Научная статья на тему 'Современные тенденции реализации миграционной политики в России'

Современные тенденции реализации миграционной политики в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1352
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION / MIGRATION POLICY / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрейцо Сергей Юрьевич, Хазов Евгений Николаевич

Рассматриваются проблемы изучения миграционных процессов, нелегальной миграции, трудовой и вынужденной миграции, в контексте реализации миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрейцо Сергей Юрьевич, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends of realization of migration policy in Russia

In article problems of studying migration processes, illegal migration, labour and forced migration in the context of the implementation of migration policy.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции реализации миграционной политики в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

необходимым элементом мышления следователя, направленного на установление причинных связей, построение версий и определение направлений расследования.

1 Дворецкий М.Ю. Преступления в сфере компьютерной информации: Научно-практический комментарий к главе 28 Уголовного кодекса Российской Федерации / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. 474 с.; Дворецкий М.Ю. Уголовная ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации: проблемы теории и правоприменительной практики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 407—410.

2 Осокин Р.Б. Способы совершения мошенничества: теоретический анализ // Актуальные проблемы юридической науки и практики. М. : Юрист, 2002. С. 65; Осокин Р.Б. Обман и злоупотребление доверием как способы совершения мошенничества // Правовое обеспечение устойчивого развития российского общества : доклады и сообщения III Международной научно-практической конференции. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2003. С. 389; Осокин Р.Б. Уголовно-правовой анализ субъективных признаков мошенничества // Научные труды. Российская академия юридических наук. М.: Юрист, 2003. С. 576; Осокин Р.Б. Уголовно-правовая характеристика способов совершения мошенничества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3; Осокин Р. Б. Уголовно-правовая характеристика способов совершения мошенничества: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3; Амельчаков И.Ф., Осокин Р.Б. Хищение путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество): история, элементы и признаки состава, квалифика-

ции. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2005. С. 4; Асеев А.А. Направления совершенствования уголовной ответственности за мошенничество // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2007 год / ред. кол. Ю.Н. Фролов, Р.Б. Осокин; отв. ред. Е.В. Лаптева. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. С. 59—60; КапустинаЕ.А. Предложения по квалификации преступлений, совершаемых путем обмана и (или злоупотребление доверия) // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2007 год / ред. кол. Ю.Н. Фролов, Р.Б. Осокин; отв. ред. Е.В. Лаптева. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. С. 56.

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 2 марта 2016 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 декабря 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4921.

4 Касаткин А.В. Тактика собирания и использования компьютерной информации при расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 91.

5 Эксперт: Руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. М.: КноРус; Право и закон, 2003. С. 137.

6 Быстряков Е.Н., Иванов А.И., Климов В.А. Расследование компьютерных преступлений. Саратов: СГАП, 2000. С. 65.

7 Варфоломеева Т.В. Производные вещественные доказательства. М.: Юрид. Лит., 1980. С. 5.

8 Об электронной подписи: федер. закон Рос. Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 (ред. от 30 декабря 2015 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 марта 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 30 марта 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 15, ст. 2036.

9 Там же.

УДК 342.724 ББК 67

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ АНДРЕЙЦО,

докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,

начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы изучения миграционных процессов, нелегальной миграции, трудовой и вынужденной миграции, в контексте реализации миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика миграционные процессы.

Annotation. In article problems of studying migration processes, illegal migration, labour and forced migration in the context of the implementation of migration policy.

Keywords: migration, migration policy, migration processes

Миграционные процессы происходящие на территории Российской Федерации имеют свою специфику. Изучение миграционных процессов характеризуется междисциплинарностью применяемых подходов и проблем, связанных с миграцией: незаконной трудовой миграцией; повышается нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальную защиту), возникает проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных граждан1, а также ухудшается криминогенная обстановка2 и наблюдается рост организованной пре ступно сти3.

Анализ статистической информации часто представлен в комбинации с данными социологических обследований и анализом законодательной базы. Работы часто носят4 сравнительный характер и ведутся как в отдающих, так и в принимающих сообществах, что соответствует как западноевропейским, так и американским подходам. Много исследований проводится на стыке демографии, этнологии и политологии5.

