Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия между ОВД и представителями средств массовой информации (по материалам МВД России и МВД Украины)'

Опыт взаимодействия между ОВД и представителями средств массовой информации (по материалам МВД России и МВД Украины) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВД / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЖУРНАЛИСТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сойников С. А.

Представлен краткий анализ актуальных аспектов взаимодействия ОВД со средствами массовой информации на примере российской и украинской сторон. Рассмотрен комплекс мер, а также законодательных инициатив, направленных на защиту журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия между ОВД и представителями средств массовой информации (по материалам МВД России и МВД Украины)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОВД

И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ

(по материалам МВД России

и МВД Украины)

С.А. СОЙНИКОВ, кандидат юридических наук, доцент

ssa.69@list.ru

12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное право

Аннотация. Представлен краткий анализ актуальных аспектов взаимодействия ОВД со средствами массовой информации на примере российской и украинской сторон. Рассмотрен комплекс мер, а также законодательных инициатив, направленных на защиту журналистов. Ключевые слова: ОВД, средства массовой информации, журналист, взаимодействие.

THE EXPERIENCE OF INTERACTION BETWEEN LAW-ENFORCEMENT BODIES AND REPRESENTATIVES OF MASS MEDIA (On the materials of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Ukraine)

S.A. SOJNIKOV

candidate of Jurisprudence, the Associate Professor

Annotation. The given article presents the short analysis of actual aspects of interaction of law-enforcement bodies with mass media on an example of the Russian and Ukrainian parties. The complex of the accepted measures and also legislative initiatives directed on protection ofjournalists is considered. Keywords: law-enforcement bodies, mass media, the journalist, interaction.

«Статус журналиста производен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ—доставлять аудитории самую свежую, точную и полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества главное — право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других»1.

Согласно п. 7 ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; он может присутствовать на митингах и демонстрациях. Тем самым создаются определенные условия, с одной стороны, для открытости самых конфликтогенных социальных зон и ситуаций, а с другой — повышенной опасности для журналистов.

Необходимо отметить, что журналисты порой злоупотребляют своим статусом, используя его не для освещения конфликтной ситуации, а для участия в ней. Все это создает определенные условия для вы-

работки эффективных механизмов взаимодействия между ОВД и представителями средств массовой информации.

В мировой практике обеспечению журналисткой деятельности уделяется значительное внимание, что отражено в ряде документов. К международно-правовым актам можно отнести:

Ф Всеобщую декларацию ООН прав человека 1948 г.;

Ф Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

Ф Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Ф Окинавскую хартию глобального информационного общества 2000 г.;

Ф Орхусскую конвенцию Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

В законодательстве Украины, гарантирующем права журналиста на получение и распространение информации, можно отнести следующие акты:

Ф Конституцию Украины;

Ф ГК Украины;

Ф Закон Украины от 2 октября 1992 г. № 2657- XII «Об информации»;

Ф Закон Украины от 16 ноября 1992 г. № 2782-ХП «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»;

Ф Закон Украины от 21 декабря 1993 г. № 3759- XII «О телевидении и радиовещании»;

V Закон Украины от 28 февраля 1995 г. № 74/95-ВР «Об информационных агентствах» и др.

По украинскому законодательству журналист имеет право проводить собственное исследование и анализ деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, их должностных лиц, давать ей оценку, комментировать.

Согласно ст. 17 Закона Украины от 23 сентября 1997 г. № 540/97-ВР «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствие его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких же действий против работника правоохранительного органа. Кроме того, служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, обработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе. На реализацию этой нормы направлен приказ МВД Украины от 25 марта 2010 г. № 88 «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации», детализирующий порядок деятельности ОВД Украины в рамках их взаимодействия со средствами массовой информации.

На проходившем 25 марта 2010 г. в МВД Украины брифинге на тему «Об упорядочении взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации» главный советник Министра внутренних дел Украины К.П. Стогний, комментируя приказ МВД Украины «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации», заявил: «О задержании представителя СМИ должно быть немедленно «доложено» руководству МВД, в том числе лично Министру внутренних дел. Это связано с безосновательными задержаниями журналистов при прошлом руководстве МВД»2.

