Заканчивая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что знание криминологических особенностей личности участников этнических преступных группировок необходимо для более эффективного профилактического воздействия на них и предупреждения, таким образом, этнической преступности.
Библиографический список
1. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации и приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учётных документов) [Электронный ресурс] / / СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.09.2010).
2. Долгова А. И. Преступность, её организованность и криминальное общество [Текст]. - М.:
Российская криминологическая ассоциация, 2003. - ISBN 5-87817-036-1.
3. Клейменов М. П. Криминология [Текст] : учебник . - М.: Норма, 2009. - ISBN 978-5-46800243-8 (в пер.)
4. Транснациональная и этническая преступность [Текст]. - М., ГИЦ МВД России, 1999.
5. Геворгян Г. М. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - М., 2000.
6. Зюков А. М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - Рязань. 2005.
7. Костюковский А. Преступных народов не бывает [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.aif.ru/online/spb/626/09?print (дата обращения: 12.10.2008).
8. URL: ЬНр://«'Ш№коттегеаП:.га^ос^рх?Вос sID=1562481&ThemesID=1202 (дата обращения: 26.12.2010).
правосознание и правопорядок в формировании политики общественной безопасности
© Зайцев Сергей Анатольевич
заместитель начальника института по служебно-боевой подготовке, Саратовский юридический институт МВД России.
Ш (845-2) 379-104
Рассматривается роль и значение категорий правосознания и правопорядка как качественных параметров политики общественной безопасности на муниципальном уровне.
Ключевые слова: общественная безопасность, публичная власть, политика, правовая система, правосознание, правопорядок, социальная норма.
Он
особое значение политика общественной безопасности приобретает на муниципальном уровне, который представляет собой первичную ступень организации публич-
ной власти, где интегрируются социально-политические процессы, проявляются противоречия между социальными группами, действует институт общественного мнения, обеспечивается
в целом устойчивость всей системы власти. Развитие местного самоуправления определяется в качестве важнейшей основы формирования гражданского общества, обеспечения социальной и политической стабильности России. Возрастающая роль местного самоуправления подтверждает истинность теорий демократии, констатирующих, что механизм реализации власти на максимально приближенном к гражданам уровне наиболее наглядно демонстрирует степень демократичности социальной системы. Посредством местного самоуправления структурируются отношения между обществом и государством, закладываются основы демократии и гражданской активности населения.
Муниципальная политика общественной безопасности интерпретируется на операциональном и эмпирическом уровне социологического анализа рядом параметрических характеристик со своими метрическими шкалами. Наиболее актуальным является подход, ориентированный на комплексное применение качественных и количественных методов изучения конкретно-социологической информации и построенный на приоритетном внимании к синтетическим проявлениям муниципальной политики общественной безопасности, её объективному и субъективному отображению. В качестве таковых выступает состояние правопорядка и правосознания соответственно.
Как считает В. Н. Кудрявцев, при всех различных подходах к пониманию права, исследователю должна быть присуща чёткая и определенная методологическая позиция: любая идея, убеждение или мнение могут рассматриваться как правовая норма лишь в том случае, если они выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом [1, с. 86]. Исходя из подобного толкования категория «правопорядок», в первом приближении, может быть рассмотрена как состояние общественных отношений, основанных на системе общеобязательных правовых норм. Такая точка зрения во многом совпадает с позицией А. С. Пиголкина, отмечающим, что правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в соответствии с установленными законом процедурами.
Правопорядок - основополагающая часть общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей. Правопорядок - это определённое состояние регулируемых правом общественных отношений. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации
субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями, является воплощением законности в конкретных общественных отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результатом неукоснительного исполнения юридических предписаний [2, с. 278].
Не случайно многие авторы рассматривают этот фактор в контексте соотношения с законностью. В этом ключе, учёные ставят вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как состояние правомерности поведения? И дают общий ответ: если понятие «законность» отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие «правопорядок» включает и другие закономерности. В частности, В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко отмечают, что «правопорядок
- это такая система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Его ещё принято рассматривать как процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, как итог воплощения законности в реальные общественные отношения» [3, с. 484].
В юридической литературе достаточно широко представлены взгляды авторов, определяющих правопорядок как фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется системой правовых отношений [4, с. 31; 5, с. 15]. Наиболее перспективной, на наш взгляд, представляется позиция В. В. Борисова, рассматривающего правопорядок как целостное и комплексное образование. Правопорядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированно-стью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Отмечается, что правопорядок отражает коренной вопрос политики
- государственную власть как свидетельство её реальности и достижения поставленных задач. Выделяются формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, административное и иное законодательства выступают как центральные звенья правопорядка. Подчёркивается, что правопорядок - государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
государственная власть в нём заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает [6, с. 563]. С позиции сказанного становится понятным предположение В. С. Афанасьева о том, что правопорядок есть важнейший элемент системы общечеловеческих ценностей [7, с. 431].