При этом отмечается недостаточность изучения, роли индивида как главного участника миграционного процесса. В основном в российских исследованиях решения о миграции интерпретируются в рамках определенных политических или экономических конструкций, которые влияют на мигранта и его решение уехать. В западной литературе существует еще рационалистский подход, который рассматривает индивида как субъект собственного волеизъявления. Тут вопрос добровольности принятия решений должен рассматриваться отдельно, поскольку даже экономические или семейные миграции носят не всегда добровольный характер и наоборот. Трудно сказать, насколько «чиста» политическая (недобровольная) и экономическая (добровольная) миграции. В любой из них может присутствовать элемент экономической выгоды (в вынужденной миграции), или элемент вынужденности (в добровольной миграции). «Граница между неудовлетворенностью политическим и экономическим положением может быть очень расплывча-той»6.

Исследование миграционной политики предполагает обращение к ключевым, в известной степени, методологическим вопросам: уточнению категориального аппарата и исследованию состояния

правового регулирования в указанной сфере7. особое значение приобретает реформирование законодательства.

Так, следует согласиться с мнением законодателей о назревшей необходимости кодификации российского миграционного законодательства8. Так, например, заместитель Председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Т.Н. Москалькова отмечала важность разработки и принятия Миграционного кодекса Российской Федерации, который обобщит все многочисленные и разрозненные акты в этой сфере9.

Зарубежные страны в отличие от России, которая столкнулась с интенсивными процессами внешней трудовой миграции после распада СССР, накопили значительный опыт правового регулирования указанной сферы общественных отношений10. Так по мнению ряда экспертов наиболее эффективным является опыт правового регулирования внешней трудовой миграции в США и государствах-членах Европейского Союза11.

После распада Союза в Россию переселилось около 11-ти миллионов наших соотечественников. Со значительным опозданием появилась программа «соотечественники» и понятие «носители русского языка». Однако указанные инициативы подвергаются критике как «замаскированный оргнабор»12.

Не будь в Россию притока извне, как считают эксперты, ее население уже к началу века сократилось бы по сравнению с 1989 г. на 7,4 млн человек13. По подсчетам, к 2025 г. трудовые ресурсы России сократятся на на 18—19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2017 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн человек14.

Вопросы миграции на протяжении последних десятилетий остаются наиболее животрепещущими и всеохватывающими на всех уровнях социального диспута на постсоветском пространстве. Миграционные процессы, сложившиеся на этом пространстве, местами стихийные, местами самоорганизованные, сегодня, несмотря на усилия государственных и международных структур, пока не поддаются вразумительному внешнему управлению. Попытки

прощупывания ситуации в сфере миграции, понимания ее глубинных причинно-следственных связей и выстраивания четко сформулированной стратегии и тактики управления проходят на фоне продолжающихся дезинтеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ). СНГ не смог стать сколь-нибудь важным механизмом, позволяющим по крайней мере сохранить единое социальное пространство. Очевидно, что как институт он смог осуществить только те «бракоразводные» функции, которые заложены в его основе в 90-х гг. По сути, центрально-азиатские страны, были, перефразируя меткое выражение, «катапультированы» в эту новообразованную аморфную структуру. Упущенные возможности на межгосударственном уровне еще в 90-е гг. показали неэффективность функционирования этой организации. Несмотря на то, что сейчас политики заговорили о разноуровневой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ15. Эта форма участия в деятельности структур СНГ, которая бы позволила гибко учитывать интересы стран-участниц, их особые позиции, продвигаться по пути углубления интеграции между теми странами, которые готовы к более тесному взаимодействию в различных сферах, имеющие место быть интеграционные процессы в СНГ все же значительно отстают от современных реалий жизни. В частности, массовые миграционные потоки населения, не смирившегося с новой «геополитической реальностью», предвосхитили ожидания16.

Сейчас миграционная политика России строится на основе утвержденной Концепции. Проблема состоит в том, как концепция, миграционной политики будет реализована на практике. Для ее практического воплощения нужны скоординированные действия многих ведомств, специально разработанные механизмы. Так, сетует президент фонда «Миграция XXI века» Вячеслав Поставнин, о программе переезда соотечественников говорится уже много лет, соответствующие программы были запущены, но в результате переезд в рамках этой программы осуществило очень небольшое число семей17.

