Д.В. Сочнее, Е.Ю. Иванова
Сочнее Дмитрий Васильевич — доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой финансового права Нижегородского института менеджмента и бизнеса;
Иванова Елена Юрьевна — ассистент кафедры финансового права Нижегородского института менеджмента и бизнеса
Проблемы модернизации правотворчества в противодействии молодежному экстремизму в России
Процесс модернизации правотворчества в противодействии молодежному экстремизму в России, в первую очередь, должен быть предметом правового регулирования. Существующая в настоящее время нормативная база, регламентирующая деятельность правоохранительных органов и средств массовой информации, в частности, их взаимоотношения в сфере противодействия молодежному экстремизму, включает в себя несколько уровней.
Первый — это международные декларации и соглашения, ратифицированные нашим государством1. Они ввели общепризнанные принципы и нормы международного права в состав правовой системы России, что было зафиксировано в статье 15 Конституции РФ2. Соблюдение провозглашенных в них правовых норм обязательно как для ОВД, так и для СМИ. В данных нормативных актах зафиксированы гарантии равенства молодых граждан перед судом и законом, права на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободы слова, свободы массовой информации. При этом особо отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 10—12, 18, 19, 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 9, 14, 17, 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; ст. 17, 19, 22—25, 29 Конституции РФ).
Механизм реализации прав и свобод, сформулированных в Конституции РФ, нашел отражение в принятых впоследствии федеральных законах и подзаконных актах, регламентирующих деятельность различных государственных институтов. При этом повысилась ответственность государства в целом и правоохранительных органов в частности за обеспечение их соблюдения. Законодательный уровень правового регулирования взаимодействия правоохранительных органов и средств массовой информации включает в себя федеральные законы «О средствах массовой информации», «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной тайне»3 и другие акты, а также кодексы (УК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ), устанавливающие уголовную и административную ответственность за нарушение закона.
В настоящее время в доступе журналистов к информации существует целый ряд ограничений, связанных с соблюдением государственной тайны, тайны следствия, охраны чести и достоинства граждан, а также жизни и здоровья лиц, осуществляющих оперативно- розыскные мероприятия. Эти ограничения регламентируются законами «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 5, 6), «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2, 15, 16), «О государственной тайне» (п. 4 ст. 5). УК РФ провозглашает усиление уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ). Статья 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» специально оговаривает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Пункт 2 статьи 49 указанного Закона подчеркивает обязанность журналиста проверять достоверность сообщаемой информации, а статья 59 говорит о наступлении уголовной, административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения требований статьи 4 указанного правового акта.
Возможность использования СМИ для решения задач по раскрытию и расследованию преступлений зафиксирована в пункте 31 статьи 5 Закона «О полиции». Закон гласит, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать безвозмездно возмож-
1 См.: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.
2 См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
3 См.: Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции»; Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 6 октября 1997 года № 131-Ф3 «О государственной тайне».
ности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших. В то же время статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязует редакцию СМИ сохранять в тайне источник конфиденциальной информации, который может быть назван лишь по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом.
В частях 1, 2, 5, 7 статьи 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассматриваются основные направления, по которым оперативно-следственные аппараты ОВД могут использовать возможности СМИ:
1) получение фактических данных, позволяющих активно вести работу по раскрытию преступления (сведения, характеризующие событие, мотивы преступления, виновность обвиняемого в его совершении, смягчающие и отягчающие обстоятельства, характер и размер ущерба, причиненного преступлением);
2) привлечение граждан к участию в раскрытии преступления, выявление свидетелей и потерпевших;
3) профилактическая работа (выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по их устранению).
Принимая решение об обращении к молодежи через СМИ, необходимо исходить из реальной необходимости этого, учитывая, что такие меры со стороны правоохранительных органов носят вынужденный характер и имеют как положительные, так и отрицательные моменты. Основаниями использования средств массовой информации (радио, телевидения, газет) для раскрытия преступлений могут быть их значительный общественный резонанс; отсутствие информации, необходимой для ведения или активизации работы по раскрытию преступления; невозможность или крайняя затрудненность решения какой-либо задачи раскрытия преступления иным способом.
