УДК 34 ББК 67
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА КЛЕМЕНТЬЕВА,
адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по кафедре конституционного и муниципального права E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматривается право граждан на информацию как одно из фундаментальных прав человека и гражданина, без реализации которого невозможно функционирование всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в киберпространстве.
Ключевые слова: конституционное право, права и свободы человека и гражданина в киберпространстве, право на информацию, киберпространство.
Annotation. The article deals with the right of citizens to information as one of the fundamental human and civil rights, which is impossible without the implementation of the entire system of fundamental rights and freedoms of man and citizen in cyberspace.
Keywords: constitutional law, rights and freedoms of man and citizen in the cyberspace, the right to information, the cyberspace.
Право на информацию является одним из важнейших личных и политических благ. Будучи одним из фундаментальных прав человека, конституционное право на информацию имеет исключительную ценность, поскольку представляет собой связующее звено системы основных прав и свобод и фундаментальную основу функционирования правового государства в целом.
Часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации1 закрепляет юридическую возможность свободного поиска, приобретения, передачи, производства и распространения информации каждым управомоченным субъектом любым способом, не запрещенным законом. Очевидна неразрывная связь права на информацию с такими конституционными принципами, как равноправие граждан, равный доступ к информации, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность права на инфор-мацию2, соответствие международно-правовым актам, запрет на незаконное ограничение права на информацию, принцип приоритета, принцип единства
прав и обязанностей, принцип динамизма3. Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет принципы информационной охраны, благодаря которым удается обеспечить права обладателей сведений и индивидуальных субъектов, чьи законные интересы эта информация затрагивает.
Область фактической реализации прав и свобод человека и гражданина значительно расширилась за счет освоения виртуальной реальности, киберпро-странства, обладающего специфическими особенностями, требующими особого подхода в процессе реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод человека в цифровой среде.
Учеными неоднократно делались попытки структурирования права на информацию как комплексного (многосоставного) явления по различным основаниям4. На наш взгляд, наиболее четкое представление о сущности права на информацию дает понимание структуры данного права, включающей следующие основные права: 1) право свободно искать, получать и распространять информацию;
2) свобода массовой информации; 3) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды5; 4) право на информацию об обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; 5) право на доступ к культурным ценностям6; 6) обязательность официального опубликования законов и других нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина; 7) возможность ознакомления каждого с документами, затрагивающими его права и свободы.
Следует отметить, что содержанием статьи 29 Конституции Российской Федерации не исчерпываются так называемые информационные права. В Основном законе также закреплены: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); право распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)7; право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42); право на получение достоверной информации о фактах, создающих угрозу жизни и здоровью людей (ст. 41); право на свободу выбора языка общения и творчества (ч. 2 ст. 26); право на свободу всех видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)8.
Вышеперечисленные права закреплены не только в Конституции Российской Федерации, но и в ряде международных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.9; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; Международный пакт о гражданских и политических правах10. Кроме того, составляющие права на информацию раскрываются в около сорока законодательных актах, а также в десятках постановлений, распоряжений, ведомственных актах11.
Указанные выше нормы, с одной стороны, раскрывают содержание права каждого гражданина
свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, с другой стороны, обеспечивают механизм его реализации, с третьей — устанавливают пределы его ограничения. Так, например, положение статьи 33 Конституции Российской Федерации закрепляет политическое право, и вместе с тем является условием реализации права на доступ к информации; содержание ч. 3 ст. 41, ст. 42 является в сущности продолжением права на доступ к информации и одновременно одним из средств обеспечения права на жизнь; по сути ч. 1 и ч. 2 ст. 44, указывая на право на интеллектуальную собственность, созданную в творческом процессе, составляет содержание права на информацию.
Совершенно оправданна, по нашему мнению, постановка вопроса о включении права на доступ к глобальной информационно-телекоммуникационной сети в систему конституционных прав и свобод в качестве основы реализации и гарантий информационных прав. В научной литературе отмечалось, что изначально право на доступ в телекоммуникационные сети понималось как средство реализации права на свободу поиска и распространение информации и права на свободу выражения мнений. В настоящее время объем реализуемых в киберпространстве личных, политических, экономических, социальных, культурных прав человека и гражданина значительно увеличился, поэтому очевидна общемировая тенденция признания указанного права в качестве гарантии реализации иных прав и свобод12.
В качестве конкурирующих с правом на информацию, с одной стороны, и одновременно составляющих механизм его реализации — с другой, могут быть рассмотрены такие права, как право на защиту от нежелательной информации и «право быть забытым». Причем, раскрывая содержание первого понятия, можно говорить как о защите от спама, так и от размещения информации, содержащей сцены насилия, детали убийства, последствия катастроф, изображения трупов и т.п., а также террористических актов13, распространении информации о контртеррористических операциях, в том числе в электронных СМИ, а также информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка, и другое14.