Его, по нашему мнению, можно интерпретировать как одно из основных направлений, элемент содержания правоохранительной функции государства. Такой методологический подход позволяет рассматривать правопорядок как социально-политическое и государственно-правовое явление в единстве институционального, функционального и социального аспектов. В институциональном - через систему органов, которые реализуют правоохранительную функцию государства. В функциональном - как целенаправленную управленческую деятельность органов государства в области охраны правопорядка, обеспечивающую сбалансированное решение задач государственной политики в целях организации, стабильности, развития и безопасности социальной системы. В социальном - посредством взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного управления и местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами по реализации правоохранительной функции государства.
Правосознание является важным элементом правовой системы. Правосознание - это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективное отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации [8, с. 103].
Таким образом, правосознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе этот феномен субъективен. Его основу образует прежде всего теоретическое знание -мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы. Достаточно часто такое знание существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правосознания выступают также субъективные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представления об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необходимых изменениях в правовой системе. Наиболее системные знания о правовой жизни общества приобретают форму правовой теории, существуют в виде правовой идеологии или
научной правовой концепции (юридической доктрины).
В юридической науке принято делить правосознание по степени общности на три вида: индивидуальное, групповое и массовое. Кроме того, сложилась классификация правосознания в зависимости от его носителя на обыденное, профессиональное и научное (доктринальное). Правосознание тесным образом взаимосвязано с инъми элементами правовой системы общества. Это проявляется в следующем. С одной сторонъ , само существование правосознания и его качественные характеристики во многом обусловлены действующим в обществе правом, практикой его толкования и реализации. Правосознание есть своеобразное «зеркало», отражающее существенные характеристики правовой системы общества. С другой стороны, само правосознание оказывает заметное влияние на свойства и тенденции развития правовой системы. Велика роль правосознания, в частности, в процессах правотворческой деятельности, поскольку от уровня юридической информированности, образования и опыта субъектов, создающих правовые акты, напрямую зависит качество последних. Характеристики индивидуального и общественного правосознания во многом предопределяют содержательные стороны правоотношений, практики толкования, реализации и применения правовых предписаний, а значит, от них зависят и результаты правового регулирования. Именно поэтому для достижения в обществе высокого уровня законности и правопорядка наряду с совершенствованием законодательства необходимо предпринимать меры, направленные на повышение степени юридической информированности, развитие системы правового образования, воспитания граждан и должностных лиц в духе уважения к действующим законам [9, с. 208].
Библиографический список
1. Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества [Текст]. - М.: ГАРДАРИКИ, 2002. - ISBN 5-8297-0105-7.
2. Юридический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. Я. Сухарев. - М.: Советская энциклопедия, 1984.
3. Любашиц В. Я. Теория государства и права [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Любашиц, А. ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - ISBN 5-241-00100-Х.
4. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства (Теоретико-правовые аспекты) [Текст] : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2002.
5. юсупов Х. А. Организационно-правовые вопросы охраны общественного порядка и безопас-
ности в современных условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.
6. Теория государства и права [Текст] : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000. - ISBN 5-7975-0269-0.
7. Теория государства и права [Текст] : учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
8. Краткий юридический словарь [Текст] / под ред. М. Е. Волосова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2000. - ISBN 5-16-000183-2.
9. Малько В. В. Теория государства и права. Элементарный курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. - М.: Кнорус, 2007. - ISBN 978-5-85971-859-7.
проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел
© Осипова Елена Сергеевна
адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.
@ (845-2) 379-152, И [email protected]
В статье рассматриваются вопросы коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации
Ключевые слова: общество, СМИ.
преступность, правоохранительные органы, коммуникативная деятельность,
П!
реступность в России вызывает всё возрастающую тревогу у общества и государства. Незащищённость граждан от противоправных посягательств стала одной из острых общесоциальных проблем. Система воздействия на преступность сегодня подвергается интенсивному влиянию многочисленных объективных противоречий, которые имеют место в функционировании такого важного социального института, каким является массовая коммуникация. Многие исследователи отмечают основополагающую роль массовой коммуникации в политической, правовой, экономической, духовной и других сферах жизнедеятельности общества. Но использование форм социальной коммуникации может иметь и разрушительные для личности и общества последствия. В частности, имеется в виду направленность массовой информации на подрыв государственности, дестабилизацию власти, правопорядка. От позиции СМИ, и в первую очередь непредвзятости и правдивости освещения происходящих
процессов, зависит очень многое. Ещё Наполеон говорил, что для взятия страны не надо большого войска, а надо иметь на своей стороне несколько десятков хороших газет [4, с. 36].
Система массовой коммуникации представляет большой интерес для криминологической науки в той части её предмета, которая включает проблему предупреждения преступлений. Массовая коммуникация сегодня способна вырабатывать такой информационный потенциал в правоохранительной системе, который позволяет не только развиваться ей самой, но и способствовать социально-правовому развитию всей общественной жизни.
Гражданам не безразлично, как обеспечивается их безопасность, защищаются их права и свободы. В 2010 г. на центральные каналы телевидения вышли более 8,5 тыс. сюжетов и репортажей о деятельности органов внутренних дел. Более 9 тыс. материалов опубликовано в печатных изданиях. Только по линии Центрального аппарата МВД России проведено
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731