ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. Garasko A.Y. Features of the system properties of the sources of law: Diss... candidate. the faculty of law. Sciences: 12.00.01 / Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. M., 2013.
2. Kulakova Y.Y. the Ability of the state to democracy // History of state and law. 2012. No. 11.
3. MamontovA.G. the coroner in the history of Russian justice: Training manual. The Ministry of internal Affairs of Russia. Mosk. University T. M., 2003.
4. Sokolov A.V. the Relationship between the legitimization of political power in Russia with the image of political leader // Authority. No. 7. 2009.
5. Theory of state and law. Introduction to jurisprudence. Dolgushin S.V, Ivanov S.A., Kulakova Y.Y., Lanovaya G.M., Lysikova I.I., Mamontov A.G., Nedobezhkin S.V., Ryzhov A.A., Sidorov E.V.: a Training manual for students of higher educational institutions trained on a speciality «Jurisprudence». M., 2012.
6. Cheremisinova I.C. Imageology: the textbook / Under the General editorship of Professor I. A. Petrova.
Volgograd. Publishing house: the Volgograd state medical University, 2013.
1 Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. Долгушина С.В., Иванов С.А., Кулакова Ю.Ю., Лановая Г.М., Ли-зиковаИ.И., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В., Рыжов А.А., Сидорова Е.В. : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2012.
2 См.: Черемушникова И.К. Имиджелогия: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. И.А. Петровой. Волгоград. Изд-во: ВолгГМУ, 2013. С. 66.
3 Соколов А.В. Взаимосвязь легитимации политической власти в России с имиджем политического лидера // Власть. № 7. 2009. С. 33.
4 См., например, Кулакова Ю.Ю. Способность государства к демократии // История государства и права. 2012. № 11. С. 44; Мамонтов А.Г. Судебный следователь в истории российского судопроизводства: Учебю пособ. МВД России / Московский университет МВД России. М., 2003. С. 6; ГарашкоА.Ю. Особенности системных свойств источников права: Дисс... канд. юрид. наук / Московский университет МВД России. М., 2013 С. 54.
УДК 342.724 ББК 67
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ДИСКРИМИНАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ
СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ АНДРЕЙЦО,
докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проводится краткий анализ понятийного аппарата имеющегося антидискриминационного законодательства, предложен ряд рекомендаций по решению проблем деятельности полиции по противодействию дискриминации иностранных граждан в России.
Ключевые слова: дискриминация, иностранные граждане, миграция, права и свободы человека, гарантии прав и свобод человека, полиция.
Annotation. In this article a brief analysis of the conceptual framework of existing anti-discrimination legislation, provides a number of recommendations to address the problems of police activity on combating discrimination against foreign nationals in Russia.
Keywords: discrimination, foreign nationals, migration, rights and freedoms, guarantee of rights and freedoms by the police.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Анализируя законодательство в сфере правового статуса иностранных граждан следует отметить многообразие терминов, применяемых к рассматриваемой категории индивидов1. Сегодня миграция играет все более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах2. В. И. Крусс выделяет дискриминацию, характеризующую процессы реализации права как в плоскости гражданского общества, так и в правоприменительной деятельности 3.
Следует также отметить, что деятельность Европейского суда по правам человека связана с защитой тех прав, которые закреплены в Конвенции 1950 г., в том числе и ст. 14, запрещающей дискриминацию по различным признакам. Однако, специфика применения Европейским судом данной статьи связана с тем, что она применяется не отдельно, а только в связке с другими правами, указанными в Конвенции4. Существует значительное количество источников международного права, посвященных вопросам противодействия дискриминации. Социальная защита иностранных граждан включает и защиту отдельных групп (трудовых, вынужденных мигрантов, женщин, детей и т.д.) иностранных граждан. Однако, дискриминация мигрантов давно и во всех странах стала обычным делом для использующих их труд работодателей5. Российское законодательство, провозглашая принцип равенства прав и свобод, по существу не содержит запрета дискриминации, а термин «дискриминация» используется крайне ограниченно Согласно ст. 136 УК РФ, дискриминацией является нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам6. В этом определении перечислены все дискриминирующие основания, однако сама трактовка дискриминации как «нарушения прав и свобод» подвергается критике со стороны экспертов7. Кроме того, ч. 3 ст. 19 Конституции РФ8 и Трудовой кодекс РФ9 также вводят концепт «равных возможностей реализации прав и свобод», что еще более осложняет толкование правовых норм на практике. Законодательство субъектов, в основном повторяет нормы, закрепленные на федеральном уровне.
