2.3. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА С ФУНКЦИЕЙ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА
Лапшина Ольга Сергеевна. Должность: старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, заместитель декана юридического факультета. Место работы: Самарская гуманитарная академия, филиал в г. Тольятти. Е-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена проблемам взаимодействия охранительной функции права с функцией охраны правопорядка. Особое внимание уделено раскрытию данных понятий, их особенностям и взаимосвязи. Кроме того, автор показывает различные точки зрения на проблемы их соотношения.
Ключевые слова: функции права, охранительная функция права, функция охраны правопорядка, правовой порядок, законность, правоохранительная деятельность государства.
ON THE INTERACTION OF PROTECTIVE FUNCTION OF LAW WITH THE FUNCTION OF LAW ENFORCEMENT
Lapshina Olga Sergeevna. Position: senior lecturer at theory and history of law and state chair, deputy dean of the law faculty. Place of employment: Samara Academy of Humanities, Togliatti branch. Е-mail: [email protected]
Annotation: This article deals with the problems of interaction of protective function of law with the function of law enforcement. Special attention is paid to the interpretation of these legal terms, their peculiarities and interrelationship. Besides, the author shows different points of view on the problems of the correlation of these functions.
Keywords: functions of the law, protective function of the law, function of law enforcement, legal order, legitimacy, state law enforcement.
В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.
В связи с опасными тенденциями в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главным в охране правопорядка сегодня стало обуздание преступности.
В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.
Однако пока заметных реальных сдвигов в лучшую сторону не произошло. Не подорваны корни организованной преступности и коррупции. Не сокращается число убийств, в том числе заказных, и других особо тяжких преступлений против личности. Безнаказанными остаются многочисленные факты казнокрадства, обмана вкладчиков проворовавшимися банкирами, произвола чиновничества, открытого разжигания межнациональной розни и других проявлений национализма и фашизма.
Что же касается данной функции в теории государства и права ей наибольшее внимание уделили такие ученые как И.П. Антонов, В.В. Борисов, И.А. Ильин,
А.П. Мовчан, О.Ф. Мураметс, О.М. Пакус, Е.В. Рябова, О.П. Сауляк, Л.С.Явич и другие.
Итак, чаще всего вопросы, связанные с правопорядком в научной литературе «мимоходом затрагивают многие авторы, то перечень работ, посвященных специальному анализу, весьма ограничен»1. Поэтому существуют несколько понятий «правопорядок», так например, О.П. Сауляк писал: «Правопорядок - это «нервный узел», болевая точка» пересечения различных проблем, с которыми сталкивается общество на конкретном этапе своего развития»2. Правопорядок, по сообщению автора, часто рассматривается как «состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности»; «состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности»; «состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности»3.
В.В. Борисов, полагает, что вряд ли возможно другое более сложное и многогранное явление юридической жизни, чем правопорядок4.
А вот, например, И.А. Ильин даже писал: «По своему объективному назначению право есть орудие порядка...»5. Это непременно говорим о масштабе данного явления, которое является не простым даже на первый взгляд.
По мнению В. В. Лазарева «Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т. е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий»6.
Ученые сходятся во мнении, что под правопорядок -это состояние правовых отношений и связей, их уре-гулированность, упорядоченность, основанные на праве и законности7.
Н.И. Матузов и А.В. Малько трактуют правовой порядок как объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностыо системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права8.
1 Борисов В.В. Правовой порядок // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. - М.: Зерцало, 1998. -640с.
2 Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. - 2006. - №3. - С.166.
3 Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. - 2006. - №3. - С.168.
4 Борисов В.В Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. - Саратов, 1977. - С.5
5 Ильин И.А. Теория права и государства. - М., 2003. - С.388.
6 Лазарев В.В. Действие права. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. Нерсесянца В.С. -М., 1999. - С. 476; Во-пленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. -Саратов, 1983. - С. 54.
7 Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 38-39; Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. -Саратов, 1977. - С.55-57; Лазарев В.В. Законность и правопорядок. Проблемы общей теории права и государства // Под ред. Нерсесянц В.С. - М., 1999. - С. 474-476.