Согласно приказу МВД Украины «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации» руководителям структурных подразделений центрального аппарата и подразделениям МВД Украины, начальникам главных управлений поручается, в случае осуществления противоправных действий против представителей средств массовой информации, дру-

гих резонансных событий с их участием обеспечивать неотложное прибытие к местам таких событий руководителей ГУМВД, УМВД, подразделений по связям с общественностью для обеспечения защиты прав журналистов. При этом поручается неотложно информировать Министра внутренних дел Украины о фактах противоправных действий. Кроме этого, подразделениям аппарата МВД Украины поручается в обязательном порядке определить уполномоченное лицо из числа руководства подразделений для оперативного взаимодействия с журналистами в местах происшествий, предотвращения фактов игнорирования прав журналистов на получение информации, создания условий для безопасности работников средств массовой информации во время выполнения ими обязанностей в местах проведения массовых мероприятий, чрезвычайных происшествий, а также для предоставления комментариев и разъяснений.

С целью расширения тематики материалов в средствах массовой информации о деятельности милиции приказом МВД Украины «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации» предусматривается создание условий для непосредственного ознакомления представителей средств массовой информации со спецификой работы ОВД, а также привлекать журналистов к участию (при соблюдении мер личной безопасности) в рейдах, операциях, выездах на места событий совместно с оперативно-следственными группами, спецподразделениями т.д. В целях упрощения доступа журналистов к открытой информации о деятельности милиции, предупреждения возможности манипулирования показателями в деятельности милиции приказ указывает на необходимость постоянного поддержания в актуализированном состоянии тематических рубрик со статистическими данными и другими открытыми информационными массивами на официальных сайтах МВД Украины, ГУМВД, УМВД.

Приказ МВД Украины «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации», безусловно, заслуживает внимания, а учитывая направление нашего исследования административно-правовых и организационных основ оборота массовой информации в ОВД — детальной проекции.

Заслуживает внимания подписанный 16 апреля 2010 г. меморандум «О принципах взаимодействия средств массовой информации и правоохранительных органов во время проведения массовых публичных мероприятий в г. Москве» (далее — Меморандум). В подписании документа участвовали начальник ГУВД по г. Москве генерал-майор милиции В. Колокольцев, начальник Управления информации и общественных связей полковник милиции В. Бирюков, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов,

директор службы информации радиостанции «Милицейская волна» О. Виноградов, председатель Союза журналистов Москвы П. Гусев, заместитель главного редактора радиостанции «Сити^М» И. Зимаков, председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Гражданское общество» А. Кучерена, председатель правления правозащитного движения «Сопротивление» О. Костина, первый заместитель генерального директора по производству ОАО «ТВ Центр», заместитель генерального директора ОАО «ГТК «ТВ Столица», председатель Общественного фонда «Офицеры России» А. Цветков, директор дирекции общественно-правовых программ телекомпании «НТВ» Ю. Шалимов.

Главное — достигнуто понимание необходимости взаимодействия между московской милицией и представителями средств массовой информации. Безопасность в столице — архиважная и сложная задача. Но это наш город, мы здесь живем, работаем, отдыхаем. Это столица нашей страны. ГУВД по г. Москве всегда с большим уважением относилось и будет относиться к представителям средств массовой информации. Сегодня мы выходим на новый этап развития взаимодействия, — заявил по окончанию встречи начальник столичной милиции В. Колокольцев. Он также отметил: «У каждого из нас своя задача, но вместе мы делаем общее дело. Как бы то ни было, нам абсолютно не выгодно раскачивать лодку, в которой мы вместе плывем. Иначе мы никогда не достигнем цели»3.

Меморандумом признается необходимость безусловного соблюдения конституционных и законодательных гарантий свободы массовой информации, прав граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Принимая во внимание, что любое массовое мероприятие является зоной повышенной опасности, в меморандуме отмечается необходимость создания дополнительных эффективных механизмов взаимодействия между средствами массовой информации, журналистами и органами, обеспечивающими соблюдение правопорядка, направленных на защиту гражданских и профессиональных прав, жизни и здоровья журналистов при освещении массовых мероприятий вне зависимости от того, согласованы или нет эти мероприятия уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления.

Меморандум предполагает, что ГУВД по г. Москве в целях идентификации журналистов, освещающих массовые мероприятия, будет оформлять и выдавать редакциям средств массовой информации «карточки безопасности», которые в дальнейшем будут использоваться журналистами. Карточки бу-

дут пронумерованы; ГУВД по г. Москве будет вести статистику, кому и сколько таких карточек выдано. Отсутствие «карточки безопасности» не может быть препятствием для осуществления журналистом его профессиональной деятельности по освещению публичного мероприятия. При этом журналист обязан при себе иметь редакционное удостоверение, а представители иностранных средств массовой информации — карточку аккредитации МИД России и документ, удостоверяющий личность. Подписавшим Меморандум редакциям средств массовой информации предлагается обеспечивать журналистов, направляемых на освещение массовых мероприятий, специальными редакционными жилетками (накидками), изготовленными по единому образцу и согласованными с Союзом журналистов г. Москвы, позволяющими быстро и эффективно идентифицировать журналиста.

