Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в обеспечении правопорядка'

Механизм взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в обеспечении правопорядка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1683
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / RULE OF LAW / POLICE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наумкин Ю.В.

В статье рассматривается механизм взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в обеспечении правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of interaction of bodies of internal affairs and the media in ensuring the rule of law

The article discusses the mechanism of interaction of bodies of internal affairs and the media in ensuring the rule of law.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в обеспечении правопорядка»

Механизм взаимодействия органов

внутренних дел и средств массовой информации в обеспечении правопорядка

Наумкин Ю.В.*

The mechanism of interaction of militia and mass media in maintenance of the law and order is stated in this article.

Современный этап развития России характерен радикальными переменами во всех сферах общественной жизни: политике, идеологии, административно-го-судар-ственном устройстве, криминологической ситуации. Преобразование государства, реформы идут сложным и противоречивым путем, однако уже сейчас можно констатировать, что общество стало более открытым, реально воплощается плюрализм в идеологии. Особое место в реализации данных процессов принадлежит средствам массовой информации, роль которых в жизни современного общества трудно переоценить. Все более возрастает их значение в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, формировании и выражении общественного мнения по наиболее актуальным проблемам современности.

Столь многоплановая, активная роль печати, радио, телевидения, Интернета в жизни общества во многом предопределяет необходимость сотрудничества, взаимодействия с ними всех органов государственной власти, все более актуализируется в этом процессе роль правоохранительных органов.

С этими обстоятельствами было связано и усиление интереса к анализу возможностей СМИ как в России, так и на Западе, и особенно в США, где в данной области знаний накоплен и производится наиболее обширный аудио-визуальный материал.

Уже с 60-х гг. исследования СМИ стали развиваться как единый научный комплекс с акцентом на управленческие, идеологические, культурные и криминологические аспекты воздействия СМИ на человека и общество.

В этой связи можно выделить три относительно взаимосвязанных, но, тем не

менее, самостоятельных направления исследований.

1. Анализ СМИ, когда речь идет о различных методах и способах рационализации взаимодействия с ними, обеспечения в этом процессе достаточного уровня профессионализма и эффективности.

2. Получение и выработка рекомендаций по усилению символического значения непосредственной информации, продуцируемой СМИ, на основе исследования идеологического, психологического воздействия, как средства поддержания морально-правовой гегемонии.

3. Исследования «публичного восприятия» формирующихся посредством СМИ коллективных представлений, способных и достаточных для интеграции членов массовых аудиторий, сообщения им чувства «коллективной солидарности» в реализации государственных программ.

В процессе развития СМИ их теоретические исследования (направленность, идеология, психология) претерпели серьезные изменения. Ранее в Европе, в настоящее время в России они тематически диверсифицировались, вобрали в себя фактически весь теоретический багаж и инструментарий современной социологии, психологии, общей теории управления, конфликтологии и т.д.

Значительный вклад в исследовании вопросов взаимодействия органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, внесли зарубежные исследователи: М. Фишман, Р. Хант, Г. Шнайдер, Х. Хилл и др. Среди отечественных ученых следует назвать В.Т Томина, Г.А. Туманова, Н.И. Кулагина, В.С. Чернявского, Б.П. Михайлова и др. В 1988 г. автор предлагаемого учебного пособия защитил

Профессор кафедры налоговых расследований и судебно-экономических экспертиз АЭБ МВД России, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

О)

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

докторскую диссертацию по теме: «Взаимодействие правоохранительных органов и учреждений массовой информации в обеспечении правопорядка».

В работах этих ученых рассмотрены вопросы системного подхода к организации взаимодействия исследуемых феноменов, обоснованы цели и задачи органов внутренних дел, решаемых с использованием возможностей СМИ, управления информационными процессами в сфере профилактики преступлений, борьбе с преступностью.

Необходимо отметить, что в связи с принятием Закона РФ «О массовой информации», Закона РФ «О милиции», данная проблема значительно актуализировалась, появилась насущная необходимость в разработке методических основ взаимодействия ОВД и СМИ. Данный процесс обусловлен также и тем, что в последние годы коренным образом изменились правовые и организационные формы этих отношений, радикально трансформировалась роль печати, радио, телевидения, Интернета в жизни современного общества.