Приказы министра внутренних дел России1 в качестве основного критерия оценки оперативнослужебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел определили оценку их работы с населением. Как показывает практика работы оперативно-следственных подразделений, главными причинами, вызывающими необходимость обращения к населению за помощью при раскрытии и расследовании преступлений, являются отсутствие свидетелей и очевидцев; выявление потерпевших при расследовании многоэпизодных преступлений; отсутствие сведений о лице, совершившем преступление.
Учитывая возможности средств массовой информации оказывать влияние на информированность молодых граждан о происшедшем, их поведение и поступки, основными целями использования указанных средств в интересах раскрытия преступлений должны являться следующие: получение любых фактических данных, позволяющих активно продолжать работу по раскрытию преступления; создание обстановки, благоприятствующей проведению отдельных мероприятий или следственных действий; привлечение молодых граждан к участию в раскрытии преступления и получение свидетельских показаний; дезинформация лиц, причастных к его совершению; побуждение участников преступления к совершению саморазоблачающих действий (в том числе и к явке с повинной); противодействие слухам, отрицательно влияющим на работу по раскрытию преступления, либо распространение тех из них, которые облегчают сотрудникам ОВД решение их задач; выявление причин и условий, способствующих его совершению; предупреждение о вероятных действиях преступника, ориентирование молодых граждан на принятие мер по обеспечению своей личной и имущественной безопасности; использование материалов, помещенных в СМИ, для проведения оперативно-розыскных мероприятий; информационно-аналитическая работа с материалами СМИ на криминальные темы.
Следует учитывать также, что средства массовой информации могут включаться в процесс раскрытия и расследования преступлений по своей инициативе2. В указах Президента РФ3 обращается внимание руководителей средств массовой информации на то, что при освещении событий следует руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, нормами и принципами
1 См.: Приказ МВД России от 6 декабря 1999 года № 977 «Об информационно-пропагандистской работе»; приказ МВД России от 26 октября 2002 года № 943 «Об утверждении положения об управлении информации, региональных и общественных связей Министерства внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 5 апреля 2002 года № 324 «Об организации работы подразделений информации, региональных и общественных связей Главных управлений МВД России по федеральным округам, подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, горрайлинорганов внутренних дел».
2 См.: СочневД.В. Молодежь, правоохранительная система и массовые коммуникации: оптимизация взаимодействия. — Н. Новгород, 2006. — С. 72—73.
3 Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 года № 1338 «О проблематике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»; Указ Президента РФ от 15 января 1998 года № 29 «О президентской программе «Дети России» на 1998—2000 гг.»; Указ Президента РФ от 24 сентября 2002 года № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ»; Указ Президента РФ от 6 февраля 2004 года № 151 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества».
международного права, исключающими любые формы оправдания насилия, распространение информации, создающей угрозу жизни граждан.
Ведомственные нормативные документы составляют третий уровень правовых актов, регламентирующих взаимоотношения правоохранительной и массово-коммуникативной систем1. Они устанавливают обязанности личного состава служб и подразделений, связанных с подготовкой и предоставлением материалов для средств массовой информации о своей работе, правовой пропагандой и агитацией, организацией обратной связи с редакциями СМИ и населением, а также с принятием мер по устранению выявленных недостатков в этой работе.
Особо регламентируется деятельность отделов (отделений, групп) информации и общественных связей органов внутренних дел. Согласно приказам МВД России, в число основных задач этих подразделений входит осуществление связей с российскими и зарубежными журналистами, теле-, видео-, киностудиями, редакциями, творческими, общественными объединениями, политическими партиями в целях оказания им необходимой методической и организационной помощи в работе над материалами о деятельности органов внутренних дел. Кроме того, в число задач входят проведение информационно-аналитической работы, подготовка обзоров и предложений на основе изучения материалов периодической печати, отражающих деятельность органов внутренних дел, распространение достоверной информации и формирование объективного общественного мнения об органах внутренних дел, обеспечение связи органа внутренних дел с центральными и местными СМИ.
Эффективное использование СМИ в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений можно обеспечить только при сочетании тесного делового взаимодействия с ними и научно обоснованной и профессионально грамотной в тактическом и организационном отношениях практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Осуществление сотрудниками оперативных и следственных подразделений поисковых и розыскных мероприятий с использованием СМИ требует их согласованной работы, правильного соотношения гласных и негласных методов розыска, установления пределов гласности розыскных мер и тайны предварительного следствия.
