Научная статья на тему 'О взаимосвязи охранительной функции права с функцией охраны правопорядка'

О взаимосвязи охранительной функции права с функцией охраны правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1261
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функции права / функции государства / охранительная функция / правопорядок / охрана правопорядка / правоохранительная деятельность

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Ольга Сергеевна

Статья посвящена проблемам соотношения охранительной функции права с функцией государства по охране правопорядка. Особое внимание уделено раскрытию данных понятий и их особенностям, а также их соотношению и взаимосвязи с позиции современной теории государства и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О взаимосвязи охранительной функции права с функцией охраны правопорядка»

О ВЗАИМОСВЯЗИ ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА С ФУНКЦИЕЙ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА

© О. С. Лапшина

Лапшина Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Статья посвящена проблемам соотношения охранительной функции права с функцией тсуларства по охране правопорялка. Особое внимание улелено раскрытию ланных понятий и их особенностям, а также их соотношению и взаимосвязи с позиции современной теории тсуларства и права.

Ключевые слова: функции права, функции госулар-ства, охранительная функция, правопорялок, охрана правопорялка, правоохранительная леятельность.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

В связи с опасными тенденциями в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главным в охране правопорядка сегодня стало обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы. Однако пока заметных реальных сдвигов в лучшую сторону не произошло. Не подорваны корни организованной преступности и коррупции. Не сокращается число убийств, в том числе заказных, и других особо тяжких преступлений против личности. Безнаказанными остаются многочисленные факты казнокрадства, обмана вкладчиков проворовавшимися банкирами, произвола

чиновничества, открытого разжигания межнациональной розни и других проявлений национализма и фашизма.

Зачастую вопросы, связанные с правопорядком, в научной литературе «мимоходом» затрагивают многие авторы, перечень же работ, посвященных специальному анализу, весьма ограничен.

Существуют многообразие подходов к определению понятия «правопорядок» и его природе. Так, В. В. Борисов полагает, что вряд ли возможно другое более сложное и многогранное явление юридической жизни, чем правопорядок1.

Более того И. А. Ильин отмечает, что «по своему объективному назначению право есть орудие порядка...»2, что свидетельствует о масштабе данного явления.

О. П. Сауляк пишет: «Правопорядок — это «нервный узел», болевая точка» пересечения различных проблем, с которыми сталкивается общество на конкретном этапе своего развития»3. Правопорядок, по мнению автора, часто рассматривается как «состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности»; «состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности»; «состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности»4.

По мнению В. В. Лазарева, «правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т. е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий»5.

Н. И. Матузов и А. В. Малько трактуют правовой порядок как объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права6.

По мнению В. В. Борисова, правопорядок есть состояние общественной жизни7. А. П. Мовчан отмечает, что термин «порядок» в общеупотреби-

1 Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. Саратов, 1977. С. 5.

2 Ильин И. А. Теория права и государства М., 2003. С. 388.

3 Сауляк О. П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. 2006. ц 3. С. 166.

4 Там же С. 168.

Б Лазарев В. В. Действие права // Проблемы общей теории права и государства / под ред К С. Нерсесянца. М., 1999. С. 476.

6 Теория государства и права : курс лекций / под ред П И. Матузова и А К Малько. М., 2001. С. 563.

7 Борисов В. В. Указ. раб С. 56.

тельном смысле означает правильное, налаженное состояние8. М. Н. Марченко трактует правопорядок как «определенное состояние общественных отношений, которое достигается в результате строгого и неукоснительного следования предписаниям, содержащимся в правовых нормах, всеми субъектами права»9.

Другие ученые определяют его как порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников общественных отношений, обеспечивается их правомерное поведение, осуществление законности10.

В целом ученые сходятся во мнении, что правопорядок — это состояние правовых отношений и связей, их урегулированность, упорядоченность, основанные на праве и законности.

Следует отметить, что, несмотря на то, что такой взгляд на правопорядок является устоявшимся в науке и явно преобладает над всеми остальными его трактовками, нередко встречаются отдельные «нетрадиционные» представления о данном явлении. Одним из самых распространенных таких походов к определению рассматриваемой категории заключается в следующем: правовой порядок понимается как система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права11.

Это самые общие подходы к определению правового порядка, которые в основных чертах отражают его внутреннюю сущность, качественную особенность. Индивидуальные трактовки правопорядка, предлагаемые некоторыми авторами, в целом основаны на вышеуказанных общих конструкциях и, но сути, являются их конкретизацией.

Правовой порядок — сердцевина более широкого социального явления — общественного порядка, что приводит с смешению данных понятий.

