УДК 3 5 1.74
Владимир Ефимович ШИНКЕВИЧ,
начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор социологических наук, доцент
Ирина Анатольевна МУЖЕЦКАЯ,
начальник отдела информации и общественных связей ГУВД по Красноярскому краю
ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Одним из важнейших средств передачи информации, обеспечивающей процесс взаимодействия человека и общества в реализации важнейших проектов жизнедеятельности, являются средства массовой информации (коммуникации) как система учреждений, реализующих процесс публичного распространения идей, учений, теорий, общественно значимой информации и воспитывающих социальные чувства, формирующие привычки, определяющие побуждения и намерения. В полной мере данное воздействие проявляется и по отношению к сотрудникам института органов внутренних дел, призванным реализовывать задачи информационно-пропагандистского обеспечения деятельности ОВД, совершенствовать и укреплять взаимодействие со СМИ, способствовать формированию положительного образа сотрудника.1
Сегодня Министерством внутренних дел Российской Федерации значительное внимание уделяется развитию ведомственных информационных систем (Правоохранительный портал Российской Федера-
ции), принимаются меры по повышению актуализации материалов, размещенных в ведомственных печатных и электронных СМИ (журналы «Вестник МВД России», «Экономический вестник», «Медицинский вестник МВД», «Милиция», газеты «Щит и меч», «Опасный возраст», альманах «Профессионал» и др.). Руководителями органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации уделяется большое внимание развитию форм и методов взаимодействия со средствами массовой информации, огромный опыт в организации данной работы накоплен ГУВД по Красноярскому краю, которое взаимодействует со всеми средствами массовой информации, имеющими общественно-политическую и социальную направленность и функционирующими на территории края.
Целенаправленная работа по организации коммуникативного взаимодействия ОВД и СМИ позволяет добиться большей открытости, социальной ориентации и социальной ответственности ОВД, способствует как формированию положитель-
ного имиджа сотрудника милиции, так и повышению уровня и качества референтной составляющей власти института ОВД, которая предполагает выработку в сознании населения уверенности в том, что именно милиция не просто должна, а способна защитить законные права и интересы граждан.
Однако появление новых форм взаимодействия ОВД и СМИ в ряде регионов России происходит по-прежнему во многом реактивно, без качественной проработки механизмов, приемов и форм коммуникативной деятельности, что связано как с ограниченным числом штатных специалистов по связям с общественностью, так и с недостаточным опытом организации данной работы руководителями подразделений органов внутренних дел. Во многом это является следствием того, что сегодня практически отсутствуют в учебных планах образовательных учреждений органов внутренних дел спецкурсы1, отдельные темы по проблемам взаимодействия ОВД и СМИ. Будущим руководителям органов внутренних дел всех уровней приходится набирать знания и опыт данной работы лишь в процессе профессиональной деятельности, зачастую субъективно определять каналы связи со СМИ, приоритеты в формах и методах взаимодействия, предоставления правовой информации населению.
Одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел по повышению имиджа сотрудников милиции среди населения в общественном сознании является выстраивание системы и расширение сотрудничества со средствами массовой информации.
По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия, в Красноярском крае зарегистрированы 962 средства массовой информации, из них 819 - печатных изданий, 88 - телевизионных, 40 -радио, 15 - информационных агентств. На территории Красноярского края за-
регистрированы 28 собственных представительств и корреспондентов центральных СМИ, в том числе 5 представительств телеканалов («1 канал», «РТР», «НТВ», «РЕН-ТВ», «ТВЦ»), 11 - печатных изданий («Известия», «Континент-Сибирь», «Парламентская газета», «Коммерсант», «Российская газета», «МК» в Красноярске», «Комсомольская правда», «Жизнь», «За рулем», «Аргументы и факты», «Аргументы и факты недели»), 6 -информационных агентств («РИА-Новости», «РИА-«Сибирь», ИТАР-ТАСС, ИТАР-ТАСС-ФОТО, «Интерфакс», «Федерал Пресс») , 6 - радиокомпаний («Русское радио», «Шансон», «Центр России», «Ев-ропа+», «Маяк», «Дорожное радио»). Количество СМИ, постоянно взаимодействующих с ОВД, по Красноярскому краю составляет 247 - все те, кто имеют общественно-политическую и социальную направленность.
