j
В.Л. Акапьев,
кандидат педагогических наук, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина
А.А. Дрога,
Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина
С.Е. Савотченко,
доктор физико-математических наук, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
PREVENTIVE ACTIVITY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH THE MASS MEDIA INTERACTION
Проведен анализ взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и проблем его административно-правового регулирования. Сформулированы предложения по повышению эффективности данного взаимодействия. Показана необходимость использования органами внутренних дел возможностей СМИ в целях информирования населения о способах правомерной защиты от преступных посягательств.
The analysis of the problem of the interaction of internal affairs bodies with the mass media and its administrative and legal regulation is derived. Recommendations to improve this interaction are formulated. It is shown that the internal affairs bodies should use the media's capabilities to inform the public about the ways of lawful protection against criminal attacks.
Современное эффективное развитие России невозможно без интеграции в глобальное информационное пространство, в котором одну из ключевых ролей играют средства массовой информации как один из институтов гражданского общества, во многом формирующий общественное мнение. В свою очередь, специфичность деятельности ОВД как социального института выражается в удовлетворении как потребностей и интересов всего общества, так и отдельных индивидов. Однако решение возложенных на них
задач и выполнение функций невозможны лишь усилиями одних правоохранительных органов. Что, в конечном итоге, и предполагает необходимость реализации взаимодействия ОВД с общественными объединениями, в том числе и со средствами массовой информации.
Несмотря на то, что вопросам взаимодействия ОВД со средствами массовой информации уделялось определенное научное внимание [1—5], следует признать тот факт, что проблемы административно-правового регулирования взаимодей-
ствия органов внутренних дел со средствами массовой информации еще недостаточно изучены.
Целью данной работы выступает анализ современного состояния взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в направлении профилактики нарушений законодательства, его административно-правового регулирования и выработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию данного взаимодействия.
В ФЗ «О полиции» отмечено, что ОВД в пределах своих полномочий оказывают содействие органам власти всех уровней, общественным организациям и объединениям в целях обеспечения защиты прав и свобод граждан, соблюдения правопорядка и законности, а также оказывают поддержку развитию гражданских инициатив в области предупреждения преступности. Взаимодействие ОВД и СМИ регулируется федеральным законодательством, которое обеспечивает повышение уровня открытости и взаимного доверия между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами. В обязанности ОВД входит регулярное информирование органов власти всех уровней и граждан, за исключением предоставления сведений, которые представляют охраняемую законом тайну [6].
В научной литературе термин «взаимодействие» определяется как деятельность, согласованная по целям [7]. А Г. Н. Горшенков в своих работах под взаимодействием понимает «любые (содействующие, противодействующие) связи между двумя субъектами, системами, например, органами внутренних дел и органами (учреждениями) массовой информации; совместную согласованную их деятельность по достижению общих целей» [3].
Для реализации взаимодействия, принципов открытости и публичности, создания условий для обеспечения права граждан, общественных объединений, государственных органов всех уровней на получение достоверной информации о деятельности ОВД предусмотрено проведение отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России с использованием СМИ [8].
Приоритетные направления информационной политики МВД России направлены на укрепление взаимодействия со СМИ и повышение уровня информационной открытости ОВД.
С целью повышения правосознания и правовой культуры граждан предусмотрена необходимость использования возможностей СМИ, в том числе официальных, в целях размещения сведений о рассмотренных вопросах и принятых решениях в сфере предупреждения преступлений. А наряду с политическими, социально-эко-
номическими, правовыми и иными мерами противодействия терроризму закреплена необходимость осуществлять системное и комплексное проведение информационно-пропагандистских мероприятий [9].
Для обеспечения безопасности дорожного движения ОВД и СМИ обязаны оказывать содействие органам власти в организации проведения различных мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Для реализации противодействия экстремистской деятельности на законодательном уровне определен принцип гласности в осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений такого рода. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и обеспечение независимости СМИ определены одной из важных мер по предупреждению коррупции.
Меры, направленные на антинаркотическую пропаганду, входят в число основных принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ. Помимо данных направлений имеет место и организация ОВД информационно-просветительской работы с обучающимися и работниками образования по вопросам, касающимся организации деятельности по предупреждению незаконного оборота наркотиков в образовательных учреждениях.
