Научная статья на тему 'Правосознание и правопорядок в формировании политики общественной безопасности'

Правосознание и правопорядок в формировании политики общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / SOCIAL SECURITY / PUBLIC AUTHORITY / POLICY / LEGAL SYSTEM / LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Сергей Анатольевич

Рассматривается роль и значение категорий правосознания и правопорядка как качественных параметров политики общественной безопасности на муниципальном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal consciousness and the law and order in the social security for mation

The role and significance of the legal consciousness and law and order categories as qualitative parameter of the social security policy on the municipal level is considered

Текст научной работы на тему «Правосознание и правопорядок в формировании политики общественной безопасности»

Заканчивая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что знание криминологических особенностей личности участников этнических преступных группировок необходимо для более эффективного профилактического воздействия на них и предупреждения, таким образом, этнической преступности.

Библиографический список

1. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации и приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учётных документов) [Электронный ресурс] / / СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.09.2010).

2. Долгова А. И. Преступность, её организованность и криминальное общество [Текст]. - М.:

Российская криминологическая ассоциация, 2003. - ISBN 5-87817-036-1.

3. Клейменов М. П. Криминология [Текст] : учебник . - М.: Норма, 2009. - ISBN 978-5-46800243-8 (в пер.)

4. Транснациональная и этническая преступность [Текст]. - М., ГИЦ МВД России, 1999.

5. Геворгян Г. М. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - М., 2000.

6. Зюков А. М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - Рязань. 2005.

7. Костюковский А. Преступных народов не бывает [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.aif.ru/online/spb/626/09?print (дата обращения: 12.10.2008).

8. URL: ЬНр://«'Ш№коттегеаП:.га^ос^рх?Вос sID=1562481&ThemesID=1202 (дата обращения: 26.12.2010).

правосознание и правопорядок в формировании политики общественной безопасности

© Зайцев Сергей Анатольевич

заместитель начальника института по служебно-боевой подготовке, Саратовский юридический институт МВД России.

Ш (845-2) 379-104

Рассматривается роль и значение категорий правосознания и правопорядка как качественных параметров политики общественной безопасности на муниципальном уровне.

Ключевые слова: общественная безопасность, публичная власть, политика, правовая система, правосознание, правопорядок, социальная норма.

Он

особое значение политика общественной безопасности приобретает на муниципальном уровне, который представляет собой первичную ступень организации публич-

ной власти, где интегрируются социально-политические процессы, проявляются противоречия между социальными группами, действует институт общественного мнения, обеспечивается

в целом устойчивость всей системы власти. Развитие местного самоуправления определяется в качестве важнейшей основы формирования гражданского общества, обеспечения социальной и политической стабильности России. Возрастающая роль местного самоуправления подтверждает истинность теорий демократии, констатирующих, что механизм реализации власти на максимально приближенном к гражданам уровне наиболее наглядно демонстрирует степень демократичности социальной системы. Посредством местного самоуправления структурируются отношения между обществом и государством, закладываются основы демократии и гражданской активности населения.

Муниципальная политика общественной безопасности интерпретируется на операциональном и эмпирическом уровне социологического анализа рядом параметрических характеристик со своими метрическими шкалами. Наиболее актуальным является подход, ориентированный на комплексное применение качественных и количественных методов изучения конкретно-социологической информации и построенный на приоритетном внимании к синтетическим проявлениям муниципальной политики общественной безопасности, её объективному и субъективному отображению. В качестве таковых выступает состояние правопорядка и правосознания соответственно.

Как считает В. Н. Кудрявцев, при всех различных подходах к пониманию права, исследователю должна быть присуща чёткая и определенная методологическая позиция: любая идея, убеждение или мнение могут рассматриваться как правовая норма лишь в том случае, если они выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом [1, с. 86]. Исходя из подобного толкования категория «правопорядок», в первом приближении, может быть рассмотрена как состояние общественных отношений, основанных на системе общеобязательных правовых норм. Такая точка зрения во многом совпадает с позицией А. С. Пиголкина, отмечающим, что правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в соответствии с установленными законом процедурами.

Правопорядок - основополагающая часть общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей. Правопорядок - это определённое состояние регулируемых правом общественных отношений. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации

субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями, является воплощением законности в конкретных общественных отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результатом неукоснительного исполнения юридических предписаний [2, с. 278].

Не случайно многие авторы рассматривают этот фактор в контексте соотношения с законностью. В этом ключе, учёные ставят вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как состояние правомерности поведения? И дают общий ответ: если понятие «законность» отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие «правопорядок» включает и другие закономерности. В частности, В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко отмечают, что «правопорядок

- это такая система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Его ещё принято рассматривать как процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, как итог воплощения законности в реальные общественные отношения» [3, с. 484].

В юридической литературе достаточно широко представлены взгляды авторов, определяющих правопорядок как фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется системой правовых отношений [4, с. 31; 5, с. 15]. Наиболее перспективной, на наш взгляд, представляется позиция В. В. Борисова, рассматривающего правопорядок как целостное и комплексное образование. Правопорядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированно-стью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права. Отмечается, что правопорядок отражает коренной вопрос политики

- государственную власть как свидетельство её реальности и достижения поставленных задач. Выделяются формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, административное и иное законодательства выступают как центральные звенья правопорядка. Подчёркивается, что правопорядок - государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

государственная власть в нём заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает [6, с. 563]. С позиции сказанного становится понятным предположение В. С. Афанасьева о том, что правопорядок есть важнейший элемент системы общечеловеческих ценностей [7, с. 431].