В целях совершенствования информационной политики и повышения имиджа сотрудников милиции, а также профессионально-воспитательной работы с личным составом в ГУВД по Красноярскому краю функционируют ведомственные средства массовой информации: еженедельная 15-минутная программа «Дзержинского, 18», ежемесячные газеты «Красноярская милиция», «Госавтоинспекция Красноярья» (тиражи 999 экземпляров).
В ГУВД по Красноярскому краю функционирует официальный веб-сайт www.krasguvd.ru, которым состоит из 13 разделов: «Руководство», «Структура ГУВД», «Розыск», «Общественная приемная», «Общественный совет», «Вопрос-ответ», «Для СМИ», «Публикации», «Фото-и видеоархив», «Знакомьтесь, ваш участковый» , «Сайты правоохранительных органов», «Это должен знать каждый», «Прием обращений граждан».
На сайте в разделе «Фото и видеоархив» размещается телепередача ГУВД по Красноярскому краю «Дзержинского, 18», в разделе «Публикации» - газета «Красноярская милиция». Также имеют-
ся ссылки на официальные сайты УГИБДД ГУВД по Красноярскому краю, УФМС России по Красноярскому краю, отдела «К» ГУВД, СибЮИ МВД России, официальные сайты районных органов внутренних дел края и порталы других правоохранительных органов. С целью оперативного распространения сведений и информирования населения о деятельности милиции ОИиОС ГУВД инициировало создание интернет-сайтов в крупных муниципальных образованиях края. Кроме того, в пяти городах и районах края функционируют собственные интернет-сайты. На 6 интернет-сайтах муниципальных образований созданы веб-странички органов внутренних дел, где регулярно размещается информация правоохранительной направленности .2
В целях пропаганды деятельности органов внутренних дел и широкого информирования населения используются и другие информационные источники: официальный сайт администрации Губернатора Красноярского края, где в разделе «Правопорядок и безопасность» имеется ссылка на сайт ГУВД по Красноярскому краю и ГИБДД ГУВД; сайт информационного агентства «Ньюслаб», где в разделе «Досье» размещена справочная информация о ГУВД по Красноярскому краю с адресами и телефонами. В рамках информационного обмена и взаимодействия с другими правоохранительными органами ссылка на сайт ГУВД размещена на официальном портале Управления федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.
В соответствии с краевой целевой программой «Профилактика правонарушений на 2007-2009 годы» «Независимым информационным агентством» создана вебстраница «Зона без опасности», где размещаются материалы профилактической направленности.
В радиоэфире выпускается еженедельная радиопередача «ГИБДД сообщает» («Дорожное радио»).
Как видим, арсенал средств, форм, методов и возможностей взаимодействия
органов внутренних дел со средствами массовой информации по созданию положительной репутации достаточно широк. При этом необходимо четко уяснить каждому сотруднику милиции, что в отличие от образа института органов внутренних дел, который складывается в общественном мнении под влиянием разных потоков информации, имидж сотрудника ОВД формируется целенаправленно, с учетом особенностей восприятия данного института населением.
К основным формам взаимодействия ОВД со СМИ специалисты относят:
• информирование СМИ о деятельности органов внутренних дел (как инициативное, так и ответы на запросы представителей СМИ в соответствии с Законом «О средствах массовой информации») . ГУВД по Красноярскому краю, Сибирским юридическим институтом МВД России накоплен положительный опыт по формированию каналов передачи информации о деятельности организаций, направлению пресс-релизов и информационных писем средствам массовой информации о предстоящих и прошедших мероприятиях;
• аккредитацию журналистов при ГУВД, УВД, ОВД. В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» органы внутренних дел на основе утвержденного положения могут проводить аккредитацию журналистов. Аккредитация призвана обеспечить доступ журналистов к интересующей их информации о деятельности органов внутренних дел. С одной стороны, она дает журналистам ряд преимуществ (первоочередное право на получение информации, использование материалов оперативных съемок ОВД) , с другой - налагает на них обязанности объективного, нетенденциозного освещения деятельности милиции. По результатам экспертного опроса руководителей пресс-служб МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, проведенного сотрудниками СибЮИ МВД России в апреле-мае 2009 г., была отмечена значимость данного вида сотруд-
ничества. Вместе с тем только 25-30% экспертов подтвердили наличие официально аккредитованных журналистов для освещения деятельности органов внутренних дел;
