2. Druyan A.D. Ocherki po istorii denezhnogo obrashcheniya v Rossii v XIX v. M.: Gos. fin. izd-vo, 1941.
3. Mikhalevskii ^ZOcherki istorii deneg i denezhnogo obrashcheniya. T. 1: Den>gi v feodal>nom khozyaistve. M.: Gosfinizdat, 1948.
4. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1: Lavrent'evskaya letopis'. M.: Yazyki russkoi kul'tury, 1997.
5. Razhkov R.A. Stanovlenie i razvitie mekhanizma pravovogo regulirovaniya oborota
valyutnykh tsennostei v Rossiiskoi Federatsii // Yurist. 2003. № 10.
6. Rossiiskoe zakonodatel>stvo X—XX vekov: V 9 t. T. 1: Zakonodatel>stvo Drevnei Rusi / Pod red. O.I. Chistyakova. M.: Prosveshchenie, 1984.
7. Rossiiskoe zakonodatel>stvo X—XX vekov: V 9 t. / Pod red. O.I. Chistyakova. M.: Prosveshchenie, 1984. T. 3: Akty zemskikh soborov.
8. Stolpovskii D.M. Genezis i evolyutsiya ponyatiya «valyutnye tsennosti» po zakonodatel'stvu SSSR i Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Nizhegor. akad. MVD Rossii. 2011. № 1.
УДК 342.733 ББК 67.400
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КА СА ТКИН,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения конституционного права человека на общее образование. В этой связи анализируются проблемы правового регулирования, затрудняющие реализацию данного
Ключевые слова: право на образование, общее образование, основное общее образование, федеральные государственные образовательные стандарты, светский характер образования.
Annotation. In the article the questions of legal support of the constitutional human right to General education. In this regard, analyzes the problems of legal regulation, hindering the realization of this right.
Keywords: the right to education, General education, basic General education, Federal state educational standards, secular education.
Право на образование относится к числу важнейших прав человека, реализация которого делает из человека личность, позволяет осознанно реали-зовывать иные права человека.
Конституции Российской Федерации1 в статье 43 не только гарантирует право каждого на образование, но и рассматривает получение основного общего образования как обязанность. Получение основного общего образования детьми должны обеспечить родители, либо заменяющие их лица. Погрешностью юридической техники можно признать п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2, согласно которому «в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые». В данной норме законодатель как бы «забыл» упомянуть про обязательность основного общего образования.
С одной стороны, Конституция РФ является законом прямого действия3. С другой стороны, указание на обязательность основного общего образования прописано в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 4 ноября 2014 г.)4, ч. 2 ст. 63 которого гласит: родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Данная норма не только воспроизводит ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, но и делает это в более категоричной форме5. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.6 содержится ст. 5.35, предусматривающая административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних7.
В данном случае конституционная норма не нашла своего отражения в «профильном» законе об образовании. В п. 2 ст. 63 Федерального за-
кона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», посвященной общему образованию, использовано словосочетание «общее образование может быть получено»: «Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования».
Отсутствие указания на обязательный характер основного общего образования в законе об образовании является пробелом права. Для его устранения предлагается внести следующие изменения и дополнения в Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации»:
• дополнить п. 3 ст. 5 данного закона словами «Основное общее образование обязательно»;
• п. 3 ст. 63 изложить в следующей редакции: «Обязательное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования».
Общее образование определяется в п. 11 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Как справедливо пишет В.В. Рыбакова, «конституционное право на общее образование в Российской Федерации является относительно самостоятельным элементом конституционного права на образование. Названная относительная самостоятельность конституционного права на общее образование задается, прежде всего, самостоятель-
ностью общего образования в системе образовательных отношений, в частности, самостоятельной и разветвленной организационно-управленческой инфраструктурой общего образования. Указанная самостоятельность выражается также в особом круге субъектов конституционного права на общее образование, особом его содержании, особом наборе его гарантий, особом комплексном нормативном массиве, регулирующем отношения в сфере общего образования»8.