Оценивая систему регулирования миграционной политики РФ, то можно утверждать что она не достаточно направлена на решение задачи защиты

прав иностранных граждан. Существующая систему такую задачу перед собой не ставит. Фактически не соблюдается односторонние и многосторонние соглашения заключенные со странами СНГ и сейчас наше государство и партнеры приходят к дублированию соглашений последствий. т.е. систему законодательных гарантий на защиту прав иностранных граждан прежде всего говорю о социально- экономических правах, которые уже прописаны в этих соглашениях, она в принципе не работает с начала 90-х годов. С другой стороны у нас в стране не рассматривается сама возможность защиты прав лиц, которые нелегально находятся на территории РФ, т.е. процедура защиты прав недокументированных эмигрантов она предельно осложнена. Особенно сложная ситуация с членами семей иностранных граждан, наше государство не ставит задачу на фактическую адаптацию интеграции трудовых мигрантов с семьями18.

Проблема лежит не только в законодательстве, но и в практике его применения. Поэтому если вернемся к защите прав иностранных граждан, защитить трудовые права иностранному гражданину, который был трудоустроен без трудового договора практически невозможно. Это огромная проблема. Даже такие государственные институты как Уполномоченные по правам человека на эти заявления реагировать не будут, если нет трудового договора. Соответственно возникает странная ситуация. Человек — жертва работодателя, работодатель не выполнил свои функции, но работодателя невозможно наказать, не наказав жертву за нелегальное трудоустройство, жертву наказать можно только выдворив ее, соответственно мы лишаемся свидетельских показаний в отношении работодателя, который помимо обвинения в незаконном привлечении иностранной силы по КоАП, можно было бы привлечь еще по торговле людьми.

Изначально наше законодательство не несет в себе идей по защите прав иностранных граждан, а если и несет, то в качестве факультативной вещи, которая обязательно к упоминанию но не исполнению. В этой связи любые законы связанные с привлечением иностранной рабочей силы они заведомо уязвимы, потому что они не ведут к интеграции мигранта. Мигрант интегрирован тогда, когда он идет и пользуется инструментами, принятыми в

нашем обществе, для того что бы защитить свои права.

Если говорить о реформировании законодательства в сфере привлечения трудовых мигрантов, то мы сейчас обратили внимание на возможность системы оргнабора и пытаемся ее как то развивать, совершенно не думая зачем мигранту пользоваться системой оргнабора, когда он может абсолютно спокойно не пользуясь никакими услугами нанимающих организаций въезжать, выбирать работу, работать на 3—4 нелегальных работах одновременно, а не получать одну небольшую зарплату на одной официальной работе по оргнабору. И оргнабор ограничивает его, что касается проживания, привести с собой семью будет большой сложностью. Мигрант на оргнаборы не пойдет и не идет. Это показывает практика других стран.

Система ручного регулирования, принятая у нас, приводит к тому, что законы противоречат духу друг друга. В России фактически сложилась ситуация миграционных сетей, когда мигранты используя свои собственные связи очень легко включаются в эмигрантское сообщество в России и спокойно здесь ищут работу, меняют ее , переезжают из региона в регион, они очень мобильны. Это некое преимущество, не надо тратить силы и средства, для итого что бы регулировать эти процессы, нужно тратить силы и средства для того, что бы эти люди платили все эти деньги, которые они платят за легализацию не посредникам, а государству в виде налогов, социальных отчислений и т.д. Но такого понимая у нас пока нет.

Не существует понятия член семьи трудового мигранта, хотя существует понятие член семьи высококвалифицированного специалиста. Видимо законодатель забыл о том, что у не высококвалифицированных специалистов тоже могут быть дети.

Много проблем связано с практикой внесения запрета на въезд. В этой связи может быть имела бы смысл шкала связанная с выдворением, то есть по срокам выдворения в зависимости от тяжести того правонарушения которое он осуществил.

Отдельный комплекс проблем связан со специальными учреждениями содержания иностранных граждан. К сожалению, существующая система регулирования не ставит сейчас задачу защиты прав

иностранных граждан на первый план, она ставит свои задачи регуляцию своих трудовых ресурсов, использование в экономическом ключе потоков миграции, межведомственные вопросы взаимодействия.

Актуальность вопроса профессионального обучения сотрудников полиции отметили на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ 22 октября 2013 года в Уфе, где был проиллюстрирован наглядный пример: «...Недавно произошло задержание в Санкт-Петербурге гражданина России с паспортом, выданным в Республике Тыва. Полицейские просто не знали о существовании такого субъекта Российской Федерации, поэтому посчитали, что это фальшивка.»19.