Достаточно отметить, что наряду с государственными появилось большое количество независимых, коммерческих СМИ (соотношение примерно 20 % к 80 %). Все это, естественно, меняет структуру, задачи и цели взаимодействия между ОВД и СМИ, обуславливает необходимость поиска новых наиболее оптимальных форм и методов реализации данного процесса.

За последнее десятилетие достаточно резко изменилась типологическая палитра средств массовой информации России. Представляется, что этот процесс можно объяснить влиянием двух основных факторов: во-первых, изменениями в социально-экономической и политической структурах общества, во-вторых, новыми технологическими процедурами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

Важнейшим фактором, определяющим новый образ СМИ, является переход прессы от вертикальной, партийной подчиненности к горизонтальной, а также развитием коммерческих структур. Тип центральной газеты сегодня трансформировался, утратив директивность. Освободившуюся нишу сейчас занимают региональные и местные издания. Получившие в постперестроечное время независимость газеты в большинстве своем стремительно перешли в собственность бан-

ков и корпораций. Таким образом, на смену партийной прессе пришли коммерческие издания, что привело к появлению новых типов и видов изданий, в том числе, бульварной, финансовой и другой прессы.

Новым феноменом в развитии СМИ явился Интернет, который позволил многим газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории, выводя их за пределы только местных интересов.

В теории журналистики достаточно четко определены и обоснованы основные функции СМИ, которые на протяжении длительного времени используют различные структуры современного общества, в том числе и правоохранительные органы в оптимизации и реализации своих целей. В современном обществе СМИ:

• удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической, культурной жизни общества;

• способствуют реализации правоохранительной, профилактической и правовоспитательной функций;

• обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение функций между правоохранительными органами, на основании совместно формируемого поведения каждого субъекта;

• объективно (во всяком случае, в идеале) и полно отражают условия жизни общества;

• собирают, производят и распространяют информацию адекватно динамике и направлению развития социально-экономических процессов в обществе;

• используют для массового информационного процесса современные информационные, психологические и коммуникационные технологии;

• обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества;

• в определенной степени обеспечивают гласность и открытость функционирования ранее «закрытых» систем, формируя общественное мнение вокруг их деятельности, препятствуют распространению слухов дестабилизирующих общественный порядок.

Названные функции СМИ являются наиболее адекватными целям удовлетворения поступательного развития общества. Однако в последнее время ряд авторов отмечают некоторые негативные тенденции в сфере информационных процессов: происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, регионами и центром, деградирует социальная и морально-правовая и психологическая функции СМИ.

В связи со стремительным сокращением разовых и годовых тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной направленности, многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению страны характер. Только телевидение и радио сохранили в настоящее время широкую общероссийскую аудиторию. Сейчас в России насчитывается около 1000 региональных телеканалов, разовые тиражи региональных газет составляют примерно 80 млн экземпляров. Газеты и журналы издаются на 37 языках народов России.

Столь мощный информационно-пропагандистский потенциал СМИ способен в значительной мере активизировать деятельность системы ОВД. При этом, при правильном, профессиональном использовании возможностей СМИ открываются широкие возможности позитивного воздействия как на среду их функционирования (население, общественные и государственные учреждения и организации), так и на их внутрисистемные функции ( борьба с преступностью, воспитательная работа, правовая пропаганда, нравственно-просветительское воздействие и т.д.).

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» в систему СМИ входят:

1) периодические печатные издания (газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иная публикация), имеющие постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

2) радио-, теле-, -кино программы (совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

3) иная форма периодического распространения массовой информации. Законодательством о СМИ зафиксированы права и обязанности журналистов и их редакций по получению, производству, выпуску и распространению массовой информации. Наиболее важными из них являются права:

• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

• излагать свои мысли и оценки в сообщениях и корреспонденциях, предназначенных для распространения за своей подписью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая все возрастающие возможности СМИ в воздействии на массовое сознание, а также в формировании и выражении общественного мнения населения, Закон РФ «О милиции» дает право ее сотрудникам: «...использовать безвозмездно возможности СМИ для установления обстоятельств преступления, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших».

Данные положения законов обусловливают и способствуют активизации взаимодействия двух социальных систем, тем более что криминологическая тематика в целом, сегодня является наиболее популярной и востребованной населением. Средства массовой информации в свою очередь, идут навстречу удовлетворения такого спроса, тем более что взаимодействие ОВД и учреждений массово информации в борьбе с преступностью, обеспечении правопорядка обусловлено совпадением целей двух систем в нормализации социально-экономической, морально-правовой и криминологической сфер жизнедеятельности общества.