8 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Мату-зова, А.В.Малько. - М., 2001. - С. 563.
А, по мнению, В.В. Борисова, правопорядок есть состояние общественной жизни9. А.П. Мовчан отмечает, что термин «порядок в общеупотребительном смысле означает правильное, налаженное состояние10. М.Н. Марченко трактует правопорядок как «определенное состояние общественных отношений, которое достигается в результате строгого и неукоснительного следования предписаниям, содержащимся в правовых нормах, всеми субъектами права»11.
Другие ученые определяют его как порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников общественных отношений, обеспечивается их правомерное поведение, осуществление законности12.
Следует отметить, что, несмотря на то, что вышеуказанный взгляд на правопорядок является весьма устоявшимся в науке и явно преобладает над всеми остальными его трактовками, нередко встречаются отдельные «нетрадиционные» представления о данном явлении. Одним из самых распространенных походов к определению рассматриваемой категории заключается в следующем. Правовой порядок понимается как система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права1 .
Это самые общие подходы к определению правового порядка, которые в основных чертах отражают его внутреннюю сущность, качественную особенность. Индивидуальные трактовки правопорядка, предлагаемые некоторыми авторами, в целом основаны на вышеуказанных общих конструкциях и, но сути, являются их конкретизацией.
Итак, правовой порядок - сердцевина более широкого социального явления - общественного порядка. То, что присуще второму, характерно и для первого. Таким образом, здесь путаются два понятия правопорядок (правовой порядок) и общественный порядок.
Некоторые авторы утверждают, что правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в некоторой степени покрывает его, т.к. основная масса наиболее существенных принципиальных отношений закрепляется, опосредуется и охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы и обязанности и т.д.)14.
Наиболее распространенной специальной литературе является трактовка общественного порядка как урегулированных правом социальных связей, складывающихся, прежде всего, в публичных (общественных) местах.
9 Борисов В.В Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. - Саратов, 1977. - С.56.
10 Мовчан А.П. Международный правопорядок. - М., 1996. - С. 5
11 Юридический энциклопедический словарь. Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2006. - С. 537.
Байтин М.И. Сущность права. - Саратов, 2001. - С. 308; Назаров П.С. Правопорядок в условиях формирования правового государства: Дис. ...канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - С. 35.
1 Любашиц В.Я., Мордовец А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. - Ростов н/Д, 2002. - С. 484; Сырых В.М. Теория государства и права. - М, 1998. - С. 310; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1996. - С. 349. Борисов В.В. Социалистическая законность и правопорядок советского общества. - Саратов, 1962. - С. 45.
14 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. -
М., 2005. - С. 436-437.
А под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц.
Общественный порядок может быть нарушен и в иных, непубличных местах, в частности, в жилище, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейнобытовой конфликт и т.п.).
Нельзя, однако, согласиться с мнением, что «поскольку правопорядок охватывает сферу отношений, в том числе и вне публичных мест, следовательно, общественный порядок не включает в себя правопорядок в полном объеме»15.
Под общественным порядком обычно понимают совокупность общественных отношений как результат воздействия всех социальных норм16. Хотя понятие «общественный порядок» не нашло законодательного закрепления, однако под ним долгое время понимался не весь порядок общественных отношений, а лишь один из его сегментов - обстановка спокойствия, тишины и благопристойности в общественных местах17.
В науке традиционно различают понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Эти различия заключаются в следующем:
1) они не совпадают по своему генезису; если общественный порядок возникает в процессе становления общества, то правопорядок - с появлением права;
2) общественный порядок, в отличие от правопорядка, есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм;
3) если правопорядок обеспечивается аппаратом принуждения, то общественный порядок опирается на силу общественного мнения, за первым стоит государство, за вторым - общество;
4) при нарушении правопорядка применяются юридические санкции, а при нарушении общественного порядка меры морального характера;
5) они соотносятся как часть и целое.
