Научная статья на тему 'Историко-правовые вопросы использования возможностей массовой информации в укреплении правопорядка'

Историко-правовые вопросы использования возможностей массовой информации в укреплении правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
859
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ТЕРРИТОРИЯ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ / NATIONAL SECURITY / LEGAL REGIME / LAW PROTECTING ORGANS / TERRITORY / LOCAL ORGANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумкин Ю. В., Кокарев В. Л.

средства массовой информации оказывают значительное воздействие на морально-правовой климат в стране. Правоохранительные органы используют их возможности в целях борьбы с преступностью, укреплению правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL PROBLEMS OF APPLICATION OF MASS MEDIA IN STRENGTHENING LAW AND ORDER

mass media cause significant influence on moral and legal climate in the country. Law protecting organs use their facilities for the purpose of struggle with crime and strengthening law and order.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые вопросы использования возможностей массовой информации в укреплении правопорядка»

1.2. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УКРЕПЛЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА

Наумкин Ю. В., Заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства. Международный юридический институт.

Кокарев В. Л., аспирант, Международный юридический институт.

Аннотация: средства массовой информации оказывают значительное воздействие на морально-правовой климат в стране. Правоохранительные органы используют их возможности в целях борьбы с преступностью, укреплению правопорядка.

Ключевые слова: национальная безопасность, правовой режим, правоохранительные органы, территория, местные органы.

HISTORICAL AND LEGAL PROBLEMS OF APPLICATION OF MASS MEDIA IN STRENGTHENING LAW AND ORDER

Naumkin Y. V., Honoured scientist, doctor of legal sciences, professor of chair of theory and history of law and state. International institute of law.

Kokorev V. L., Post-graduate student, International institute of law.

Annotation: mass media cause significant influence on moral and legal climate in the country. Law protecting organs use their facilities for the purpose of struggle with crime and strengthening law and order.

Keywords: national security, legal regime, law protecting organs, territory, local organs.

Объективность, полнота исследования невозможна без использования методологии конкретно-исторического анализа в осмыслении изучаемого явления, объективной действительности.

Историзм обозначает такой подход к постижению процессов и фактов действительности, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития. Конкретноисторический подход к вопросу взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем выражается в том, что исследуется генезис данных взаимоотношений а, также этапы, которые они прошли. При этом основная цель исследования данного явления

- его прогностическое осмысление и истолкование.

Таким образом, задача состоит в том, чтобы на основе исторического подхода раскрыть главные тенденции, способы активизации, перспективы развития взаимодействия и взаимовлияния исследуемых социальных систем на уровень правопорядка. Здесь следует подчеркнуть, что как правоохранительные органы, так и учреждения массовой информации (СМИ -продукт их деятельности) являются социальными системами, ибо они создаются людьми искусственно, состоят из людей и используются ими для достижения соответствующих целей.

Появление и развитие периодической печати в России историки относят к началу ХУ!!! века (1703г. 20(7) сентября), именно тогда появились первые печатные

периодические издания, которые впоследствии стали основой формирования современной системы СМИ. Спустя сто лет императором России Александром 1 был подписан манифест «Об учреждении министерства». Этот документ заложил правовые основы организации и деятельности Министерства внутренних дел, которое явились базой формирования правоохранительной системы России. Следует отметить, что уже на первых этапах деятельности «министерства», его руководство предприняло меры к организации взаимодействия с печатью. Таким образом, этот процесс с самого начала был двухсторонним, ибо печать нуждалась постоянном притоке достоверной, социально значимой информации, что уже на тех, ранних этапах развития цивилизации, обеспечило насущную потребность во взаимосвязи исследуемых социальных систем. Более того, в процессе взаимодействия, оказывая информационное влияние друг на друга, СМИ и правоохранительные органы усиливают и оптимизируют свои возможности в достижении собственных целей. Так, например, СМИ используя материалы правоохранительных органов по проблемам борьбы с преступностью, профилактики, предупреждению преступлений оказываются в сфере постоянного, заинтересованного внимания со стороны населения, что, в конечном счете, и является их целью. В свою очередь органы суда, прокуратуры, внутренних дел, используя информацию СМИ получают возможность с минимальными затратами активно влиять на общественное мнение, привлекать граждан к участию в раскрытии и расследовании преступлений, проводить мероприятия по предупреждению и профилактики преступности, т.е в значительной степени реализовывать те функции, которые предписаны им Конституцией РФ.