Некоторые авторы утверждают, что правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в некоторой степени покрывает его, т. к. основная масса наиболее существенных принципиальных отношений закрепляется, опосредуется и охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы и обязанности и т. д.)12.

Наиболее распространенной в специальной литературе является трактовка общественного порядка как урегулированных правом социальных связей, складывающихся, прежде всего, в публичных (общественных) местах

а Мовчан А. П. Международный порядок. М., 1996. С. 5.

9 Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. М. Н. Марченко,- М., 2006. С. 537.

10 См., напр.: Байтин М. И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 308.

11 См., напр.: Любашиц В. Я., Мордовцев А. /О., Тимошенко И. В. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2002. С. 484.

12 Матузов Н. И., Малъко А. В. Теория государства и права. М., 2005. С. 436—437.

Под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц.

Общественный порядок может быть нарушен и в иных, непубличных местах, в частности, в жилище, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно-бытовой конфликт и т. п).

Нельзя, однако, согласиться с мнением, что «поскольку правопорядок охватывает сферу отношений, в том числе и вне публичных мест, следовательно, общественный порядок не включает в себя правопорядок в полном объеме»13.

Под общественным порядком обычно понимают совокупность общественных отношений как результат воздействия всех социальных норм14. Хотя понятие «общественный порядок» не нашло законодательного за-креп-ления, однако под ним долгое время понимался не весь порядок общественных отношений, а лишь один из его сегментов — обстановка спокойствия, тишины и благопристойности в общественных местах15.

В науке традиционно различают понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Эти различия заключаются в следующем: 1) они не совпадают по своему генезису; если общественный порядок возникает в процессе становления общества, то правопорядок — с появлением права; 2) общественный порядок, в отличие от правопорядка, есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм; 3) если правопорядок обеспечивается аппаратом принуждения, то общественный порядок опирается на силу общественного мнения, за первым стоит государство, за вторым — общество; 4) при нарушении правопорядка применяются юридические санкции, а при нарушении общественного порядка меры морального характера; 5) они соотносятся как часть и целое.

Правопорядок — завершающий этап всех юридических процессов. Он вбирает в себя все упорядочивающие и организующие начала, которые исходят от разнообразных правовых явлений, выступая некой суммирующей величиной. Это не означает, что правопорядок является всеобъемлющей величиной по отношению, например, к правосознанию, правотворчеству, правореализации и что его можно отождествить с самой правовой

13 См.: Закомомкш Р. В. К вопросу о понятии и социально-правовой характеристике общественного порядка как охраняемой уголовным законом ценности // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Вып. 13. Тольятти, 2001. С. 184—185.

14 Загородников Н. И. Общественный порядок на пути его укрепления // Сов. государство и право. 1971. № 10. С. 3.

1Б Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. М., 1985. С. 7.

системой. Это неравнозначные категории. Многие юридические явления, трансформируясь в правопорядок, теряют часть своих свойств в пользу правопорядка. Правопорядок представляет собой реально достижимый устойчивый компромисс относительно организованности общественной жизни и путей дальнейшего правового развития.

Основная «нагрузка» в осуществлении охранительной функции права ложится на органы внутренних дел, которые призваны непосредственно (по закону) стоять на страже общественного и правового порядка, обеспечивать безопасность людей, бороться с правонарушениями, разумеется, вместе с другими правоохранительными ведомствами и структурами.

Охрана правопорядка воплощается в контрольно-надзорной деятельности компетентных субъектов за реализацией правовых предписаний. Защита правопорядка представляет собой деятельность по устранению препятствий, затрудняющих или делающих невозможным реализацию правовых предписаний, по пресечению посягательств на правопорядок, устранению причин и условий, провоцирующих нарушения правопорядка. В данном случае еще нет нарушения правовых предписаний, однако выполнение их затруднено по независящим от субъектов реализации причинам16.

Однако охранительной функции права не может рассматриваться только в связи с деятельностью государства, его органов и учреждений, охраняющих правопорядок профессионально. Она укрепляет правовую основу правоохранительных мер всех иных субъектов, и, прежде всего, самих носителей соответствующих прав, в том числе неправительственных (общественных) объединений и непосредственно граждан.

Однако если исходить из примата охранительной функции права над правоохранительной деятельностью государства, производного характера последней от того, охраняет ли право данные отношения или нет, то правоохранительная деятельность государства может рассматриваться только широко, т. е. включать и значительную часть правотворчества.

Данная проблема требует более пристально внимания.