В России большинство правовых норм, относящихся к обеспечению равенства прав, являются материальными, и в законодательстве явно не хватает достаточных процедурных гарантий против дискриминации. А именно процессуальные гарантии особенно значимы в обеспечении прав иностранных граждан. В стране отсутствует специальное антидискриминационное законодательство. Однако, имеются правовые акты, которые могут стать основой для принятия будущих нормативно-правовых актов в области противодействия дискриминации. В этой связи работа поли-
ции по противодействию дискриминации не может быть достаточно эффективной: нет ни правовой, ни четкой понятийной базы, отсутствует необходимый опыт правоприменительной практики.
В правой базе регламентирующей деятельность полиции России антидискримнационная составляющая практически отсутствует. За исключением ряда декларируемых ФЗ «О полиции» принципов можно говорить об отсутствии специальных антидискриминационных норм10.
Таким образом, существует достаточно проработанное антидискримнационное законодательство на международном уровне, крайне ограниченное на уровне законодательства Российской Федерации, а на ведомственном уровне можно отметить его фактическое отсутствие.
Характеризуя опыт противодействия дискриминации иностранных граждан в деятельности полиции можно отметить, что проблема дискриминации тесно связана с обеспечением прав и свобод человека в деятельности полиции. В начале века в российской правовой науке наметился известный крен в сторону расширения проблематики исследований, связанных с реальным осуществлением прав человека - их обеспечением, реализацией и правовой защитой11. Фактически во всех странах мира основное бремя по защите прав и свобод личности возложено на правоохранительные органы12, неотъемлемо включающие в качестве структурных подразделений полицию.
В системе государственных органов, призванных обеспечивать права иностранных граждан полиция, миграционная служба занимают особое место, которое определяется непосредственной близостью к гражданам, а также совокупностью их полномочий. Их деятельность сопутствует реализации значительной части субъективных прав и свобод личности13.
По линии противодействия дискриминации МВД России тесно взаимодействует с Федеральной миграционной службой (ФМС России); ранее МВД России осуществляло координацию и контроль ее деятельности.
Противодействие дискриминации иностранных граждан в деятельности полиции должно опираться на миграционную политику. Миграционная политика является неотъемлемой частью общей социально-демографической политики государства. Выработка скоординированной миграционной политики, в которой переплетаются экономические, социальные, национальные факторы, предполагает осторожные и всесторонне продуманные шаги14.
Как подчеркнул 26 января 2012 г. В.В. Путин на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы России: «Накопившиеся здесь проблемы, риски волнуют наше общество, порой вызывают открытое раздражение»15.
В настоящее время необходима активизация научного сообщества, некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправ-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ления по выработке рекомендаций, направленных на решение указанных задач. Это, безусловно, позволит эффективнее противодействовать дискриминации иностранных граждан в деятельности полиции. Причем обладая системой ведомственных ВУЗов, научно-исследовательских организаций, контактируя с институтами гражданского общества МВД России вполне способно проводить эффективную антидискриминационную политику.
Сегодня в Российской Федерации ни на федеральном, ни на региональном уровне не существуют какие-либо специализированные органы, отвечающие за предупреждение и ликвидацию дискриминации. Особую роль играют институты уполномоченных по правам человека и прокуратуры. Необходимо возложить функции по противодействию дискриминационным проявлениям на правоохранительные органы с детальной конкретизацией задач.
Одной из актуальных проблем остается воплощение в нормотворчестве и, тем более, правореализации в системе МВД России международных стандартов, в частности касающихся прав иностранных граждан. Надо заметить, что в России значительно интенсифицируется обучение правам человека сотрудников органов внутренних дел. Появляются ведомственные публикации по проблеме. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что проблема дискриминации должна решаться, в первую очередь, не на ведомственном уровне, а в целом по стране. Сотрудники полиции могут разделять многие из существующих предрассудков, черпают информацию из тех же СМИ и т.д. В силу этого рассматривать их как некую полностью закрытую социальную группу было бы ошибкой. Поэтому важно противодействие дискриминации на уровне государства и общества в целом, в первую очередь, в рамках системы образования. Также требуется консолидация усилий гражданского общества и государства. Бытовой национализм, на котором часто и основана дискриминация, довольно широко распространен в обществе. К сожалению, многое из положительного опыта национальной политики СССР незаслуженно забыто, не всегда учитываются и исторические ошибки. Западный опыт не всегда подходит для специфики многонациональной, многоконфессиональной России. Более того, критика «мультикультурализма» в странах Европы, волнения в среде мигрантов в Лондоне, Париже и других городах заставляют серьезно задуматься о перспективах использования зарубежных форм и методов противодействия дискриминации, их эффективности и влиянии на социальные процессы в обществе16.