Методология системного подхода к анализу механизма взаимодействия исследуемых систем позволяет выделить ряд наиболее важных и существенных направлений (каналов) и задач их информационной связи.

В числе основных задач решаемых в процессе установившегося взаимодействия были:

а) обеспечение информационного взаимодействия руководства «министерства» и его подразделений с населением;

б) разъяснение гражданам законов и иных правовых актов;

в) получение от населения информации криминального характера, касающихся событий и фактов социальноэкономической жизни;

г) обращение сотрудников «министерства», к гражданам за помощью в решении оперативнорозыскных задач.

д) оптимизации предупредительно-профилактической деятельности.

Очевидно, что указанные направления взаимодействия были вызваны практической необходимостью и, в значительной мере облегчали системам сам процесс становления и решение стоящих перед ними

собственных задач. При этом, если «министерство» через прессу резко оптимизировала свою деятельность по борьбе с преступностью, профилактике и

предупреждению преступлений, то печать получила возможность пользоваться значительным объемом

достоверной информацией, интерес к которой в

обществе, как в те времена, так и сейчас трудно переоценить. Более того, взаимодействие двух исследуемых социальных систем инициировало широкий круг граждан к социально-правовой активности,

воспитывало нетерпимость к правонарушениям, способствовало повышению правовой культуры, правосознания, то есть создал предпосылки к формированию гражданского общества в России.

Здесь же следует отметить, что указанные основания к взаимодействию во все последующие времена, включая и наши, во всех регионах мира стали базовыми условиями сближения двух систем, позволившим им существовать и развиваться на протяжении нескольких столетий.

Важно подчеркнуть, что, укрепляя взаимодействие со СМИ, «министерство» встало перед необходимостью постепенно создавать свои собственные средства массовой информации, которые помогали ему решать широкий круг вопросов в криминологической сфере, инициировать собственные агитационно-

пропагандистские акции в обеспечении правопорядка.

Уже 27 (15) января 1804 г. вышел в свет первый номер ведомственного издания министерства внутренних дел -«Санкт-Петербуржский журнал», сыгравший большую роль в деле правовой пропаганды среди населения, активизации общественного мнения в криминальной сфере, участию граждан в раскрытии и профилактики преступлений.

08 сентября (26 августа) 1906 г. по решению министра внутренних дел Столыпина П.А., при Главном управлении по делам печати было образовано Осведомительное бюро, которое согласно его функциям может быть сравнимо с современными подразделениями МВД по связи со средствами массовой информации и общественностью. На данное ведомство возлагались следующие задачи:

- направление в редакции газет материалов и сообщений, обязательных для публикации. Речь шла об обращениях оперативно-розыскных и следственных подразделений министерства к гражданам за помощью в розыске преступников, установлении свидетелей и потерпевших по уголовным делам ;

- подготовка еженедельных аналитических обзоров в сфере преступности, публикаций в отечественной и зарубежной печати по криминальным проблемам для членов правительства, депутатов Госдумы;

- распространение информации о лицах привлеченных к уголовной ответственности военно-полевыми судами, гибели, ранениях, совершениях героических и благородных поступков полицейских;

- проверка слухов и сообщений опубликованных в печати по криминальной тематике.

С 1829 по 1861 г.г. выходило новое периодическое издание - «Журнал внутренних дел МВД».

1862 год - дата выхода в свет первого номера газеты российской империи «Северная почта», несколько позже начала издаваться новая ежедневная газета «Правительственный вестник».

В декабре 1907 года произошло еще одно заметное событие, оказавшее большое влияние на оптимизацию деятельности МВД, укреплению его связей с государственными органами, общественностью -выходит в свет первый еженедельный журнал «Вестник полиции». Это был специализированный печатный орган, полностью ориентированный на освещение полицейской проблематике. Он был хорошо иллюстрирован, тесно связан с проблемами деятельности служб и подразделений, оказывал значительную методическую помощь сотрудникам в раскрытии и предупреждении преступлений, сыграл весомую роль в распространении

передового опыта как отечественной, так и зарубежной полиции в борьбе с преступностью. Значительное место в нем отводилось материалам, освещающим региональные проблемы деятельности полиции России.