В целях наиболее полного и своевременного предоставления редакциям средств массовой информации и журналистам информации о проводимых массовых мероприятиях ГУВД по г. Москве в лице УИОС ГУВД заблаговременно готовит и направляет в редакции средств массовой информации, получившие «карточки безопасности», подробную информацию с описанием массового мероприятия, а также с указанием телефонов сотрудников УИОС ГУВД, которые будут содействовать журналистам в ходе этого мероприятия. Аналогичную информацию журналисты вправе получить у сотрудников УИОС ГУВД непосредственно в месте проведения мероприятия перед его началом или в ходе его проведения. Сотрудники УИОС ГУВД по г. Москве обеспечивают также информационную поддержку журналистов, освещающих массовые мероприятия, в том числе предоставление журналистам информации, комментариев и разъяснений от представителей правоохранительных органов, а также обеспечивают разрешение конфликтных ситуаций между журналистами и работниками правоохранительных органов.

В Меморандуме оговаривается, что редакции средств массовой информации и журналисты признают недопустимым использование статуса журналиста не для освещения публичного мероприятия, а для участия в нем. При выявлении фактов злоупотребления журналистом его правами или статусом в ходе проведения массовых мероприятий ГУВД по г. Москве направляет в редакцию соответствующего средства массовой информации, Союз журналистов г. Москвы и Общественный совет при ГУВД по г. Москве информационное письмо с указанием произошедшего инцидента.

В Меморандуме отмечается, что он является открытым предложением всем средствам массовой информации и ОВД, действующим на территории России, и открытым для присоединения к нему. Меморандум представляет собой значительный шаг в направлении

улучшения взаимодействия ОВД и средств массовой информации.

Примечательна инициатива главы Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, одного из авторов Закона РФ «О средствах массовой информации» М. Федотова, направленная на принятие поправок в УК, которые предусматривают усиление ответственности за воспрепятствование законной деятельности журналиста, за посягательство на жизнь журналистов, правозащитников и других лиц, выполняющих общественный долг. По данным опроса, проведенного в ноябре 2010 г. социологами «Левада-центра», более половины россиян одобря-

ют принятие специального закона, защищающего журналистов4.

Таким образом, взаимодействие ОВД как России, так и Украины со средствами массовой информации принимает совершенные формы и методы, способствующие осуществлению журналистами их профессиональной деятельности.

1 Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2001.

2 URL: http://security.ua/news/government/mvs/index. php?ELEMENT_ID=2878.

3 URL: http://www.petrovka-38.com/unit1014page.php.

4 URL: http://www.levada.ru/.

СООТНОШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ПРЕДЕЛОВ ПРАВОМЕРНОСТИ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ

А.М. СТАНКЕВИЧ адъюнкт кафедры уголовного права Московского

университета МВД России 12.00.08 - уголовное право; криминология;

уголовно-исполнительное право natali2005_84@mail.ru

Научный руководитель кандидат юридических наук А.П. ДМИТРЕНКО Рецензент кандидат юридических наук Е.В. ФОМЕНКО

Аннотация. В деятельности правоприменителя для установления непреступности деяния в состоянии крайней необходимости большое значение имеет правильное установление условий и пределов в правомерности деяния. Определены их признаки, критерии, а также соотношение в правоприменительном процессе. Пределы допустимости выступают как условие наступления уголовной ответственности за причиненный вред.

Ключевые слова: крайняя необходимость, пределы правомерности, условия правомерности, временной критерий, допустимый вред.

CORRELATION OF CONDITIONS AND LIMITS OF LEGITIMACY OF

EXTREME NECESSITY

A.M. STAHKEVICH,

graduate for the department of criminal law of Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia Annotation. In activity of law enforcer for an establishment for lack of corpus delicts is very important to determine correct the conditions and limits of legitimacy of act. The author defines their signs, criteria, and also a correlation in law enforcement process. On the basis of it the conclusion is what the limits of legitimacy act as a condition of occurrence of a criminal liability for the caused damage. Key words: extreme necessity, limits of legitimacy, a condition of legitimacy, time criterion, justifiable damage.

В теории уголовного права условия правомернос- граничения между условиями, которые относятся

ти крайней необходимости традиционно делятся на к источнику опасности, и деяниям, устраняющим

относящиеся к грозящей опасности и относящиеся опасность, указывая на наличие признаков, опре-

к защите1. Некоторые теоретики не проводили раз- деляющих правомерность причинения вреда в со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.