Научная статья на тему 'Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел'

Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8301
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ИМИДЖ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАСЕЛЕНИЕ / PROPAGANDA / CANVASSING / BUILDING / INFORMING / POLICE / PUBLIC OPINION / LEGAL CONSCIOUSNESS / IMAGE / MASS MEDIA / POPULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимко Светлана Александровна, Жайворонок Артем Викторович

В статье рассматриваются сходство и различия пропаганды и агитации в деятельности ОВД, их назначение, соотношение с социальной рекламой, способы распространения агитационных и пропагандистских материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимко Светлана Александровна, Жайворонок Артем Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propaganda and Canvassing in the Interior Ministry Agencies’ Activity

The article focuses on similarities and distinctions between propaganda and canvassing in law enforcement, their purposes, proportion to social advertizing, means of disseminating canvassing and propaganda materials.

Текст научной работы на тему «Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ, ПРАВОВОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 343.9 (075)

I ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ | В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. А. Тимко, А. В. Жайворонок

В статье рассматриваются сходство и различия пропаганды и агитации в деятельности ОВД, их назначение, соотношение с социальной рекламой, способы распространения агитационных и пропагандистских материалов.

Ключевые слова: пропаганда, агитация, формирование, информирование, полиция, общественное мнение, правосознание, имидж, средства массовой информации, население.

Пропаганда (propaganda) в переводе с латинского языка — это то, что следует распространять. Современные словари предлагают различные определения этого термина. Вот некоторые из них: пропаганда — распространение каких-либо идей, учений, воззрений, взглядов, знаний в обществе 1 . Пропаганда — 1) распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов; 2) политическое или идеологическое воздействие на широкие массы 2. Пропаганда — распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения 3. Пропаганда — распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения 4.

Как можно заметить, все авторы сходятся на том, что основой пропаганды является информационная составляющая, призванная ознакомить широкий круг людей с определенными представлениями, понятиями, мнениями, суждениями, знаниями в той или иной области, а в ряде случаев сформировать общественное мнение в том или ином ключе.

Очень близкой по целям, методам, содержанию к пропаганде является агитация (от лат. agitatio) — приведение в движение. Встречаются такие ее определения: агитация — распространение каких-либо идей (в том числе с помощью средств массовой информации) в целях воздействия на сознание, нас-

троение, общественную активность широких масс 5. Агитация — устная или печатная деятельность (отдельных лиц, партий, средств массовой информации и т. п.) по распространению своих взглядов, идей среди населения для формирования определенного общественного мнения, отношения 6. Агитация — активная деятельность по распространению политических идей средствами массовой информации, устных выступлений с целью оказать воздействие на широкие массы 7. Агитация — воздействие в определенном направлении на мировоззрение, политические убеждения и общественную активность народных масс 8. Суть агитации сводится к доведению до целевой аудитории (путем бесед, выступлений лично и в СМИ, использования наглядных, графических средств и т. п.) определенной идеи, побуждающей население к активным действиям.

Из представленных определений вытекает, что общим для пропаганды и агитации являются: а) распространение выгодных кому-либо взглядов, идей; б) стремление изменить сложившиеся отношения для решения определенных задач; в) воздействие на широкий круг людей; г) активное использование средств массовой коммуникации. Кроме того, и та и другая, по сути, являются элементами психологического воздействия.

При всем сходстве пропаганды и агитации, они имеют и заметные отличия. Так, пропаганда призвана информировать о чем-либо для достижения некой цели, агитация же направлена на то, чтобы сформировать у людей определенное мнение и подтолкнуть к тому или иному варианту поведения. Агитация более ориентирована на конечный результат. Кроме того, пропаганда носит менее навязчивый характер и нередко осуществляется скрытно, внешне выглядит как банальное информирование о событиях, агитация же очевидна для населения. Агитация, как правило, имеет четко определенные объекты воздействия и конкретные, отчетливые цели; пропаганда — более обобщенные.