Если дискриминация приведет к изолированию иностранных граждан, образованию закрытых анклавов, росту противоправных действий в ответ на негативное отношение к себе, последствия могут быть катастрофическими. При этом следует учитывать, что попытка исключительно ограничительной и репрессивной работы в сфере миграционной политики и приводит к вышеописанным последствиям. Это не
означает, что Россия должна быть открытой для всех подряд, или допускать противоправные действия со стороны иностранных граждан. Но и создание необоснованного давления со стороны государства и общества на иностранных граждан недопустимо. Именно это обуславливает значимость деятельности полиции по противодействию дискриминации иностранных граждан. Более того, дискриминация иностранцев зачастую тесно связанна с проблемой дискриминации собственных граждан (например дискриминация по признаку национальности, вероисповедания). Полиция обязана противостоять подобным угрозам. Вместе с тем, недопустима подмена понятий - например противодействие со стороны полиции незаконной миграции ни в коем случае не должно включать в себя какие-либо дискриминационные действия. Проблемы дискриминации иностранных граждан, деятельность полиции по ее противодействию неоднократно становились объектом внимания со стороны общественных организаций. Часто звучит и критика в адрес полиции. Вместе с тем, без внимания некоммерческих организаций остаются многие достижения органов внутренних дел в исследуемой сфере (например деятельность по противодействию экстремизму, воспитательная работа, совершенствование программ подготовки со-трудников)17. Не всегда удается выстроить диалог с институтами гражданского общества. Общественные организации пытаются «научить» полицию толерантности путем издания литературы, проведения тренингов, однако такая деятельность не носит системного характера, не учитывает собственный потенциал МВД России, обладающего широкой экспертной базой, системой образовательных и научно-исследовательских учреждений18.
На сегодня при решении задачи противодействия дискриминации иностранных граждан в деятельности полиции следует учитывать следующие обстоятельства:
1) в условиях миграции создаются специфические системы формальных и неформальных сетей мигрантов, регулирующих как отношения внутри общины, так и взаимоотношения этих общин с местным сообществом;
2) языковой барьер, материальная неустроенность, новая, совершенно незнакомая культура, отсутствие плотных коммуникаций затрудняют быстрое налаживание диалога между мигрантами и местным населением.
3) полученная в ходе исследований информация о проживающих на территории России различных категориях мигрантов и ходе их социокультурной адаптации может помочь в поиске и выработке путей профилактики возможных конфликтов с принимающим населением.
Существует положительный опыт в противодействии дискриминации иностранных граждан, который необходимо распространять в системе МВД России. Так, в целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики Российской
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Федерации в Санкт-Петербурге действовала программа «Толерантность», представляющая собой изложение крупных системных задач ближайших лет, важнейшая из которых - внедрение в общественное сознание понимания того, что в Санкт-Петербурге проживают не представители этносов и диаспор, а петербуржцы разных национальностей.
Решение задач по противодействию дискриминации иностранных граждан в деятельности полиции, по обеспечению прав иностранных граждан должно проводиться по следующим основным направлениям19.
1. Совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
2. Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.
Для улучшения работы в сфере противодействия дискриминации иностранных граждан в деятельности полиции необходимо:
• введение в профессиональный отбор антидискриминационной составляющей (профотбор должен включать проверку сотрудника на наличие толерантных установок);
• патрулирование мест скопления, компактного проживания, учебы, либо работы иностранцев с целью предупреждения противоправных действий в их отношении;
• создание сети контактов с приезжими студентами, рабочими, представителями национальных организаций, общественности, студенческими организациями;
• регулярные исследования, направленные на оценку конфликтного потенциала религиозных организаций, национальных диаспор и др. организаций;
• исследование законодательства и правоприменительной практики на предмет выявления дискриминационных проявлений;
• издание научной и учебной литературы по проблеме как для самих сотрудников полиции, так и для иностранных граждан, например памяток для полицейских и иностранцев (отдельно для студентов, трудовых мигрантов, вынужденных мигрантов) по противодействию дискриминации, содержащих выдержки из нормативно-правовых актов, иную необходимую информацию;
• размещение подобных материалов в сети интернет, в том числе на ведомственных сайтах МВД и ФМС России;
• разъяснительная работа среди граждан о толерантном отношении к другим нациям;
• неукоснительное соблюдение сотрудниками полиции в своей профессиональной деятельности прав и свобод граждан, предупреждение любых проявлений экстремизма и ксенофобии;
• повышение уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграцион-
ной и национальной политики, способах формирования толерантной среды;
• постоянное взаимодействие МВД России, ФМС России, иных органов государственной власти и общественных организации в области противодействия дискриминации иностранных граждан;
• обмен опытом с полицией зарубежных стран20.