В 1916 году Осведомительное бюро было переименовано в Бюро печати, которое впоследствии, еще до революции 1917 года, обрело статус самостоятельного правительственного учреждения с новым названием - Правительственное информационное бюро.

Очевидно, что Октябрьская революция радикально изменила идеологию и механизмы взаимоотношений двух систем, однако не поставила под сомнение саму идею о необходимости и практической целесообразности их информационного и делового взаимодействия.

Надо отметить, что в Советское время, процесс укрепления взаимодействия правоохранительных органов и СМИ еще более активизировался.

Уже в конце 1918 года начал издаваться еженедельный журнал «Вестник НКВД». О стремлении Советской власти к укреплению связей органов НКВД с населением свидетельствует, подписанный в 6 июня 1922 года приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением», который впоследствии в различных интерпретациях в Советское и постсоветское время переиздавался несколько раз. В этом же году вышел в свет первый номер журнала «Милиция», а в 1923 осуществлен выход газеты «Милиционер и пожарный», переименованный впоследствии в издание «Петровка, 38».

В 1955 году увидел свет первый номер весьма востребованного и популярного среди сотрудников органов внутренних дел журнала «Советская милиция», который издавался вплоть до начала перестройки.

Бурное развитие и совершенствование радиовещания и телевидения, обусловили взаимный интерес и укрепление связей Комитета по телевидению и радиовещанию СССР и правоохранительной системы. Следует подчеркнуть, что этот процесс происходил активно и динамично именно в связи с тем, что оба ведомства были заинтересованы в его развитии. Более того, многочисленные, оперативные информационные связи двух систем были им необходимы в целях оптимизации своих функций, обеспечения понимания и поддержки широких слоев населения, что самым благотворным образом сказывалось на деятельности МВД СССР по борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка, повышении авторитета органов внутренних дел среди граждан.

30 ноября 1965 г. был осуществлен выпуск популярного среди населения радиожурнала «Человек и закон», впоследствии этот журнал под тем же названием стал выпускаться и Центральным телевидением.

В 1968 году, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем укреплении милиции», был издан совместный приказ Министра внутренних дел СССР и Председателя Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР от 14 ноября 1969 года, в котором отмечалось, что оба ведомства проделали значительную работу по разъяснению и пропаганде законов, предупреждению правонарушений, укреплению правопорядка и авторитета органов внутренних дел среди населения. Обращая внимание на недостатки в организации методики и тактики взаимодействия, руководители ведомств пересмотрели некоторые направления взаимодействия, выработали общие

позиции по наиболее актуальным из них. На основании данного приказа был активизирован механизм

взаимодействия систем, руководители потребовали от своих региональных подразделений оптимизации информационных связей, повышения качества выступлений по проблемам правоохранительной

практике, организации регулярных передач, посвященных деятельности правоохранительных органов и их сотрудников. Для координации таких связей был создан Общественный редакционный Совет представленный как сотрудниками правоохранительных органов, так и журналистами телевидения и

радиовещания.

Анализ приведенных выше фактов свидетельствует о том, что за достаточно длительный период правоохранительные органы и СМИ постепенно, преодолевая трудности и бюрократические барьеры, целенаправленно шли к объединению своих усилий в оказании позитивного воздействия на правопорядок, социально-экономическую сферу общества в целом. В последнее время как федеральные, так и региональные органы МВД РФ, прокуратуры, суда возвращаются к этой опробованной практике и создают Общественные редакционные советы представленные как сотрудниками правоохранительных органов, так и журналистами.

Следует отметить, что такая тенденция характерна для большинства стран, где имеет место заинтересованность власти в поддержании стабильности и укреплении правопорядка через демократические процедуры. В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что потребность в укреплении взаимодействия правоохранительных органов и СМИ диктуется не только и не столько желаниями и целями руководства исследуемых систем. В наибольшей степени этот процесс - результат закономерного стремления двух систем социального порядка к объединению своих усилий ввиду однозначных, идентичных целей стоящих перед ними. Очевидно, что как правоохранительная система, так и редакции СМИ, объективно заинтересованы в укреплении стабильности и жизнеспособности государства. Данные позитивные цели объединяет стремление обеих систем к взаимодействию, при этом каждая из них дополняет и усиливает свои функции за счет возможностей другой системы.