• заключение творческих договоров о сотрудничестве, совместное планирование выступлений в СМИ и проведение совместных акций. Результативна практика заключения не только долговременных, но и разовых соглашений под освещение конкретных знаковых мероприятий. Так, для освещения хода работы XII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» в феврале 2009 г. Сибирским юридическим институтом МВД России было заключено информационное соглашение с периодическим изданием администрации губернатора и Законодательного Собрания Красноярского края - газетой «Наш Красноярский край», при этом никоим образом не ограничивалась деятельность и других СМИ по освещению научного форума. Наличие творческого договора между ОВД и СМИ позволяет придавать взаимодействию долгосрочный, целенаправленный характер, подавать качественную и своевременную информацию;
• использование возможностей средств массовой информации по проведению пропагандистских акций. Так, подразделениями органов внутренних дел по Красноярскому краю в 2008 г. проведена ежегодная акция «Дни красноярской милиции» (11 краевых средств массовой информации оказывали информационную поддержку данному мероприятию); в прямых телеэфирах организовывались викторины, конкурсы на знание зрителями правил дорожного движения, истории красноярской милиции; для поддержания политики открытости и укрепления партнерских отношений проведена акция «Журналист меняет профессию» (по итогам акции журналистами в СМИ были подготовлены! 27 материалов) ; с целью приобщения молодежи к безопас-
ности дорожного движения проведен ав-токвест «Полосатый рейс»; для создания атмосферы доверительных отношений граждан и участковых уполномоченных милиции проведена пропагандистская акция «Будем знакомы - участковый»; осуществляется широкое информационное сопровождение акции «Милиция - за порядок!»; продолжается акция «Чужих детей не бывает» по осуществлению шефства ОВД над детскими домами, социальными учреждениями и многое другое. В 2009 г. это направление продолжает развиваться, высоко оценены общественностью такие акции, как «Неделя мужества», направленная на поддержание духовных и нравственных ценностей среди молодежи, воспитание патриотизма; «Необъявленная война» - по профилактике бытовых преступлений, «Знакомьтесь, ОМОН». В СибЮИ МВД России несколько лет проводится «Эстафета подвига», в которой активно участвуют ветераны правоохранительной службы, образовательного учреждения, участники Великой Отечественной войны, локальных конфликтов. Ежегодно в апреле проводится пресс-конференция для СМИ и всех заинтересованных лиц по правилам приема и обучения в институте, День открытых дверей для абитуриентов, будущих курсантов и студентов института. Итоги проведения пропагандистских акций постоянно освещаются по каналам средств массовой информации края;
• выюуск совместных рубрик, теле- и радиопрограмм. Кроме информационной они несут правовую и профилактическую нагрузку, информируют население о способах защиты в экстремальных и противоправных ситуациях, об источниках правовой помощи. Хороший опыт в этом направлении наработан сотрудниками отдела информации и общественных связей ГУВД по Красноярскому краю. В ряде краевых газет регулярно ведутся специализированныю рубрики для читателей, большим авторитетом пользуется тематическая телевизионная передача «ЛикБЕЗ опасности»;
• привлечение журналистов к участию в рейдах и спецоперациях, проводимых сотрудниками органов внутренних дел. Так, в феврале 2 00 8 г. ОИиОС ГУВД по Красноярскому краю организовано участие корреспондента телеканала «Россия» в рейде по выявлению незаконных порубок леса. Журналист и сотрудники отряда милиции особого назначения ГУВД по Красноярскому краю на вертолете обследовали территорию лесных массивов в Богучанском районе. В результате рейда были выявлены незаконные порубки леса, задержаны правонарушители. Материал вышел на федеральном телеканале;
• проведение «прямых линий» и «прямых эфиров». Руководители подразделений, следователи и оперативные сотрудники милиции, реализуя эту форму взаимодействия, выступают на правоохранительные темы, рассказывают о раскрытии и профилактике преступлений, получивших большой общественный резонанс , обращаются с просьбами к населению об оказании помощи по конкретным уголовным делам, отвечают на вопросы граждан, задаваемые через редакции газет. В последующем эти материалы публикуются. В ходе организации «прямого эфира» по таким материалам идет радио-, телевизионная трансляция. В редакции газеты «Вечерний Красноярск» регулярно проводятся «прямые линии» с начальником ГУВД по Красноярскому краю генерал-лейтенантом милиции А.В.Горовым о деятельности милиции на территории края и мерах, принимаемых ОВД в борьбе с преступностью;