В. Т. Томин еще более тридцати лет назад, говоря о необходимости взаимодействия ОВД со СМИ, относил пропаганду и агитацию к различным уров-

ням сотрудничества. Пропаганду он характеризовал как правовое воспитание населения, а агитацию — как побуждение населения к оказанию помощи государственным органам в раскрытии конкретного преступления, расследовании конкретного уголовного дела. По его мнению, посредством агитации улучшаются условия для раскрытия и расследования конкретного преступления, а также более эффективными средствами продолжает решаться задача правового воспитания 9.

Безусловно, пропаганда и агитация являются необходимыми направлениями деятельности МВД России. Они призваны оптимизировать взаимодействие с населением в целях предупреждения и раскрытия противоправных деяний, улучшить имидж полиции и в конечном счете способствовать стабилизации криминальной остановки и улучшению качества жизни россиян.

Федеральный закон «О полиции»10 в свете сложившейся социальной обстановки одним из принципов деятельности полиции зафиксировал открытость и публичность. Известно, что «...секретность снижает эффективность деятельности органов в государственной власти, порождает бюрократизм, коррупцию, нарушение законов. Открытость информации позволяет людям следить за деятельностью власти и создает основу для контроля ее работы»11, делает понятными принимаемые решения.

Отдельное внимание указанный Закон уделил необходимости обеспечения обоснованности и понятности для граждан своих действий, общественного доверия к себе и поддержки со стороны населения. В обязанности полицейским вменено участие в пропаганде правовых знаний.

Ведомственное законодательство также относит к числу задач территориальных органов внутренних дел пропаганду правовых знаний12. В числе основных задач информационного обеспечения деятельности ОВД названы:

— информирование государственных и муниципальных органов, граждан о деятельности ОВД по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

— размещение в средствах массовой информации и коммуникации материалов о деятельности подразделений МВД России;

— мониторинг СМИ, информационно-телекоммуникационной сети Интернет и реагирование на материалы в СМИ, содержащие информацию критического и проблемного характера, а также недостоверные сведения о деятельности ОВД;

— привлечение граждан, представителей СМИ и институтов гражданского общества к оказанию содействия органам внутренних дел в охране обще-

ственного порядка, обеспечении общественной безопасности, противодействии преступности;

— формирование положительного образа сотрудников ОВД13.

В целях повышения престижа службы в ОВД, а также формирования позитивного общественного мнения о служебной деятельности сотрудников, укрепления доверия к ним со стороны граждан проводится литературный конкурс МВД России «Доброе слово»14. Конкурс призван: стимулировать создание высокохудожественных произведений, достоверно отражающих историю, традиции и героику службы в ОВД; формировать позитивный имидж службы в ОВД; пропагандировать примеры проявления мужества и героизма сотрудниками при исполнении служебного долга; совершенствовать формы и методы взаимодействия ОВД с учреждениями культуры, общественными организациями, творческими союзами и средствами массовой информации.

В конкурсе принимают участие сотрудники ОВД, федеральные государственные гражданские служащие и работники системы МВД России, военнослужащие и лица гражданского персонала внутренних войск, пенсионеры ОВД и внутренних войск, члены их семей. В номинации «Общество о милиции» участвуют авторы, пишущие на правоохранительную тематику, из числа лиц, не проходящих службу (не работающих) в системе МВД России.

Министерство внутренних дел РФ учредило премию МВД России в области литературы и искусства и премию МВД России в области науки и техники за произведения и другие результаты творческой деятельности, повышающие престиж службы в ОВД РФ и внутренних войсках МВД России, доверие граждан к деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, пропагандирующие открытость и публичность деятельности МВД России, совершенствующие взаимодействие Министерства с представителями средств массовой информации, институтов гражданского общества и гражданами Российской Федерации. Премии могут присуждаться сотрудникам ОВД, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим, работникам системы МВД России, гражданам и организациям15. Эта премия вручается ежегодно министром внутренних дел Российской Федерации в ходе церемонии вручения государственных наград и ведомственных знаков отличия сотрудникам и военнослужащим, посвященной профессиональному празднику сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Следует учитывать, что определенный вклад в деятельность системы МВД вносят ветеранские организации ОВД, участвуя в работе по пропаганде правовых знаний среди населения, формированию в обществе позитивного отношения к правоохранитель-

ным органам. Министром внутренних дел предписано оказывать содействие Российскому совету ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск в широком освещении в СМИ материалов о деятельности ветеранских организаций ОВД по:

— оказанию помощи МВД России в борьбе с преступностью, о мероприятиях и акциях ветеранов по пропаганде героизма, проявленного сотрудниками и военнослужащими системы МВД России;

— формированию общественного признания службы в ОВД 16.