Следует отметить, что в постперестроечный период развития России, взаимоотношение двух систем по некоторым параметрам претерпели значительные трансформации. Однако, изменившись по форме, приобретя признаки характерные для модели современного российского государства,

правоохранительных органов и СМИ в силу стоящих перед ними целей традиционно продолжают укреплять и разнообразить свои связи. В современных условиях Российской действительности, когда появился плюрализм в оценке социально-экономических и политических явлений происходящих в стране, логично произошло появление оппозиционно настроенных по отношению к власти СМИ. Это явление, характерное для большинства стран претендующих на реализацию демократических принципов в своей деятельности, несомненно, соотносятся с уровнем и спецификой правопорядка, тем не менее, признается нормальным и вполне соответствующим уровню и тенденциям развития современного общества.

Важнейшим фактором, определяющим новый образ СМИ, является переход прессы от вертикальной, партийной подчиненности, к горизонтальной. Достаточно

отметить, что наряду с государственными, появилось большое количество независимых, коммерческих СМИ. Все это, естественно, меняет структуру, задачи и цели взаимодействия между правоохранительными органами и СМИ, обуславливает необходимость поиска новых наиболее оптимальных форм и методов реализации данного процесса.

За последнее десятилетие достаточно резко изменилась типологическая палитра средств массовой информации России. Представляется, что этот процесс можно объяснить влиянием двух основных факторов:

во-первых, изменениями в социально-экономической и политической структурах общества,

во-вторых, новыми технологическими процедурами, требующими изменений в типологии и самой прессы.

Тип центральной газеты сегодня трансформировался, утратив директивность. Освободившуюся нишу сейчас занимают региональные и местные издания. Получившие в постперестроечное время независимость газеты, в большинстве своем стремительно перешли в собственность банков и корпораций. Таким образом, на смену партийной прессе пришли коммерческие издания, что привело к появлению новых типов и видов изданий, в том числе, бульварной, финансовой и другой прессы.

Новым феноменом в развитии системы СМИ явился Интернет, который позволил многим газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории, выводя их за пределы только местных интересов.

В теории журналистики достаточно четко определены и обоснованы основные функции СМИ, которые на протяжении длительного времени реализуют различные структуры современного общества, (в том числе и правоохранительные органы) в оптимизации и реализации своих целей.

В современном обществе СМИ выполняют следующие функции:

- удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах правовой, экономической, политической, культурной жизни общества;

- способствуют реализации правоохранительной, профилактической и правовоспитательной функций в обществе;

- обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение функций между правоохранительными органами, на основании совместно (или автономно) формируемого поведения каждого субъекта;

- объективно (во всяком случае, в идеале) и полно отражают условия жизни общества;

- собирают, производят и распространяют информацию адекватно динамике и направлениям развития правовых, социально-экономических процессов в обществе;

- используют для оптимизации массового

информационного процесса современные

информационные, психологические и коммуникационные технологии;

- обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества;

- в определенной степени обеспечивают гласность и

открытость функционирования ранее «закрытых» систем, формируя общественное мнение вокруг их деятельности, препятствуя распространению слухов

дестабилизирующих общественный порядок, угрожающих национальной и экономической безопасности государства.

Очевидно, что названные функции СМИ являются наиболее адекватными целям совершенствования механизма исследуемых феноменов. Однако, в последнее время ряд авторов отмечают некоторые негативные тенденции в сфере информационных процессов, это выражается, прежде всего, в том, что: происходят значительные разрывы в информационном пространстве страны, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, регионами и центром, деградируют социальноэкономическая, морально-правовая и психологическая функции СМИ.

В связи со стремительным сокращением разовых и годовых тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной направленности, многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению страны характер. Только телевидение и Интернет сохранили в настоящее время широкую, общероссийскую аудиторию. Сейчас в России насчитывается более 1000 региональных телеканалов, разовые тиражи региональных газет составляют примерно 80 млн. экземпляров. Газеты и журналы издаются на 37 языках народов России.

Столь мощный информационно-пропагандистский потенциал СМИ способен в значительной мере активизировать деятельность правоохранительной системы. При этом, при правильном, профессиональном использовании возможностей СМИ открываются широкие возможности позитивного воздействия как на среду их функционирования (население, общественные и государственные учреждения и организации), так и на их внутрисистемные функции (борьба с преступностью, в том числе обеспечении экономической безопасности страны, воспитательная работа, правовая пропаганда, нравственно-просветительское воздействие и т.д.).

