УДК 34 ББК 67
противодействие преступлениям
экстремисткой направленности
оперативными подразделениями полиции
органов внутренних дел
владимир влсильЕвич волчЕнков,
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ; БОРИС ПАВЛОВИЧ МИХАЙЛОВ, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются формы и методы по противодействию преступлениям экстремисткой направленности, которые требуют совершенствования правовых, организационных, тактических и информационных основ, обобщения опыта работы и повышения эффективности использования достижений науки, средств и методов оперативных подразделений полиции органов внутренних дел.1
Ключевые слова: противодействие экстремизму, национальная безопасность, оперативные подразделения полиции, оперативно-разыскная деятельно сть.
Annotation. In article forms and methods on counteraction of crimes of an extremist directivity which require enhancement of legal, organizational, tactical and information bases, synthesis of experience and increase of efficiency of use of achievements of science, means and methods of operational subdividings of police of law-enforcement bodies are considered.
Keywords: counteraction to extremism, national security, operational subdividings of police, operational search activities.
В условиях переустройства всех сторон общественных отношений в Российской Федерации преступления экстремистской направленности представляют серьезную угрозу для жизни людей и безопасности.
В государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка в противодействии преступлений», утвержденным распоряжением Правительства 6 марта 2013 г. № 313-р, к основным внутренним факторам, препятствующим успешному обеспечению и общественного порядка и противодействия преступности, отнесены проблемы, связанные с недостаточно эффективной деятельностью подразделений полиции, в том числе по противодействию экстремизму, пресечению и раскрытию преступлений экстремисткой направленности.2
Так, в 2010 г. их было учтено 656, раскрыто 632 или 96,3%; 2011 г. — 622, раскрыто 503 или 80,6%;
2012 г. — 696, раскрыто 611 или 87,7%; 2013 г. — 896, раскрыто 743 или 82,9%; 2014 г. — 1034, раскрыто 879 или 85,0%; 2015 г. — 1329, раскрыто 1125 или 84,7%.
Несмотря на незначительный удельный вес в структуре преступности от количества тяжких и особо тяжких преступлений, данный вид преступлений, как правило, характеризуется жестокостью совершения, вызывает повышенный общественный резонанс и негативную оценку системы правоохранительных органов РФ.
Преступления экстремистской направленности привлекают постоянное пристальное внимание средств массовой информации, многие из которых открыто пишут о неспособности некоторых правоохранительных органов эффективно противостоять проявлениям экстремизма3.
В Стратегии национальной безопасности Россий-
ской Федерации до 2020 года отмечено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации (п. 36 Стратегии).4
Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие (п. 20 Стратегии).
Эффективная борьба с преступлениями экстре-мисткой направленности требует систематического изучения и совершенствования правовых, организационных, тактических и информационных основ, обобщения опыта, расширения сферы полиции и повышения качества использования достижений науки, средств и методов органов внутренних дел5.
В соответствии с Положением Генеральной прокуратуры РФ и МВД России «О едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», в Перечне №2 20 (ред. от 30.04.2010) к «Преступлениям экстремист-кой направленности» отнесены следующие статьи УК РФ: п. «л» ч.2 ст.105; п. «е» ч.2 ст.111; п. «е» ч.2 ст.112; п. «б» ч.2 ст.115; п. «б» ч.2 ст.116; п. «з» ч.2 ст.117; ч.2 ст.119; п. «б» ч.1 ст.213; ст. 280; ст. 282.2; ст. 357.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности6» к числу преступлений экстремисткой направленности отнесены преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, указанные выше в перечне № 20 «Преступления экстремисткой направленности».
Согласно Указу Президента РФ № 248 от 01 марта 2011 г. «Вопросы министерства внутренних дел российской Федерации» противодействие преступлениям экстре-мисткой направленности возложено на Главное управление по противодействию экстремизму и его оперативные подразделения в органах внутренних дел МВД России.
На международном уровне законодательное за-
крепление в виде понятия «экстремизм» получили в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., ратифицированной Российской Федерацией 10 января 2003 г.