• организацию работы «телефонов доверия» и их использование с целью получения информации о готовящемся или совершенном преступлении. Во время трансляции собственных телевизионных программ либо программ СМИ на правоохранительные темы, в газетных рубриках криминальной хроники сообщаются номера и время работы таких телефонов. Так, с целью активизации участия населения в обеспечении общественного порядка и безопасности, формиро-
вания активной гражданской позиции жителей края сотрудниками ГУВД проведена акция «Телефон доверия». В ходе акции на примерах раскрытых преступлений сотрудники милиции показывали эффективность использования «телефона доверия», распространяли листовки, проводили разъяснительные беседы. К акции присоединились операторы сотовой связи: была организована рассылка СМС-сообщений с номерами телефонов доверия всех правоохранительных органов;
• проведение круглых столов по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественной и личной безопасности граждан, а также по наиболее актуальным, нашумевшим уголовным делам . К обсуждению этих проблем приглашаются не только сотрудники милиции, но и представители общественных организаций, ученые, заинтересованные лица, в том числе журналисты. Например, в июне 2008 г. начальником ГУВД по Красноярскому краю генерал-лейтенантом милиции А.В.Горовым была проведена встреча с представителями малого и среднего бизнеса, на которой обсуждались вопросы по защите экономики и предпринимателей от преступных посягательств. На встрече присутствовали представители администрации Красноярского края, прокурор, бизнесмены агро-и лесопромышленного комплексов, полиграфической, строительной, торговой, транспортной, топливной сфер и др. По итогам встречи подготовлено обращение начальника ГУВД по Красноярскому краю к представителям малого и среднего бизнеса о совместной работе представителей бизнес-структур и органов внутренних дел в борьбе с теневой экономикой, рейдерскими захватами, коррупцией и мздоимством, которое получило всестороннее освещение в СМИ;
• содействие представителям средств массовой информации при проведении так называемого независимого журналистского расследования;
• использование возможностей сети Интернет, создание собственного веб-
сайта с размещением на нем истории органа внутренних дел, информации о структуре и руководстве органа внутренних дел, новостей, анонса проводимых мероприятий, официальных пресс-релизов, электронных версий собственных печатных изданий, видеоматериалов, информации о лицах, находящихся в розыске, организацией обратной связи с пользователями сайта. Например, сотрудники ПДН и члены Общественного совета при ГУВД по Красноярскому краю в 2008 г. приняли непосредственное участие в реализации данного проекта по созданию единого школьно-информационного пространства на основе интернет-сайта «Школодром». На сайте разработана виртуальная «Детская комната милиции», в которой размещены материалы по правовым, психологическим вопросам, социальной ответственности и профилактике правонарушений, а также создана база данных об учащихся, нуждающихся в помощи. В Сибирском юридическом институте МВД России с 2009 г. практикуется представление информации об итогах основных мероприятий вуза в М ВД России для размещения в сети Интернет на официальном сайте министерства;
• постоянный мониторинг информационных программ, печатной продукции, выявление оценочных суждений о деятельности органов внутренних дел, своевременное принятие мер по фактам непрофессиональной деятельности сотрудников милиции. В случаях выхода в СМИ статей с необоснованными обвинениями сотрудников органов внутренних дел, с искажениями преднамеренно или без такового реальных фактов должностные лица ОВД должны найти возможность встречи с журналистами, решить вопрос о подготовке публикаций в тех же средствах массовой информации, где имелась необъективность оценки деятельности милиции. Не уклоняться и от признания в СМИ имеющихся фактов нарушений, допускаемых отдельными сотрудниками милиции, принимать меры к устранению причин низкого профессионализма.
Это лишь некоторые основные формы и методы работы со средствами массовой информации, апробированные практикой и активно используемые в настоящее время.
Раскрывая проблему формирования имиджа органов внутренних дел с использованием возможностей СМИ, хотим отметить, что отношение органов внутренних дел со средствами массовой информации представляет собой двусторонний процесс. Игнорирование одним субъектом данного взаимодействия другого неумолимо ведет к взаимной неприязни, необъективности оценки результатов деятельности, чрезмерному предвзятому отношению и неуважению труда, поиску так называемого «жареного материала» и нарушений законности со стороны обеих сторон.
