ности в современных условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.
6. Теория государства и права [Текст] : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000. - ISBN 5-7975-0269-0.
7. Теория государства и права [Текст] : учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
8. Краткий юридический словарь [Текст] / под ред. М. Е. Волосова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2000. - ISBN 5-16-000183-2.
9. Малько В. В. Теория государства и права. Элементарный курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. - М.: Кнорус, 2007. - ISBN 978-5-85971-859-7.
проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел
© Осипова Елена Сергеевна
адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.
@ (845-2) 379-152, И [email protected]
В статье рассматриваются вопросы коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации.
Ключевые слова: общество, СМИ.
преступность, правоохранительные органы, коммуникативная деятельность,
П!
"реступность в России вызывает всё .возрастающую тревогу у общества и государства. Незащищённость граждан от противоправных посягательств стала одной из острых общесоциальных проблем. Система воздействия на преступность сегодня подвергается интенсивному влиянию многочисленных объективных противоречий, которые имеют место в функционировании такого важного социального института, каким является массовая коммуникация. Многие исследователи отмечают основополагающую роль массовой коммуникации в политической, правовой, экономической, духовной и других сферах жизнедеятельности общества. Но использование форм социальной коммуникации может иметь и разрушительные для личности и общества последствия. В частности, имеется в виду направленность массовой информации на подрыв государственности, дестабилизацию власти, правопорядка. От позиции СМИ, и в первую очередь непредвзятости и правдивости освещения происходящих
процессов, зависит очень многое. Ещё Наполеон говорил, что для взятия страны не надо большого войска, а надо иметь на своей стороне несколько десятков хороших газет [4, с. 36].
Система массовой коммуникации представляет большой интерес для криминологической науки в той части её предмета, которая включает проблему предупреждения преступлений. Массовая коммуникация сегодня способна вырабатывать такой информационный потенциал в правоохранительной системе, который позволяет не только развиваться ей самой, но и способствовать социально-правовому развитию всей общественной жизни.
Гражданам не безразлично, как обеспечивается их безопасность, защищаются их права и свободы. В 2010 г. на центральные каналы телевидения вышли более 8,5 тыс. сюжетов и репортажей о деятельности органов внутренних дел. Более 9 тыс. материалов опубликовано в печатных изданиях. Только по линии Центрального аппарата МВД России проведено
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
68 брифингов и пресс-конференций. Все они вызвали неподдельный интерес и получили масштабную информационную поддержку [5].
Коммуникативное взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации, общественностью и личным составом своих подразделений имеет важное управленческое значение. Особую значимость приобретают такие внешние задачи коммуникативной деятельности, как формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД и правоохранительной деятельности в общественном мнении, укрепление общественного доверия к милиции; пресечение недостоверных слухов; объективное информирование населения о состоянии преступности и предпринимаемых мерах по борьбе с этим негативным явлением. С другой стороны, немаловажно и решение внутренних управленческих проблем: повышение информированности сотрудников, укрепление морально-психологического климата в коллективах и организационной культуры, преодоление дисфункций и сбоев в процессах профессиональной социализации.
Деятельность ОВД по сотрудничеству с общественностью на основе сочетания ведомственных и общественных интересов в современных условиях требует новых подходов, приёмов и технологий. Приобретаемая практика в этой сфере не обходится без проблем и противоречий, что требует научного анализа и теоретических обобщений. В центре внимания специалистов, изучающих коммуникативные аспекты деятельности органов внутренних дел, лежит обширная предметная область на стыке ряда социальных наук: социологии, психологии и коммуникативного менеджемента. Разработка вышеуказанной проблематики в деятельности ОВД по этой причине базируется на достижениях различных научных школ и направлений с использованием широкого круга парадигм, концепций и теорий.
Изучая механизм взаимодействия СМИ и правоохранительных органов в целях предупреждения преступности, можно выделить некоторые коммуникативные проблемы органов внутренних дел.
1. В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное и все возрастающее влияние на сознание и поведение сотрудников ОВД как крупной социально-профессиональной группы и особенно тех, кто является кадровым потенциалом, кто приходит служить в милицию. Действительность показывает, что в представлениях большинства молодых людей престижно быть адвокатом или сотрудником прокуратуры, но не следователем, оперативным работником, криминалистом.
Стереотип милиции представляет собой упрощённое, зачастую искаженное представление о данном правоохранительном органе и его работниках. Он фиксирует в себе некоторые, порой несуществующие черты данного социального объекта [1, с. 6]. СМИ недостаточно представляют общественности работу профессионалов МВД, уважающих закон и имеющих высокую профессиональную культуру.