В указанной Конвенции экстремизм определен как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» (ст. 1). При этом в Конвенции предпринята попытка отграничения «экстремизма» от «терроризма», что приобретает принципиальное значение для обеспечения эффективности противодействия этим опасным социально-криминальным явлениям в современных условия7.
Основополагающим правовым актом, играющим важную роль в определении пределов и мер противоборства угрозам и опасностям последствий экстремизма, в настоящее время является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (в ред. от 29 апреля 2008 г. 54-ФЗ).
Указанный Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации. В нем определяются правовые и организационные основы противодействия экстре-мисткой деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
На коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин сформулировал ключевую задачу органов внутренних дел по борьбе с экстремизмом. «Ксенофобия», национальная и религиозная нетерпимость угрожает единству нашего многонационального народа и целостности Российского государства. Самым жестоким образом необходимо пресекать деятельность экстремистские проявления, от кого бы не исходили. Наша прямая обязанность — защищать всех граждан. Поэтому повторяю: ни одна экстремистская выходка не должна оставаться безнаказанной8».
Изучение практики раскрытия уголовных дел экс-тремисткой направленности показывает, что у оперативных сотрудников и следователей имеется проблема, связанная с проведением соответствующих экспертиз, оценкой материалов экстремистского содержания и уголовно-процессуального закрепления доказательств по делу, полученных в результате ОРД. В связи с этим осложняется процесс легализации доказательств, полученных в результате оперативно-разыскной деятельности, свидетельствующих о причастности отдельных лиц к деятельности экстремистских организаций, членами которых они являются. Подобные проблемы возникают и в процессе привлечения данных лиц к административной ответственности.
В планах действий оперативных подразделений полиции органов внутренних дел, в том числе реализуемых совместно с другими субъектами оперативно-
разыскной деятельности, необходимо определить и учитывать следующие направления.
На стадии анализа и прогнозирования возможного осложнения криминогенной, социально-политической обстановки необходимо предусмотреть и осуществить:
• сбор, систематизацию и анализ оперативно-разыскной информации о реальном возможном осложнении обстановки с использованием негласных возможностей, а также иных сил и средств оперативных подразделений и других служб ОВД;
• выделение из общего объема полученной информации тех сведений, которые указывают на усиление террористической, экстремистской или националистической активности, и срочный обмен информацией по этим вопросам с органами ФСБ России и другими субъектами правоохранительной и антитеррористической деятельности;
• перепроверку и уточнение с помощью оперативно-разыскных средств и методов полученной первичной оперативно-разыскной информации об осложнении обстановки;
• выработку вариантов и проектов управленческих решений, обсуждение и предварительное рассмотрение их с участием администрации регионов и субъектов Федерации;
• дополнительную и дальнейшую проверку всей оперативноразыскной информации по указанной проблеме, выполнение взаимных заданий и поручений органов МВД, ФСБ России и иных субъектов оперативно-разыскной деятельности, принятие согласованных решений, планирование совместных мероприятий, предварительные расчеты сил и средств (в том числе оперативно-разыскных), которые могут быть впоследствии использованы в ходе ликвидации последствий осложнения обстановки;
• уточнение функций действующих оперативных подразделений и их переориентацию на усиление дальнейшего поиска оперативной информации, касающейся обострения криминогенной и социально-политической обстановки;
• организацию, при необходимости, временных штатных структур, в том числе межведомственного характера.