Двусторонний процесс - это связь между ОВД в целом и его структурными подразделениями и средствами массовой информацией: прессой, радио и телевидением. С одной стороны, органы внутренних дел через свои структуры по связям с общественностью, непосредственно через должностных: лиц, в чьей компетенции находятся вопросы взаимодействия со СМИ (освещение плановых мероприятий органов внутренних дел или работы следственных: оперативных групп на месте происшествия), предоставляют информацию, по просьбе средств массовой информации создают им режим благоприятствия. Именно от их работы зависит, насколько объективно общественность будет оценивать эффективность мер, принимаемых сотрудниками милиции при расследовании преступлений и происшествий, в конечном счете и государства в области защиты прав и свобод граждан. С другой стороны, средства информации предпринимают шаги для выпуска комментариев и новостей, подготовки тематических программ, информационно-аналитического сопровождения событий с участием сотрудников правоохранительных: структур и т.п. Взаимное доверие и уважение между органа-
ми внутренних дел, руководителями структурных подразделений и журналистами, которые представляют средства массовой информации, являются необходимыми условиями для формирования и поддержки хороших отношений.
При организации взаимодействия со средствами массовой информации руководителям органов внутренних дел, специалистам по связям с общественностью, сотрудникам, которым пришлось в силу выполнения профессиональных задач давать комментарии представителям СМИ, необходимо уважать неприкосновенность и традиционную свободу прессы, которая в значительной степени определяет значимость средств массовой информации. Однако все это не мешает искать пути сотрудничества с сообществом журналистов , различными СМИ для решения проблем повышения имиджа как социального института ОВД, так и каждого его сотрудника.
Отечественная практика взаимодействия организаций любого ранга и представителей СМИ изобилует примерами жесткой конфронтации сторон при попытке освещения происходящих событий, имеющих негативное содержание. Журналисты зачастую остаются без видео-, звукозаписывающей аппаратуры, с синяками и ссадинами. Без последствий это «взаимодействие» не проходит и для «обороняющейся стороны». По крайней мере, негатив о действиях милиции во всех красках в средствах массовой информации будет обеспечен. А для имиджа организации это не самая удачная реклама. Сегодня подобных статей немного , но они все же еще имеют место. Они отражают справедливые требования, рекомендации и должны быть.
Лучшей политикой в отношении средств массовой информации является доверие сотрудников милиции к ним. Пресса, как и организации, заинтересована в доверии и в благосклонном к СМИ отношении. Организации - это источник информации, а информация -это средство обеспечения внимания к
прессе, источник ее жизни. Следовательно, прессе нужно, необходимо и можно сообщать как можно больше сведений даже о конфиденциальных материалах (конечно, в разумных пределах, касающихся конкретного объекта внимания и не выходящих за пределы разумного для оперативно-розыскной деятельности). Однако затем необходимо оговаривать, какую информацию нельзя публиковать, выпускать в программах телевидения и почему; разъяснить, могут ли СМИ цитировать эту информацию как официальное заявление, как заявление частного лица или же нужно ссылаться на представителя органа внутренних дел. С другой стороны, журналисту можно сказать, что он может использовать полученную информацию, не ссылаясь на источник, или указать, что она носит конфиденциальный характер и не должна появляться в печати. Подобная работа возможна только в условиях взаимного доверия.
Существуют множество способов обратить на себя внимание средств массовой информации, если осмыслить их потребности для обеспечения собственной жизнедеятельности, поддержания рейтинга популярности среди общей или специализированной аудитории потребителей информации. СМИ всегда приветствовали и будут приветствовать любую информацию, отвечающую следующим критериям:
1) приоритетность : общественная важность темы. Данному критерию отвечает , например, следующая информация: «В Ачинске задержан вандал, подозреваемый в осквернении мемориала в Парке Победы. Сотрудниками уголовного розыска УВД по Ачинскому району .... задержан ранее судимый...преступление было совершено 17 сентября: неустановленные лица разрисовали красками макеты боевой техники, портреты ветеранов Великой Отечественной войны, нанесли надписи оскорбительного характера. Возбуждено уголовное дело по статье "Вандализм"»3;
2) близость темы: новости, близкие зрителю в пространстве или во времени (недавнее прошлое, недалекое будущее); что-то хорошо знакомое (реализация новой транспортной схемы, противодействие преступности, решение проблем конкретного района, двора...) ;