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» в современную систему СМИ входят:

а) периодические печатные издания (газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иная публикация), имеющие постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

б) радио-, теле-, видео-, кино хроникальные программы (совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

в) Интернет;

г) иная форма периодического распространения массовой информации.

Законодательством о СМИ зафиксированы права и обязанности журналистов и их редакций по получению, производству, выпуску и распространению массовой информации. Наиболее важными из них являются права:

- искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

- излагать свои мысли и оценки в сообщениях и

корреспонденциях, предназначенных для

распространения за своей подписью.

Учитывая все возрастающие возможности СМИ в воздействии на массовое сознание, а также, в формировании и выражении общественного мнения населения, Закон РФ «О милиции» дает право ее

сотрудника «... использовать безвозмездно возможности СМИ для установления обстоятельств преступления, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших».

Данные положения законов обуславливает и способствует оптимизации механизма взаимодействия двух социальных систем, тем более что криминологическая тематика в целом, сегодня является наиболее популярной и востребованной населением.

Средства массовой информации в свою очередь, идут навстречу удовлетворения такого спроса, тем более что, как уже было подчеркнуто выше, взаимодействие ОВД и учреждений массово информации в борьбе с преступностью, обеспечении правопорядка обусловлено совпадением целей двух систем в нормализации социально-экономической, морально-правовой и криминологической сфер жизнедеятельности общества.

Поступательное развитие общества, бурное, часто непредсказуемое изменение направлений, форм, средств, механизмов его развития, накладывает отпечаток на современные средства массовой информации, обуславливает их разнообразие, направленность, идеологическую и социальноэкономическую заданность. Однако, несмотря на столь большое разнообразие, к продукции СМИ во всем мире предъявляются единые универсальные требования. Как и любая социальная информация, информация о деятельности правоохранительных органах должна отвечать следующим требованиям: достоверность,

объективность. Данные требования особенно актуальны для материалов СМИ криминологической направленности .

Важнейшим требованием, предъявляемым к информации, должно являться требование к ее оптимальности - то есть, сочетания достаточности, информативности, определенности и

целенаправленности.

От перечисленных качеств информации зависит степень ее усвоения и эффективности использования, как субъектами предупредительно-профилактической деятельности, так и гражданами, воспринимающими эту информацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из требований, также предъявляемых к информации, является ее своевременность, оно особенно актуально для осуществления мероприятий по предупреждению и пресечению преступности, в особенности в стадии оперативно-розыскных и следственных действий ОВД в отношении лиц участвующих в преступной деятельности, совершивших преступления и т.д.

В том случае, если материалы СМИ обращены непосредственно к субъекту предупредительной деятельности, они должны отвечать требованию соответствия информации, компетенции источника этой информации. Речь в данном случае идет о полноте, репрезентативности и четкой выверенной направленности информации СМИ.

Специфическим требованием к материалам СМИ, направленных на предупреждение правонарушений, является ее систематизированность.

Данное требование особенно существенно для выступлений СМИ в том случае, если перед редакциями СМИ или сотрудниками стоят задачи по комплексному предупреждению преступности в том или ином регионе, стране в целом, реализации общегосударственных

программ. Реципиент в таком случае получает информацию, которая дает ему возможность составить полную и объективную картину происходящих в сфере преступных проявлений, и на этой основе оптимизировать свое участие по их предупреждению.

Однако в современных условиях большой разобщенности субъектов, осуществляющих

предупредительно-профилактическую деятельность, недостаточности организационных форм взаимодействия правоохранительных органов и СМИ, выполнение обозначенных выше требований крайне затруднительно.

Следует учитывать и тот факт, что в настоящее время, как было отмечено, имеется огромное разнообразие СМИ, учредителями, которых являются юридические и физические лица, а также практически полное отсутствие цензуры.

В общем плане, предупредительное воздействие сотрудников правоохранительных органов на сферу правопорядка с использованием возможностей СМИ целесообразно рассматривать на двух уровнях.