Стадия профилактики (предотвращения) проявлений экстремистского характера должна включать в себя комплекс следующих действий:
• оперативные подразделения ориентируются на выявление лиц, вынашивающих террористические, националистические, экстремистские, религиозные намерения, лидеров и активных участников молодежных группировок и формирований, а также участников организованных преступных групп, лиц с криминальным прошлым и т.п.;
• в отношении указанных лиц организуется постоянный сбор оперативно-разыскной ин-
формации, усиливается гласное и негласное наблюдение, уточняются и дополнительно проверяются их связи, выявляются и берутся на контроль маршруты передвижения, особенно межрегионального характера; усиливаются мероприятия по оперативно-розыскному документированию действий лиц, представляющих оперативный интерес, выявлению мест хранения орудий и средств совершения противоправных действий, установлению мест и времени возможных противоправных проявлений (несанкционированных митингов, демонстраций, пикетов, нападений, взрывов и т.п.); с учетом полученной оперативной информации проводятся меры индивидуального профилактического воздействия в отношении лидеров молодежных антиобщественных групп и активных участников этих формирований, проводятся дополнительные мероприятия по усилению оперативного наблюдения за ними с применением законных мер оперативно-розыскного характера;
аналогичные меры осуществляются и в отношении лидеров и авторитетов криминального мира; на основе результатов оперативного наблюдения принимаются активные меры по недопущению формирования устойчивых антиобщественных и криминальных групп экстремистской направленности, их разобщению (если процесс их формирования начался и вышел из-под контроля), подрыву авторитета их лидеров и руководителей, склонению активных участников антиобщественных и криминальных групп к отказу от продолжения своих действий, приводящих к осложнению криминогенной обстановки и социально-политического климата в регионе (населенном пункте). Аналогичное воздействие осуществляется через конфидентов; вышеуказанные и иные мероприятия на стадии предотвращения нежелательных криминальных или общественно-политических проявлений согласуются, либо проводятся с участием администрации субъектов Федерации, а также взаимодействующих органов и служб. На стадии локализации (пресечения) преступлений экстремистской направленности, осложняющих обстановку, оперативные подразделения полиции должны строить свою работу в следующих основных направлениях: выявление, проверка и реализация сведений о фактах бандитских, разбойных нападений и иных преступлений агрессивного, экстремистского характера, а также о захватах заложников, нападений на людей и объекты, об активизации криминального элемента и участников различных формирований, созданных на так называемой идейной основе;
• выявление и уточнение информации о сепаратистских, экстремистских и иных подобных настроениях в сфере молодежных движений, о попытках дискредитации органов и представителей власти и т.п.;
• проведение совместно с органами ФСБ России мероприятий по активной разработке лиц, представляющих оперативный интерес в решении названной проблемы;
• выявление гласным и негласным путем фактов незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических и психотропных препаратов и веществ, принятие мер по изъятию названных предметов, задержанию и привлечению к ответственности виновных лиц;
• выявление с использованием средств ОРД фактов готовящихся нападений на представителей органов власти, известных политических, общественных, профсоюзных деятелей, принятие совместно с органами ФСБ России и иными органами власти мер по пресечению указанных преступных проявлений на стадии начальных действий преступников;
• организация проверки оперативной информации, поступающей из мест лишения свободы, таможенных и иных правоохранительных органов и органов власти, принятие необходимых активных мер по реализации этой информации;
• уточнение расстановки сил при поступлении сведений о подготовке различных формирований и отдельных групп населения к проведению митингов, демонстраций, пикетирования и других подобных действий (в том числе санкционированных органами власти), более широкое использование конфидентов для сбора информации изнутри названных групп и формирований;
• обеспечение информирования об оперативной обстановке и ее основных компонентах аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе, иных органов власти, вышестоящих инстанций и взаимодействующих сторон;
• осуществление с использованием средств и методов оперативно-разыскной деятельности дополнительной разведки местности или отдельных участков населенных пунктов, определение рубежей возможного выдвижения сил по поддержанию общественной безопасности; дополнительное изучение состава организаций и групп населения и криминальных структур, осуществление оперативного наблюдения за ними; изучение планов местного водоснабжения, канализации, энергообеспечения, схемы железнодорожных и других средств сообщения, метро, аэропортов, радиотелевизионных систем и т.п. в целях дальнейшего использования сил и средств по локализации
антиобщественных проявлений;
• поиск новых подходов к освещению оперативной обстановки источниками негласной информации, осуществление оперативного внедрения источников в противоправные группы с использованием всех возможностей оперативно-розыскного характера; активизация предупредительной работы внутри групп и формирований; фиксирование поведения их лидеров и активных участников, осуществление пропагандистской работы и агитации, направленных на недопущение отрицательных последствий по дальнейшему обострению кризисной ситуации.