Как уже отмечалось выше, продукцией СМИ является информация. Поступательное развитие общества, бурное, часто непредсказуемое изменение направлений, форм, средств, механизмов его развития, накладывает отпечаток на современные средства массовой информации, обусловливают их разнообразие, направленность, идеологическую и социально-экономическую заданность. Однако, несмотря на столь большое разнообразие к продукции СМИ во всем мире предъявляются единые универсальные требования.

Как и любая социальная информация, информация о деятельности ОВД должна отвечать следующим требованиям: достоверность, объективность. Дан-

0) О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ные требования особенно актуальны для материалов СМИ криминологической направленности.

Важнейшим требованием, предъявляемым к подобного рода информации, должно являться требование ее оптимальности, то есть, достаточность, информативность, определенность и целенаправленность.

От перечисленных качеств информации зависит степень ее усвоения и эффективности использования, как субъектами предупредительно-профилактической деятельности, так и гражданами, воспринимающими эту информацию.

Одним из требований, также предъявляемых к информации, является ее своевременность. Оно особенно актуально для осуществления мероприятий по предупреждению и пресечению преступности, в особенности в стадии оперативно-розыскных и следственных действий ОВД в отношении лиц участвующих в преступной деятельности, совершивших преступления и т.д.

В том случае, если материалы СМИ обращены непосредственно к субъекту предупредительной деятельности, они должны отвечать требованию соответствия информации, компетенции источника этой информации. Речь в данном случае идет о полноте, репрезентативности и четкой выверенной направленности информации СМИ.

Специфическим требованием к материалам СМИ, направленных на предупреждение правонарушений, является ее систематизированность.

Данное требование характерно для выступлений СМИ в том случае, если перед редакциями СМИ или ОВД стоят задачи по комплексному предупреждению преступности в том или ином регионе, стране в целом, реализации общегосударственных программ. Реципиент в таком случае получает информацию, которая дает ему возможность составить полную и объективную картину происходящих в сфере преступности явлений, и на этой основе оптимизировать свое участие по ее предупреждению.

Однако в современных условиях большой разобщенности субъектов, осуществляющих предупредительно-профилактическую деятельность, недостаточности организационных форм взаимодействия ОВД и СМИ, выполнение обозначенных выше требований крайне затруднительно.

Следует учитывать и тот факт, что в настоящее время, как было отмечено, имеется огромное разнообразие СМИ, учредителями, которых являются юридические и физические лица, а также практически полное отсутствие цензуры.

В общем плане, предупредительное воздействие ОВД на сферу правопорядка с использованием возможностей СМИ целесообразно рассматривать на двух уровнях.

Первый уровень — это общесоциальное воздействие, которое определяется направленностью усилий как ОВД, так и журналистов СМИ на подготовку и осуществление выступлений, выявляющих причины и условия преступлений с ними связанных. Речь идет о самом широком диапазоне проблематики, касающейся социальных вопросов, от общетеоретических материалов до рассмотрения конкретных случаев проявления преступных действий. Авторами подобных материалов могут быть специалисты самых различных отраслей знаний, исследующие проблемы проявлений различных социальных недугов в политической, экономической, правовой, медицинской, социологической, криминологической сферах общества.

Цель общесоциального уровня информационного воздействия — оказывать позитивное предупредительное воздействие, как на преступность, так и на криминальную ситуацию в целом через активизацию в этом процессе граждан, задействование в этой связи самого широкого круга экономических, социальных факторов.

При этом выступления СМИ федерального уровня оказывают позитивное воздействие на криминологическую ситуацию, как в отдельных регионах, так и в целом по стране, разрушают и деморализуют организованные структуры преступности, особенно в экономической сфере, с помощью запуска политических, экономических и социальных механизмов.

Второй уровень — это уровень специально-криминологического предупреждения преступности, осуществляемый непосредственно специалистами, как правоохранительных органов, так и журналистами печати, радио, телевидения специализирующимся на освещении проблем преступности. Данный уровень предусматривает выступления СМИ, направленные на предупреждение конкретных преступлений и правонарушений во всех сферах деятельности государства.