В целях организации предупредительной деятельности ОВД законодательно установлено, что для реализации комплексных программ по предупреждению преступлений структурные подразделения органов внутренних дел должны использовать возможности СМИ для информирования населения о способах правомерной защиты от преступных посягательств, формируя позитивное общественное мнение о деятельности ОВД.
В данном контексте можно согласиться, что справедливо утверждение В. В. Сычева: «... информация должна передаваться через СМИ в наиболее полном и объективном изложении. Быстрое вмешательство в информационный процесс позволяет исключить возникновение домыслов и слухов. Четкий контроль за информацией со стороны ОВД позволяет предотвратить преждевременное распространение фактов, требующих проверки, или информации, представляющей оперативный интерес» [10].
Правомочно утверждение, что СМИ являются активным участником в деле профилактики и предупреждения преступности и правонарушений ввиду того, что государство в лице ОВД с помощью СМИ способно осуществлять воспитание населения в духе непримиримости к преступлени-
ям, уважительного отношения к закону, активной помощи правоохранительном органам в предупреждении преступности и конкретных преступлений.
В течение всего своего развития взаимодействие органов внутренних дел со СМИ осуществлялось в виде неотъемлемой части сложной системы взаимоотношений правоохранительных органов и общества, реализуемых в контексте проводимой государственной политики.
И на сегодняшний день опыт прошлых лет не утратил своей актуальности. Считаем целесообразным возродить накопленный положительный опыт эффективного взаимодействия ОВД и СМИ с целью профилактики и предупреждения преступности и правонарушений. На наш взгляд, при отсутствии согласованного взаимодействия указанных субъектов невозможно реализовать распространение достоверной и объективной информации для граждан.
Информирование населения о состоянии преступности и мерах по ее предупреждению должно преследовать такие цели, как реализация прав граждан на получение объективной и достоверной информации о деятельности ОВД, привлечение населения к участию в профилактической и предупредительной деятельности, а также формирование позитивного общественного мнения о работе ОВД.
Отработанная система информирования о деятельности ОВД способствует решению важных задач, в число которых входят:
1) доведение до общественности своевременных и объективных сведений о работе ОВД;
2) разоблачение и нейтрализация ложной информации о деятельности ОВД;
3) информирование населения о средствах и способах самозащиты и поведении в случаях столкновения с правонарушителями;
4) разъяснение функций ОВД, полномочий их сотрудников и прав граждан;
5) объяснение действий ОВД по пресечению и раскрытию наиболее общественно опасных преступлений;
6) обращение к населению с просьбой о содействии ОВД при решении конкретных задач (например, по розыску преступников, розыску пропавших детей и др.).
Такое взаимодействие должно базироваться на принципах законности, гласности, объективности, достоверности, своевременности и регулярности используемых мер, комплексности, непрерывности взаимодействия, экономичности; системности.
Таким образом, рассматриваемое взаимодействие ОВД со СМИ необходимо осуществлять при совместной реализации управленческих ре-
шений субъектов предупреждения преступности и улучшения криминогенной обстановки. Оно осуществляется за счет усилий каждого из участников процесса предупредительной деятельности в результате использования возможностей друг друга.
На наш взгляд, сотрудники ОВД должны эффективно использовать помощь активной части населения как способ получения информации о нарушениях закона в целях профилактики правонарушений и дальнейшего предупреждения преступности, а также обязательно давать разъяснения на ведомственном сайте в сети Интернет по данным обстоятельствам и принятым мерам, а при необходимости — и в местных СМИ.
Под взаимодействием ОВД со СМИ по профилактике правонарушений и преступлений подразумевается комплекс совместных и согласованных мероприятий, которые осуществляются в различных формах и в определенный период времени и базируются на существующем законодательстве.
В результате проведения целенаправленной политики в области взаимодействия ОВД со СМИ, как видится, возможно:
- совершенствовать совместную деятельность ОВД и СМИ, минимизировать их конфронтацию и отстраненность;
- повысить авторитет сотрудников ОВД;
- укрепить доверие к представителям ОВД со стороны граждан;
- сформировать установки на необходимость сотрудничества с ОВД, оказания помощи;
- повысить правосознание, в том числе знание права, правовых запретов и предписаний, выработать положительное к ним отношение, установку на неукоснительное соблюдение;
- обучить правилам поведения в критических ситуациях.
В предупреждении преступности с целью наказания виновных особое внимание следует уделить такому виду деятельности, как проведение СМИ собственного журналистского расследования. В настоящее время это направление приобрело довольно широкую популярность. О его положительном и отрицательном влиянии на результаты предварительного следствия постоянно ведутся дискуссии специалистов.