«Право быть забытым» или «право на забвение» — весьма интересное нововведение для нашей страны, которое можно рассмотривать в качестве субправа права на уважение личной жизни. С нашей точки зрения, указанное право может быть рассмотрено в качестве особой формы защиты права на информацию в киберпространстве15. С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Фе-дерации»16. В соответствии с указанным законом гражданин имеет право обратиться с заявлением к поисковому оператору (например, Яндекс, Рамблер) с просьбой прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет», позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость. В случае получения официального отказа от администрации поисковой системы рунета по истечении десятидневного срока гражданин имеет право обратиться к судебной форме защиты своего права. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 439-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнил статью 17.15 КоАП РФ частями 11 и 3, устанавливающими ответственность операторов поисковых систем в случае неисполнения требований суда о прекращении выдачи ссылок в установленный срок. Штраф для оператора, являющегося физическим лицом, составит от 30 до 50 тысяч рублей, для юридического лица — от 80 до 100 тысяч. В случае неисполнения указанного требования после наложения административного штрафа предусмотрен повторный штраф для физических лиц в размере до 500 тысяч рублей, для юридических —
до 1 миллиона17. Таким образом, внушительные размеры штрафов и неточность формулировки оснований для удаления информации создают условия, при которых поисковым операторам менее затратно удовлетворить требования заявителя, чем установить его правовое основание. Неясное определение информации, подлежащей удалению, как «неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя» порождает, с одной стороны, возможность злоупотребления гражданином своим правом, а с другой — наделяет поисковых операторов несвойственной им функцией по установлению правовых оснований реализации «права на забвение» заявителя. По сути своей применение содержащихся в законодательстве средств призвано блокировать распространение злоупотребления правами18. Но в случае с установленным механизмом реализации «права на забвение» мы скорее получим противоположный результат.
Спустя месяц после вступления указанного закона в силу в судебные инстанции (в частности, в Левобережный районный суд г. Липецка) 4 февраля поступили первые исковые заявления в отношении поисковых операторов рунета. И хотя судебная практика только начинает формироваться, уже сейчас очевидно, что она будет достаточно обширной в силу спорности указанных выше правовых положений.
Таким образом, право на информацию является важнейшей предпосылкой для возможности функционирования системы прав и свобод человека и гражданина в целом, и в киберпространстве в частности. Основная задача в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина в киберпро-странстве состоит в достижении баланса интересов различных групп субъектов правоотношений в цифровой среде, при котором правовые средства ограничения и защиты должны соответствовать содержанию конституционных норм и международно-правовым положениям в сфере защиты основных прав19.
1 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г., № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru; Эбзе-ев Б.С., Белоновский В.Н. Хазов Е.Н, Эриашвили Н.Д., Чихлад-зе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А. Опалева А.А. Актуальные
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
вопросы Конституционного права. Учебник: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.; ЗубовИ.Н., ХазовЕ.Н., ЭриашвилиН.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., Опалева А.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., ПрудниковА.С., Павлов Е.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г.; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.
2 Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Санкт-Петербург, 1997.
3 См., например: ХазовЕ.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография / Е.Н. Хазов. М. : Юнити-дана, 2012 .С. 343.
4 См.: БачилоИ.Л. Информационное право: Учебник / И.Л. Ба-чило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов; под ред. Топорнина. СПб, 2001; Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002; Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. М., 1999; Скоромников К.С. Компьютерное право Российской Федерации. М., 2000; Афанасьева О.В. Доступ к информации как институт национального государства // Полис: Политические исследования. 2010. № 5; Паламар-чук А.В. Свобода информации и законность: теория и практика: монография. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. С. 304 и другие.
5 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister (3-е издание, переработанное и дополненное).
6 Хазова В.Е. Международно-правовые формы борьбы с посягательством на национально-культурное достояние народов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / М., 2006; Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53—56; Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов Монография, М., 2009.
7 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister (3-е издание, переработанное и дополненное); Хазов Е.Н., Прудников А.С., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право: учебник. М., 2013.
8 Эбзеев Б.С., Белоновский В.Н. Хазов Е.Н, Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А. Опалева А.А. Актуальные вопросы Конституционного права. Учебник: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.
9 Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3—6.
10 Хазов Е.Н., ЗубовИ.Н., Василевич Г.А., Прудников А.С., Белоновский В.Н., ДеметрашвилиА., ВиноградовВ.А., ШаповалВ.Н., Осавелюк А.М., Калина В.Ф., Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Егоров С.А., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» : квалификация (степень) «бакалавр» / М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров; Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. Конституционное право зарубежных стран Санкт-Петербург, 2003.
11 Основополагающее значение имеют Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» http://www.pravo.gov.ru., Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» http://www.pravo.gov.ru., Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Граждане Российской Федерации имеют право быть проинформированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» http://www.pravo.gov.ru., Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://www.pravo.gov.ru..
12 См., например: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // «Российская газета» от 16 февраля 2008 г. № 34 http://www.pravo.gov.ru. Очевидно, что без гарантированного доступа в киберпространство невозможна реализация цели, задач, принципов и основных направлений государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.
13 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95—99.
14 Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шаламов Р.Г., Яковец Е.Н. «Противодействие органов внутренних дел кибер-преступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П. М., 2015; Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник. М., 2013.
15 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России. Черные дыры в Российском законодательстве. 2004. № 2. С. 30—56.
16 Гражданского процессуального кодекса Российской Феде-рацииСобрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 29 (часть I) ст. 4390 http://www.pravo.gov.ru..
17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть I) ст. 59 http://www.pravo.gov.ru.
18 См. подробнее: Червонюк В.И. Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск шестой. «Элементарные частицы» («вещество») права. Юридические средства и юридические механизмы в структурной организации права (в двух частях). Часть вторая: Юридический инструментарий действия права: правовые средства // Вестник Московского университета МВД России. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 5. С. 26—32.
19 См., например: Моника Маковей. Учебно-методическое пособие. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Прецеденты и комментарии. М., 2001; Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. М., 2004.