Правопорядок - завершающий этап всех юридических процессов. Он вбирает в себя все упорядочивающие и организующие начала, которые исходят от разнообразных правовых явлений, выступая некой суммирующей величиной. Это не означает, что правопорядок является всеобъемлющей величиной по отношению, например, к правосознанию, правотворчеству, правореализации и что его можно отождествить с самой правовой системой. Это неравнозначные категории. Многие юридические явления, трансформируясь в правопорядок, теряют часть своих свойств и как бы передают их ему. Правопорядок представляет собой реально достижимый устойчивый компромисс относительно организованности общественной жизни и путей дальнейшего правового развития.
15 Закомолдин Р.В. К вопросу о понятии социально-правовой характеристике общественного порядка как охраняемой уголовным законом ценности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 13. 2001. - С. 184 - 185.
16 Загородников Н.И. Общественный порядок и пути его укрепления // Сов. Государство и право. - 1971. - №10. - С. 3.
17 Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. Труды Академии МВД СССР. - М., 1985. - С. 7.
Основная «нагрузка» в осуществлении охранительной функции права ложится на органы внутренних дел, которые призваны непосредственно (по закону) стоять на страже общественного и правового порядка, обеспечивать безопасность людей, бороться с правонарушениями. Разумеется, вместе с другими правоохранительными ведомствами и структурами.
Охрана правопорядка воплощается в контрольнонадзорной деятельности компетентных субъектов за реализацией правовых предписаний. Защита правопорядка представляет собой деятельность по устранению препятствий, затрудняющих или делающих невозможным реализацию правовых предписаний, по пресечению посягательств на правопорядок, устранению причин и условий, провоцирующих нарушения правопорядка. В данном случае еще нет нарушения правовых предписаний, однако выполнение их затруднено по независящим от субъектов реализации причи-18
нам .
Итак, что же касается, охранительной функции права, то она не может рассматриваться только в связи с деятельностью государства, его органов и учреждений, осуществляющих правопорядок профессионально. Она укрепляет правовую основу правоохранительных мер всех иных субъектов, и, прежде всего, самих носителей соответствующих прав, в том числе неправительственных (общественных) объединений и непосредственно граждан.
Однако если исходить из примата охранительной функции права над правоохранительной деятельностью государства, производного характера последней от того, охраняет ли право данные отношения или нет, то правоохранительная деятельность государства может рассматриваться только широко, т. е. включать и значительную часть правотворчества.
Поэтому в этом стоит разобраться. Итак, охранительная функция права - обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, которое призвано обеспечить сохранение и развитие положительных отношений, что сопряжено с выполнением тех из них, которые не причиняют обществу вреда. Данная функция направлена па пресечение и предотвращение общественно опасного противоправного поведения. Сущность охранительной функции выражена в следующих ее чертах: а) право предстает как система средств воздействия на поведение людей посредством угрозы применения санкций, закрепления запретов, обеспечения - неотвратимости юридической ответственности; б) функция служит источником информации субъектов правоотношений о ценностях, которые взяты государством под охрану; в) охранительная функция - показатель состояния политической и правовой культуры общества.
В качестве средств, способов охранительного воздействия на право иногда называют правовое закрепление запретов на совершение противоправных деяний, установление санкций за правонарушения, а также непосредственное применение этих санкций к правонарушителям.
Противоречия здесь нет. Имеют место лишь различные подходы по широте оценки охранительной функции, в выборе критериев дифференциации основных ее черт.
18 Рябова Е.В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005. - С. 8.
Более наглядно и ясно характерные признаки охранительной функции предстают при ее сравнении с правоприменительной деятельностью государства. Тем самым мы можем выявить одновременно и признаки охранительной функции и соотнести ее с такой важной функцией государства, как правоохранительная. Задача правоохранительной деятельности государства - обеспечение соблюдения гражданами требований закона (многие авторы19, называют их режимом закона). Достигается это посредством охраны общественного порядка и правоприменительной деятельностью органов государства (прокуратура, суд, МВД и др.). Очевидно, что охранительная функция права, по сути, тождественна действию самого права. Она и направлена на обеспечение именно этого действия права. Вполне понятно и то, что правоохранительной деятельности государства отводится роль гаранта обеспечения реализации предписаний права. Наряду с этим очевидно и то, что охранительная функция права направлена на охрану существующих общественных отношений, а правоохранительная деятельность связана с охраной самого права, без которой последнее не способно эффективно функционировать
Таким образом, охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства. Охранительная функция права и правоохранительная функция государства обладают также схожими объектами, субъектами воздействия и способами осуществления. Посредством правоохранительной деятельности государства происходит перевод возможностей, заложенных в охранительных правовых нормах в реальную действительность, т.к. правоохранительная деятельность основана на праве, а с учетом концепции примата права над государством охранительная функция права предопределяет правоохранительную функцию права. Одновременно
законодательная деятельность органов государственной власти определяет и существование охранительной функции права.