Журналистское расследование признается обществом как один из способов выявления истины. Зачастую именно журналистам первым становится известно о различных преступных фактах, благодаря им у общественности появляется доступ к информации о невыявленных нарушениях закона. Считаем, что активное развитие расследовательской журналистики пред-
ставляет собой в первую очередь защитную реакцию общества на возникающие негативные явления в различных сферах жизни страны, поскольку позволяет придать общественной огласке скрываемые противоправные действия должностных лиц.
По нашему мнению, в современной научной литературе освещение взаимодействия ОВД и СМИ связано с рядом пробелов при конкретизации ключевых проблем. Как представляется, в информационном обеспечении предупреждения преступности и правонарушений при рассматриваемом взаимодействии основными проблемами являются:
- определение структуры информации, так как наблюдается отсутствие регламентированного содержания материала, необходимого для информирования населения в целях предупреждения преступности;
- систематизация способов получения, переработки, хранения и выдачи этой информации, т.е. не разработан системный, единый механизм обмена информацией между правоохранительными органами и средствами массовой информации;
- использование полученной информации для достижения цели, стоящей перед системой предупреждения преступности, т.е. имеющийся материал не используется и не доводится до населения в установленном порядке;
- отсутствие анализа оценки результативности деятельности правоохранительных органов со стороны наблюдателей.
Рассмотрим подробнее последнюю из названных проблем. С нашей точки зрения, общественное мнение, открытость и гласность как меры оценки эффективности деятельности органов внутренних дел имеют большое научное и прикладное значение.
Е. В. Климовская считает, что «именно учет общественного мнения в деятельности органов внутренних дел любого государства выступает и ориентиром, и одновременно критерием оценки обеспечения общественного правопорядка и общественной безопасности, создающего, в свою очередь, гарантии обеспечения криминологической безопасности в целом» [5].
Законодательно предусмотрено использование оценок общественного мнения о состоянии преступности и деятельности органов внутренних дел как критерия показателей эффективности правоохранительной работы. Однако, на наш взгляд, одного формального изучения общественного мнения для получения объективных оценок деятельности органов внутренних дел недостаточно. Предлагаем организовать систем-
ную работу по его постоянному мониторингу в интересах обеспечения безопасности населения от преступных посягательств, что является условием, соблюдение которого позволит в итоге изменить отношение к органам внутренних дел, поскольку без этого невозможна реализация плодотворного сотрудничества населения с органами внутренних дел в деле предупреждения преступности.
Средства массовой информации влияют на формирование общественного мнения о работе органов внутренних дел. С нашей точки зрения, своевременное реагирование органов внутренних дел на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с их деятельностью и направленные на выявление и устранение недостатков в области организации обеспечения общественной безопасности, способствуют не только исправлению ошибок и ликвидации их нежелательных последствий, но и предупреждению нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.
Справедлива точка зрения Р. Р. Мазитова, что «публикации содержат информационный характер и демонстрируют только факты совершения преступлений. В результате этого у значительной части населения отсутствует доверие и уважение к правоохранительным органам, а значит, и к государству в целом, к законам и общепринятым нормам поведения» [10].
Между интересами, целями и задачами СМИ и ОВД имеются существенные различия, которые носят объективный характер. Сотрудники ОВД, ответственные за взаимодействие с гражданским обществом и СМИ, ограничены в передаче информации, охраняемой законом, нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, интересами оперативной работы своих ведомств. Профессиональная обязанность журналиста — получить максимум объективной информации и сделать ее достоянием общественности.
В связи с этим необходимо:
- включить в рабочие программы и тематические планы образовательных организаций системы МВД России занятия, в рамках которых раскрывались бы особенности служебных контактов сотрудников ОВД с представителями СМИ;
- разработать на основе обобщения имеющегося положительного опыта методические рекомендации подразделениям ОВД о содержании, формах и методах такой работы.
Считаем необходимым рекомендовать службам по взаимодействию с гражданским обществом и СМИ оказывать юридическую правовую
помощь главным редакторам и журналистам при решении ими спорных вопросов, которые связаны с выпуском какой-либо информации. Подразделениям ОВД предлагается сформировать специальную группу журналистов из числа наиболее опытных, пишущих на правоохранительную тематику, объективно освещающих работу органов внутренних дел, и оказывать им помощь в получении интересующей информации, рассчитывая на взаимное сотрудничество.