Первый уровень - это общесоциальное воздействие, которое определяется направленностью усилий, как сотрудников правоохранительных органов, так и журналистов СМИ на подготовку и осуществление выступлений, выявляющих причины и условия преступлений с ними связанных. Речь идет о самом широком диапазоне проблематики, касающейся социально - экономических вопросов, от

общетеоретических материалов до рассмотрения конкретных случаев проявления преступных действий. Авторами подобных материалов могут быть специалисты самых различных отраслей знаний, исследующие различные социальные недуги в экономической, правовой, социологической, криминологической сферах общества.

Цель общесоциального уровня информационного воздействия - оказывать позитивное предупредительное воздействие на криминальную ситуацию в целом через активизацию в этом процессе граждан, общественных организаций, использовании в этой связи самого широкого круга экономических, социальных факторов.

При этом выступления СМИ федерального уровня оказывают позитивное воздействие на криминологическую ситуацию, как в отдельных регионах страны, так и в целом в стране, разрушают и деморализуют организованные структуры преступности, особенно в экономической сфере, с помощью запуска политических, экономических и социальных механизмов.

Второй уровень - это уровень специальнокриминологического предупреждения преступности, осуществляемый непосредственно специалистами, как правоохранительных органов, так и журналистами печати, радио, телевидения специализирующимся на освещении проблем преступности. Данный уровень предусматривает выступления СМИ, направленные на предупреждение конкретных преступлений и правонарушений во всех сферах деятельности государства.

Диапазон проблематики в этом случае также достаточно широк - от публикаций, освещающих факты расследования конкретных уголовных дел, до анализа преступных проявлений организованной преступности, преступлений в сфере экономики. Таким образом, в отличие от первого уровня предупредительной деятельности с использованием СМИ, специальнокриминологическое предупреждение более приближено к конкретике, индивидуализировано как по объекту

воздействия, так и по субъекту, отвечающему за конкретное направление (как на федеральном, так и региональном уровне) деятельности ОВД.

Очевидно, что обозначенные два уровня во многом условны. Грань между ними иногда трудно различима, потому что:

- любое выступление СМИ общесоциального (первого) уровня, несомненно, оказывает, как правило, позитивное воздействие на уровень преступности, устраняет, минимизирует криминогенные факторы, позитивно воздействует на сознание конкретного человека;

- с другой стороны, любое выступление СМИ, подготовленное сотрудниками правоохранительных органов, отвечающих за связь со СМИ, или журналистом по конкретной проблеме или уголовному делу, т.е. имеющее специально-криминологическую цель, вызывает широкий социальный резонанс, воздействует на массовую аудиторию, т.е. участвует в общесоциальном предупреждении преступности.

Идеологическая разнонаправленность современных СМИ в известной мере трансформирует соотношение сил в сфере реализации целей правопорядка, однако в том случае, когда уровень правосознания и правовой культуры, как граждан страны, так и сотрудников правоохранительных органов достаточно высок, это явление минимизируется. Очевидно, что названная проблема достаточно значительна, сложна и актуальна, однако выходит за рамки проблематики настоящего исследования.

Возвращаясь к теме исследования, следует отметить, что в настоящее время правовые основы взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации определяются Конституцией РФ, в которой закрепляются права и свободы граждан, но также возможность их ограничения на основании и в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Значительное воздействие на правоохранительную практику оказал, принятый Государственной думой 28 января 2011г. Федеральный закон «О полиции». Так, например, ст.8 декларирует принципы деятельности полиции, в том числе открытость и публичность, здесь же, в п.4 и 5 регламентируются формы и методы взаимодействия ОВД и СМИ, подчеркивается, что: «Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах». По заявкам редакций средств массовой информации в порядке определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

Устанавливая право гражданина на свободу поиска, получения, передачи, производство и распространение информации любым законным способом, Конституция РФ определяет пределы информации, касающейся гражданина, который разрешается оглашать,

провозглашается постулаты: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускаются только на основании судебного решения.

Не разрешается также сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица

без его согласия, что особенно важно при расследовании преступлений экономического характера. Однако, анализ названных нормативных актов приводит к выводу о том, что в своем настоящем виде они не лишены некоторых пробелов и противоречий.