В частности, ветераны участвуют в заседаниях школьных Советов профилактики, других общественных органов управления образовательными учреждениями, выступают на родительских собраниях, классных часах, где разъясняют основы административного, уголовного законодательства, ответственность родителей за воспитание, обучение, содержание детей. Кроме того, они ведут военно-патриотическую работу, занимаются идейно-нравственным воспитанием молодежи, посещают семьи погибших сотрудников, участвуют в литературных конкурсах и пр. Такие акции освещаются в средствах массовой коммуникации.

В г. Омске несколько лет проводится смотр-конкурс среди участковых уполномоченных полиции города, целью которого является повышение эффективности работы участковых пунктов полиции, стимулирование деятельности и поднятие престижа профессии участковых уполномоченных полиции, укрепление связи с населением и органами территориального общественного самоуправления. Критериями оценки работы участковых уполномоченных являются организация и проведение правовой пропаганды среди населения г. Омска; отзывы граждан о работе участкового уполномоченного полиции; взаимодействие с общественными формированиями правоохранительной направленности, привлечение населения города к охране общественного порядка17.

Для повышения правовой культуры граждан в городе действуют пять юридических клиник, расположенных во всех административных округах г. Омска. Студенты старших курсов под наблюдением преподавателей бесплатно оказывают гражданам консультативную помощь; ведут разъяснение правовых актов; осуществляют подготовку устных и письменных ответов для граждан; составляют исковые заявления, заявления, жалобы; предоставляют информацию о способах решения правовой проблемы и организациях, которые могут помочь в решении проблемы и др. Безусловно, это имеет большое значение в повышении правовой культуры. Однако соответствующей широкомасштабной рекламы о работе подобных кабинетов, их местонахождении в городе практически не было. В результате население не знает о возможности обращения в них.

Целям агитационной и пропагандистской деятельности вполне может служить социальная реклама, к которой уже давно «в развитых странах. относятся как к своеобразному средству профилактики человеческих пороков и ошибок»18. Она способна стать механизмом формирования общественного мнения об органах внутренних дел в нужном ключе и уверенности граждан в защищенности от криминала, инструментом повышения активности граждан в сотрудничестве с полицией, средством доведения до населения важной информации с точки зрения профилактики правонарушающего и виктимного поведения.

На региональном уровне как одно из основных направлений развития муниципальной социальной рекламы в г. Омске обозначено формирование и развитие позитивных общественных явлений и процессов, в частности: пропаганда ценности жизни (безопасность дорожного движения, повышение бдительности граждан и др.), законопослушного образа жизни, ценности правопорядка19.

Основными инструментами социальной рекламы служат: реклама на телевидении, в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, на радио, в прессе; печатная продукция (распространение листовок, памяток, газет, объявлений); наружная реклама. При этом средство распространения информации выбирается исходя из предполагаемой эффективности воздействия того или иного рекламного средства, предполагаемой аудитории, к которой обращено сообщение. Традиционно наиболее востребованным является телевидение.

Пропаганда и агитация должны воздействовать на такие уровни правосознания, как правовая идеология, правовая психология, индивидуальные знания о праве, личностные ценности индивида и субъективная воля индивида, т. е. иметь интеллектуальную и психологическую составляющую.

При этом не ставится задача выработать у людей новые потребности, убеждения, стереотипы, а приспособить имеющиеся к их целям и нуждам.