В том случае, когда текст заметки для прессы или выступления в теле-, радиоэфире готовит иной сотрудник (например, представитель отдела информации и общественных связей органа внутренних дел) или для решения данной задачи привлекаются представители СМИ, следователь должен тщательно отобрать обнародуемый фактический материал (ориентирующие сведения, фотографии, рисунки, иллюстрации и т. п.), заботясь о сохранении тайны следствия. Если для составления текста возникает необходимость обращения к психологу или психиатру (например, при попытке склонить к явке с повинной лицо, совершающее преступления, у которого предполагается наличие явных психических отклонений), у этих специалистов должна быть взята подписка с предупреждением об ответственности по статье 310 УК РФ (разглашение данных предварительного следствия).
Деятельность и функции СМИ определены рядом федеральных законов: «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию»2. В круг задач СМИ должны, прежде всего, входить ведение правовоспитательной работы, формирование правовой культуры и правового сознания населения.
СМИ должны объективно и всесторонне информировать граждан о работе федеральных органов государственной власти, о деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации по вопросам права, политики и других сфер общественной жизни3. Вопрос о влиянии современных СМИ на формирование правового и нравственного сознания населения, в том числе и молодежи, сохраняет свою значимость и актуальность несмотря на то, входит ли это в задачи СМИ. Такое влияние всегда носит фактический характер4. Особенно это касается тех СМИ, которые непосредственно ориентированы на молодежную аудиторию, освещают законодательство, вопросы борьбы с молодежным экстремизмом.
1 См., например, пункты 1.2.2; 1.2.3; 2.3.3; 4.2.4; 5.5.2; 6.1.6; 7.5; 8.2 «Наставления о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений», утвержденного приказом МВД России от 6 августа 1993 года № 390; пункт 12 приказа Генерального прокурора РФ от 29 июня 1994 года № 31 «О повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении»; пункт 13 приказа Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 года № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; и т. д.
2 См.: Федеральный закон от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»; Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Федеральный закон от 20 марта 1993 года № 377 «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию».
3 См.: Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. — М., 1995; Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. — М., 1996.
4 См.: Юцкова Е.Н. Средства массовой информации в России глазами криминолога. — М., 2000. — С. 4—5.
Как правило, публикации, освещающие «громкие» уголовные дела, должны готовиться после вынесения судом приговора. В досудебных публикациях, передачах, интервью не следует допускать утверждений о бесспорности установления предварительным следствием вины отдельных лиц, безоговорочно квалифицировать их действия по отдельным статьям УК РФ, предопределять вид и меру наказания. Нельзя исключать возможность последующего обращения гражданина к судебной защите своей чести и достоинства (ст. 129 и 130 УК РФ), если переданные о нем сотрудниками полиции в СМИ сведения окажутся неверными. Это в конечном итоге может повредить репутации ОВД.
Кроме того, в этих случаях, в соответствии с гражданским законодательством, сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации, в которых увидели свет публикации. Хотя, как показывает практика, опровержения, которые по решению судов дают СМИ (в углу полосы, мелким шрифтом), не отражаются на престиже данного органа печати, не подрывают к нему доверия со стороны аудитории и не способны инициировать материальные санкции (уменьшение коммерческой рекламы, снижение тиража издательства).
Недопустимо также упоминать фамилии и адреса потерпевших, публиковать сведения о размере и оценке их имущества, любую другую информацию, которую могут использовать преступники. При использовании в выступлениях профилактического характера в СМИ материалов конкретного уголовного дела, еще не рассмотренного в суде, сотрудник оперативно-следственного аппарата ОВД должен помнить, что базой выступления в СМИ должен быть не столько обвиняемый, сколько преступление; могут быть обнародованы лишь безусловно доказанные по делу факты; доводимые до сведения населения выводы следственных властей могут основываться лишь на таких фактах.
Необходимо также соблюдать правила этики по отношению к физическим и юридическим лицам, данные о которых в том или ином виде упоминаются в общении с представителями СМИ, — правильно записывать фамилии, имена и отчества, наименования предприятий, организаций, учреждений, общественных движений и т. п., должности соответствующих работников и т. д.1 Привлечение работника СМИ к уголовной ответственности по статье 310 УК РФ за разглашение данных предварительного расследования возможно в том случае, если такое лицо предупреждено в установленном законом порядке о недопустимости разглашения соответствующих сведений.
