Научная статья на тему 'О соотношении экономической и охранительной функций российского государства'

О соотношении экономической и охранительной функций российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / THE ECONOMIC FUNCTION OF THE STATE / THE GUARDING FUNCTION OF THE STATE / LEGALITY / LAW AND ORDER / ECONOMY / THE ECONOMIC FACTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пожарский Д. В.

Взяв за основу рассмотрение различных аспектов соотношения важнейших функций государства экономической и охранительной, автор статьи приходит к выводу о том, что все функции государства находятся в тесной органической связи между собой, образуют систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the correlation of the economic and guarding functions of the Russian state

Having taken for a basis the consideration of various aspets of the correlation of the most important state functions economic and guarding, the author of the article comes to the conclusion that all state functions are in close organic connection and form a system.

Текст научной работы на тему «О соотношении экономической и охранительной функций российского государства»

О СООТНОШЕНИИ экономической и охранительнои ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Д.В. Пожарский

(начальник кафедры гуманитарных дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук,

доцент; human@vui.vladinfo.ru)

Взяв за основу рассмотрение различных аспектов соотношения важнейших функций государства - экономической и охранительной, автор статьи приходит к выводу о том, что все функции государства находятся в тесной органической связи между собой, образуют систему.

Ключевые слова: экономическая функция государства, охранительная функция государства, законность, правопорядок, экономика, экономический фактор.

Государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, - считает профессор Т.Н. Радько, -поскольку идея беспреступного общества остается не более чем мечтой отдельных романтиков» [1, с. 117].

Следует отметить, что относительно наименования охранительной функции государства в современной юридической литературе наблюдается вариативность. Данная деятельность именуется по-разному: «функция защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка» [2, с. 68], «функция охраны правопорядка и укрепления законности» [3, с. 32], «функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка» [4, с. 57], «правоохранительная функция», «функция охраны прав и свобод личности» [5, с. 11], «охранительная функция» [6] и др.

На наш взгляд, при рассмотрении и определении точного наименования данной деятельности государства более правильно исходить не только из ее предметной направленности (предметный критерий), но и природы, характера и функциональных особенностей конкретных видов охранительной деятельности (функциональный критерий) [1, с. 117].

Следует согласиться с Т.Н. Радько, считающим, что более правильным является структурный подход к анализу охранительной функции, поскольку этот прием позволяет избежать излишней абстрактности и более полно ее охарактеризовать

[1, с. 118]. Действительно, при перечислении всех сфер общественных отношений, нуждающихся в государственно-правовой охране, а следовательно предметно обусловливающих охранительную функцию, довольно трудно избежать излишней множественности. Например, в учебнике «Теория государства и права», изданном под редакцией профессора С.С. Алексеева в 1985 г., среди внутренних функций советского государства названы: «функция охраны и преумножения социалистической собственности», «функция охраны социалистического правопорядка, прав и свобод граждан», «функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов» (курсив наш. - Д.П.). Получается, что каждая функция государства в известном смысле охранительная.

Видимо, следует различать две различные группы функций: функции-задачи и функции-операции (данная точка зрения существует в отечественной правовой науке - М.А. Бухтерева, Б.П. Курашвили, Ю.А. Тихомиров). Так, например, в современной юридической науке появились исследования контрольно-надзорной [7] и информационно-коммуникативной [8] функций государства. В структуре охранительной функции можно выделить следующие подфункции [1, с. 118]:

- охрана конституционного (государственного) строя;

- охрана прав и свобод человека;

- охрана собственности;

- охрана общественного порядка;

- охрана природных ресурсов и окружающей природной среды;

- борьба с преступностью.

В конкретных историко-политических условиях перечень подфункций в структуре охранительной функции может быть дополнен или сокращен без ущерба для титульного и собирательного наименования этого направления деятельности государства.

Реализация практически каждой из указанных подфункций связана с общественными экономическими отношениями.

Применительно к подфункции охраны конституционного (государственного) строя необходимо отметить, что в конституционно-правовой литературе среди основ конституционного строя называются экономические основы (единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности). Вполне очевидно, что, охраняя конституционный строй в целом, государство охраняет и его экономическую составляющую.