Особо стоит отметить необходимость совершенствования программ подготовки и переподготовки сотрудников полиции в области противодействия дискриминации. В этом плане необходимо развивать уже имеющийся опыт ВУЗов системы МВД. Так, можно упомянуть учебные дисциплины, содержащие антидискриминационный компонент: «Конституционное право России»21, «Международное право», «Уголовное право», «Административное право», «Социология», «Психология» и др. Существуют также специальные курсы; такие, как «Права человека в деятельности органов внутренних дел», «Реализация норм международного гуманитарного права в правоохранительной деятельности»22 и др.
Образовательные учреждения и территориальные органы внутренних дел принимают участие в проведении фестивалей национальной культуры, семинарах и круглых столах по проблеме. Издаются методические материалы для иностранных граждан.
Необходимо проведение научно-исследовательских работ в рассматриваемой сфере, внедрение их результатов в практическую деятельность органов внутренних дел и образовательный процесс. На стадии профессионального отбора, занятия руководящих должностей необходимо включение вопросов по противодействию дискриминации иностранных граждан.
Деятельность по противодействию дискриминации иностранных граждан имеет свои особенности в зависимости от специфики деятельности конкретного подразделения. Прежде всего, стоить выделить научные и образовательные учреждения (разработка предложений по совершенствованию правовой базы, подготовка кадров, проведение конференций и семинаров по противодействию дискриминации иностранных граждан, разработка методических рекомендаций для сотрудников полиции). Также стоит отметить подразделения по противодействию экстремизму23.
На современном этапе возможно предусмотреть конкретные антидискриминационные положения (и материального, и процессуального характера) или в рамках одного специального нормативного акта, что предпочтительнее, или в рамках уже существующих нормативных актов (ТК, ГПК, КОАП, УК, СК). Данный акт должен содержать специальные разделы, посвященные понятию дискриминации, основаниям, формам и видам дискриминации, а также предусматривать четкое разграничение случаев дискриминации и дифференциации; содержать схему доказывания факта дискриминации в суде, указывать на распределение бремени доказывания факта дискриминации24.
К сожалению, проблематика дискриминации в России, несмотря на ее актуальность, является мало-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
изученной. Дискриминация иностранных граждан -один из наиболее распространенных видов дискриминации. Ощущается нехватка статистических данных, социологических исследований по дискриминации иностранных граждан, судебной практики. При этом существует огромное число исследований по преступности иностранных граждан и т.п. На наш взгляд, это свидетельствует не о том, что проблема не столь распространена, а скорее о латентности правонарушений, связанных с дискриминацией иностранных граждан. Необходимо учитывать и то, что сами иностранные граждане не часто обращаются за защитой своих прав в случае дискриминации. Следует отметить, что помимо дискриминации по признакам гражданства, иностранные граждане сталкиваются и с другими видами и формами дискриминации. Полиция России призвана противодействовать проявлениям дискриминации в отношении иностранных граждан. Однако, эффективность такой работы пока недостаточна. Нельзя допускать дискриминации иностранных граждан со стороны самих сотрудников полиции25.
С точки зрения соблюдения принципа «недискриминации» Россия еще не подготовлена к единому миграционному пространству в рамках Евразийского Союза и ЕЭП. Именно поэтому разработка антидискриминационного законодательства в соответствии с международными нормами представляется на данном историческом этапе самым своевременным шагом26.
Необходимы разработка и принятие ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы противодействия дискриминации иностранных граждан, для органов внутренних дел.
1 Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. 643 с.
2 Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. 568 с.
3 См.: КруссВ.И. Теория конституционного правопользова-ния. М., 2007. 752 с.; РумянцевН.В., ЭриашвилиН.Д., Хазов Е.Н. Организация деятельности полиции (милиции) зарубежных государств: Учебник. М., 2013.
4 Защита личности от дискриминации: методические рекомендации для преподавателя / Дикман С.С. и др. М.: Новая юстиция, 2009. 160 с.; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Автореф. дисс... на соиск. уч. степ. докт. юрид. наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.
5 Безбородова Т.М., Скребцова А.А. Дискриминация мигрантов в социально-трудовой сфере: причины и пути преодоления // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 81-90.
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред . 16 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. 17 июля. № 25 ст. 2954. http://www.pravo.dov.ru.
7Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учебное по-
собие. М.: МЮИ МВД России, Изд-во «Щит-М», 1999. 164 с.; Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств: Учебник. М., 2013; Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Чихдадзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Опалева А.А. Актуальные проблемы конституционного права России: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция"; по научной специальности 12.00.02 "Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право" / М., 2016. Сер. Magister; Хазов E.H. Понятие и сущность конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 3. С. 17-21.