Специфика круга субъектов конституционного права на общее образование проявляется, частности, в том, что согласно ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 4 ноября 2014 г.) родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
В этой связи нельзя не обратить внимание на еще один законодательный недочет. Реализация конституционного права на образование гарантируется федеральными государственными образовательными стандартами, которые обязано устанавливать государство, поддерживающее также различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ)9.
Однако, в принятой в развитие конституционной нормы ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует упоминание об универсальности содержания федеральных государственных образовательных стандартов в части перечня обязательных учебных предметов.
Следовательно, можно допустить, что в различных образовательных учреждениях одного уровня могут преподаваться отличные друг от друга наборы учебных предметов. Это, очевидно, приведет к трудностям перехода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое и станет очевидным нарушением конституционного права на образование. В целях конкретизации образовательного законодательства представляется необходимым дополнить п. 1. ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» подпунктом 2.1. следующего содержания: «перечень обязательных учебных предметов».
Еще одной нормой, которая подвергается активной критике в научном сообществе, является ст. 87 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющая особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также особенности получения теологического и религиозного образования.
Согласно п. 1 данной статьи в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Сомнение вызывает сама возможность принуждения к подобному выбору. Ч. 3 ст. 29 Конституции РФ закрепляет, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них10. Кроме того, как следует из данной нормы, родители осуществляют подобный выбор и после получения их детьми основного общего образования, т.е. во время обучения в 10—11 классах. Это вступает в противоречие с ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
П. 3 ст. 87 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает проводить экспертизу примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), в централизованной религиозной организации. А п. 5 ст. 87 рассматриваемого закона гласит, что «учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией». Более того, п. 12 ст. 87 вводится понятие «общественной аккредитации» педагогических работников «в централизованных религиозных организациях».
Тем самым налицо явное противоречие со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющей светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В этой связи представляется необходимым исключить из ст. 87 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» п. 3, 5 и 12.
Таким образом, реализация конституционного права на общее образование затруднена целым рядом проблем правового регулирования, которые требуют своего обсуждения и устранения нормативно-правовых пробелов.
1 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г. № 31. Ст. 4398. Прудников А.С., АвсеенкоВ.И., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Конституционное право России. М., 2006. 2-е изд., перераб. и доп.; Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. Конституционное право зарубежных стран СПб, 2003; Хазов Е.Н., ЗубовИ.Н., Василевич Г.А., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Деметрашвили А., Виноградов В.А., Шаповал В.Н., Осавелюк А.М., Калина В.Ф., Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Егоров С.А., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: квалификация (степень) «бакалавр» / М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.
2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3 Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л.,
Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., ЧертоваН.А., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д.Конституци-онное право России. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. Москва, 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров, Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств. М., 2015; Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3—6.
4 См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 4 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 1996 г. № 1. Ст. 16; Хазов Е.Н., Прудников А.С., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право: учебник. М., 2013.
5 БелоновскийВ.Н., ХазовЕ.Н., ЭриашвилиН.Д., Чихдадзе Л.Т., Миронов А.Л., КальгинаА.А., ОпалеваА.А. Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / М., 2016. Сер. Magister.
6 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
7 Хазова В.Е., Клыга Т.В. Международно-правовая охрана и защита прав человека. Мониторинг правоприменения. 2012. № 2. С. 54—57.
8 См.: Рыбакова В.В. Конституционное право на общее образования в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 5;Ха-зов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011; Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека. В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. сборник тезисных статей. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Московский университет. М., 2003. С. 58—60.
9 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister. 3-е изд., перераб. и доп.; Хазов E.H. Понятие и сущность конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 3. С. 17—21; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. монография. М., 2010.
10 Зубов И.Н.,. Хазов Е.Н, Эриашвили Н.Д., Багмет А.М.,. Белоновский В.Н. Зинченко ЕЮ., Опалева А.А., Чертова Н.А., Ос-велюк А.М.., Егоров С.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Алексеев И.А., Кальгина А.А., Павлова Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. М., 2015. Сер. Dura lex, sed lex. 7-е изд., перераб. и доп.; Гасанов К.К., Ха-зов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. М., 2004.