УДК 34 ББК 67
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ И СЛУЖБАМИ
ДРУГИХ ВЕДОМСТВ ПО ВОПРОСАМ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
АНТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы организации взаимодействия криминальной полиции органов внутренних дел с оперативными подразделениями и службами других ведомств по вопросам незаконной миграции на территории Российской Федерации. Обсуждаются основные практические проблемы; предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: криминальная полиция, МВД РФ, ФСБ РФ,ФТС РФ, МИД РФ, иностранные граждане, трудовые мигранты, незаконная миграция, миграционные процессы, миграционный центр.
Annotation. the article considers topical issues of cooperation of the criminal police of the internal Affairs bodies with the operational units and services of other agencies on matters of illegal migration on the territory of the Russian Federation. We discuss the main practical problems and propose solutions.
Keywords: criminal police, interior Ministry, FSB, Federal customs service of Russia, Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation, foreign citizens, labor migrants, irregular migration, migration processes, migration centers.
Международный терроризм, экстремизм, незаконная миграция, расширение масштабов организованной преступности, незаконный оборот оружия и наркотиков эта факторы, которые напрямую влияют на национальную безопасность современной России1. Эти опасные проявления приобрели транснациональный и трансграничный характер. Возрастание объема и количества миграционных потоков между Россией и зарубежными странами приводит к увеличению числа лиц, незаконно пересекающих государственную границу. Вопросы, связанные с режимом выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, находятся на стыке современных проблем обеспечения национальной безопасности и осуществления международных отношений, проблем эффективности организации государственного управления и реализации прав и свобод человека и гражданина2. Правила и организация режима въезда в страну и выезда из страны подвержены постоянным изменениям в зависимости от политических, экономических, социальных и других факторов, и должны противостоять и террористическим угрозам, которые направлены против безопасности государства3.
При условии скоординированной систематической деятельности МВД РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, режим въезда в страну и выезда из страны и позволяет предотвратить или минимализировать влияние угроз, т.е. является одним из важнейших инструментов обеспечения национальной безопасности. К сферам общественных отношений охраняемых режимом въезда в страну и выезда из страны, можно отнести следующие: национальная безопасность; общественная безопасность и общественный порядок; защита прав и свобод человека и гражданина; экономическая безопасность; санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Россия стала центром притяжения трудовых мигрантов, и из которых, часть имеет криминальное прошлое или преступные намерения, прибывшие не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья4.
Достаточно трудно отделить проблему криминализации в среде мигрантов от существующей общей криминальной обстановки внутри страны. Часть экономики в стране в большей степени теневая, мигранты пополняют именно этот сектор и вливаются в различные этнические и преступные группировки. В
настоящее время перед МВД России стоит задача легализовать миграционные потоки трудовых мигрантов и организовать проверку лиц прибывающих на территорию России5. Проблемы миграции населения существуют во многих государствах. С одной стороны, необходимо повысить миграционную привлекательность России, с другой — принять эффективные меры по противодействию нелегальной (криминальной) миграции. Возможность ее регулирования без нарушения прав, включая конституционные права граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, является одной из основных и сложнейших задач государства6. Проблема, связанная с незаконной миграцией, т.е. с ее предупреждением, выявлением и раскрытием, продолжает оставаться актуальной7. Проведенный анализ показывает, что значительный процент членов экстремистских организаций — это незаконные мигранты, постоянно пополняющие ряды преступных сообществ. В связи с этим, необходимо проводить мероприятия по противодействию незаконной миграции, с целью предотвращения использования каналов террористическими и экстремистскими организациями8. Прогнозируется, что в дальнейшем будет усиление роста миграционных потоков государстве с высоким уровнем террористической опасности и сложной социально-экономической обстановкой, формирующих угрозу проникновения на российскую территорию лиц, причастных к экстремистским организациям9.
Под организованной преступностью в Европе обычно понимаются, как корыстные преступления (например, кража произведений искусств и антиквариата, торговля людьми, вымогательство, мошенничество, грабеж и др.)10 так и преступления, совершаемые в результате сговора или транзитные преступления (например, некоторые формы коррупции, незаконная миграция, наркотрафик и отмывание денег)11.
Согласно ст. 9 Федерального Закона от 18 июля 2006 г. №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федера-ции»12, собираются в государственную информационную систему миграционного учета первичные персональные данные об иностранных гражданах и лиц без гражданства.
Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМ) представляет собой межведомственную автоматизированную информационную систему. ФСБ России поставляет в центральный банк данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ) информацию о пресечении Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами.
МИД России поставляет в Центральный банк данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ) информацию: об оформленных иностранными гражданами приглашения на въезд в Российскую Федерацию;
об оформленных иностранными гражданами визах. В соответствии с положениями приказа МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, Министерств информационных технологий и связи РФ от 10 марта 2006 г. №148/2562/98/62/25 «О ведении и использовании централизованного банка данных по учету
иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации»13, направляется в ЦБД УИГ информация об оформлении иностранными гражданами миграционных карт с соответствующими отметками органов пограничного контроля о пересечении Государственной границы Российской Федерации, об оформленных разрешениях на работу иностранным гражданам14.
Формирование общей миграционной политики России должна осуществляться в следующих основных направлениях: защита границ, пограничный контроль (патрулирование и контроль за пересечением границ), а так же анализ рисков и сбор информации оперативно-розыскного и разведывательного характера; регулирование легальной миграции в соответствии с возможностями России и принимать и трудоустраивать мигрантов; расследование незаконной миграции посредством координации действий всех компетентных правоохранительных органов; необходимо создать меры по сокращению притока неквалифицированной рабочей силы, главным образом в виде нелегальной миграции; создание многоуровневой системы контроля. Сотрудничество с третьими странами, в том числе с соседними, пограничный контроль, контроль над свободой передвижения; межведомственное сотрудничество по контролю за границами (полицейские, таможенные и пограничные службы), а также международное сотрудничество15.
Согласно п.33 ст.12 ФЗ «О полиции»16 на полицию возлагаются обязанности: «в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации»17.
Эффективное противодействие нелегальной миграции одно из важнейших направлений формирования общей миграционной политики России. Органы государственной власти должны использовать все имеющиеся в наличии меры противодействия нелегальной миграции, в том числе широко применять депортацию нелегалов18.
Нейтрализация незаконной миграции, снижение ее активности, как одна из основных задач оперативно-розыскной деятельности, лежит в русле задачи по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений и усилению борьбы с наиболее распространенными видами преступлений, осложняющими
оперативную обстановку в стране19. Для этого необходимо активизировать оперативный поиск по сбору, хранению и использованию оперативной информации о незаконных мигрантах, их сосредоточении, усилить оперативное проникновение в нее за счет своевременного и эффективного использования всего арсенала оперативно-розыскных мероприятий, более эффективного использования возможностей оперативной разработки по нейтрализации криминальных «авторитетов» и лидеров преступных организаций и сообществ этнической направленности.
Выявление преступлений в сфере миграции решается путем осуществления оперативного поиска в ходе которой проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках организации незаконной миграции и причастных к ней лицах20.
При подтверждении информации об организации незаконной миграции соответственно возникает необходимость документирования всех фактов преступной деятельности на каждой стадии совершения преступления (въезда, транзита, пребывания)21. Данная деятельность осуществляется оперативными службами и выражается в последовательности проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об оперативно-розыскной дея-тельности22.
С целью получения информации о фактах организации незаконной миграции, подразделениям уголовного розыска необходимо проводить полный комплекс оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), такой как:
Работа с лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД (ст. 17 ФЗ «Об ОРД»23, п. 34 ст. 13 ФЗ «О полиции»24), для получения информации оперативного характера об организаторах незаконной миграции и местах незаконного проживания иностранных граждан25.
Мониторинг средств массовой информации, типичными источниками которой являются: рекламные объявления (журналы, газеты, Интернет и т.п.)26; объявления об оказании услуг по трудоустройству, временной регистрации, прописке; представители указанных фирм и консульств; служащие рекламных агентств, агентств по сдаче жилья внаем, паспортно-визовые; материалы плановых проверок строительных и других объектов, предприятий и организаций27.
Взаимодействие и совместная работа с Центром содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве, с целью отработки задержанных на предмет ранее совершенных преступлений и получения дополнительной информации28.
Проведение работы личным сыском (наблюдение, опрос, наведение справок).
Проведение оперативно-технических мероприятий29.
Очерченный круг источников информации не является исчерпывающим. Таким образом, основу процессов раскрытия и расследования рассматриваемого вида преступлений должна составлять разведывательная информация и грамотное, основанное на законе, документирование преступной деятельности организаторов незаконной миграции30. При подтверждении
информации об организации незаконной миграции соответственно возникает необходимость документирования всех фактов преступной деятельности на каждой стадии совершения преступления (въезда, транзита, пребывания). Для оперативных служб данная деятельность осуществляется и выражается в последовательном проведении всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД)31. Следует отметить, что порой единственным источником доказательной информации о рассматриваемом виде преступлений являются данные ОРД.
