Научная статья на тему 'Проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел'

Проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СМИ / CRIMINALITY / LAW ENFORCEMENT BODIES / COMMUNICATIVE ACTIVITY / SOCIETY / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the communicative activity of the internal affairs bodies

The problems of the comminicative interaction of the internal affairs bodies with the mass media are considered in the article

Текст научной работы на тему «Проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел»

ности в современных условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.

6. Теория государства и права [Текст] : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000. - ISBN 5-7975-0269-0.

7. Теория государства и права [Текст] : учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

8. Краткий юридический словарь [Текст] / под ред. М. Е. Волосова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2000. - ISBN 5-16-000183-2.

9. Малько В. В. Теория государства и права. Элементарный курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. - М.: Кнорус, 2007. - ISBN 978-5-85971-859-7.

проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел

© Осипова Елена Сергеевна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.

@ (845-2) 379-152, И elenaosipovasuimvd@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации.

Ключевые слова: общество, СМИ.

преступность, правоохранительные органы, коммуникативная деятельность,

П!

"реступность в России вызывает всё .возрастающую тревогу у общества и государства. Незащищённость граждан от противоправных посягательств стала одной из острых общесоциальных проблем. Система воздействия на преступность сегодня подвергается интенсивному влиянию многочисленных объективных противоречий, которые имеют место в функционировании такого важного социального института, каким является массовая коммуникация. Многие исследователи отмечают основополагающую роль массовой коммуникации в политической, правовой, экономической, духовной и других сферах жизнедеятельности общества. Но использование форм социальной коммуникации может иметь и разрушительные для личности и общества последствия. В частности, имеется в виду направленность массовой информации на подрыв государственности, дестабилизацию власти, правопорядка. От позиции СМИ, и в первую очередь непредвзятости и правдивости освещения происходящих

процессов, зависит очень многое. Ещё Наполеон говорил, что для взятия страны не надо большого войска, а надо иметь на своей стороне несколько десятков хороших газет [4, с. 36].

Система массовой коммуникации представляет большой интерес для криминологической науки в той части её предмета, которая включает проблему предупреждения преступлений. Массовая коммуникация сегодня способна вырабатывать такой информационный потенциал в правоохранительной системе, который позволяет не только развиваться ей самой, но и способствовать социально-правовому развитию всей общественной жизни.

Гражданам не безразлично, как обеспечивается их безопасность, защищаются их права и свободы. В 2010 г. на центральные каналы телевидения вышли более 8,5 тыс. сюжетов и репортажей о деятельности органов внутренних дел. Более 9 тыс. материалов опубликовано в печатных изданиях. Только по линии Центрального аппарата МВД России проведено

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

68 брифингов и пресс-конференций. Все они вызвали неподдельный интерес и получили масштабную информационную поддержку [5].

Коммуникативное взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации, общественностью и личным составом своих подразделений имеет важное управленческое значение. Особую значимость приобретают такие внешние задачи коммуникативной деятельности, как формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД и правоохранительной деятельности в общественном мнении, укрепление общественного доверия к милиции; пресечение недостоверных слухов; объективное информирование населения о состоянии преступности и предпринимаемых мерах по борьбе с этим негативным явлением. С другой стороны, немаловажно и решение внутренних управленческих проблем: повышение информированности сотрудников, укрепление морально-психологического климата в коллективах и организационной культуры, преодоление дисфункций и сбоев в процессах профессиональной социализации.

Деятельность ОВД по сотрудничеству с общественностью на основе сочетания ведомственных и общественных интересов в современных условиях требует новых подходов, приёмов и технологий. Приобретаемая практика в этой сфере не обходится без проблем и противоречий, что требует научного анализа и теоретических обобщений. В центре внимания специалистов, изучающих коммуникативные аспекты деятельности органов внутренних дел, лежит обширная предметная область на стыке ряда социальных наук: социологии, психологии и коммуникативного менеджемента. Разработка вышеуказанной проблематики в деятельности ОВД по этой причине базируется на достижениях различных научных школ и направлений с использованием широкого круга парадигм, концепций и теорий.

Изучая механизм взаимодействия СМИ и правоохранительных органов в целях предупреждения преступности, можно выделить некоторые коммуникативные проблемы органов внутренних дел.

1. В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное и все возрастающее влияние на сознание и поведение сотрудников ОВД как крупной социально-профессиональной группы и особенно тех, кто является кадровым потенциалом, кто приходит служить в милицию. Действительность показывает, что в представлениях большинства молодых людей престижно быть адвокатом или сотрудником прокуратуры, но не следователем, оперативным работником, криминалистом.

Стереотип милиции представляет собой упрощённое, зачастую искаженное представление о данном правоохранительном органе и его работниках. Он фиксирует в себе некоторые, порой несуществующие черты данного социального объекта [1, с. 6]. СМИ недостаточно представляют общественности работу профессионалов МВД, уважающих закон и имеющих высокую профессиональную культуру.