Пропаганда должна быть направлена на дефекты правосознания:

1) правовое невежество, проявляющееся в незнании правовых норм, правовых запретов или предписаний, правомочий, юридических процедур и пр.;

2) правовой нигилизм, а именно его легист-ское проявление, когда господствует негативное отношение к действующему законодательству и распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения; он имеет социологическое выражение, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым; и, наконец, собствен-

но правовой нигилизм, когда свобода и формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе20. В этом ключе А. Б. Мартыненко говорит об актуальности воздействия на пустившее глубокие корни в современном российском обществе перерожденческое правосознание, характеризующееся не только степенью общественной опасности, но и мотивацией, и основанное на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности21;

3) правовой негативизм, при котором граждане, скептически относясь к праву, осознанно игнорируют его нормы и предписания;

4) правовой инфантилизм, для которого характерны несформированность, отсутствие минимума правовых знаний, который обусловливает социальноправовую активность гражданина, регуляцию собственного поведения и правильную оценку по применению права22 и, как результат, безответственное, легкомысленное отношение к требованиям закона;

5) неумение лица следовать в своем поведении правовым нормам: предвидеть последствия своих поступков, контролировать поведение, использовать законные средства удовлетворения потребностей и нужд и пр.

Пропаганда и агитация должны носить доступный, простой и понятный населению характер, заинтересовывать, затрагивать актуальные для него темы и вопросы. Люди прислушиваются, воспринимают и впоследствии руководствуются той информацией, которая им близка, осмысленна, которой они верят. «С той информацией, которая. непонятна, не нравится, не сходится с убеждениями, представлениями, привычками, индивид поступает сообразно: или не потребляет ее совсем, или воспринимает частично, а иногда и трансформирует заложенную в ней идею определенным образом»23.

Следует учитывать и то, что человек со временем забывает полученную информацию. Согласно З. Фрейду, забывание — самопроизвольный процесс, при котором происходит отбор наличных впечатлений, равно как и отдельных элементов каждого данного впечатления или переживания. При этом то, что у одного прочно сохранилось в памяти, другой все забывает, нет оснований утверждать, что данное впечатление было для первого более значительно, чем для второго24. Это говорит о том, что сведения, которые нужно донести, должны приобрести для лица значение личного интереса.

В ряде случаев пропаганда и агитация могут содержать сенсационные сведения. Это будет способствовать большей социальной активности.

Способы распространения агитационных и пропагандистских материалов в большинстве своем аналогичны, по сути, инструментам социальной рекламы. Наиболее результативными, по понятным причинам, являются средства массовой информации. В рамках телевизионного вещания это могут быть специализированные передачи, рекламные ролики, фильмы, интервью и пр.; в радиоэфир целесообразно включать специальные рекламные передачи, рекламные ролики по ходу радиопередач. Некоторую пользу может принести и периодическая печать — федеральная, региональная, ведомственная, а также газеты, распространяемые бесплатно. Отдельно следует упомянуть различного рода справочники (например, справочник телефонов и адресов экстренных служб, социальных служб, бесплатных юридических клиник, анонимных служб и т. п.); информацию в специализированных изданиях для граждан отдельных категорий (медики, сотрудники банков, сотрудники образовательных учреждений и пр.).

Все большую актуальность в социальной среде приобретает Интернет. Поэтому нельзя пренебрегать и его возможностями: электронная почта, Youtube, форумы, размещение текстов, видеороликов, агитационных плакатов, демотиваторов и пр. на официальных сайтах МВД и т. п.

Полезной может оказаться и sms-рассылка на мобильные телефоны (например, номеров телефонов доверия МВД).

«Уличные» экспозиции, используемые для рекламы, тоже могут быть полезны. К таковым относятся щиты с информацией, растяжки, роллеры, светящееся панно с неподвижными или бегущими надписями («бегущая волна»); сити-лайты — рекламные конструкции относительно небольших размеров, имеющие две рекламные стороны и внутреннюю подсветку, как правило, располагаются в местах активного пешеходного потока; мультивизионные плакаты — три или четыре изображения на трех- или четырехгранных синхронно вращающихся призмах.