Диапазон проблематики в этом случае тоже достаточно широк — от публикаций, освещающих факты расследования конкретных уголовных дел до анализа преступных проявлений и правонарушений организованной преступности, преступлений в сфере экономики и т.д. Таким образом, в отличие от первого уровня предупредительной деятельности с использованием СМИ, специально- криминологическое предупреждение более приближено к конкретике, индивидуализировано как по объекту воздействия, так и по субъекту, отвечающему за конкретное направление (как на федеральном, так и региональном уровне) деятельности ОВД.

Очевидно, что обозначенные два уровня во многом условны. Грань между ними иногда трудно различима, потому что:

• любое выступление СМИ общесоциального (первого) уровня, несомненно, оказывает, как правило, позитивное воздействие на уровень преступности, устраняет, минимизирует криминогенные факторы, позитивно воздействует на сознание конкретного человека;

• с другой стороны, любое выступление СМИ, подготовленное специалистами ОВД или журналистом по конкретной проблеме или уголовному делу, т.е. имеющее специально-криминологическую цель, вызывает широкий социальный резонанс, воздействует на массовую аудиторию т.е. участвует в общесоциальном предупреждении преступности.

Исходя из обозначенной выше двухуровневой системы предупреждения преступности, представляется целесообразным выделить и конкретизировать наиболее эффективные направления, формы и методы использования органами внутренних дел возможностей СМИ.

Анализ СМИ, обзор практики, изучение теоретических исследований по данной проблеме позволяют констатировать, что наиболее характерными и эффективными методами для первого уровня общесоциального предупредительного воздействия СМИ на аудиторию являются:

а) социально-правовое информирование — метод, который применяется для информирования граждан о преступности (бытовой, медицинский, социологический, криминологический аспекты) как фактах социальной действительности, формах и методах, применяемых для ее нейтрализации, лицах и уч-

реждениях участвующих в борьбе с ней.

Очевидно, что социально-правовое информирование не может быть нейтральным по отношению к объекту информации, позитивизм социально-правовой информации заключается в том, что автор выступления СМИ (сотрудник ОВД, журналист) в той или иной степени предусматривает предупредительный эффект воздействия на реципиента. Данный метод особенно эффективен для применения к общей профилактике преступности;

б) правовая пропаганда как метод информирования граждан заключается в разъяснении законодательства о мерах по предупреждению преступности, методах воздействия на криминальную ситуацию, возможностях правоохранительной системы по осуществлению контроля за данными явлениями.

В то же время, анализ материалов СМИ, опубликованных в центральной и региональной печати по данной проблеме свидетельствует о том, что этому методу информирования граждан СМИ уделяет недостаточное внимание. Телевидение в основном игнорирует эту проблематику, если же такие передачи транслируются, то их предупредительный эффект из-за непрофессиональной подачи материала как правило минимален.

Представляется, что столь важная и актуальная проблема не должна быть отдана на откуп коммерческим, развлекательным телеканалам, цель которых насаждение гедонистических мотивов в сознание молодежи, отвлечение граждан от насущных социально-экономических проблем и потребностей современности.

Отражая происходящие в обществе позитивные и негативные тенденции, СМИ могут ускорить некоторые актуальные процессы, обострить осознание проблемы и продвинуть общество к дискуссии о путях ее решения.

В рамках общесоциального и специально-криминологического предупреждения правонарушений в процессе использования методов правовой пропаганды и правового информирования весьма эффективны психолого-педагогические модели. В числе основных моделей информирования следует назвать модель аморализма противоправного поведения. В этих случаях коммуникатор акцентирует внимание аудитории на морально-правовых проблемах преступности, социально-пси-

0) О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

хологической обреченности личности правонарушителя на физическую и нравственную деградацию, жизненную бесперспективность.

Многие исследователи к числу эффективных мер по предупреждению преступности относят модель запугивания. В этих случаях особо обращается внимание аудитории на ответственность за совершение правонарушений, используются примеры из личной жизни преступников, перечисляются меры уголовного наказания за те или иные виды преступлений.

В целях предотвращения правонарушений демонстрируются материалы уголовных дел, иллюстрирующие жестокость преступных сообществ, зависимость от них человека, демонстрируются факты разоблачения и наказания преступников.

В системе мер предупреждения правонарушений значительное внимание следует уделять просветительной модели информирования населения через СМИ. Здесь важно акцентировать внимание аудитории на возможности человека исправить, изменить свое поведение, избежать криминальной среды, следует обсуждать с аудиторией примеры нравственно-правового становления личности. Здесь же аудитория должна получать доступную позитивную информацию об учреждениях и организациях оказывающих помощь в декриминализации граждан, желающих изменить свой образ жизни, среду обитания.