2. Средствами массовой информации существенно деформируется общественное мнение о характере и структуре преступности. По мнению Ю. А. Комлева, Л. Г. Томчинского, В. Н. Демидова, активно формируется феномен информационно-виртуальной преступности [2, с. 28]. Очевидно, что для социологов, криминологов и, в конечном счёте, для общественности в целом важным является вопрос о том, насколько точно средства массовой коммуникации представляют ситуацию с преступностью. Конечно, статистика здесь также ненадёжна, поскольку правоохранительные органы регистрируют, как правило, меньшую часть всех совершённых противоправных деяний. Известно, что существует так называемая латентная, скрытая преступность, не учитываемая официальной статистикой. В результате образы преступности, с одной стороны, отражённые в материалах СМИ, а с другой - представленные данными статистики МВД, не совпадают. Как считает А. А. Лапин, побочным эффектом такой ситуации является формирование искажённого мнения у населения о преступности и возникновение необоснованного страха стать жертвой преступления [3, с. 10]. Можно утверждать, что органы внутренних дел являются первоочередным легальным источником информации о противоправных деяниях для средств массовой коммуникации. Формируя подборку сообщений о преступных посягательствах, правоохранительные органы тем самым косвенно влияют на восприятие обществом криминальных угроз и, как следствие, на уровень страха населения перед преступностью.

3. Многие СМИ в погоне за рейтингами только бесконтрольно тематизируют криминальную проблематику, а материалы по вопросам борьбы с преступностью транслируют в гораздо меньшем объёме. При этом нередко отсутствует информационная реакция ведомственных структур по связям с общественностью. Около 80% новостных материалов в отечественных электронных и печатных СМИ содержат либо негативную, либо безоценочную информацию о работе ОВД [2, с. 29]. Доминирование односторонних информационных потоков в федеральных и региональных СМИ на криминальные темы приобретает значение самостоятельного криминогенного фактора.

Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)

Неконтролируемое распространение негативной информации, несомненно, влияет на восприятие населением общественной ситуации в целом, состояние правопорядка в стране и конкретном регионе. Такое положение, как уже отмечалось выше, рождает сомнения в надёжности охраны общественного порядка и чувство незащищённости, неуверенности и тревоги.

4. Очевидна несогласованность информационной политики правоохранительных ведомств, поскольку не развиты коммуникативные отношения между органами внутренних дел и прокуратурой, таможней, ФСБ и др.

5. Некоторые правоохранительные структуры по-прежнему являются информационно закрытыми и не имеют развитых пресс-служб и подразделений по связям с общественностью. Из-за подобной специфики коммуникативного взаимодействия правоохранительных органов и СМИ создаются условия для дальнейшего роста правового нигилизма в обществе, подрывается профессиональный престиж правоохранительной системы в целом, снижается коммуникативный эффект в борьбе с преступностью и нарушениями прав человека.

6. Некоторые руководители ОВД и сотрудники по связям с общественностью не умеют профессионально работать с прессой. Журналисты же, как правило, не обладают необходимыми правовыми знаниями и в целом поверхностно представляют себе работу милиции, что неизбежно приводит к юридически некомпетентным суждениям и выводам. В результате этого затрудняется взаимопонимание и взаимодействие журналистов и сотрудников правоохранительных органов. Западная криминология уже достаточно давно выработала рекомендации, касающиеся представления преступности средствами массовой коммуникации. В частности, немецкий криминолог Г. Шнайдер отмечает, что журналисты должны проявлять большой интерес к науке, регулярно знакомится с работой криминологов, учиться анализировать проблемы преступности, поднимаясь над уровнем обыденного сознания [3, с. 10].

7. Коммуникативная деятельность многих территориальных органов с населением и личным составом подразделений всё ещё организована с использованием опыта пропаганды советского прошлого. На местах недостаточно применяются приёмы и методы, характерные для современных форм коммуникативной деятельности в условиях виртуализации, не учитываются изменения социального статуса СМИ и не изучается мнение самой аудитории.

8. Недостаточно разработаны и многие теоретико-методологические, а также прикладные аспекты ведомственной коммуника-

тивной деятельности по созданию социально-привлекательного образа и профессионального престижа правоохранительных органов в новых условиях.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в процессе создания основ гражданского общества и правового государства в России, приоритета прав и свобод личности символический образ органов внутренних дел, активно тиражируемый СМИ, затрудняет понимание аудиторией широкого социального значения этой важной государственной службы. Решение коммуникативной проблематики как ОВД, так и всей правоохранительной системы в целом, поиск моделей организации новых форм коммуникативной деятельности могли бы способствовать объективному научному анализу этой важной сферы, разработке подходов и методик по организации информационной работы и общественных связей на местах, более тесной интеграции правовых структур и институтов гражданского общества.

Библиографический список

1. Бондаренко Т. А. Трансформация стереотипа милиции с помощью телевидения [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах.

- 2008. - № 1 (32).

2. Комлев ю. А. Средства массовой информации в коммуникативной деятельности ОВД: проблемы теории и практики [Текст] : монография / Ю. А. Комлев, Л. Г. Топчинский, В. Н. Демидов.

- М.: ВНИИ МВД России, 2001. - 295 с.

3. Лапин А. А. Формирование органами внутренних дел общественного мнения о состоянии криминологической безопасности [Текст] // История государства и права. - 2010. - № 14. -ISSN 1812-3805.

4. Черняк А. Что несёт нам глобализация и какова роль в этом СМИ? [Текст] / / Российская Федерация сегодня. - 2008. - № 11.

5. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mvd.ru/announce/8731 (дата обращения: 25.01.2011).

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.