Охранительная функция права — обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, которое призвано обеспечить сохранение и развитие положительных отношений, что сопряжено с выполнением тех из них, которые не причиняют обществу вреда. Данная функция направлена па пресечение и предотвращение общественно опасного противоправного поведения. Сущность охранительной функции выражена в следующих ее чертах: а) право предстает как система средств воздействия на поведение людей посредством угрозы применения санкций, закрепления запретов, обеспечения неотвратимости юридической

16 Рябова Е. В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 8, 17.

ответственности; б) служит источником информации субъектов правоотношений о ценностях, которые взяты государством под охрану; в) является показателем состояния политической и правовой культуры общества.

В качестве средств и способов охранительного воздействия на право иногда называют правовое закрепление запретов на совершение противоправных деяний, установление санкций за правонарушения, а также непосредственное применение этих санкций к правонарушителям.

Противоречия здесь нет, имеют место лишь различные подходы по широте оценки охранительной функции, в выборе критериев дифференциации основных ее черт.

Более наглядно и ясно характерные признаки охранительной функции предстают при ее сравнении с правоприменительной деятельностью государства. Тем самым мы можем выявить одновременно и признаки охранительной функции и соотнести ее с такой важной функцией государства, как правоохранительная. Задача правоохранительной деятельности государства — обеспечение соблюдения гражданами требований закона (многие авторы, называют их режимом закона17. Достигается это посредством охраны общественного порядка и правоприменительной деятельностью органов государства (прокуратура, суд, МВД и др.). Очевидно, что охранительная функция права, по сути, тождественна действию самого права. Она и направлена на обеспечение именно этого действия права. Вполне понятно и то, что правоохранительной деятельности государства отводится роль гаранта обеспечения реализации предписаний права. Наряду с этим очевидно и то, что охранительная функция права направлена на охрану существующих общественных отношений, а правоохранительная деятельность связана с охраной самого права, без которой последнее не способно эффективно функционировать

Таким образом, охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства. Охранительная функция права и правоохранительная функция государства обладают также схожими объектами, субъектами воздействия и способами осуществления. Посредством правоохранительной деятельности государства происходит перевод возможностей, заложенных в охранительных правовых нормах, в реальную действительность, т. к. правоохранительная деятельность основана на праве, а с учетом концепции примата права над государством охранительная функция права предопределяет правоохранительную функцию права. Одновременно законодательная деятельность органов государственной власти определяет и существование охранительной функции права.

Значение права в деятельности органов государства и местного самоуправления невозможно преувеличить, поскольку право и государство тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. Против этого не возражают ни те, кто, абсолютизируя идеи естественного права, предлагает вообще избавиться от позитивного права и его нормативных

17 См., напр.: Макуев Р. X. Теория права и государства : учебник. М., 2006. С. 248.

начал, ни те, кто справедливо полагает, что естественное право должно превалировать в современной системе.

Система органов государственного и муниципального управления — единый аппарат управления любого демократического государства. Задачи и функции институтов государства производны от задач и функций государства по обеспечению в стране надлежащего правопорядка. Задачи и функции органов государства прямо связаны с задачами и функциями права. Регулятивная функция права не может осуществляться без активной правоприменительной деятельности государства, прокуратуры, следствия, судов и др. Охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства Именно в соответствии с предписаниями права полиция, например, осуществляет патрульно-постовую службу, опера-тивно-розыскную деятельность, дознание, производство по административным правонарушениям. То же самое можно сказать о работе должностных лиц, функционировании иных государственных органов. Вся их деятельности, осуществляется в соответствии и в порядке, установленных законодательством. Например, уголовное дело возбуждается при наличии повода в основания, указанных в ст. 140 УПК РФ. При этом сам порядок возбуждения уголовного дела должен соответствовать ст. 146, 147 УПК. Задержать лицо орган дознания вправе лишь при наличии оснований (ст. 91 УПК) и на срок, указанный в п. 2 ст. 94 УПК. Строго в соответствии с законодательством осуществляется правотворческая деятельность законодательной и исполнительной властей. Одним словом, правовое регулирование, вся деятельность государственного аппарата, в том числе правоприменительная, осуществляется строго в соответствии с законодательством.

«Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности его органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае правонарушения, разрешение в установленном порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической ответственности»18.

Правоохранительную деятельность можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком — это вся правозащитная деятельность государства, в узком — деятельность его специальных органов по обеспечению и охране конкретных прав и свобод человека и гражданина19. Широкий смысл представляет собой форму осуществления функций государ-

18 Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1978. С. 230.

19 См., напр.: Федоров В. П. Человек и правоохранительная деятельность: фи-лософско-правовой аспект : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб, 1996. С. 10.