3) неординарность фактов: непредсказуемое развитие события, экстравагантные поступки, странности, курьезы, конкретные примеры подражания, образцового исполнения долга, способствовавшие решению проблем правовой защиты социально ослабленных слоев населения, привлечению к ответственности лиц, чье противоправное поведение имело общественный резонанс, и пр. Очень хороший пример освещения неординарного факта действий сотрудников ГИБДД приведен в «Сегодняшней газете» за 9 октября 2008 г. в рубрике «Хорошее ЧП» в статье «Мальчик родился в милицейской "рубашке"». Да и пример стремления оказать помощь гражданину, показанный в кинофильме «Белые росы», возможно, не только художественный вымысел режиссера. С подобной ситуацией в жизни столкнулся и один из авторов данной статьи, когда глубокой ночью ему, оказавшемуся в чужом городе, при отсутствии общественного транспорта, дежурный экипаж сотрудников милиции помог добраться до родственников. Курьезы, к тому же поучительные для законопослушных граждан, зачастую встречаются и при расследованиях преступлений. «Вор-путешественник» - так обозначена информация в газете «"Московский комсомолец" в Красноярске».4 Не «гастролер», а «путешественник», который, осуществляя пеший вояж по России, выбрал своеобразный метод поддержания своего материального положения: «. В Канске зашел в одно из офисных зданий, прихватил со стола в пустом кабинете ноутбук с кошельком и отправился сбывать похищенное. »;
4) новизна фактов и их своевременность: способна ли новость «держать» актуальность, уместна ли она в контек-
сте сегодняшнего дня, не принесет ли оглашение информации вреда следствию, потерпевшему, в отдельных случаях будет ли она способствовать предотвращению возможного правонарушения. «В один день неизвестный ранил ножом двух представительниц слабого пола.. Для раскрытия тайны "резателя" в Шарыповс-ком районе создана специальная оперативная группа. Уже проверены местные жители.»5 ;
5) высокий общественный статус: чем выше статус источника информации, тем значительнее новость. По возможности общаться со средствами массовой информации должны руководители управлений, отделов внутренних дел, дежурных служб, следственных бригад и т.п.;
6) масштабность новости и ее воздействие : достаточно ли информация убедительна, привлечет ли внимание.
Повышению имиджа сотрудников органов внутренних дел во многом может способствовать взаимодействие СМИ и их представителей с оперативными подразделениями ОВД.
СМИ должны не только осознавать, но и ощущать свою значимость и необходимость для органов внутренних дел, реально видеть, что в их помощи заинтересованы.
Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации необходимо учитывать, что современные СМИ как социальные институты, функционирующие в сфере информирования, развлечения, формирования общественного мнения, коммерческой деятельности, более всего заняты борьбой за своего массового пользователя, за «программные рейтинги» на основе еще недостаточно совершенных правовых и этических норм переходного общества. События в Южной Осетии и Абхазии, связанные с вооруженным конфликтом, развязанным политическим руководством Грузии, наглядно показали реальные возможности информационного воздействия СМИ на формирование обществен-
ного мнения, а самое главное - они актуализировали проблему необходимости расширения доверительного взаимодействия силовых институтов со средствами массовой информации, сети ведомственных и совместных правовых программ, рубрик, периодических изданий и пр. Руководители всех структурных подразделений органов внутренних дел, специалисты по связям со СМИ должны четко представлять, что современные средства массовой информации не только передают информацию, определенные сообщения, но и активно влияют на индивидуальное и общественное сознание, способствуют оптимизации социальных отношений, информационно обеспечивают безопасность общества.
Арсенал форм и методов взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации сегодня достаточно широк, он постоянно пополняется. Вместе с тем, несмотря на то, что для повышения имиджа сотрудника органов внутренних дел очень значима успешная работа специалистов ОВД по связям с общественностью, основной все же остается конкретная результативная работа сотрудников милиции по обеспечению законности и правопорядка в обществе, защите и обеспечению консти-
туционных прав и свобод граждан. Имидж профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел формируется медленно, но разрушить его можно в одночасье преступными действием либо бездействием, безразличием, невниманием. Долгосрочные последствия имеют преступления, подобные совершенному сотрудником милиции 2 6 апреля 2009 г. в Москве в микрорайоне Царицыно. Это, конечно, исключение, но оно имеет всероссийский резонанс.
Человек не должен чувствовать себя безнаказанным за свои противоправные действия, но он должен знать, что не будет унижен сотрудником милиции, что всегда в подразделениях ОВД найдет законную правовую защиту от преступных посягательств.
1 Состояние правопорядка в Российской федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2 005 г. : аналитические материалы. М. : ОИД МВД РФ, 2006. С.75.
2 Отчет о работе отдела информации и общественных связей ГУВД по Красноярскому краю за 9 месяцев 2 008 г. Красноярск: ГУВД, 2 008.
3 Расплата // Красноярский рабочий. 2 008. 23 сентября. N№139.
4 См.: «МК» в Красноярске. 2008. 27 авгус-та-3 сентября 2008 г. N№35.
5 См.: там же.