Сыграют свою роль и памятки, листовки, буклеты, которые следует размещать на информационных стендах, досках объявлений, раскладывать в почтовые ящики, оставлять в общественных местах (магазины, поликлиники, автомойки, образовательные учреждения и пр.).

Важна организация уличных акций, мероприятий, их предварительная реклама и последующее освещение в СМИ, например: спортивных соревнований, где выступит команда сотрудников; ролевых игр в парке для дошкольников для обучения правилам дорожного движения, с использованием рации, жезлов, другой атрибутики сотрудника ГИБДД; проведение конкурсов на лучшие рисунки, надписи, граффити правоохранительной тематики (на асфальте, заборах).

Подводя итог, подчеркнем, что какие бы усилия ни предпринимало МВД России, успехи пропагандисткой и агитационной работы будут посредственными без заинтересованности в ней государства, его помощи и поддержки. Воздействие на настроение, сознание, социальную активность граждан должно быть системным, комплексным, перманентным, использовать все возможные средства и механизмы воздействия. Особый акцент следует сделать на работе с детьми, подростками и молодежью, которые в ближайшем и отдаленном будущем будут формировать социальный фон. Сложившаяся ситуация, когда «в государственной молодежной политике (как, впрочем, и во всей внутренней политике современного Российского государства.) преобладает либеральный подход, который подразумевает под предлогом плюрализма максимальное дистанцирование государственных институтов от участия в процессе формирования, продвижении и модернизации системы традиционных ценностей нашего общества» 25, требует незамедлительного разрешения.

1 Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 499.

2 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998. С. 1018.

3 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2003. С. 616.

4 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М., 2000. С. 986.

5 Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 26.

6 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. С. 28.

7 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 18.

8 Ефремова Т. Ф. Указ. соч. С. 10.

9 Томин В. Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью : учеб. пособие. Горький, 1976. С. 27-28.

10 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (п. 6 ст. 9) : в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8, 10 февр.

11 Вишняков В. Г. Технология на службе демократии // Законодательство и экономика. 2012. № 5. С. 9.

12 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 28.

13 О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД

России [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 6 сентября 2011 г. № 995. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

14 О литературном конкурсе МВД России «Доброе слово» [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1147. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

15 О премиях Министерства внутренних дел Российской Федерации в области литературы и искусства, в области науки и техники (вместе с Положением о премиях Министерства внутренних дел Российской Федерации в области литературы и искусства, в области науки и техники : приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1223 // Рос. газета. 2012. 20 янв.

16 О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции города Омска и участковых пунктов полиции города Омска : постановление мэра города Омска от 26 сентября 2006 г. № 275-п : в ред. постановления мэра города Омска от 31 января 2013 г. № 99-п // Третья столица. 2006. 5 окт.

18 Кирилловых А. А. Социальная реклама: подходы к нормативному определению и правовому регулированию // Законодательство и экономика. 2012. № 10. С. 80.

19 Концепция развития социальной рекламы в городе Омске : утв. постановлением мэра г. Омска от 11 августа 2006 г. № 244-п. таЬ http://www.omsk.rU/www/omsk.nsf/0/104084F3D 64В869РС625747А00169717?0ре^0сите^ (дата обращения: 30.11.2012).

20 Левентюк А. В. Правовой нигилизм и правовой цинизм: понятия, сходство и различия // Общество и право. 2008. № 3. С. 47.

21 Мартыненко А. Б. Воздействие госнасилия на правосознание российских граждан // Общество и право. 2008. № 3. С. 52 ; Еремина Е. С. Гражданское воспитание в России. История и современность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3 (46). С. 45-46.

22 Тугушев А. Правовое воспитание как средство укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений // Военно-юридический журнал. 2007. № 8. С. 30.

23 Социология массовой коммуникации : учебник для вузов. СПб., 2003. С. 178.

24 Фрейд З. Избранное / сост., общ. ред. и предисл. А. И. Белкина. М., 1989. С. 175.

25 Елишев С. О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 9. С. 9 ; Кривошеева О. Р., Чусовитина О. М., Герман Е. В. Социальная ответственность как основа поведения личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1 (48). С. 52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.