Проблемы, которые чаще всего обсуждаются в таких программах радио и телевидения, на страницах печати, по своей проблематике относятся к формированию у граждан чувства самоуважения, определению и выявлению личных ценностей, выработке навыков принятия правильных решений, позволяющих справиться с ситуацией, ослабить тревогу. Навыков решения проблем, речевого и неречевого общения, а также нейтрализации социального давления и адекватную реакции на него.

При этом СМИ могут использоваться не только как канал информации — научной, политической, справочной. Они являются основным средством воздействия на общественное мнение в целях его формирования, не сводимого к сумме мнений отдельных, пусть даже очень авторитетных людей. Разъясняя и пропагандируя результаты научных, исследований, поддерживая политические меры государства в вопросах, связанных с предупреждением правонарушений, СМИ должны стимулировать общественную дискус-

сию по криминологическим проблемам, затрагивающим общественное благополучие и отдельные судьбы. Очевидно, что любые просветительские стратегии вряд ли приведут к изменениям, если сообщения СМИ не будут иметь смысла для отдельного человека. Преимущество информации СМИ перед научными исследованиями заключается в возможности сделать абстрактную мысль доступной, понятной, лично переживаемой.

Модели укрепления здоровья — наиболее распространенные на Западе в настоящее время, нацелены на молодое поколение, используются в качестве дополнительного косвенного метода предупредительного воздействия.

Такие программы поощряют развитие альтернативных привычек (например, занятий физкультурой, активного досуга, здорового образа жизни), которые занимают время и энергию, могут служить удовлетворительной заменой приобщения молодежи к преступной среде. Другим основным компонентом программ укрепления здоровья является предупреждение поведения, которое может оказывать неблагоприятное влияние на физическое или моральное здоровье. Эта цель обычно достигается методами, которые повышают сознательность населения относительно фактов риска оказаться жертвой преступления, и в тоже время разъясняют молодым людям, как избежать опасности.

Очевидно, что перечисленные модели использования возможностей СМИ в предупреждении правонарушений эффективны лишь в том случае, если автор материала использует приемы, которые уже достаточно исследованы и опробованы на практике и в теории журналистики и социальной психологии. Применительно к такому специфическому предмету, каковым является преступность, представляется целесообразным использовать следующие приемы и методы информационного воздействия СМИ:

1. Сотрудникам ОВД или журналистам необходимо точно определить цель информационного воздействия на граждан, ее аудиторию и возможные варианты реагирования реципиентов.

2. Учитывать, что как на федеральном уровне, так и региональном в системе массовой информации значительное место занимают коммерческие СМИ, с которыми необходимо установить специальные договоренности и усло-

вия реализации профилактической пропаганды.

3. Что же касается государственных СМИ, то здесь, как правило, данной тематике отводится достаточное место, и она воспринимается позитивно.

4. Принимать во внимание эмоционально-психологическую сферу аудитории, механизмы восприятия информации. Частота проведения передач по этой тематике должна быть не реже частоты коммерческих сообщений. В связи с этим приемлема рекомендация о том, что следует избегать информационной перегрузки аудитории (особенно молодежной), поскольку существует порог воспринимаемости к внешним информационным воздействиям.

В целях оптимизации информационного воздействия на аудиторию редакции СМИ проводящие предупредительно-профилактическую деятельность совместно с ОВД должны:

• иметь блок из нескольких сообщений, чтобы обеспечить адекватные варианты во время кампании, поскольку монотонное повторение уменьшает привлекательность сообщения и порождает равнодушие;

• предпочтительно, чтобы информацию сообщал общественный деятель, который авторитетен вызывает уважение аудитории и служит примером для подражания (например, известный артист, спортсмен, другая знаменитость). В особенности эффективно информационное влияние на молодежную аудиторию звезд эстрады шоу-бизнеса, мнение которых оказывает сильное воздействие на молодежь (очевидно, что к отбору коммуникаторов необходимо подходить очень внимательно);

• предупредительная информация СМИ оказывает значительное влияние, если вскоре после передачи (выхода в свет газеты) аудитория имеет возможность ее обсудить (задействованы обратные каналы информационных потоков). Возможность обмена мнениями по данным проблемам; помогает понять и запомнить содержание такой информации, выработать и обосновать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Очевидно, что все предложенные методы информационного воздействия должны постоянно интегрироваться, система-

тически анализироваться и учитываться сотрудниками ОВД и журналистами СМИ.

