УДК 34 ББК 67
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА БЕЛЯЕВА,
доцент кафедры государственно- правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы политического партнерства как цивилизованной формы взаимодействия политических субъектов в процессе политической модернизации российского общества, способствующей разрешению между ними возникающих противоречий.
Ключевые слова: политическое партнерство, политические партии, политическая модернизация российского общества.
Abstract. The article deals with topical issues of the political partnership as a civilized form of interaction of political subjects in the process of political modernization of the Russian society, contributing to the resolution of conflicts arising between them.
Keywords: political partnership, political parties, political modernization of the Russian society.
В настоящее время Россия переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.
Сегодня российское законодательство устанавливает упрощенные требования для формирования и регистрации политических партий1. Постоянно развиваясь, они ведут между собой не только политическую борьбу, но и вырабатывают совместные позиции для усиления влияния на государственные структуры2 и для выдвижения своих представителей во властные структуры3. Особенно это актуально в свете предстоящих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 созыва и Президента Российской Федерации4.
Современные политические партии имеют различную политическую направленность: демократичную, либеральную, консервативную, прокоммунистическую и т.д. Рассматривать конкрет-
ную партию надо в конкретной ситуации. Но ясно одно — возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и в целом партнерства политических сил.
Сегодня необходимость осуществления политического партнерства политических партий в Российской Федерации обусловлена рядом причин:
• во-первых, необходимостью поиска путей преодоления возникающих противоречий и конфликтов в вопросе выбора оптимальной конфигурации общественно-политического и экономического устройства России;
• во-вторых, недопущением того, чтобы политические партии истощали себя во взаимной борьбе, а эффективно использовали свои совместные старания во благо развития российского государства и повышения своего авторитета. Поэтому политическое партнерство для современной России — это цивилизованная форма взаимодействия политических субъектов в процессе политической модернизации российского общества, способствующая разрешению между ними возникающих противоречий, эффективной реализации
их специфичных потребностей не на поприще разрушающего противостояния, а при использовании результативного консенсуса, учета взаимных политических интересов, поиска и нахождения способов и методов их претворения в жизнь.
Вполне очевидно, что партии, как ключевые субъекты политических отношений, во многих демократических странах осуществляют свою деятельность5 в условиях жесткой политической конкуренции6. Особенно ярко это проявляется в периоды избирательной компании7. К сожалению, это нельзя в полной мере отнести к российской партийной системе, существующей в условиях снижения конкурентности выборов, повышения уровня их предсказуемости и управляемости и, как следствие, отсутствия реальной многопартийности.
Представляется, что именно политическое партнерство политических партий, как постоянных участников социально-политической жизни, способно восстановить их целенаправленную деятельность по реализации своих целей и задач в аспекте реализации процесса политической модернизации российского общества. Конструктивное взаимодействие данных субъектов политических отношений даст возможность более быстро и точно улавливать социальные настроения общества, более результативно добиваться решения значимых целей и задач, защищать интересы широкого круга избирателей8, демонстрируя свою высокую значимость в общественной жизни, а значит способствовать эффективной модернизации современной Российской Федерации9.
М.Ю. Милованова10 подчеркивает, что успех политической модернизации зависит в полной мере от конкурентной партийной системы и чередования во власти различных идеологических политических центров в лице политических партий, отражающих общественные интересы, достаточные для прогрессивного развития страны. При этом сотрудничество политических партий создаст возможность для солидарных действий в целях предотвращения закрытости правящей политической элиты, налаживания каналов общественного влияния на сферу принятия политических решений. И с этим трудно не согласиться.
Определяя политическое партнерство как взаимообусловленность интересов различных социаль-
но-политических групп в целях достижения политической стабильности, следует отметить, что политическое партнерство способствует расширению поля взаимной деятельности в политических процессах современной России, усиливая совокупную власть над сложившейся ситуацией. Вместе с тем нет полной уверенности, что реализация политического партнерства полностью искоренит острую конфликтность в политической среде, однако, она будет способствовать ее сокращению.
Основными принципами политического партнерства являются:
• соблюдение законности. Партии (это игроки, выступающие на одном поле и по единым правилам, которые устанавливает государство, поэтому исполнение правовых норм обязательно для всех субъектов партнерских отношений, и в первую очередь (это касается «партии власти». При этом государство должно гарантировать равенство политических партий перед законом11 независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач;
• равноправие сторон в процессе подготовки и принятия основополагающих политических решений, а также возможность их коллективного исполнения и контроля;
• уважение позиций и учет точек зрения партнеров при совместно обсуждаемых политических и социально-экономических вопросов;
• свобода обсуждения ключевых проблем, представляющих взаимный интерес;
• добровольность принимаемых обязательств по партнерскому соглашению;
• систематический контроль и правовая ответственность за выполнение принятых партнерских соглашений.