На стадии ликвидации кризисной ситуации оперативные подразделения органов внутренних дел проводят следующие основные мероприятия:
• продолжают оперативное наблюдение и контроль за лидерами и участниками вышеуказанных групп и формирований;
• активизируют работу по обмену оперативной информацией с ФСБ России и другими службами, усиливают индивидуальную предупредительную работу в отношении названных лиц, планируют мероприятия по оперативно-розыскному обеспечению следственных мероприятий, в том числе в отношении задержанных и арестованных лиц;
• более тщательно изучают маршруты передвижений участников массовых мероприятий и криминальных группировок, уточняют расстановку негласных сил и средств, инструктируют негласный аппарат;
• расширяют сферу использования возможностей оперативнопоисковых и оперативно-технических служб, особенно по наблюдению и фиксированию действий участников криминальных групп;
• организуют дополнительный анализ информации, поступающей из официальных источников, в том числе из СМИ, при необходимости проводится ее перепроверка через другие источники; выводы и предложения докладываются руководителям органов власти;
• представители оперативных подразделений включаются в состав расчетов по охране важных объектов, транспорта, теле-, радиосистем, ТЭЦ, научных учреждений и т.п., усиливают там личное наблюдение за складывающейся обстановкой, своевременно информируют об изменениях ситуации вышестоящее руководство ОВД и администрацию объектов;
• при ликвидации групповых выступлений и экстремистских действий сотрудники оперативных подразделений проводят сбор информации и документирование действий участников выступлений, передают информацию иным службам ОВД, внутренним войскам
и органам ФСБ России, обеспечивают применение конфидентов, проверяют личности активных участников выступлений, при необходимости проводят личное задержание подозреваемых, и т.п.;
• выявляют факты скрытых или неочевидных противоправных действий участников выступлений; при выступлениях экстремистского характера принимают меры по обнаружению и изъятию пропагандистской литературы и листовок с противозаконными призывами, огнестрельного оружия, колющих и режущих предметов и иных средств нападения, установлению мест возможного укрытия разыскиваемых лиц.
Помимо указанных действий работники оперативных подразделений полиции органов внутренних дел могут участвовать в мероприятиях, определенных в различных планах на случай чрезвычайных обстоятельств, в планах типового характера, в боевых расчетах, а также в мероприятиях локального характера с учетом конкретных обстоятельств развития негативной ситуации.
Главные цели указанных мероприятий таковы:
• создание и обеспечение эффективной системы противодействия экстремизму;
• разработка и принятие мер, позволяющих поддерживать высокую готовность к выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма;
• ликвидация последствий экстремистской деятельности;
• своевременное раскрытие и расследование подобных преступлений.
Управление силами и средствами органов внутренних дел при участии в предотвращении экстремистских проявлений в сфере молодежных движений предполагает соблюдение следующих требований:
• осуществление системного комплексного подхода;
• взаимодействие и координация усилий, обеспечение этой линии работы квалифицированными кадрами;
• использование имеющегося положительного опыта;
• улучшение нормативной и материальной базы.
Основными направлениями совершенствования
управления силами и средствами органов внутренних дел являются:
• налаживание оперативных контактов и обмена информацией;
• создание эффективной системы сбора первичной информации, несущей в себе даже незначительный объем признаков экстремистской деятельности;
• осмысление передового опыта в области превентивной практики с целью разработки методик по выявлению признаков экстремистской деятельности и путей получения значимой информации;
• совершенствование разнообразных систем обнаружения, контроля и защиты, направленных
на сокращение доступа экстремистов к оружию, а также к другим средствам поражения живой силы;
• подбор, подготовка и расстановка кадров;
• организация мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалы, аэропорты, метрополитены и иные места массовых скоплений людей), чаще всего становящихся объектами атак экстремистов;
• организация пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности органов внутренних дел, создание положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел.
В Российской Федерации преступления экстремистской направленности в настоящее время представляют серьезную угрозу для жизни людей и безопасности государства, поэтому необходимо с учетом складывающейся ситуации в регионе использовать изложенные меры.
Экстремизм в России в основном проявляется в виде этносепаратистских конфликтов. Искусственно навязанная и поддерживаемая нетерпимость и агрессия между отдельными гражданами, социальными группами, общественными движениями, приверженцами разных культур, вероисповедания и менталитета, проявляется как средство обеспечения личной власти и личного благополучия их ставленников.
