Научная статья на тему 'Актуальные направления профилактической деятельности органов внутренних дел на современном этапе'

Актуальные направления профилактической деятельности органов внутренних дел на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4268
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин А. Е.

В статье дается понятие предупреждению и профилактике преступлений и административных правонарушений. Особое внимание обращено на деятельность органов внутренних дел в данной сфере. Раскрывается содержание и предложена классификация основных превентивных мер. Отражены особенности общей, специальной и индивидуальной профилактики преступлений. Приводятся статистические показатели деятельности МВД по РТ за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления профилактической деятельности органов внутренних дел на современном этапе»

А.Е. Шалагин

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье дается понятие предупреждению и профилактике преступлений и административных правонарушений. Особое внимание обращено на деятельность органов внутренних дел в данной сфере. Раскрывается содержание и предложена классификация основных превентивных мер. Отражены особенности общей, специальной и индивидуальной профилактики преступлений. Приводятся статистические показатели деятельности МВД по РТ за последние годы.

Ключевые слова: предупреждение, профилактика преступлений, деятельность органов внутренних дел, административные правонарушения, пресечение, предотвращение, превентивные меры.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел остается профилактика преступлений и административных правонарушений. В 2013 году в Республике Татарстан была разработана и утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РТ на 2014-2020 годы».

Основными задачами реализации указанной программы являются:

- совершенствование деятельности по профилактике преступлений и иных правонарушений;

- сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества ДТП с пострадавшими;

- повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан, их собственности, а также законных прав и интересов;

- противодействие экстремизму и терроризму, организованной, профессиональной и рецидивной преступности;

- снижение масштабов незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

- выявление и устранение причин (условий) коррупции, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;

- обеспечение эффективной защиты прав потребителей, развитие потребительского

рынка товаров, работ и услуг;

- снижение уровня злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Республики Татарстан, профилактика пьянства и алкоголизма;

- борьба с детской безнадзорностью, проституцией, токсикоманией и прочими социально негативными (фоновыми) явлениями, связанными с преступностью. [1]

Всего в 2013 году правоохранительными органами Республики Татарстан выявлено 20355 лиц, совершивших преступления. Из них 11784 (57,9%) не имели постоянного источника дохода, 7180 (35,5%) ранее судимые, 2913 (14,3%) женщины, 1066 (5,2%) несовершеннолетние. В результате преступных посягательств пострадали 38055 человек, в том числе 14203 женщины, 3312 пенсионеров, 1122 учащихся средних и сред-неспециальных учебных заведений, 1071 студент вузов.

Предупреждение преступности - это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь лиц с асоциальным (противоправным) прошлым или настоящим. [2, С.185] Также можно привести другое определение сформулированное д.ю.н., профессором А.И. Долговой.

Предупреждение преступности - это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений. [3, С.480]

В криминологии выделяют следующие уровни (стадии) предупреждения преступлений:

1) Профилактика - совокупность специальных мер, направленных на минимизацию криминогенных факторов, выявление лиц, склонных к совершению преступлений, а также причин и условий возникновения и распространения отдельных видов (форм) преступной деятельности.

2) Предотвращение преступлений - деятельность правоохранительных органов, на-правленнаянанедопущениесовершенияпре-ступлений на этапе их замысла и подготовки.

3) Пресечение преступлений направлено на недопущение окончания преступного деяния, то есть предупреждение общественно опасных последствий совершаемого преступления. Другими словами, пресечение осуществляется преимущественно на стадии покушения или подготовки к тяжкому и особо тяжкому преступлению.

Объектами предупредительной деятельности являются физические (юридические лица), в отношении которых осуществляются контрольные и надзорные полномочия субъектами профилактики. Например, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, частные охранные предприятия (в связи с их спецификой деятельности и допуска к хранению (ношению) оружия).

К субъектам предупредительной деятельности относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные структуры, участвующие в профилактике преступлений и административных правонарушений. Среди субъектов предупреждения преступлений выделяются специализированные и неспециализированные участники профилактики.

Предупредительная деятельность специ-

ализированных субъектов закрепляется нормативными и уставными документами, а также вытекает из их обязанностей и полномочий. К таким органам относятся: Совет Безопасности РФ, Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, суды, прокуратура, органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенная, налоговая службы и иные правоохранительные органы.

Правительственная комиссия по профилактике правонарушений является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации мер в системе государственной профилактики преступлений и иных правонарушений.