Его, по нашему мнению, можно интерпретировать как одно из основных направлений, элемент содержания правоохранительной функции государства. Такой методологический подход позволяет рассматривать правопорядок как социально-политическое и государственно-правовое явление в единстве институционального, функционального и социального аспектов. В институциональном - через систему органов, которые реализуют правоохранительную функцию государства. В функциональном - как целенаправленную управленческую деятельность органов государства в области охраны правопорядка, обеспечивающую сбалансированное решение задач государственной политики в целях организации, стабильности, развития и безопасности социальной системы. В социальном - посредством взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного управления и местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами по реализации правоохранительной функции государства.

Правосознание является важным элементом правовой системы. Правосознание - это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективное отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации [8, с. 103].

Таким образом, правосознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе этот феномен субъективен. Его основу образует прежде всего теоретическое знание -мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы. Достаточно часто такое знание существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правосознания выступают также субъективные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представления об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необходимых изменениях в правовой системе. Наиболее системные знания о правовой жизни общества приобретают форму правовой теории, существуют в виде правовой идеологии или

научной правовой концепции (юридической доктрины).

В юридической науке принято делить правосознание по степени общности на три вида: индивидуальное, групповое и массовое. Кроме того, сложилась классификация правосознания в зависимости от его носителя на обыденное, профессиональное и научное (доктринальное). Правосознание тесным образом взаимосвязано с инъми элементами правовой системы общества. Это проявляется в следующем. С одной сторонъ , само существование правосознания и его качественные характеристики во многом обусловлены действующим в обществе правом, практикой его толкования и реализации. Правосознание есть своеобразное «зеркало», отражающее существенные характеристики правовой системы общества. С другой стороны, само правосознание оказывает заметное влияние на свойства и тенденции развития правовой системы. Велика роль правосознания, в частности, в процессах правотворческой деятельности, поскольку от уровня юридической информированности, образования и опыта субъектов, создающих правовые акты, напрямую зависит качество последних. Характеристики индивидуального и общественного правосознания во многом предопределяют содержательные стороны правоотношений, практики толкования, реализации и применения правовых предписаний, а значит, от них зависят и результаты правового регулирования. Именно поэтому для достижения в обществе высокого уровня законности и правопорядка наряду с совершенствованием законодательства необходимо предпринимать меры, направленные на повышение степени юридической информированности, развитие системы правового образования, воспитания граждан и должностных лиц в духе уважения к действующим законам [9, с. 208].

Библиографический список

1. Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества [Текст]. - М.: ГАРДАРИКИ, 2002. - ISBN 5-8297-0105-7.

2. Юридический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. Я. Сухарев. - М.: Советская энциклопедия, 1984.

3. Любашиц В. Я. Теория государства и права [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Любашиц, А. ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - ISBN 5-241-00100-Х.

4. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства (Теоретико-правовые аспекты) [Текст] : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2002.

5. юсупов Х. А. Организационно-правовые вопросы охраны общественного порядка и безопас-

ности в современных условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998.

6. Теория государства и права [Текст] : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000. - ISBN 5-7975-0269-0.

7. Теория государства и права [Текст] : учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

8. Краткий юридический словарь [Текст] / под ред. М. Е. Волосова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2000. - ISBN 5-16-000183-2.

9. Малько В. В. Теория государства и права. Элементарный курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. - М.: Кнорус, 2007. - ISBN 978-5-85971-859-7.

проблемы коммуникативной деятельности органов внутренних дел

© Осипова Елена Сергеевна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.

@ (845-2) 379-152, И [email protected]

В статье рассматриваются вопросы коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации

Ключевые слова: общество, СМИ.

преступность, правоохранительные органы, коммуникативная деятельность,

П!

реступность в России вызывает всё возрастающую тревогу у общества и государства. Незащищённость граждан от противоправных посягательств стала одной из острых общесоциальных проблем. Система воздействия на преступность сегодня подвергается интенсивному влиянию многочисленных объективных противоречий, которые имеют место в функционировании такого важного социального института, каким является массовая коммуникация. Многие исследователи отмечают основополагающую роль массовой коммуникации в политической, правовой, экономической, духовной и других сферах жизнедеятельности общества. Но использование форм социальной коммуникации может иметь и разрушительные для личности и общества последствия. В частности, имеется в виду направленность массовой информации на подрыв государственности, дестабилизацию власти, правопорядка. От позиции СМИ, и в первую очередь непредвзятости и правдивости освещения происходящих

процессов, зависит очень многое. Ещё Наполеон говорил, что для взятия страны не надо большого войска, а надо иметь на своей стороне несколько десятков хороших газет [4, с. 36].

Система массовой коммуникации представляет большой интерес для криминологической науки в той части её предмета, которая включает проблему предупреждения преступлений. Массовая коммуникация сегодня способна вырабатывать такой информационный потенциал в правоохранительной системе, который позволяет не только развиваться ей самой, но и способствовать социально-правовому развитию всей общественной жизни.

Гражданам не безразлично, как обеспечивается их безопасность, защищаются их права и свободы. В 2010 г. на центральные каналы телевидения вышли более 8,5 тыс. сюжетов и репортажей о деятельности органов внутренних дел. Более 9 тыс. материалов опубликовано в печатных изданиях. Только по линии Центрального аппарата МВД России проведено

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.