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за публикацию в СМИ сведений, подпадающих под понятия «клевета» (ст. 129 УК РФ) и «оскорбление» (ст. 130 УК РФ). Клевета подразумевает распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, что практически не поддается доказыванию, если речь идет о СМИ. Конкретное СМИ всегда будет настаивать на добросовестном заблуждении и никогда не признает публикацию или обнародование заведомо ложных сведений.
Неоднозначна также ситуация с применением статьи 130 УК РФ. Законодатель под оскорблением подразумевает унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, оставляя, по сути, открытым вопрос, что же можно считать «неприличной» формой. Кроме того, из содержания статьи 130 УК РФ неясно, несет ли СМИ ответственность за оскорбление в том случае, если высказывание в неприличной форме принадлежит не самому журналисту, а его интервьюируемому, собеседнику.
Практически не представляет реальной возможности привлекать работников СМИ к уголовной ответственности статья 137 УК РФ, касающаяся нарушения неприкосновенности частной жизни, поскольку предполагает наличие корыстной или иной личной заинтересованности2. Доказать же наличие корысти или иной личной заинтересованности на практике очень сложно. На деле это предполагает доказательство или получение взятки работникам СМИ от третьего лица или жесткой личной зависимости от работодателя и выдвижение работодателем определенных условий. Например, в качестве поощрения за сбор и распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, работнику СМИ обещано повышение по службе, увеличение гонорара и т. д. Очевидно, что уже сам факт умышленного нарушения неприкосновенности частной жизни должен быть уголовно наказуем.
В Федеральном законе «О рекламе»3 и в УК РФ содержатся также статьи, предусматривающие ответственность за заведомо ложную рекламу товара, работ и услуг (ст. 182 УК РФ), за незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ). Нарушения всех выше перечисленных норм определяются законодателем как преступления небольшой тяжести. Часть 2 статьи 280 УК РФ (публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изме-
1 См.: Латов Ю.В. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде. — Тамбов, 2010. — С. 62.
2 Баранов В.М. Рекламное право: Учебно-методический комплекс / В.М. Баранов, М.В. Баранова, Ю.В. Черячу-кин. — Н. Новгород, 2002. — С. 175—176.
3 См.: Федеральный закон от 1 8 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе».
нению конституционного строя РФ, совершенные с использованием СМИ), часть 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с использованием СМИ), часть 2 статьи 354 УК РФ (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, совершенные с использованием СМИ) предусматривают деяния, определенные законом как преступления средней тяжести.
Указанные законодательные нормы пресекают, относят к противоправной деятельность СМИ, ориентирующих граждан на агрессивное поведение, на восприятие действительности как враждебной, создающей ситуацию, когда грань между правовым решением конфликта и самосудом становится в общественном сознании все менее заметной1. При подготовке информации для использования ее в СМИ следует учитывать, что не допускается без разрешения следователя передача в средства массовой информации каких-либо сведений о задержании подозреваемых, обстоятельствах совершения преступления и данных предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в его производстве. Однако в последнее время встречаются случаи, когда информация в СМИ передается сотрудниками оперативных подразделений, минуя следователя. Это приводит к искажению фактов, мешает раскрытию преступлений, вызывает жалобы и обращения в суд по поводу защиты чести и достоинства со стороны граждан. Неоднократно работники правоохранительных органов отмечали, что СМИ излагают информацию, существенно затрудняя работу, способствуя оказанию давления на свидетелей, их запугиванию. С учетом роли СМИ в современном обществе проблема «информпре-ступности» требует более внимательного рассмотрения и принятия определенных решений, в том числе возможно внесение дополнений и изменений в статьи действующего УК РФ.
Правовые механизмы регулирования и оптимизации взаимодействия правоохранительных органов и средств массовой информации находятся в непосредственной зависимости от совершенства используемых их сотрудниками воспитательных мер. Важной воспитательной мерой, разрабатываемой на основе виктимологической информации, является деятельность, связанная с влиянием на личность и поведение молодых граждан, относящихся к экстремистским группировкам. В случаях, когда виктимность связана с негативными нравственными характеристиками, антиобщественными качествами молодых людей, первостепенное значение приобретает воспитание, ориентированное на ее коррекцию.