Значение права в деятельности органов государства и местного самоуправления невозможно преувеличить. Ведь право и государство тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. Против этого не возражают ни те, кто, абсолютизируя идеи естественного права, предлагает вообще избавиться от позитивного права и его нормативных начал, ни те, кто справедливо полагает, что естественное право должно превалировать в системе права современного цивилизованного человека.
Система органов государственного и муниципального управления - единый аппарат управления любого демократического общества. Задачи, функции, институтов государства производны от задач и функций государства по обеспечению в стране надлежащего правопорядка. Задачи и функции органов государства прямо связаны с задачами и функциями права. Регулятивная функция права не может осуществляться без активной правоприменительной деятельности государства, прокуратуры, следствия, судов и др. Охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства. Именно в соответствии с предписаниями права милиция, например, осуществляет патрульно-постовую службу, оперативно-розыскную деятельность, дознание, производство
19 Макуев Р.Х. Теория права и государства. Уч. - М.: Юристъ, 2006. - С. 248.
по административным правонарушениям. То же самое можно сказать о работе должностных лиц, функционировании иных государственных органов. Вся их деятельности, осуществляется в соответствии и в порядке, установленных законодательством. Например, уголовное дело возбуждается при наличии повода в основания, указанных в ст. 140 УПК РФ. При этом сам порядок возбуждения уголовного дела должен соответствовать ст. 146, 147 УПК. Задержать лицо орган дознания вправе лишь при наличии оснований (ст. 91 УПК) и на срок, указанный в п. 2 ст. 94 УПК. Строго в соответствии с законодательством осуществляется правотворческая деятельность законодательной и исполнительной властей. Одним словом, правовое регулирование, вся деятельность государственного аппарата, в том числе правоприменительная, осуществляется строго в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, гражданским процессуальным, уголовным, уголовно-процессуальным, административным законодательством и другими нормативными актами.
«Правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности его органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае правонарушения, разрешение в установленном порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической ответственности»20.
Правоохранительную деятельность можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком - это вся правозащитная деятельность государства, в узком - деятельность его специальных органов по обеспечению и охране конкретных прав и свобод человека и гражданина21. Широкий смысл представляет собой форму осуществления функций государства, содержание которой заключается в охране норм права от нарушений. В этом плане каждый орган государства так или иначе осуществляет правоохранительную деятельностью в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы государства контролируют исполнение правовых актов нижестоящими. Когда нарушаются эти нормы, соответствующий госорган применяет меры принуждения -санкции, юридическую ответственность.
Цель правоохранительной деятельности - это, прежде всего, охрана прав, свобод и законных интересов граждан. Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публичноправовой характер. Осуществление государственной охранительной функции по обеспечению законности и общественной безопасности, охране правопорядка, защите прав и свобод человека является конституционной обязанностью государства и его органов.
М.И. Байтин пишет: «В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных право-
20 Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1978. - С. 230.
21 Федоров В.П. Человек и правоохранительная деятельность:
философско-правовой аспект. Автореф. дис. ... д-ра.юрид.наук. -СПб. 1996, - С. 10.
нарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, следовательно, во всех случаях - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом»22.
Объекты охраны различаются в соответствии с основными сферами общественной жизни. В нашем случае мы взяли такие наиболее важные, как охрана конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, общественного и правового порядка, собственности и др.
Субъектами выступают государство в целом, правоохранительные органы, прежде всего такие, как Прокуратура, МВД, ФСБ, Минюст, МЧС, налоговые и таможенные службы, судебные приставы, спецподразделе-ния, внутренние войска (нередко их в совокупности называют «силовым блоком» или «силами правопорядка»), адвокатура, нотариат, различные негосударственные правозащитные организации (НКО), охранные агентства, а также граждане (самоохрана и самозащита).
