82 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
КРИМИНОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
УДК 343.9 ББК67.51
И.А. Носкова*
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСТУПНОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Выжимка: Важной криминологической проблемой является противодействие органами внутренних дел преступности в средствах массовой информации.
Ключевые слова: преступность средств массовой информации (преступность в средствах массовой информации), органы внутренних дел, отделы информации и общественных связей.
I.A. Noskova
CRIME COUNTERACTION BY LAW ENFORCEMENT BODIES IN MASS MEDIA
Summary: An extremely important criminological problem is crime counteraction by law enforcement bodies in mass media.
Key words: criminality in mass media; law enforcement bodies; information and public relations department.
На заседании Санкт-Петербургского криминологического клуба в марте 2000 года с докладом «Преступность в сфере массовой коммуникации: уголовноправовой и криминологический аспекты» выступил Г.Н. Горшенков,1 который предложил впервые сформулированное определение «преступность средств массовой информации». Автор настоящей работы, основываясь на семантической концепции преступности Д.А. Шестакова, вводит в научный оборот своё понятие преступности в средствах массовой информации. Так, под преступностью в средствах массовой информации в соответствии с доктриной пре-
* Ирина Александровна Носкова — юрисконсульт филиала ФКУ «Главный центр специальных перевозок МВД РФ» «Центр специальных перевозок МВД РФ на Октябрьской ж. д.», член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
© И.А. Носкова, 2013
1 Бурлаков В.Н., Горшенков Г.Н., Максина С.В., Шестаков Д.А. Средства массовой информации и преступность (криминология СМИ) // Правоведение. - 2000. — №5. — С. 259-267.
ступности социальных подсистем, предлагается понимать свойство социального института средств массовой информации воспроизводить множество опасных для человека и общества деяний, проявляющееся во взаимосвязи исходящих из средств массовой информации причин совершения преступлений и собственно преступлений, совершаемых с использованием средств массовой информации.
Преступления же, совершаемые с использованием средств массовой информации, в зависимости от наличия или отсутствия в деянии квалифицирующего признака «использование средств массовой информации» автор подразделяет на две группы: первые — преступления с составообразующим использованием средств массовой информации. Они соответствуют юридическому понятию преступления; вторые — преступления с не составообразующим использованием средств массовой информации. Они соответствуют криминологическому понятию преступления. Способ «использования средств массовой информации» в первой
группе преступлений криминализирован, во второй — нет.
Важной криминологической проблемой является противодействие органов внутренних дел преступности в СМИ. По мнению автора под этим следует понимать деятельность органов внутренних дел по разработке, утверждению в предусмотренном законом порядке и применению правовых и организационных мер, направленных на нейтрализацию причин и условий, преступлений, совершаемых с использованием средств массовой информации, выработке адекватных мер реагирования на совершённые в сфере СМИ преступления, а также мер, направленных на минимизацию числа этих преступлений.
Эффективное взаимодействие ОВД со СМИ является одной из важных и крайне актуальных задач, стоящих перед МВД РФ. Как показывают многолетние научные исследования, основную информацию о работе полиции граждане получают из печатных изданий, телевидения и радио, поэтому перед ОВД уже на протяжении нескольких десятилетий стоит важная задача, заключающаяся в организации тесного сотрудничества со СМИ.
Как известно, в 90-х годах прошлого века престиж ОВД в глазах населения значительно упал, и как следствие этого, снизился уровень доверия граждан к милиции. Низкому уровню престижа ОВД способствовала не только ситуация в госу-дарствев целом, но и политика СМИ, направленная на одностороннее освещение деятельности милиции — преимущественно освещались события, характеризующие ОВД с отрицательной стороны.
В результате перед ОВД встали достаточно важныезадачи:улучшения криминальной обстановки в стране, а также повышения престижа ОВД и доверия граждан к полиции.
Поэтому руководство ОВД обратило своё внимание на подразделение, заведовавшее взаимодействием со СМИ, а именно — отделение информации и связи с общественностью ОВД, которые также называют пресс-службами.