Так, дифференцированное половое образование несовершеннолетних, способствуя формированию половой морали, усвоению сложившихся в обществе норм полового поведения, выполняет наряду с другими и воспитательные функции. В плане виктимологического воспитания могут быть рассмотрены и меры правового воздействия, применяемые к алкоголикам и наркоманам. Перспективной является и разработка воспитательных мер, основанных на учете типичных психологических особенностей потерпевших. Существенным здесь является, например, воспитание, социальное поощрение инициативности молодежи наряду с самокритичностью, разумной осмотрительностью, овладение навыками разрешения конфликтов.
Воспитательные меры могут строиться и на основе учета социально-ролевых особенностей потерпевших от преступлений. Так, изъятие несовершеннолетних из семьи (в силу особенностей их возраста и социального статуса) может оказаться едва ли не единственным эффективным средством предупреждения жестокого отношения к ним, побоев и истязаний со стороны крайне деморализованных взрослых. Как высокоэффективные расцениваются специалистами и меры, направленные на обеспечение надзора и лечения молодых людей, виктимных из-за наличия психопатологических отклонений.
Произошедшие в России экономические и социальные изменения, рост преступности, смещение акцентов правоохранительной деятельности оказывают значительное влияние на правосознание молодежи, находят отражение в поведении отдельных молодежных экстремистских группировок, обусловливают снижение инициативы молодых граждан в борьбе с преступностью и охране порядка, вызывают у них обоснованные сомнения в своей безопасности при выполнении гражданского долга2.
Следует отметить, что федеральные законы3 изменили среду функционирования как правоохранительной, так и массово-коммуникативной систем. Сегодня регулирование взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем должно осуществляться исходя из масштабов молодежной аудитории, которая может ознакомиться с публикацией (передачей); популярности издания (передачи) среди молодежи в целом и в отдельных группах молодых граждан; оперативности предоставления информации молодежи.
1 См.: Горшенков А.Г. Преступность в сфере массовой информации: уголовно-правовой и криминологический аспекты / А.Г. Горшенков, Г.Н. Горшенков. — Сыктывкар, 2000.
2 См.: Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Т. Лисовского. — СПб., 1996; Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. — М., 1996.
3 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежного и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Правовые механизмы регулирования взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем позволяют управлять правозначимыми процессами через средства массовой информации, должны включать в себя знание основных характеристик, закономерностей, тенденций молодежного экстремизма, ее причин. В центре внимания средств массовой информации должны постоянно находиться не только лишь факты преступности, но и непременно те социальноэкономические деформации, в которых, прежде всего, коренится это общественное разноликое зло. Социально-экономические деформации — это следствие сложных социальных процессов, через которые проходит переустройство современного общества.
Модернизация правотворчества в противодействии молодежному экстремизму в России включает изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения сотрудников органов внутренних дел с представителями средств массовой информации, сотрудничество с ними в решении задач профилактики преступности молодежи.
Правовые аспекты противодействия молодежному экстремизму должны включать изучение масштабов молодежной аудитории, которая может ознакомиться с публикацией (передачей); популярности издания (передачи) среди молодежи в целом и в отдельных группах молодых граждан; оперативности предоставления информации молодежи. Сегодня необходимо законодательно обеспечить целенаправленность и упорядоченность функционирования различных субъектов правового воспитания молодежи, в том числе со стороны средств массовой информации и органов внутренних дел. Для этого средства массовой информации и органы внутренних дел должны составить программу правового просвещения населения, в первую очередь, молодежи.
Необходимо выработать практику оценки причиненного морального вреда, которая реально позволила бы применить к средствам массовой информации экономические санкции. Только в этом случае средства массовой информации встали бы перед дилеммой: опубликовать сведения, не подкрепленные фактами, «заказную» статью, подготовить соответствующую передачу на телевидении или заплатить крупный штраф, наносящий им ощутимый экономический ущерб.
В настоящее время целесообразно создать более широкий круг средств массовой информации, основными держателями акций которых выступало бы государство, а также более активно осуществлять контроль со стороны государства за деятельностью государственных средств массовой информации. Необходима государственная поддержка наиболее влиятельных средств массовой информации, имеющих большую аудиторию, с условием претворения в жизнь программы правового просвещения населения, и в первую очередь, молодежи.