2. Средствами массовой информации существенно деформируется общественное мнение о характере и структуре преступности. По мнению Ю. А. Комлева, Л. Г. Томчинского, В. Н. Демидова, активно формируется феномен информационно-виртуальной преступности [2, с. 28]. Очевидно, что для социологов, криминологов и, в конечном счёте, для общественности в целом важным является вопрос о том, насколько точно средства массовой коммуникации представляют ситуацию с преступностью. Конечно, статистика здесь также ненадёжна, поскольку правоохранительные органы регистрируют, как правило, меньшую часть всех совершённых противоправных деяний. Известно, что существует так называемая латентная, скрытая преступность, не учитываемая официальной статистикой. В результате образы преступности, с одной стороны, отражённые в материалах СМИ, а с другой - представленные данными статистики МВД, не совпадают. Как считает А. А. Лапин, побочным эффектом такой ситуации является формирование искажённого мнения у населения о преступности и возникновение необоснованного страха стать жертвой преступления [3, с. 10]. Можно утверждать, что органы внутренних дел являются первоочередным легальным источником информации о противоправных деяниях для средств массовой коммуникации. Формируя подборку сообщений о преступных посягательствах, правоохранительные органы тем самым косвенно влияют на восприятие обществом криминальных угроз и, как следствие, на уровень страха населения перед преступностью.
3. Многие СМИ в погоне за рейтингами только бесконтрольно тематизируют криминальную проблематику, а материалы по вопросам борьбы с преступностью транслируют в гораздо меньшем объёме. При этом нередко отсутствует информационная реакция ведомственных структур по связям с общественностью. Около 80% новостных материалов в отечественных электронных и печатных СМИ содержат либо негативную, либо безоценочную информацию о работе ОВД [2, с. 29]. Доминирование односторонних информационных потоков в федеральных и региональных СМИ на криминальные темы приобретает значение самостоятельного криминогенного фактора.
Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)
Неконтролируемое распространение негативной информации, несомненно, влияет на восприятие населением общественной ситуации в целом, состояние правопорядка в стране и конкретном регионе. Такое положение, как уже отмечалось выше, рождает сомнения в надёжности охраны общественного порядка и чувство незащищённости, неуверенности и тревоги.
4. Очевидна несогласованность информационной политики правоохранительных ведомств, поскольку не развиты коммуникативные отношения между органами внутренних дел и прокуратурой, таможней, ФСБ и др.
5. Некоторые правоохранительные структуры по-прежнему являются информационно закрытыми и не имеют развитых пресс-служб и подразделений по связям с общественностью. Из-за подобной специфики коммуникативного взаимодействия правоохранительных органов и СМИ создаются условия для дальнейшего роста правового нигилизма в обществе, подрывается профессиональный престиж правоохранительной системы в целом, снижается коммуникативный эффект в борьбе с преступностью и нарушениями прав человека.
6. Некоторые руководители ОВД и сотрудники по связям с общественностью не умеют профессионально работать с прессой. Журналисты же, как правило, не обладают необходимыми правовыми знаниями и в целом поверхностно представляют себе работу милиции, что неизбежно приводит к юридически некомпетентным суждениям и выводам. В результате этого затрудняется взаимопонимание и взаимодействие журналистов и сотрудников правоохранительных органов. Западная криминология уже достаточно давно выработала рекомендации, касающиеся представления преступности средствами массовой коммуникации. В частности, немецкий криминолог Г. Шнайдер отмечает, что журналисты должны проявлять большой интерес к науке, регулярно знакомится с работой криминологов, учиться анализировать проблемы преступности, поднимаясь над уровнем обыденного сознания [3, с. 10].
7. Коммуникативная деятельность многих территориальных органов с населением и личным составом подразделений всё ещё организована с использованием опыта пропаганды советского прошлого. На местах недостаточно применяются приёмы и методы, характерные для современных форм коммуникативной деятельности в условиях виртуализации, не учитываются изменения социального статуса СМИ и не изучается мнение самой аудитории.
8. Недостаточно разработаны и многие теоретико-методологические, а также прикладные аспекты ведомственной коммуника-
тивной деятельности по созданию социально-привлекательного образа и профессионального престижа правоохранительных органов в новых условиях.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в процессе создания основ гражданского общества и правового государства в России, приоритета прав и свобод личности символический образ органов внутренних дел, активно тиражируемый СМИ, затрудняет понимание аудиторией широкого социального значения этой важной государственной службы. Решение коммуникативной проблематики как ОВД, так и всей правоохранительной системы в целом, поиск моделей организации новых форм коммуникативной деятельности могли бы способствовать объективному научному анализу этой важной сферы, разработке подходов и методик по организации информационной работы и общественных связей на местах, более тесной интеграции правовых структур и институтов гражданского общества.
Библиографический список
1. Бондаренко Т. А. Трансформация стереотипа милиции с помощью телевидения [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах.
- 2008. - № 1 (32).
2. Комлев ю. А. Средства массовой информации в коммуникативной деятельности ОВД: проблемы теории и практики [Текст] : монография / Ю. А. Комлев, Л. Г. Топчинский, В. Н. Демидов.
- М.: ВНИИ МВД России, 2001. - 295 с.
3. Лапин А. А. Формирование органами внутренних дел общественного мнения о состоянии криминологической безопасности [Текст] // История государства и права. - 2010. - № 14. -ISSN 1812-3805.
4. Черняк А. Что несёт нам глобализация и какова роль в этом СМИ? [Текст] / / Российская Федерация сегодня. - 2008. - № 11.
5. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mvd.ru/announce/8731 (дата обращения: 25.01.2011).
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731