В настоящее время в Санкт-Петербурге в структуре МВД функционирует несколько пресс-служб, полномочия которых
разграничены спецификой их деятельности, а также особенностями информации, которой они располагают. Так, например, сотрудники пресс-службы СевероЗападного управления внутренних дел на транспорте используют имеющуюся у них информацию для предупреждения и раскрытия преступлений на железнодорожном, водном, речном и авиатранспорте. Сотрудники ГИБДД — для пропаганды Правил дорожного движения и предупреждения ДТП, сотрудники ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области — для предупреждения и раскрытия преступлений на подведомственной им территории.
Практика показала, что создание и дальнейшая работа пресс-службы в структуре МВД РФ полностью себя оправдала, что подтверждается большим охватом связей информационного и общественного характера. В настоящее время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано более 500 СМИ2 (газеты, журналы, теле- и радиокомпании, информационные агентства и электронные СМИ), из них газет — 207; журналов — 395; телевизионных СМИ — 26; радио — 28; информационных агентств — 24; Интернет-СМИ-95.
Отдел информации и общественных связей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на постоянной основе сотрудничает с 86 (17,2 % от общего числа СМИ региона) печатными и электронными региональными и федеральными СМИ. Ежедневный мониторинг проводится в отношении 24 печатных СМИ, 6 телеканалов и 35 сайтов Интернета, на которых размещается информация правоохранительной тематики. Таким образом, отдел информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области охватывает практически 100% основных действующих в регионе СМИ, размещающих информацию на правоохранительную тематику.
2 Сведения отдела по контролю за СМИ Росохран-культуры по СЗФО на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По данным на 2008 год.
84 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Использование органами внутренних дел СМИ в решении конкретных правоохранительных задач позволяет достичь следующих целей:
- минимальной затраты времени, сил и средств;
- оперативности реагирования населения на обращения милиции;
- привлечению населения к розыску преступников, оказанию помощи в расследовании преступлений на неограниченной территории;
- созданию положительно направленного общественного мнения, что в свою очередь способствует предупреждению новых преступлений;
- соответствующего воздействия на уровень правосознания и социальноправовой активности граждан.3
При решении задач, стоящих перед ОВД по противодействию преступности, сотрудники отделов информации и общественных связей осуществляют свою деятельность в определённых направлениях:
- разъяснение законодательства;
- формирование правосознания граждан;
- выявление и разъяснение сущности причин, порождающих правонарушения (преступления), и условий, способствующих их совершению;
- участие граждан в устранении этих причин и условий;
- воспитание активности населения в борьбе с правонарушениями;
воспитательно-профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений или совершивших какое-либо правонарушение;
- формирование общественного мнения с целью создания обстановки нетерпимости и осуждения лиц, нарушающих правопорядок, и тех, кто им попустительствует;
- пропаганда неотвратимости наказания за совершённое правонарушение;
- удовлетворение поисковых потребностей ОВД (розыск преступников, установление свидетелей и потерпевших, об-
3 Симинягин Ю.Н. Общественное мнение и его использование органами внутренних дел в борьбе с правонарушениями // Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - С. 19.
наружение похищенного и вещественных доказательств);
профилактика преступных проявлений на основе конкретной ориентирующей граждан информации о способах совершения преступлений, и лицах, их совершивших;
обеспечение благоприятного морально-психологического климата среди населения с целью создания оптимальных условий для деятельности органов внутренних дел;
- информирование населения о действительном положении дел с целью пресечения ложных слухов;
- практическое вмешательство в конкретный юридический конфликт;
- реклама средствами массовой информации деятельности полиции;
- социальный контроль граждан за деятельностью ОВД.
В ходе проведённых автором анкетирований жителей Санкт-Петербурга выяснилось, что в СМИ образ сотрудника полиции и его профессиональной деятельности освещается чаще положительнее, чем это бывает на практике, что, в свою очередь, свидетельствует о «положительной» работе СМИ в освещении правовых вопросов и деятельности ОВД.
Во взаимодействии ОВД и СМИ по противодействию преступности в целом и противодействию преступности в средствах массовой информации, как и в деятельности любых других подразделений и организаций, имеются «пробелы», которые требуют дополнительного внимания. Рассмотрим некоторые из них.