Итак, можно сделать вывод: охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства в полной мере. Охранительная функция права направлена на охрану существующих общественных отношений, а правоохранительная деятельность связана с охраной самого права, без которой последнее, не способно эффективно функционировать. Кроме этого, важнейшей задачей права, всей правовой системы является надежная и эффективная охрана как общественного, так и правового порядка, стабильности и спокойствия в стране, обеспечения безопасности граждан, борьба с преступностью. Поэтому функция правопорядка и правоохранительная деятельность в лице органов внутренних дел, прокуратуры участвуют в реализации всех без исключения функций права, хотя формы, методы и степень такого участия в реализации каждой конкретной функции различна. Наиболее значительна роль в реализации охранительной функции права. Это объясняется совпадением общих целей и задач, стоящих перед ними и перед охранительной функцией права. Таким образом, когда говорят, что органы внутренних дел обеспечивают охрану закона и правопорядка, это означает, что они обеспечивают соблюдение установленных правовых запретов, реализуют санкции правовых норм, привлекая виновных к ответственности, т.е. являются активными участниками охранительных правоотношений в качестве субъектов охранительной деятельности.
Охранительная функция права и правоохранительная функция государства обладают также схожими объектами, субъектами воздействия и способами осуществления. Посредством правоохранительной деятельности государства происходит перевод возможностей, заложенных в охранительных правовых нормах в реальную действительность, т.к. правоохранительная деятельность основана на праве, а с учетом концепции примата права над государством охранительная функция права предопределяет правоохранительную функцию права. Одновременно законодательная деятельность органов государственной власти определяет и существование охранительной функции права.
Список литературы:
22 Байтин М.И. Формы осуществления функций государства. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2000. - С. 77.
Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - С. 38-39;
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1978. - С. 230.
Байтин М.И. Сущность права. - Саратов, 2001. - С. 308;
Байтин М.И. Формы осуществления функций государства. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2000. - С. 77.
Борисов В.В Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. - Саратов, 1977. - С.156.
Борисов В.В. Правовой порядок // Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. - М.: Зерцало, 1998. - 640с.
Борисов В.В. Социалистическая законность и правопорядок советского общества. - Саратов, 1962. - С. 45.
Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. - Саратов, 1983. - С. 54.
Загородников Н.И. Общественный порядок и пути его укрепления // Сов. Государство и право. - 1971. - №10. - С. 3.
Закомолдин Р. В. К вопросу о понятии социально-правовой характеристики общественного порядка как охраняемой уголовным законом ценности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 13. 2001. - С. 184 - 185.
Ильин И.А. Теория права и государства. - М., 2003. - С.388.
Проблемы общей теории права и государства / Под ред. Нерсесянца В.С. -М., 1999. - С. 476;
Любашиц В.Я., Мордовец А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. - Ростов н/Д, 2002. - С. 484;
Макуев Р.Х. Теория права и государства. Уч. - М.: Юристъ, 2006. - С. 248.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. -М., 2005. - С. 436-437.
Мовчан А.П. Международный правопорядок. - М., 1996. - С.
5
Назаров П.С. Правопорядок в условиях формирования правового государства: Дис. ...канд. юрид. наук. - Саратов, 2005.
- С. 35.
Рябова Е.В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005. - С. 8.
Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. - 2006. - №3. - С. 166 - 168.
Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 1998. - С. 310;
Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2001. - С. 563.
Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. Труды Академии МВД СССР. - М., 1985. - С. 7.
Федоров В. П. Человек и правоохранительная деятельность: философско-правовой аспект. Автореф. дис. . д-
ра.юрид.наук. - СПб. 1996, - С. 10.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1996. - С. 349.
Юридический энциклопедический словарь. Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2006. - С. 537.