ства, содержание которой заключается в охране норм права от нарушений. В этом плане каждый орган государства, так или иначе, осуществляет правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы государства контролируют исполнение правовых актов нижестоящими. Когда нарушаются эти нормы, соответствующий госорган применяет меры принуждения — санкции, юридическую ответственность.

Цель правоохранительной деятельности — это, прежде всего, охрана прав, свобод и законных интересов граждан. Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публичноправовой характер. Осуществление государственной охранительной функции по обеспечению законности и общественной безопасности, охране правопорядка, защите прав и свобод человека является конституционной обязанностью государства и его органов.

М. И. Байтин пишет: «В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, следовательно, во всех случаях — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом»20.

Объекты охраны различаются в соответствии с основными сферами общественной жизни. В нашем случае мы взяли такие наиболее важные, как охрана конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, общественного и правового порядка, собственности и др.

Субъектами выступают государство в целом, правоохранительные органы, прежде всего, такие, как прокуратура, МВД, Минюст, МЧС, ФСБ, налоговые и таможенные органы, служба судебных приставов, спец-подразделения, внутренние войска (нередко их в совокупности называют «силовым блоком» или «силами правопорядка»), адвокатура, нотариат, различные негосударственные правозащитные организации, охранные агентства, а также граждане (самоохрана и самозащита).

Итак, можно сделать вывод: охранительной функции права соответствует правоохранительная деятельность государства в полной мере. Охранительная функция права направлена на охрану существующих общественных отношений, а правоохранительная деятельность связана с охраной самого права, без которой последнее, не способно эффективно функционировать. Кроме этого, важнейшей задачей права, всей правовой системы является надежная и эффективная охрана как общественного, так и правового порядка, стабильности и спокойствия в стране, обеспечения безопасности граждан, борьба с преступностью. Поэтому функция правопорядка и правоохранительная деятельность в лице органов внутренних дел, прокуратуры участвуют в реализации всех без исключения функций

20 См.: Теория государства и права / под ред Н. И. Матузова и А В. Малько. 2-е изд, перераб. и доп. М. : Юристъ, 2000. С. 77.

права, хотя формы, методы и степень такого участия в реализации каждой конкретной функции различна. Наиболее значительна роль в реализации охранительной функции права. Это объясняется совпадением общих целей и задач, стоящих перед ними и перед охранительной функцией права. Таким образом, органы внутренних дел, обеспечивая охрану закона и правопорядка, обеспечивают соблюдение установленных правовых запретов, реализуют санкции правовых норм, привлекая виновных к ответственности, т. е. являются активными участниками охранительных правоотношений в качестве субъектов охранительной деятельности.

Охранительная функция права и правоохранительная функция государства обладают также схожими объектами, субъектами воздействия и способами осуществления. Посредством правоохранительной деятельности государства происходит перевод возможностей, заложенных в охранительных правовых нормах в реальную действительность, т. к. правоохранительная деятельность основана на праве, а с учетом концепции примата права над государством охранительная функция права предопределяет правоохранительную функцию права. Одновременно законодательная деятельность органов государственной власти определяет и существование охранительной функции права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Борисов, В. В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. — Саратов, 1977.

2 Ильин, И. А. Теория права и государства. — М., 2003.

Я Сауляк, О. П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. — 2006. — № Я

4. Лазарев, В. В. Действие права // Проблемы общей теории права и государства / под ред В. С. Нерсесянца. — М., 1999.

5. Теория государства и права : курс лекций / под ред Н И Матузова и А В Маль-ко. — М., 2001.

6 Мовчан, А. П. Международный порядок. — М., 1996.

7. Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. М. Н. Марченко. — М., 2006.

8.Байтин, М. И. Сущность права. — Саратов, 2001.

9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права / В Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, И В. Тимошенко. — Ростов н/Д, 2002.

10. Матузов, Н. И. Теория государства и права / ПИ. Матузов, А. В. Маль-

ко. — М., 2005.

II. Закомолдин, Р. В. К вопросу о понятии и социально-правовой характеристи-

ке общественного порядка как охраняемой уголовным законом ценности // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Вып. 13. — Тольятти, 2001.

12. Загородников, Н. И. Общественный порядок на пути его укрепления // Сов.

государство и право. — 1971. — № 10.

13. Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. — М., 1985.

14. Рябова, Е. В. Функция обеспечения правопорядка в период формирования правового российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2005.

15. Маку ев, Р. X. Теория права и государства : учебник — М., 2006.

16. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. — Саратов, 1978.

17. Федоров, В. П. Человек и правоохранительная деятельность: философско-правовой аспект : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — СПб., 1996.

18. Теория государства и права / под ред П И. Матузова и А. В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.