8 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. 8 августа. № 31, ст. 4398. http://www. pravo.dov.ru; Прудников А.С., Авсеенко В.И., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Конституционное право России. М., 2006. (2-е издание, переработанное и дополненное); Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., БагетА.М., БелоновскийВ.Н., ОсвелюкА.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России: Учебник (для бакалавров) 7-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
9 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) http://www.pravo. dov.ru.
10 Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) "0 полиции" // СЗ РФ. 2011. 14 февраля. № 7, ст.900. http://www.pravo.dov.ru.
11 Стремоухов А.В. Правовая защита человека: Теоретические проблемы: Монография. Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет» 2003. с 9; Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. М., 2004; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Дисс... на соиск. уч. степ. докт. юрид. наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.
12 Ростовщиков И.В. Гарантирование прав человека как фактор законности в деятельности органов внутренних дел (общеевропейские и внутригоударственные проблемы) / Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: Сб. статей / Под ред. докт. юрид. наук, проф., академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. Н. Новгород, 2003. С. 10; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Монография. М., 2010,
13 Безбородова Т.М., Скребцова А.А. Дискриминация мигрантов в социально-трудовой сфере: причины и пути преодоления // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 81-90; Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально- культурного достояния народов. Монография. М., 2009.
14Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н. Формирование эффективных механизмов реализации государственной
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
миграционной политики Российской Федерации в современных условиях: опыт вологодской области. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С. 53-57; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
15 Расширенное заседание коллегии Федеральной миграционной службы России. http://www. pda.fms.dov.ru.
16Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. Конституционное право зарубежных стран Санкт-Петербург, 2003; ХазовЕ.Н., ЗубовИ.Н., Василевич Г.А., Прудников А.С., Бело-новскийВ.Н., ДеметрашвилиА., ВиноградовВ.А., ШаповалВ.Н., Осавелюк А.М., Калина В.Ф., Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Егоров С.А., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 "Юриспруденция": квалификация (степень) "бакалавр" / Москва, 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров; Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств. М., 2015.
17 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления морально-нравственного воспитания сотрудников полиции в территориальных подразделениях МВД России и особенности их совершенствования В сборнике: Актуальные вопросы эволюции полицейского права как характерного типа Российского права. сборник профессорско-преподавательского состава и адъюнктов. Москва, 2015. С. 74-80; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 183-186.
18 Проблемы иностранных студентов в России: результаты исследования в рамках программы «Защита прав иностранных студентов в РФ». Воронеж: Изд-во Профсоюза Литераторов, 2008. 60 с.; Reports submitted by States parties under article 9 of the Convention Twentieth to twenty-second periodic reports of States parties due in 2012 Russian Federation; Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально- культурного достояния народов. Монография / Москва, 2009.
19 Федоров П.А. Криминогенная ситуация в Санкт-Петербурге и деятельность правоохранительных органов и органов государственной власти города по укреплению правопорядка и общественной безопасности: научно-практическое пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. с.15; Богданов А.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эри-ашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Ч. I. С. 75-82.
20 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация деятельности полиции (милиции) зарубежных государств: Учебник. М., 2013.
21 Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко ЕЮ., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпи-
ев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. Москва, 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров; Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2013; Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., ХазовЕ.Н., ГалузоВ.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister (3-е изд., перераб.и доп.).
22 Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шала-мов Р.Г., Яковец Е.Н. « Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации: Учебно-метод. пособ. / Под ред. проф. Михайлова Б.П. М., 2015; Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие: Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. II. С. 67-82.
23Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-разыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99.
24Исаева Е.А. Антидискриминационное законодательство: этапы становления и современные тенденции развития (сравнительный аспект) Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 1 (19) С. 82-85.
25 Осипов А.Г. Антидискриминационное законодательство и практика в России и зарубежных странах (расовая и этническая дискриминация): Аналит. зап. М.: РИО «Новая Юстиция», 2009 г. 31 с.; Артемьев А.М., Хазов Е.Н. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудников милиции. Закон и право. 2003. № 5. С. 43-46.
26 Осипов А.Г. Законодательные основы для борьбы с расизмом и расовой дискриминацией в Российской Федерации: Доклад на Круглом столе Европейской Комиссии против расизма и нетерпимости. 23 сентября 2008 г. Москва. 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://igpi.ru/info/people/ osipov/1223396407.html (Дата обращения 24 июня 2015 г.); Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека. В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. сборник тезисных статей. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Московский университет. М., 2003. С. 58-60.