Literature list:
Alekseev S.S. Law: the alphabet-theory-philosophy: Experience of complex research. - M.: Statute, 1999. - P. 38-39
Bajtin M.I. Essence and the basic functions of the socialist state. - Saratov, 1978. - P. 230
Bajtin M.I. Essence of law. - Saratov, 2001. - P. 308
Bajtin M.I. Forms of realization of functions of the state. Theory of the state and law. / Under ed. of N.I. Matuzova, A.V. Malko. -M.: Lawyer, 2000. - P. 77.
Borisov V.V. Legal order of the developed socialism. Questions of the theory. - Saratov, 1977. - P.156
Borisov V.V. Legal order // The general theory of the state and the right. The academic course in 2 volumes. - M.: Zercalo, 1998.
- 640p.
Borisov V.V. Socialist legality and the law and order of the Soviet society. - Saratov, 1962. - P. 45.
Voplenko N.N. Socialist legality and law application. - Saratov, 1983. - P. 54.
Zagorodnikov N.I. Public order and ways of its fortification // Soviet State and law. - 1971. - №10. - C. 3.
Zakomoldin R.V. To a question of the concept of the socially-legal characteristic of a public order as value protected by the criminal law // The bulletin of the Volga university of V.N. Tatischev. Issue 13. 2001. - P. 184 - 185.
Ilin I.A. The law and state theory. - M., 2003. - P.388.
Problems of the general theory of the law and the state / Under ed. Of Nersesyanca V.S. - M., 1999. - P. 476;
Lyubashic V.Y., Mordovec A.Y., Timoshenko I.V. The law and state theory. - Rostov on Don, 2002. - P. 484;
Makuev R.C. The law and state theory. Textbook. - M.: Lawyer, 2006. - P. 248.
Matuzov N.I., Malko A.V. The law and state theory. - M., 2005.
- P. 436-437.
Мовчан А.П. Международный правопорядок. - М., 1996. - С.
5
Movchan A.P. The international law and order. - M., 1996. - P.
5
Nazarov P.S. The law and order in the conditions of lawful state formation: Dissertation of the candidate of jurisprudence. -Saratov, 2005. - P. 35.
Ryabova E.V. Function of maintenance of the law and order in formation of the legal Russian state. Autoreferat of the dissertation of the candidate of jurisprudence. - Volgograd, 2005.
- BaBiyak O.P. Law and order paradigm: modern perusal // Jurisprudence. - 2006. - №3. - P. 166 - 168.
Syryh V.M. The law and state theory. - M., 1998. - P. 310;
The law and state theory. Course of lectures. Under ed. of N.I. Matuzov, A.V. Malko. - M., 2001. - P. 563.
The theory and practice of perfection of protection of a public order. Academy works MIA of USSR. - M., 1985. - C. 7.
Fedorov V.P. The person and law-enforcement activity: philosophy-legal aspect. Autoreferat of the dissertation of the doctor of jurisprudence. - Spb. 1996, - P. 10.
Hropanyuk V.N. The law and state theory. Under ed. of V.G. Strekozova. - M., 1996. - P. 349.
The legal encyclopedic dictionary. The editor-in-chief M.N. Marchenko. - M., 2006. - P. 537.
Рецензия
на статью Лапшиной Ольги Сергеевны, выполненную на тему: «О взаимодействии охранительной функции права с функцией охраны правопорядка»
В условиях разгула преступности и иных правонарушений, особую актуальность приобретает исследование проблем охранительной функции права, а от верного теоретического разрешения проблем охранительной функции права зависит также деятельность законодателя и правоприменителя.
В статье О.С. Лапшиной освещаются актуальные проблемы охранительной функции права и функции охраны правопорядка. Раскрываются понятия «правопорядок», «общественный порядок»; даются краткие характеристики функций охраны правопорядка и правоохранительной деятельности государства, а также их взаимодействие с охранительной функцией права.
Статья выполнена на должном теоретическом и методологическом уровне и содержит определенные элементы новизны. Автором грамотно и корректно ведется научная дискуссия по наиболее спорным проблемам, делаются выводы и обобщения, применимые в общей теории государства и права.
Работа соответствует предъявленным требованиям и рекомендуется к опубликованию.
Научный руководитель, Заведующий кафедрой теории государства и права Тольяттинского Государственного Университета д.ю.н.,
Профессор Д.А. Липинский