В ходе исследования проведенного Санкт-Петербургским университетом МВД России20 выявлено недостаточное знание сотрудниками органов внутренних дел правовых основ государственного управления миграцией и отсутствие у них, с учетом ведомственной специфики, соответствующего опыта правоприменительной практики, что вызывает необходимость разработки и реализации специальных курсов, профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, на базе образовательных учреждений системы МВД России21.

Основные Федеральные законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации — Конституция Российской Федерации22, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О беженцах»23 и Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1(ред. от 30 декабря 2015 г.) «О вынужденных переселенцах»24, и разработанные позже нормативные акты о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и беженцев не отражают объективную ситуацию, складывающуюся из правовых и социальных проблем вынужденных мигрантов. В связи с полным отсутствием финансирования реализация этих законов в сфере материального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев была изначальна невыполнима25.

Россия сталкивается с качественно иными миграционными тенденциями по сравнению с началом

текущего десятилетия. Прежде всего, снижается уровень образования и профессиональной подготовки мигрантов, существенно иным становится их культурный, религиозный и социальный профиль. По данным выборочных опросов, около половины мигрантов из стран СНГ не имеют профессионального образования. Мигранты приезжают в основном из небольших городов и сел. Они все хуже знают русский язык. Происходит сдвиг к бедной части социального спектра26.

Все эти характеристики существенно влияют на динамику миграционных процессов, а также на социальные институты принимающего общества. Под влиянием этих объективных изменений меняется понимание миграции и ее роли в обществе. Стереотипный образ мигранта, как здорового молодого мужчины, оставившего семью на родине, уже не является абсолютно доминирующим. Сегодня трудовыми мигрантами могут стать многодетная семья, одинокая мама с маленьким ребенком, беременная женщина. Очевидно, что сегодняшняя миграция представляет собой серьезный вызов социальной системе принимающего государства. И ответы на этот вызов России необходимо найти в ближайшем

будущем27.

В республиканской долговременной программе «Миграция», утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г., были сформулированы основные направления миграционной политики, направленной на решение проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами. Но ситуация менялась достаточно быстро, и в августе 1994 г. была принята Федеральная миграционная программа, которая и определила политику России в области миграции до 2002 г.

В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации. Выдворение (депортация) нелегальных мигрантов требует значительных финансовых средств, которыми соответствующие органы государственной власти не всегда располагают. Необходимо отметить, что проблема выдворения из России незаконно живущих здесь или нарушающих правила пребывания иностранцев в последнее время приобретает особенно острое звучание28.

Необходимо оказание содействия органам государственной власти в борьбе с нарушениями связанными с приемом юридическими лицами на работу мигрантов, не имеющих разрешения на занятие трудовой деятельностью. Для решения указанной задачи представляется возможным информационное сопровождение указанных нарушений: содействие в размещении информации в официальных СМИ и на ресурсах органов государственной власти.

В этой связи необходимо создание подпрограммы «семейная занятость» для иностранных граждан, а также ориентирование служб занятости на предоставление вакансий семьям. Указанную информацию можно распространять и за пределами России. Также требуется проработка вопроса оказания таким семьям, их детям помощи и предоставления социальных услуг. Решение проблем изложенных выше возможна при принятии законодательных поправок на федеральном уровне, в противном случае они будут неэффективны. Проблемы не могут быть решены без изменения миграционной политики на федеральном уровне.

Таким образом, российская модель государственно-правового регулирования миграционных процессов может быть качественно улучшена при учете позитивного отечественного и зарубежного опыта через разграничение существующих полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Это позволит не только качественно улучшить процесс привлечения в страну иностранных работников, но и осуществлять государственно — правовое регулирование миграционных процессов с учетом потребностей российских регионов.

1 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 г. № 1229 «О Программе «Миграция. Комплексные

меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге на 2012—2015 годы» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения 20.11.2015).

2 Богданов А.В., ВолченковВ.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., ХазовЕ.Н., ХромовИ.Л., ЧиковаЯ.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-розыскное воздействие Монография. « / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть II. C. 231—276.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142—145; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как одно из видов организованной преступности в современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98— 101; Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Роль оперативных подразделений ОВД по сохранению, охране и защите культурных и исторических ценностей в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 53—56.

4 Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. М., 2007.