Для более продуктивного взаимодействия ОВД и СМИ по противодействию преступности необходимо постоянно повышать квалификацию сотрудников. В связи с чем, МВД уделяет должное внимание подготовке сотрудников отделений информации и общественных связей. Поэтому, учитывая многолетний опыт образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, считаю целесообразным при подготовке сотрудников ввести на всех факультетах высших учебных заведений МВД курс или факультатив по учебной дисциплине «Основы взаимодействия ОВД со СМИ»,
преподаваемый в настоящее время только на факультете подготовки руководителей кадрово-воспитательных аппаратов ОВД.
При реализации данной идеи выпускники университета, осуществляя свои должностные обязанности в структурных подразделениях ОВД, будут готовы к общению с представителями СМИ.
Кроме того, в рамках данной дисциплины необходимо в одной из лекций раскрыть вопрос об ответственности за распространение не соответствующей действительности информации средствами массовой информации. Так сотрудник полиции, передавая какую-либо информацию средствам массовой информации, является официальным представителем ОВД и передает информацию от имени представляемого им подразделения. За распространение недостоверной информации предусмотрены соответствующие виды ответственности. Поэтому сотрудникам полиции в процессе преподавания данной дисциплины должны быть раскрыты основные нарушения, правонарушения и преступления, совершаемые с использованием СМИ, для недопущения их совершения. Данное предложение было поддержано всеми проанкетированными экспертами — сотрудниками отделов информации и общественных связей.
В процессе взаимодействия СМИ и ОВД у каждой из сторон возникают определённые разногласия и претензии. Основной претензией ОВД к СМИ является недостаточная юридическая подготовка журналистов, освещающих правовую тематику. Так Г.Н. Горшенков отмечает достаточно низкий процент высшего образования у журналистов.4 Именно поэтому большинство учёных и практических работников, задействованных в сфере изучения взаимодействия ОВД и СМИ, считают, что «журналисты, освещающие деятельность милиции и пишущие по правовым тематикам, должны быть сведущими в вопросах юриспруденции».5 Данное предло-
4 См.: Горшенков Г.Н. Средства массовой информации в механизме правового регулирования. — Сыктывкар, 2001. — С. 93.
5 Серобян П. Печать, радио, телевидение и правовое воспитание // Социалистическая законность. — 1976. — № 4. — С. 72; Томин В.Т., Горшенков Г.Н.
жение обусловлено наличием в материалах или публикациях журналистов грубых ошибок, таких как неправильная квалификация уголовно-наказуемого деяния, а также иные неточности в указании лиц или иных данных, приводящих к искажённому толкованию права. Таким образом, журналист, чтобы дать оценку своему репортажу с правовой точки зрения, должен обладать знаниями основ юриспруденции.
Одним из путей решения этой проблемы я вижу создание клуба или какой-либо другой общественной организации для журналистов, пишущих на правовые тематики, куда бы приглашались представители правоохранительных органов, журналисты, преподаватели.
Таким образом, со стороны ОВД и со стороны СМИ нужны люди, обладающие познаниями в двух областях: юриспруденции и журналистике.
ОВД, осуществляя взаимодействие со СМИ, должны в полной мере использовать не только все формы и методы, но и все возможные трудовые ресурсы, находящиеся в их подчинении. В настоящее время штат отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области укомплектован на 87,5%. В горрай-органах внутренних дел также либо созданы должности инспекторов по связям со СМИ, либо назначены ответственные лица за взаимодействие со СМИ. Однако лица, ответственные за взаимодействие со СМИ, свои функциональные обязанности выполняют не в полной мере, что обусловлено, прежде всего, совмещением большинством из них своих непосредственных должностных обязанностей с обязанностями инспектора по связям со СМИ. Так должности старшего инспектора по связям со СМИ созданы были лишь в районных управлениях ОВД Петроградского, Фрунзенского, Приморского и Выборгского районов. В остальных же районных управлениях внутренних дел города Санкт-Петербурга должностные функции инспектора по связям со СМИ выполня-
Использование средств массовой информации в профилактике преступлений. — М., 1981. — С. 42.
86 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
ют либо начальник подразделения, либо старший инспектор отделения анализа, планирования и контроля штаба. Поэтому, считаю, что в целях оптимизации работы отдела информации и общественных связей органов внутренних дел необходимо
использовать пример Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте, в котором практически во всех линейных отделах внутренних дел созданы должности инспектора по связям со средствами массовой информации.