Если методы правовой информации и правовой пропаганды в наибольшей степени характерны для общесоциального предупреждения правонарушений, то для специально-криминологического воздействия предпочтителен метод правовой агитации. Этот метод используется в случае необходимости оказания прямого непосредственного воздействия на граждан, привлечения усилий населения к борьбе с преступностью, раскрытии и расследовании конкретных преступлений.

Метод правовой агитации наиболее адекватен ситуации, когда речь идет не только о предупреждении, но и о пресечении преступлений. Такие материалы должны быть прямо и непосредственно обращены к читателям, зрителям и стимулировать их непосредственное участие в правоохранительной деятельности. Представляется, что такого рода методы воздействия в настоящее время наиболее актуальны, так как проблема предупреждения правонарушений, ставшая общенациональной для России, требует экстренных и эффективных действий со стороны всех структур власти, общественных институтов и, самое главное, отдельных граждан. Сегодня важно сформировать в обществе отношение к сложившейся ситуации как к опасности, угрожающей нравственному здоровью и благополучию нации, социальной стабильности и жизнеспособности государства.

В последнее десятилетие СМИ практически не использовали метод агитации, исходя из неоправданной и вредной концепции отторжения населения от активной деятельности в сфере правопорядка и борьбы с преступностью. Данная тенденция негативно отразилась на уровне правового сознания граждан, практически разрушила взаимодействие органов внутренних дел с населением. Являясь непосредственным свидетелем роста преступности, население превратилось в стороннего наблюдателя этого опасного, угрожающего национальной безопасности явления. Правоохранительные органы, практически остались в одиночестве в осуществлении профилактике и борьбе с преступностью.

К этой точки зрения присоединяется известный ученый-практик А.И. Алексеев, полагая, что: «Особый вред делу борьбы с преступностью был нанесен сведением на нет роли общественности в ук-

о>

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

реплении правопорядка. Демонтаж системы профилактики правонарушений, правового воспитания и просвещения населения, привел к тому, что в результате был заметно ослаблен профилактический потенциал государства, всего общества, проведена опасная полоса отчуждения между правоохранительными структурами и населением».

Следует отметить, что зарубежная практика свидетельствует о противоположных тенденциях во взаимоотношениях СМИ и правоохранительных органов. Там полиция всемерно активизирует и стимулирует участие граждан в борьбе с преступностью, создает организационные структуры, направленные на оптимизацию конкретного, делового взаимодействия в этом процессе с общественными формированиями населения, отдельными гражданами.

Следует признать, что, несмотря на повышение активности усилий средств массовой информации, правовая агитация в прессе в большинстве случаев ведется бессистемно, а иногда и безграмотно. В печатных СМИ не хватает наступательных публикаций, написанных специалистами — работниками правоохранительных органов. Практически отсутствуют яркие публицистические выступления, пропагандирующие здоровый образ жизни, раскрывающих с учетом юношеской психологии последствия противоправного образа жизни. Недостаточно материалов, рассчитанных на конкретные возрастные группы.

Очевидно, что проблема привлечения населения к конкретным мероприятиям в сфере борьбы с преступностью должна стать важной темой СМИ, при этом методы пропаганды и агитации, как представляется, в этих целях наиболее продуктивны.

Административная ответственность

за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соколов А.Ю. *

The article deals with the specific features of imposing administrative liability for the dominated position abuse in the merchandise market. The author analyses the essence of the administrative breaches and their certain elements. Having examined the practice of the anti-monopoly bodies the author suggests possible ways of developing the current administrative — delinquent legislation.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке хозяйствующим субъектом является одним из составов правонарушений, закрепленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (в ред. от 8 ноября 2008 г. 1 (далее - Закон о защите конкуренции).

Данный состав правонарушения является новым в Российском законодательстве. До 2007г.2 за совершение указанных действий нормативными актами была предусмотрена лишь гражданско-правовая ответственность.

Статья 14.31 КоАП РФ3 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» устанавливает административную ответственность за совершение занимающим доминирующее положе-

ние на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу управления предпринимательской деятельностью.

Видовым объектом посягательства выступают общественные отношения, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона о защите конкуренции, доминиру-

Доцент кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО «СГАП», кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.