В настоящее время основной задачей ОВД является обеспечение безопасности всего общества. Ее успешное решение невозможно без объективного, достоверного освещения деятельности органов внутренних дел, призванной защищать личность, общество и государство от противоправных посягательств. Таким образом, развитие взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации способствует созданию необходимых условий для своевременного доведения до граждан сведений о деятельности подразделений системы МВД России по предупреждению преступности и конкретных преступлений, а также о принимаемых мерах по реализации государственной политики в этой сфере.
Неполное и недостоверное информирование общества о деятельности правоохранительных органов, состоянии преступности ведет к осложнению криминогенной обстановки, развитию правового нигилизма, пассивности граждан в оказании помощи органам внутренних дел, снижает эффективность их деятельности.
К сожалению, сегодня в системе взаимоотношений «органы внутренних дел — институты гражданского общества» отсутствует принцип социального партнерства, без реализации которого невозможно говорить о повышении эффективности деятельности ОВД и превращения их в действенный институт правовой защиты населения.
Одной из ключевых негативных причин можно назвать недостаточное правовое регулирование, которое выступает важным условием выстраивания взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. В частности, фактическое отсутствие норм, стимулирующих участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по профилактике административной деликтности, диктует объективную необходимость дальнейшей активизации нормотворческой деятельности.
Помимо этого необходимо констатировать тот факт, что немало вреда организации рассматриваемого взаимодействия нанесла дискредитация самого термина «профилактика».
Частично устранить эти негативные последствия представляется возможным при активном
взаимодействии Управления МВД России, пресс -служб, подразделений общественных связей и средств массовой информации как на федеральном, так и на региональном уровнях. Для повышения эффективности организации в сфере взаимодействия со средствами массовой информации Управлению МВД России предлагается четко определить основные направления и приоритеты формирования отношения граждан к деятельности органов внутренних дел, а также сформировать противовес пропаганде насилия и жестокости в современных средствах массовой информации.
Решить указанную задачу возможно посредством распространения Управлением МВД России, пресс-службами, подразделениями общественных связей в средствах массовой информации сведений пропагандистского характера, ориентированных на различные социальные и возрастные группы и нацеленных на формирование правосознания граждан и воспитание у населения активной гражданской позиции по вопросам предупреждения преступности и конкретных преступлений.
Естественно, что формы взаимодействия ОВД со СМИ не должны замыкаться на одну лишь профилактическую работу. Выбор форм зависит от конкретных ситуаций и поставленных целей.
Назрела необходимость принять ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества.
Хорошим подспорьем в этом направлении должна послужить профилактическая работа среди молодежи, ее социализация, организация занятости и досуга; повышение правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережкова В. И. Особенности административно-правовых отношений в деятельности подразделений информации и общественных связей МВД России // Административное право и процесс. — 2016. — № 11. — С. 54—57.
2. Василенко Г. Н., Сизов И. Ю. Особенности организации взаимодействия сотрудников полиции с представителями средств массовой информации при исполнении служебных обязанностей // Современное право. — 2017. — № 5. — С. 71—79.
3. Горшенков Г. Н. Диалектика противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. — 2016. — № 1. — С. 5—16.
4. Сплавская Н. В. Организационное и информационное обеспечение виктимологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел // Государство и право в XXI веке. — 2014. — № 2. — С. 19—22.
5. Климовская Е. В. Общественное мнение как средство совершенствования деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. — М., 1998. — С. 94—95.
6. Обзор о результатах взаимодействия полиции с институтами гражданского общества по итогам 2016 года [Электронный ресурс]. — URL: https:/^^/upload/site1/folder_page/008/854/507/ OBZOR_o_rezultatakh_vzaimodeystviya.pdf (дата обращения: 02.12.2017).
7. Горшенков Г. Н. Криминология массовых коммуникаций : научно-учебное издание. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2003. — 331 с.
8. Ишин А. М. Использование средств массовой информации при установлении и розыске лиц, совершивших преступление : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1996. — 220 с.
9. Мазитов Р. Р. Эффективность деятельности органов внутренних дел через призму общественного мнения // Российский следователь. — 2009. — № 20. — С. 31—33.
10. Сычев В. В. Использование средств массовой информации в розыске преступников и без вести пропавших // Информационный бюллетень по материалам всероссийского совещания-семинара по организации и осуществлению органами внутренних дел розыскной работы. — Новосибирск, 2000. — С. 206.