Подфункция охраны прав и свобод человека также напрямую связана с экономической сферой, поскольку именно в этой сфере человек реализует свои гарантированные Конституцией РФ экономические права и свободы [9, с. 14-15]: право собственности, право заниматься предпринимательской деятельностью, свобода экономической деятельности. Другими словами, экономические права человека являются объектом данной подфункции. Охраняя и защищая указанные права и свободы, государство подтверждает их высшую ценность, неотчуждаемость и гарантированность. Стоит также отметить, что при охране конституционных экономических прав и свобод никоим образом не умаляются иные экономические права и свободы, закрепленные в отраслевом законодательстве. Их охрана так же обязательна, как охрана основных конституционных прав и свобод личности.

Подфункция охраны природных ресурсов и окружающей среды также имеет

непосредственное отношение к экономической функции. Для российской экономики это имеет особое значение, поскольку на современном этапе основным источником экономического роста по-прежнему остается благоприятная ценовая коньюнктура на энергоносители, добываемые из недр.

Подфункция охраны общественного порядка также тесно связана с экономической деятельностью государства. Вполне очевидно, что, охраняя общественный порядок, государство охраняет также правовой порядок, обеспечивает законность. В этой связи отметим, что в юридической науке уже давно отмечается наличие тесной связи между экономическими факторами, законностью и правопорядком. Т.Н. Радь-ко считает, что «если экономические факторы содействуют укреплению законности, то они могут быть отнесены к экономическим гарантиям, а если дестабилизируют ее, отрицательно сказываются на процессе реализации прав и свобод граждан, то гарантией законности считать их нельзя» [1, с. 490]. А.Б. Ендин отмечает, что «укрепление законности должно стать первоочередной задачей экономической политики (функции) государства» [10, с. 14].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что подфункция охраны общественного порядка устремлена, помимо прочего, в экономическую сферу, поскольку последняя представляет собой значительный сегмент общественной жизни и регулируется различными нормами, в том числе правовыми. Охрана экономического порядка, экономической дисциплины, экономической законности - важная задача государственных органов.

Что касается подфункции борьбы с преступностью, то необходимо отметить, что ценность некоторых экономических общественных отношений послужила основанием для признания посягательств на них преступлениями. Законодатель не случайно выделил самостоятельный раздел «Преступления в сфере экономики» в УК РФ, включающий в себя такие главы, как: «Преступления против собственности», «Преступления в сфере экономической деятельности», «Преступления против

интересов службы в коммерческих и иных организациях».

Сегодня вряд ли вызовет удивление утверждение о том, что значительный сегмент национальной экономики является теневым, криминальным. Определить масштабы теневой экономики в полном объеме не представляется возможным. По данным статистических органов, теневая экономика в России составляет приблизительно 38-45 % ВВП (ряд независимых экспертов называют 50 %).

Комиссия ЕС в Брюсселе опубликовала доклад, в котором указывается, что в скандинавских странах теневая экономика составляет до 5 % ВВП, в группе стран (Бельгия, Франция, Великобритания) от 5 до 20 %, в ряде других (Греция, Италия) - более 20 % [11, с. 17]. Отмечается, что обострение криминальной ситуации в сфере экономики в основном связано с недостаточным уровнем развития и совершенствования институтов власти и их механизмов, нормализации деятельности правоохранительных органов и отсутствием достаточной стабилизации социально-экономического положения общества, наличием внутренних напряжений [11, с. 15]. Однако при этом редко указывается на то, что наряду с теневой экономикой существует и теневое право [12, с. 40-47]; при этом оба явления по отношению друг к другу попеременно выступают в качестве причины и следствия.

Противодействие криминальным явлениям в экономике становится неотложной задачей государства, всего общества, начиная с совершенствования старых и формирования новых институтов хозяйствования и механизмов выведения из криминальных отношений неопасных для общества видов экономической деятельности, а также борьбу с криминальными структурами [11, с. 3].

Не менее важной задачей сегодня можно считать совершенствование финансово-экономического контроля, поскольку без контрольной (надзорной) функции обеспечить охрану правопорядка невозможно [13, с. 5], в том числе и в экономической сфере.

В целом можно отметить, что охранительная функция государства носит обеспечивающий характер по отношению к экономической функции. Вместе с тем, экономическая функция нередко оказывает воздействие на охранительную политику государства. Экономический фактор играет важную роль в осуществлении охранительной функции.