Центральным субъектом профилактики правонарушений остаются органы внутренних дел. К их компетенции относится основной объем задач и обязанностей по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Так, участковые уполномоченные полиции (УУП) выявляют и устраняют причины и условия преступлений на закрепленном за ними административном участке, проводят повседневную воспитательно-профилактическую работу с лицами, поведение которых указывает на возможность совершения преступлений. Осуществляют административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Одним из направлений деятельности ОВД остается профилактическая работа среди несовершеннолетних и их семей, которую проводят сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Следователи и дознаватели наделены процессуальными полномочиями по внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Особая роль в профилактике преступности принадлежит криминальной полиции. Сотрудники этой службы во взаимодействии с ППСП (патрульно-постовой службой полиции), ОВО (вневедомственной охраной), ГИБДД (государственной инспекцией безопасности дорожного движения) обеспечивают предупреждение преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, осуществля-

ют оперативно-розыскную профилактику наиболее опасных форм преступной деятельности (профессиональной, организованной, транснациональной).

К неспециализированным субъектам относятся иные организации, юридические и физические лица, которые участвуют в предупреждении преступлений и административных правонарушений в процессе реализации своих полномочий, прав и обязанностей. К их числу относятся: средства массовой информации, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации, граждане.

Выделяются следующие виды профилактики преступлений и иных правонарушений:

а) Общая профилактика - направлена на выявление, устранение, минимизацию причин и условий преступности, а также повышение уровня правосознания населения. Она ориентирована на неперсонифицированный круг лиц (граждан страны, региона, населенного пункта). К мерам общей профилактики относят социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, воспитательные, технические, правовые и иные мероприятия, осуществляемые в целях масштабного снижения преступности.

б) Специальная профилактика - это система воздействия на причины и условия преступности (правонарушений), касающаяся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения противоправных действий. Например, профилактика преступности несовершеннолетних и семейного неблагополучия, предупреждение преступности мигрантов и т.п.

Применительно к данному виду профилактики выделяют следующие этапы (стадии) такой деятельности: 1) раннее предупреждение, непосредственное предупреждение, предупреждение самодетерминации преступлений и иных правонарушений. В связи с этим органами внутренних дел систематически проводятся оперативно-профилактические мероприятия по соответствующему направлению предупреждения противоправных уголовно-наказуемых или административных деяний, например «Арсенал», «Мак», «Притон», «Алкоголь», «Подросток» и др. Только по линии выявления и пресечения незаконной игорной

деятельности в 2013 году органы внутренних дел Татарстана изъяли 43563 единицы игорного оборудования, составили 2023 административных протокола, на основании которых были наложены штрафы на сумму, превышающую 6 млн рублей. По ст. 171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр) было возбуждено 4 уголовных дела.

в) Индивидуальная профилактика -осуществляется в отношении конкретных лиц, чье поведение указывает на возможность совершения преступления или иного правонарушения. К мерам индивидуальной профилактики относят:

- профилактическую беседу (ознакомительную, воспитательную, предупредительную);

- вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;

- направление информации о противоправном (асоциальном) поведении лица по месту его учебы или работы для принятия к нему мер общественного (коллективного) воздействия;

- профилактический учет и контроль;

- установление особых требований к поведению правонарушителя;

- административный надзор;

- принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия;

- оказание социальной помощи.

К методам индивидуально предупредительного воздействия относятся: убеждение, оказание помощи и принуждение.

1. Убеждение - это совокупность воспитательных, пропагандистских, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения асоциальной направленности личности и переориентирование ее на общественно одобряемые формы поведения. К таким формам относятся: профилактические беседы, стимулирование участия личности в социально полезной деятельности, коллективное обсуждение противоправного (аморального) поведения, закрепление за профилактируемым лицом общественного воспитателя.

2. Оказание помощи в адаптации (ре-социализации) личности - содействие в трудоустройстве, определение места жи-

тельства, предоставление психологических, педагогических, медицинских, консультативно-правовых услуг и т.п.).

3. Принуждение - реализуется в том случае, если первые два метода оказываются неэффективными или того требует сложившаяся обстановка. К мерам принуждения относятся: предупредительные, пресека-тельные, процессуально-обеспечительные, восстановительные мероприятия, а также меры юридической ответственности.

г) Виктимологическая профилактика - ориентирована на снижение уровня риска стать жертвой противоправного поведения. К мерам виктимологической профилактики относят: выявление потенциальных жертв преступлений и иных правонарушений; информирование населения о криминальной ситуации, способах защиты жизни, здоровья и собственности; обеспечение безопасности граждан с повышенной виктимностью и др.