5 Западный населенческий дрейф локального и глобального масштаба. Градировский С., Межуев Б. Развитие государственности в ситуации демографической трансформации мира. М., 2004.

6 В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии / Под ред. Панарина С., Космарской Н., Вят-кина А.М.: Натали Пресс, 1999, С. 81; Льюис Р. Роулэнд (Lewis R. Rowland R. Population Redistribution in the USSR; Its Impact on Society 1897—1977, New York, 1979, P. 15—19).

7 См.: Малышев Е.А., Федоров П.А. Результаты социологического исследования административно-правового регулирования в сфере миграции: на примере органов внутренних дел. СПб., 2013.

8 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России: учебное пособие. М., 2013. Сер. Magister (3-е издание, переработанное и дополненное).

9 Москалькова Т.Н. Восстановить хрупкий баланс // Журнал Полиция. № 6. 2013. С. 12.

10 Хазов Е.Н., Лысенко В.В., Зиновьев А.В., Смольяков А.А. Конституционное право зарубежных стран Санкт-Петербург, 2003; Хазов Е.Н., Зубов И.Н., Василевич Г.А., Прудников А.С., БелоновскийВ.Н., Деметрашвили А., Виноградов В.А., Шаповал В.Н., Осавелюк А.М., Калина В.Ф., Зинченко Е.Ю., Эриашвили Н.Д., Миронов А.Л., Егоров С.А., Павлов Е.А., Кирсанов А.Ю. Конституционное право зарубежных стран. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: квалификация (степень) «бакалавр» / М., 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров.

11 Малышев Е.А., Федоров П.А. Результаты социологического исследования административно-правового регулирования в сфере миграции: на примере органов внутренних дел. СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.

12 Образование для всех и миграция. Сборник материалов. М., 2012.

13 Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция // журнал «Отечественные записки». 2003. №3, С. 177.

14 Тюрюканова Е. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // Полит.Ру. [Электронный ресурс] http://www.polit.ru/ research/2008/01/21/demoscope315.html// URL: (дата обращения 10.12.2015).

15 Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств М., 2015.

16 Защита социальных и трудовых прав мигрантов на пространстве СНГ Аналитический сборник, апрель 2012 МИПРАЛ. [Электронный ресурс] http://moscow.iom.int/russian/publications/ CARMP/mirpal%20pubs/MIRPAL%20sbornik_blok_print.pdf (дата обращения 27.12.2012 г.).

17 Об утверждении Концепции государственной миграционной политики [Электронный ресурс] http://allsevzap.ru/606-ob-

utverzhdenii-koncepcii-gosudarstvennoy-migracionnoy-politiki. html (дата обращения 27.12.2012 г.).

18 Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олим-пиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихладзе Л.Т., ЭриашвилиН.Д. Конституционное право России. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. Москва, 2013. Сер. Юриспруденция для бакалавров

19 Заседание Совета по межнациональным отношениям 22 октября 2013 г. Уфа // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ news/19475 (дата обращения 23.10.2014).

20 Малышев Е.А., Федоров П.А. Результаты социологического исследования административно-правового регулирования в сфере миграции: на примере органов внутренних дел. СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.

21 Румянцев Н.В., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Учебник / М., 2013; Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. М., 2004.

22 «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) «Собрании законодательства РФ», 4 августа 2014 г. № 31, ст. 4398. http:// www.pravo.gov.ru, Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Чихдадзе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Опалева А.А. Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / М., 2016. Сер. Magister.

23 Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О беженцах». «Ведомости СНД и ВС РФ», 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425. http://www.pravo.gov.ru

24 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О вынужденных переселенцах». «Ведомости СНД и ВС РФ», 25 марта 1993 г., № 12, ст. 427. http://www.pravo.gov.ru

25 Аванесова А.А. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа / автореф. дисс. канд. юрид. наук, М., 2009. С. 3; Хазова В.Е. Международно-правовые формы борьбы с посягательством на национально-культурное достояние народов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / М., 2006.

26 Трудовая миграция в России: медико-социальные и гендер-ные аспекты. Материалы международной конференции. Бюро Международной организации по миграции (Бюро MOM) в Москве. М.: 2012.

27 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.

28 ПарфеноваМ.С. Проблемы привлечения к ответственности за нелегальную миграцию в Российской Федерации. // Пробелы в российском законодательстве № 2, 2012. С. 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.