Вместе с тем созидательное воздействие экономической функции на охранительную не является единственным аспектом соотношения этих явлений. В условиях экономических преобразований, направленных на формирование либеральной экономики, соотношение государственно-правовой охраны и экономики нередко носит классово-антагонистический характер. Наиболее рельефно подобный характер этих связей проявляется в сфере предпринимательства и бизнеса. Не секрет, что извлечение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности - такова природа бизнеса. Между тем нередко процесс достижения этой цели сопряжен с нарушениями социальных норм, в том числе и правовых. Нарушения юридических норм, как правило, оправдываются экономической рентабельностью, новыми политическими условиями, дефицитом времени на соблюдение всех правил.

Так, В.А. Мау считает, что «...экономическая целесообразность требовала быстрых (и политических и юридических) ответов на вопросы создания в России рыночной экономики и частной собственности» [14, с. 22]. При этом автор называет тех, кто считает приватизационный процесс грабительским, поверхностными политиками и публицистами. Считаем, что с сугубо юридической точки зрения подобная позиция должна быть отвергнута. Разве может целесообразность, даже экономическая, в системе координат правового государства требовать, командовать правом, особенно законностью? Что касается «поверхностных», то автор, видимо, не случайно постеснялся к их числу отнести ученых-юристов. Ведь этот ряд могли бы пополнить такие известные ученые, как Ю.Е. Аврутин, В.К. Бабаев, М.И. Байтин,

А.В. Корнев, Н И. Матузов, В.С. Нерсе-сянц, А.М. Тарасов, А.Н. Харитонов и др., чье мнение относительно криминального характера российской приватизации вряд ли можно назвать поверхностным. Однако именно здесь находятся истоки определенного противоречия между экономической и охранительной функциями государства. Предприниматель, для которого экономическая целесообразность и рентабельность превыше всего, - с одной стороны, и субъекты правоохранительной (контрольно-надзорной) деятельности, прежде всего обеспечивающие (в том числе на уровне теоретических изысканий и рекомендаций) законность, - с другой. Не так давно в России можно было наблюдать, как представители «крупного бизнеса» «в штыки» воспринимали проводимые правоохранительными органами мероприятия, что иногда отражалось на различного рода экономических рейтингах и индексах российского государства. Так, падение курса ценных бумаг крупнейших российских компаний (в среднем на 19 %) на отечественном и мировом рынке в октябре 2003 г. многими экспертами связывалось с арестом главы нефтяной компании «ЮКОС» (Российская газета от 28 октября 2003 г.). В связи с политической важностью данная тема была рассмотрена Президентом России на совещании с членами Правительства РФ 26 октября 2003 г., на котором глава государства выступил с заявлением о равенстве всех граждан перед законом и правосудием.

Подводя итог, отметим, что в системе функций государства экономическая деятельность выполняет важную роль, формируя материально-финансовый ресурс для реализации иных направлений деятельности государства. Вместе с тем исходить только из того, что экономика - всегда решающий фактор не совсем и не всегда правильно. Все без исключения функции государства в разной степени оказывают обратное, а некоторые - обеспечивающее воздействие на экономические отношения и процессы. И это обстоятельство лишний раз доказывает утверждение о том, что все без исключения функции государства на-

ходятся в тесной органической связи между собой и представляют систему.

1. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.

2. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.

3. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

4. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.

5. Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004.

6. Степанов О.А. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. М., 2000.

7. Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе (теоретико-правовой аспект). М., 2005.

8. Никодимов И.Ю. Информационнокоммуникативная функция государства и механизм ее реализации в современной России (Теоретический и сравнительно правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2001.

9. Кононенко А.Н. Конституционные социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их обеспечении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

10. Ендин А.Б. Законность в деятельности уголовно-исполнительной системы российского государства (общеправовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006.

11. Есипов В.М. Организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночных реформ: автореф. дис. .д-ра. экон. наук. М., 2004.

12. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения / Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные при-

оритеты, практика обеспечения // Вестник 14. Мау В.А. Конституционная экономика Нижегородской академии МВД России. и история // Экономика и законодательс-2001. № 1. тво. 2003. № 12.

13. Черников В.В. Судебные, правоохранительные и контрольные органы России.

М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.