Криминологическая политика - это научно обоснованная, соответствующая международным стандартам и требованиям национального законодательства, целеустремленная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, политических институтов, субъектов предпринимательской деятельности, общественных (религиозных) объединений и граждан по сокращению преступности и обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера. Профессор М.П. Клейменов выделяет несколько моделей криминологической политики, которые ре-ализовывались в разные периоды развития нашего государства. [4, С.225-234]

Криминологический менеджмент -это эффективное управление в сфере противодействия преступности и обеспечения национальной безопасности. Идея государственного криминологического менеджмента стала формироваться в России в начале 70-х гг. ХХ столетия благодаря усилиям таких известных криминологов, как Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин, С.С. Овчинский. В это время были созданы первые штабные подразделения в системе МВД СССР (которые представляли собой центры управления органами внутренних дел). Специалистов по такому важному направлению стала гото-

вить Академия управления МВД СССР. Выпускникам Академии присваивалась специальность «Организация управления в сфере правопорядка» и «Организатор управления». В настоящий период деятельность органов внутренних дел невозможно представить без функционирования штабных подразделений, которые отвечают за анализ, учет и контроль всего делопроизводства. К их компетенции также следует отнести мероприятия по прогнозированию, планированию и программированию в сфере предупреждения и противодействия преступности.

Задачами криминологического менеджмента являются:

- устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других форм противоправной деятельности;

- создание механизма оперативного реагирования на угрозы национальной и личной безопасности;

- возмещение причиненного ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц.

Принципы криминологического менеджмента: законность, научность, целеустремленность, комплексность, объективность, всесторонность, стабильность, экономическая целесообразность, доминирование превентивных мер над репрессивными, непрерывность, оперативность и др. [5, С.318]

Большую помощь в профилактике преступлений органам внутренних дел оказывают средства массовой информации. СМИ используются для повседневной практики сбора, обработки и распространения сведений, предназначенных для массовых аудиторий. Печать, радио, телевидение, Интернет осуществляют свою профилактическую деятельность по следующим направлениям:

- пропаганда (разъяснение) законодательства;

- формирование правосознания и правовой культуры граждан;

- выявление и определение причин и условий преступлений и административных правонарушений;

- формирование активной позиции населения в борьбе с правонарушениями;

- воспитательно-профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений;

- удовлетворение поисковых потребно-

стей ОВД (розыск преступников и лиц, пропавших без вести, установление свидетелей и потерпевших, обнаружение похищенного имущества и вещественных доказательств);

- информирование населения о новых способах совершения преступлений;

- практическое вмешательство в конкретный юридический конфликт;

- пропаганда здорового образа жизни, нравственных ценностей, эффективных форм работы общественности;

- разъяснение традиций и обычаев, формирующих организованность и дисциплину в обществе. [6, С.142-145]

Средства массовой информации могут поставить барьер проникновению в сознание и поведение людей антиобщественных взглядов и установок, извращенных и гипертрофированных потребностей, при этом могут способствовать нравственному формированию личности с положительными (позитивными) социальными качествами и жизненными ориентирами.

Для того чтобы добиться хороших результатов в предупреждении преступлений и иных правонарушений на конкретном административном участке, нужно увеличить информированность населения о криминальной обстановке, формах и методах профилактики. Необходимо, чтобы озабоченность состоянием правопорядка в населенном пункте разделяло большинство населения. Этого можно добиться при тесном повседневном взаимодействии с добровольными отрядами (дружинами) по охране общественного порядка, представителями общественности при опорных пунктах полиции, молодежными общественными фор-

мированиями правоохранительной направленности.

К общественным объединениям правоохранительной направленности, функционирующим при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан, относятся:

1. Общественный Совет при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан;

2. Совет ветеранов органов внутренних дел Республики Татарстан;

3. Республиканский центр молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка «Форпост»;

4. Добровольные народные дружины (ДНД), создаваемые в некоторых городах и административно-территориальных образованиях Республики Татарстан. Так, решением Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утверждено и внедрено в практику положение «О добровольных народных дружинах и общественных пунктах охраны правопорядка».

Предупреждение преступности - это сложная, многоуровневая система мер государственного и общественного воздействия, направленная на сокращение преступности и установление социального контроля в данной сфере. [7, С.47] Такая деятельность предполагает последовательную реализацию мер политического, экономического, нравственного, воспитательного, правового характера и будет способствовать ликвидации криминогенных факторов, стабилизации оперативной обстановки, своевременному реагированию на противоправные (асоциальные) поступки и нарушения общественного порядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. http: //mvd.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_218075.pdf

2. Криминология: учебник/подред. Н.Ф.Кузнецовой, В.В. Лунева.М.: ВолтерсКлувер, 2005.640с.

3. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 1008 с.

4. Клейменов М.П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2011. 448 с.

5. Клейменов М.П. Криминологический менеджмент // Российский криминологический взгляд. М., 2009. № 2. С.317-323.

6. Алауханов Е.О. Криминология: учебник. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2013. 608 с.

7. Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Отечественная криминология: история, современное состояние, перспективы развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 4 (14). С.47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.