REFERENCES
1. Berezhkova V. I. Osobennosti administra-tivno-pravovyih otnosheniy v deyatelnosti po-drazdeleniy informatsii i obschestvennyih svyazey MVD Rossii // Administrativnoe pravo i protsess. — 2016. — # 11. — S. 54—57.
2. Vasilenko G. N., Sizov I. Yu. Osobennosti organizatsii vzaimodeystviya sotrudnikov politsii s predstavitelyami sredstv massovoy informatsii pri ispolnenii sluzhebnyih obyazannostey // Sovremen-noe pravo. — 2017. — # 5. — S. 71—79.
3. Gorshenkov G. N. Dialektika protivodeystvi-ya korruptsii // Aktualnyie problemyi ekonomiki i prava. — 2016. — # 1. — S. 5—16.
4. Splavskaya N. V. Organizatsionnoe i infor-matsionnoe obespechenie viktimologicheskoy pro-filaktiki, osuschestvlyaemoy organami vnutrennih del // Gosudarstvo i pravo v XXI veke. — 2014. —
# 2. — S. 19—22.
5. Klimovskaya E. V. Obschestvennoe mnenie kak sredstvo sovershenstvovaniya deyatelnosti or-ganov vnutrennih del // Aktualnyie problemyi sovershenstvovaniya deyatelnosti shtabnyih po-drazdeleniy organov vnutrennih del. — M., 1998. — S. 94—95.
6. Obzor o rezultatah vzaimodeystviya politsii s institutami grazhdanskogo obschestva po itogam 2016 goda [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://mvd.rf/upload/site1/folder_page/008/854/507 /OBZOR_o_rezultatakh_vzaimodeystviya.pdf (data obrascheniya: 02.12.2017).
7. Gorshenkov G. N. Kriminologiya massovyih kommunikatsiy : nauchno-uchebnoe izdanie. — Nizhniy Novgorod : Nizhegorodskiy gosudarstven-nyiy universitet im. N. I. Lobachevskogo, 2003. — 331 s.
8. Ishin A. M. Ispolzovanie sredstv massovoy informatsii pri ustanovlenii i rozyiske lits, sover-shivshih prestuplenie : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 1996. — 220 s.
9. Mazitov R. R. Effektivnost deyatelnosti organov vnutrennih del cherez prizmu obschestven-nogo mneniya // Rossiyskiy sledovatel. — 2009. —
# 20. — S. 31—33.
10. Syichev V. V. Ispolzovanie sredstv massovoy informatsii v rozyiske prestupnikov i bez vesti propavshih // Informatsionnyiy byulleten po materi-alam vserossiyskogo soveschaniya-seminara po organizatsii i osuschestvleniyu organami vnutrennih del rozyisknoy rabotyi. — Novosibirsk, 2000. — S. 206.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Акапьев Виктор Львович. Доцент кафедры информационно-компьютерных технологий в деятельности ОВД. Кандидат педагогических наук.
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected].
Россия, 308024, Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (472) 255-47-29.
Дрога Андрей Анатольевич. Заместитель начальника кафедры информационно-компьютерных технологий в деятельности ОВД.
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected].
Россия, 308024, Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (472) 255-47-29.
Савотченко Сергей Евгеньевич. Профессор кафедры информационно-компьютерных технологий в деятельности ОВД. Доктор физико-математических наук, доцент.
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected]
Россия, 308024, Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (472) 255-47-29.
Akapev Viktor Lvovich. Assistant Professor of the chair of Computer Science and Technologies for the Work of Internal Affairs. Candidate of Sciences (Education).
Belgorod Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after I. D. Putilin. E-mail:akapevvl@yandex. ru.
Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (472) 255-47-29.
Droga Andrey Anatolyevich. Vice head of the chair of Computer Science and Technologies for the Work of Internal Affairs.
Belgorod Institute of the Ministry of the Interior of Russia, named after I. D. Putilin. E-mail: [email protected].
Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (472) 255-47-29.
Savotchenko Sergey Evgenyevich. Professor of the chair of Computer Science and Technologies for the Work of Internal Affairs. Doctor of Science (Physics and Mathematics), Assistant Professor. Belgorod Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after I. D. Putilin. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (472) 255-47-29. Ключевые слова: профилактика; органы внутренних дел; средства массовой информации. Key words: prevention; internal affairs bodies; mass media. УДК 351.74