим прямым обязанностям, параллельно оказывая всемерное содействие процессу восстановления 149 полностью разрушенных и сожженных городов и сел полуострова.
1. Воробейкова Т.У. Советская милиция в годы борьбы за социалистическую реконструкцию народного хозяйства (1926-1934 гг.) // Тр. Киев. высш. шк. МВД СССР. 1977. № 11.
2. Прохоров В. В. Милиция Крымской АССР как составная часть ГПУ и НКВДавтономии (19301941 гг.) // Крым. юрид. вестн. 2010. Вып. 2(9). Ч. I.
3. Советская милиция: история и современность (1917-1987 гг.). М, 1987.
4. Казакевич М.С. Милиция остается на посту. Симферополь, 1963.
5. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. Р - 4093. Оп. 1. Д. 3.
Сталкиваясь с трудностями острейшей нехватки кадров, органы милиции Крыма в короткое время смогли полностью восстановить все городские и районные управления, организовать охрану предприятий и учреждений, эффективно провести противодиверсионные и противопожарные мероприятия, осуществить сбор военного имущества и снаряжения, брошенного отступающими немецкими и румынскими частями.
Война существенно усложнила деятельность органов милиции по борьбе с уголовной преступностью. Однако в результате улучшения оперативной работы общий процент раскрываемости уголовных преступлений существенно увеличился. Так, в течение апреля - июня 1945 г. только по Ялте и Ялтинскому району было совершенно 196 уголовных преступлений, при этом раскрытие составило 65,8%. Примечательно то, что за этот период не было зарегистрировано ни одного убийства и грабежа [5, л. 6]. Борьба с преступностью в период с апреля 1944 г. по июнь 1945 г. осложнялась значительной миграцией населения полуострова. В этих условиях первостепенное значение стали приобретать такие направления деятельности милиции, как охрана прав и законных интересов граждан, борьба со спекуляцией, соблюдение паспортной и разрешительной систем.
Восстановленная довоенная структура органов милиции полуострова эффективно действовала и не менялась вплоть до 30 июня 1945 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР.
Таким образом, на протяжении 1939-1945 гг. в структуре органов милиции Крымской АССР постоянно происходили качественные и количественные изменения, которые проводились с целью поиска лучшего организационного построения ОВД. Проводимая работа способствовала приобретению необходимого опыта в деле организации службы, укрепления ООП на полуострове и улучшения борьбы с преступностью.
1. Vorobeykova T.U. Soviet militia during the years of fight for socialist reconstruction of national economy (1926-1934) // Proc. of Kiev higher school of Interior Ministry of the USSR. 1977. № 11.
2. Prochorov V.V. Militia of the Crimean ASSR as a constituent of HPB and PCIA of the autonomy // Crimean law bull. 2010. Iss. 2(9). Pt. 1.
3. Soviet militia: history and contemporary state (1917-1987). Moscow, 1987.
4. Kazakevich M.S. Militia stays on sentry duty. Simferopol, 1963.
5. State Archives of the Republic of Crimea (SARC). F. R - 4093. Inv. 1. R. 3.
34