Также следует выделить ряд особенностей, отличающих политическое партнерство от социального:
• во-первых, политическое партнерство способствует формированию структуры управления обществом, которая связывает государство и оппозиционные политические партии, имеющие совокупный интерес — результативное управление общественными процессами;
• во-вторых, политическое партнерство способствует выработке политическими субъектами
совместных соглашений для их коллективной деятельности, что предполагает их заинтересованность друг в друге;
• в-третьих, важным компонентом политического партнерства выступает общий публичный интерес, отличающий его от рынка, где каждый участник преследует, прежде всего, собственные интересы;
• в-четвертых, между участниками политического партнерства, наряду с горизонтальными связями, дающими возможность равноправного участия при принятии политических решений, наличествуют временами и вертикальные, обусловленные административным ресурсом правящей партии;
• в-пятых, политическое партнерство — это сотрудничество, основанное на гармонических формальных и неформальных правилах политического общения, формирующегося под воздействием общей культуры общества, его политических традиций и ценностей.
Основными формами политического партнерства политических партий могут стать: регулярные переговоры; взаимные консультации; тематические «круглые столы»; дискуссии и открытые коммуникации; многосторонние соглашения (например, соглашения политических партий о создании предвыборного блока на стадии избирательной кампании; коалиционные соглашения после выборов); участие представителей политических партий, набравших на выборах в представительные органы власти более 3% в заседаниях рабочих профильных комитетов Государственной Думы РФ и иных рабочих органах федеральных ведомств и Правительства РФ; экспертная деятельность в рамках совместной работы по разработке законопроектов12.
Реализация вышеперечисленных принципов и форм политического партнерства, как представляется, позволит всем политическим партиям в условиях непрекращающейся политической конкуренции укрепить свои властные полномочия (партия власти) и позиции (оппозиционные партии) в аспекте эффективного проведения процесса политической модернизации, а, следовательно, стабильного функционирования политической системы.
При осуществлении политического партнерства между ключевыми игроками политического
взаимодействия — политическими партиями — материализуется политическое равноправие. Этому способствует реализация ст. 13 Конституции Российской Федерации13, закрепившей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом14. Именно реализация данных принципов будет способствовать соблюдению паритетности в процессах политической модернизации российского государства15.
Необходимо подчеркнуть, что политическое партнерство — процесс, требующий соблюдения определенных условий:
• готовности политической элиты к развитию партнерского взаимодействия;
• осознании всеми политическими партиями их роли как инициаторов и ключевых игроков в различных политических процессах;
• стремлении граждан к отстаиванию своих интересов, а также способности защиты своих выдвинутых инициатив;
• формировании и последующем развитии действенного механизма партнерского взаимодействия между политическими партиями. Таким образом, можно отметить, что для формирования эффективного института политического партнерства политических партий в России необходимо, прежде всего, укрепление конституционно-правовых основ функционирования политических партий, как основополагающих институтов гражданского общества, создание действенных правовых механизмов взаимодействия между властью и оппозиционными политическими партиями, как на федеральном, так и на региональном уровне.
1 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016 г.) «О политических партиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016 г.) «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 29, ст. 2950, http://www.pravo.gov.ru — 02.03.2016).
2 ГабричидзеБ.Н., ЭриашвилиН.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister (3-е издание, переработанное и дополненное).
3 БелоновскийВ.Н.,ХазовЕ.Н., ЭриашвилиН.Д., ЧихдадзеЛ.Т., Миронов А.Л., КальгинаА.А., ОпалеваА.А. Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / М., 2016. Сер. Magister. С. 262—264.
4 Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Виноградов В.А., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А.,
Курскова Г.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю. Избирательное право. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. Б.С. Эбзеева, К.К. Гасанова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров
5 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник / М., 2013.
6 Хазов Е.Н., Зубов И.Н., Василевич Г.А., Прудников А.С., Бело-новский В.Н., Деметрашвили А., Виноградов В.А., Шаповал В.Н., Осавелюк А.М., Калина В.Ф., Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Егоров С.А., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: квалификация (степень) «бакалавр» / М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.
7 Червонюк В.И., Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2015.
8 Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека. В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. сборник тезисных статей. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Московский университет. М., 2003. С. 58—60.
9 Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект.учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2016. (Четвертое издание, переработанное и дополненное).
10 Милованова М.Ю. Партнерство политических партий и общественных объединений как социальная база модернизации современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2012. № 02 (82). Се-
рия Социологические науки. М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2012. С. 131—132.
11 Хазов Е.Н. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2004.
12 Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Чихдадзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Опалева А.А. Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / М., 2016. Сер. Magister С. 342—359.
13 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) http:// www.pravo.gov.ru; Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Про-ценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.
14 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011; Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Совет Европы, ООН, международные организации и их роль по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека в мировом сообществе.Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 1. С. 3—6.
15 Прудников А.С., Авсеенко В.И., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Конституционное право России. М., 2006. (2-е издание, переработанное и дополненное).
Академия
Следственного комитета Российской Федерации
Квалификация преступлений против личности
Квалификация преступлений против личности. Учебник // Под ред. А.М. Багмета, Изд-во ЮНИТИ, 2016.
В основе материалов учебника лежат действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также обобщенный личный практический опыт авторов, полученный ими в процессе прохождения государственной правоохранительной службы в органах дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
Рассмотрены и проанализированы следующие виды преступлений: преступления против личности, преступления против жизни, преступления против здоровья, преступления против свободы, чести и достоинства личности человека, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних. Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования СК России, а также для практических сотрудников СК России и других правоохранительных органов.