На основании собранных материалов сотрудник оперативного подразделения самостоятельно дает юридическую оценку информации, полученной в результате документирования организации незаконной миграции.
1 См.: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 52. — Ст. 7477.
2 См.: Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Чих-дадзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Опалева А.А. Актуальные проблемы конституционного права России. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / Москва, 2016. Сер. Magister
3 См.: Хазов Е.Н., Волченков В.В., Эриашвили Н.Д., Мар-тынюк В.М., Михайлов Б.П., Богданов А.В., Ильинский И.И., Китайгородский Е.А., Тюренков В.Н. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности / Москва, 2013.
4 См.: Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно- разыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 140-144.
5 Упразднение и ликвидация ФМС России - последние новости 2016 года: присоединение ФМС к МВД, передача функций ГУВМ МВД -[Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// migrantmedia.ru/uprazdnenie-likvidatsiya-fms-rossii-poslednie-novosti-2016-goda-prisoedinenie-fms-k-mvd-peredacha-funktsiy-guvm-mvd/(дата обращения 20.03.2016).
6 См.: Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по противодействию дискриминации иностранных граждан в России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 60-65.
7 См.: Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н. Формирование эффективных механизмов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в современных условиях: опыт Вологодской области. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С. 53-57.
8 См.: Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-разыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99.
9 См.: Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Криминальная среда, как объект оперативно-разыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты). Москва, 2014.
10 См.: Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Гор-шенева И.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Миронов А.Л. Ор-
ганизация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств. Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
11 См.: Горшеневой И.А., Шалягина Д.Д. «Белая книга о транснациональной организованной преступности»: аналитический обзор / пер. с анг.- Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С.16.
12 Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от
28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 24.07.2006, N 30, ст. 3285, http://www.pravo.gov.ru
13 Приказ МВД РФ N 148, МИД РФ N 2562, ФСБ РФ N 98, Минэкономразвития РФ N 62, Мининформсвязи РФ N 25 от 10.03.2006»0 ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» (вместе с «Порядком ведения центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации», «Порядком доступа пользователей к информации центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации», «Порядком предоставления информации, содержащейся в центральном банке данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2006 N 7652) «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 10.04.2006. http:// www.pravo.gov.ru
14 Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н.Практическое применение многоуровневой системы работы с иностранными гражданами на территории Вологодской области. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 72-75.
15 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н.Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101.
16 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от
03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900. http://www. pravo.gov.ru
17 См.: Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. Москва, 2004.
18 См.: Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н.Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2016. (Четвертое издание, переработанное и дополненное)
19 См.: Богданов А.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., За-въялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Синилов Д.К., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие. Монография. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть II
20 Хазов Е.Н. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию незаконной миграции как виду организованной преступности. В сборнике: Проблемы борьбы с преступностью
и подготовки кадров для правоохранительных органов. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198-199.
21 Богданов А.В., Хазов Е.Н.Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176-179.
22 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
23 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ(ред. от 03.07.2016)«0боперативно-розыскнойдеятельности»»Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, N 33, ст. 3349, http://www. pravo.gov.ru
24 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900. http://www.pravo.gov.ru
25 См.: Богданов А.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., За-въялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Синилов Д.К., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие. Монография. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I.
26 См.: Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Ша-ламов Р.Г., Яковец Е.Н. Противодействие органов внутренних дел киберпреступности. Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П.. Москва, 2015.
27 Хазов Е.Н., Богданов А.В.Незаконная миграция и ее влияние на криминогенную обстановку современного мегаполиса. В сборнике: Актуальные вопросы эволюции полицейского права как характерного типа Российского права. сборник профессорско-преподавательского состава и адъюнктов. Москва, 2015. С. 162-169.
28 Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н.Актуальные вопросы и основные направления интеграции трудовых мигрантов в российское общество (на примере опыта работы УФМС по Вологодской области) Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 172-175.
29 Богданов А.В., Хазов Е.Н.Применение полиграфа в оперативно-розыскной деятельности.
30 Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2.С. 63-65.
31 Богданов A.B., Хазов Е.Н.Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71-75.
32 См.: Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н.Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. Для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / Москва, 2016.