Так, в п.35 ст.13 Закона РФ «О полиции» говорится о возможности использования «на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц их совершивших, а также для розыска лиц скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц пропавших без вести». Т.е. речь идет о конкретных процессуальных действиях по делам, находящихся в производстве сотрудников правоохранительных органов, что ограничивает их потребности в осуществлении именно с помощью СМИ одной из основных функций, возложенной на них -предупредительно-профилактической.

Более того, названное положение находится в противоречии со ст. 2 этого же Закона, называющей в числе задач органов внутренних дел «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений». Исходя из этого, представляется необходимым внести дополнение в редакцию п. 35 ст. 13 Закона РФ «О милиции», в частности наделения работников полиции и других служб ОВД правом безвозмездного использования возможностей СМИ, в том числе и для предупреждения преступлений и других правонарушений.

Возвращаясь к истории исследуемой проблемы, следует отметить, что роль СМИ в обществе, в современных условиях настолько возросла и стала активно использоваться в различных сферах жизни государства, что власть, остерегаясь ее негативного воздействия на общественное мнение, начала вводить определенные ограничения на ее использование особенно в правоохранительной сфере.

Одним из первых известных в России, нормативных документов, предусматривающих юридическую ответственность за преступления, «совершенные путем использования печати», явилось «Постановление о революционном трибунале печати», принятое 28 января 1918 г. и относившее к преступлениям «всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни». Определенные ограничения использования СМИ содержатся и в современном законодательстве. Так, Статья 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» содержит перечень сведений, для разглашения которых не допускается использование средств массовой информации. В случае использования возможностей СМИ в целях совершения уголовно-наказуемого деяния к автору материал может быть применено уголовное наказание. Следуя логике, можно утверждать, что автор материала СМИ может использовать его и для совершения административно-наказуемого деяния.

Поэтому настоятельной потребностью дальнейшего совершенствования законодательства является закрепление определенных обязательств по отношению к правоохранительным органам со стороны учреждений массовой информации. Такая обязанность, как нам представляется, должна быть предусмотрена в действующем Законе «О средствах массовой информации». Последний мог бы содержать в отдельной

статье перечень субъектов, имеющих право использовать возможности средств массовой информации, и цели такого использования.

Известно, что большое предупредительное, а также морально - правовое воздействие на аудиторию СМИ и конкретного индивида оказывает приведение сведений о правонарушителе и его личной жизни. Эти сведения часто распространяются без его на то согласия. В то же время, в Законе «О средствах массовой информации» сказано, что такое согласие не требуется в случае, «когда это необходимо для защиты общественных интересов», при этом понятие «общественных интересов» не раскрыто. Очевидно, что данное понятие должно включать в себя защиту общества от преступных посягательств, административных правонарушений, а также от нарушений норм морали, принятых в обществе и общественно одобряемых.

В методическом плане большое практическое значение для осуществления предупредительной работы органов внутренних дел имеют правовые запреты, устанавливающие необходимость воздержания от определенных действий. Так впервые в истории отечественного законодательства введен институт ответственности СМИ по отношению к гражданам. Он сформулирован в ст. 4 Закона, как «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». Этой статьей введены также и такие понятие как «свобода слова»», «массовая информация»,

«злоупотребление свободой слова».

В последние годы принято значительное количество нормативно-правовых актов, распоряжений, которые призваны активизировать работы пресс- служб, подразделений информации и общественных связей в субъектах Российской Федерации. Основным направлением их деятельности является дальнейшее совершенствование и укрепление взаимодействия со СМИ, общественными объединениями, повышение доверия граждан к сотрудникам полиции, формирования объединений и организаций гражданского общества, поддерживающих усилия правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Список литературы:

1. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции М., 2011, С.251.

2. Баранов В.П., Журавель В.П. Опыт деятельности правоохранительных органов зарубежных стран при проведении Олимпийских игр. Книга 1. М., 2009. с.12

3. Наумкин Ю.В., д.ю.н., профессор, Кокарев В.Л. Оптимизация деятельности правоохранительных органов в условиях проведения Олимпийских игр в Сочи 2014 года // Пробелы в российском законодательстве №3, 2012 г., с. 280-282.

Reference list:

1. Baranov Y.A. Zuravlev V.P. Experience of activities of law protecting organs of foreign countries during Olimpic Games М., 2009. Page.12

2. Tikhomirov Y.A. Theory of competence М., 2011, Page 251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.