Несмотря на незначительный удельный вес в структуре преступности от количества тяжких и особо тяжких преступлений, данный вид преступлений, как правило, характеризуется жестокостью исполнения, вызывает повышенный общественный резонанс в обществе и негативную оценку со стороны представителей СМИ.
В зависимости от идеологической окраски возможно выделение следующих основных разновидностей экстремистской деятельности: националистический экстремизм, политический экстремизм, религиозный экстремизм.
Среди наиболее распространенных причин экстремизма следует назвать: социально-экономические проблемы; протест против деятельности некоторых официальных лиц органов власти; идеологическую дезориентированность; поиск способов самоутверждения; корыстные мотивы; ложное восприятие религиозных ценностей.
1 Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-разыскной деятельности в системе МВД России».
2 Государственная программа РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», общественного порядка и утвержденным распоряжением Правительства 6 марта 2013 г. № 313-р. // МВД России.
3 Прудников А.С. Обеспечение органами внутренних дел безопасности личности // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016 г. № 3.
4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12
мая 2009 г. № 537// Российская газета. 2009 № 88. 19 мая
5 Прудников Т.А. Административно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016 г. № 3.
6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации ст. 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности».
7 Акимова С.А. Угрозы национальной национальной безопасности // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016 г. № 3.
8 Коллегия МВД России от 8 февраля 2013 г. выступление Президента РФ В.В. Путина.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12.93. № 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ (УК РФ) (в ред. ФЗ от 2009 г., № 65-ФЗ) // СЗ РФ. 04.05.09. № 8.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г., № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 07.01.2012).
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности».
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3_ФЗ «О полиции».
7. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. « 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
8. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».
9. Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 «О межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации».
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности».
11. Прудников А.С. Обеспечение органами внутренних дел безопасности личности // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016 г. № 3.
12. Прудников Т.А. Административно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016 г. № 3.
13. Акимова С.А. Угрозы национальной национальной безопасности // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016 г. № 3.
14. Противодействие преступлениям террористической и экстремисткой направленности (Вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности:
учеб.-метод. Пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (Волченков и др.); под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова:-М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право. 2013.442 с.
References
1. The constitution of the Russian Federation (it is accepted on national vote on December 12, 1993)//the Russian newspaper. 25.12.93. No. 237.
2. The criminal code of the Russian Federation of June 13, 1996, No. 63-FZ (Criminal code of Russian Federation) (in Federal Law edition of 2009, No. 65-FZ)//SZ Russian Federation. 04.05.09. No. 8.
3. The code of the Russian Federation about administrative offenses of 30.12.2001, No. 195-FZ (with amendment and additional, become effective from 07.01.2012).
4. The federal law of August 12, 1995 No. 144-FZ "About operational search activities in the Russian Federation".
5. The federal law of July 25, 2002 No. 114-FZ "About counteraction of extremist activities".
6. The federal law of February 7, 2011 No. 3_FZ "About police".
7. The decree of the Russian President of March 1, 2011 "249 "About the adoption of Standard provision on territorial authority of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation".
8. Decree of the Russian President of March 1, 2011 No. 250 "Questions of the organization of police".
9. The decree of the Russian President of July 26, 2011 No. 988 "About the interdepartmental commission on counteraction to extremism in the Russian Federation".
10. The resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 28, 2011 No. 11 "About jurisprudence on criminal cases about crimes of an extremist directivity".
11. Prudnikov A.S. Support with law-enforcement bodies of safety of the personality//the Messenger to Mos of the Ministry of Internal Affairs of Russia of V. Ya. Kikotya. 2016 No. 3.
12. Prudnikov T.A. Administrative and legal aspects of support of national security//the Messenger to Mos of the Ministry of Internal Affairs of Russia of V. Ya. Kikotya. 2016 No. 3.
13. Akimova S. A. Threats of national national security//the Messenger to Mos of the Ministry of Internal Affairs of Russia of V. Ya. Kikotya. 2016 No. 3.
14. Counteraction to crimes of a terrorist and extremist directivity (Questions of the theory and practice of operational search activities: studies. — a method. The manual for the students who are trained in "Law" (Volchenkov, etc.); under the editorship of V. V. Volchenkov, B.P. of Mikhaylova:-m: UNITY-DANA: Law and right. 2013.442 page.